Проектная работа «Какие условия необходимы для прорастания семян?»
проект по окружающему миру (3 класс)

Исхакова

                                Растения играют важную роль в нашей жизни, участвуя в пищевых экологических цепочках, являясь производителями кислорода воздуха, выполняя средозащитные функции.

                        Поэтому особенно важно знать, как реагируют растения на химическое загрязнение среды, какие условия необходимы для прорастания семян?

 

http://cloud.mail.ru/public/bZnP/1FGCBBpL3

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 аул Малый Барханчак

Ипатовского района Ставропольского края

 

Проектная работа

«Какие условия необходимы для прорастания семян?»

Руководитель проекта:

                                                                  Исхакова Змря Камильевна,

                                                   учитель начальных классов

        аул Малый Барханчак,  2024г

Введение

Растения играют важную роль в нашей жизни, участвуя в пищевых экологических цепочках, являясь производителями кислорода воздуха, выполняя средозащитные функции. 

Поэтому особенно важно знать, как реагируют растения на химическое загрязнение среды, какие условия необходимы для прорастания семян?

Цель исследования: 
- Выяснить, какие условия нужны для прорастания семян.                                    
 Задачи: 
1.Провести опыты по проращиванию семян подсолнечника, кукурузы, огурцов, шишки кедровой с орешками в  разных условиях .
2.Выделить основные условия, влияющие на проращивание семян.
3. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Предмет исследования: семена кукурузы, подсолнечника, огурцов, кедровых орешков.

Объект исследования: прорастание семян  под действием загрязняющих веществ (сахара,  соли, уксуса, мыла)

                               Влияние загрязнения окружающей среды на прорастание семян

Роль растений в формировании экосистем особо важна при химическом загрязнении окружающей среды. Повышенное содержание в почве и воздухе химических веществ приводит к  гибели растений. Заражённая, грязная вода губит природу: от неё страдают речные растения, рыба и животные. Грязная вода является источником многих болезней и у человека.

Наиболее известным источником загрязнения воды, являются бытовые (или коммунальные) сточные воды.

В растворенном виде в сточных водах присутствуют мыло, синтетические стиральные порошки, отбеливатели и другие вещества бытовой химии. Из жилых домов поступает бумажный мусор, отходы растительной и животной пищи. С улиц в канализацию стекает дождевая и талая вода, часто, с песком и солью, используемыми для ускорения таяния снега и льда на проезжей части улиц и тротуарах.

Этапы проектной деятельности:

1.Подготовка к проведению эксперимента (сентябрь 2024 г.)

  • Поиск необходимой информации в Сети Интернет.
  • Чтение дополнительной литературы по данной теме.
  • Выбор и подготовка семян, почвы и необходимого материала, оборудования  для проведения эксперимента.

2. Проведение  эксперимента:

Опыты и наблюдения:

  • «Исследование состава почвы»;
  • «Влияние воздуха и  загрязненной воды на прорастание семян»;
  • « Можно ли  вы вырастить кедр из кедровых орешков?»;
  • «Выращивание рассады огурцов».
  • «Дождевые  черви –  «живые  удобрения»;
  • « Изучение  свойств  аквариумной  воды, использование для полива растений».

(сентябрь 2024 года – октябрь 2024 года)  

             3. Наблюдение и уход за растениями  (октябрь 2024г.- февраль 2025 года).

       4. Обобщение полученных результатов (март 2025 года).

Опыт № 1. «Исследование состава почвы»;

Опыт № 2 .  Влияние воздуха  и загрязненной воды  на прорастание семян.

Для исследования взяли чашки биологические Петри, стаканы, разложили семена подсолнечника, кукурузы, пшеницы,  кедровые орехи.

Семена в каждой чашке поливали раствором загрязняющего вещества

Чашка №1 – контрольная (полив водопроводной водой)

В виде загрязняющих веществ использовали:

чашка  Петри №2 – сладкая вода;

чашка №3 – соль;

чашка №4 – сода;

чашка №5 – жидкое мыло и перекись водорода;

чашка №6 – уксус;

чашка №7 -  краситель (гуашь) и соль.

чашка № 8 – сладкая вода.

1. Воды налили так, чтобы она покрывала семена на половину и поместили  чашки   Петри    на   светлое и    теплое место. 

2. Влияние загрязненной воды.

Объём воды от 50-100 мл. Вода полностью закрывает семена.

Выводы: воду  не добавляли, она полностью испарилась, на чашках  Петри  остались  кристаллы  соли, сахара, соды. Кристаллы соли твердые, семена высохли. Кристаллы сахара липкие, семена прилипли к чашке. Кристаллы соды рассыпчатые, семена легко отделяются.
Из-за испарения воды  семена не изменились, они остались сухими, в них не проросли ростки.  Опыт  доказывает, что вода  играет  важную роль  в жизни растений.
 Семена залитые водой набухли, в стакане № 7 окрасились в цвет гуаши, не проросли, так как избыток воды перекрыл доступ кислорода и зародыши в семенах  скорее  всего  погибли. Произошло загнивание проросших семян.

3. Ребята решили набухшие семена высадить в почву. Взяли семена из стаканов:

№ 5 (мыло),№ 6 (уксус), №8 (сахар).

Выводы: семя кукурузы, находящееся в мыльной воде, проросло. Это удивило детей. Ребята решили, что мыльная вода убила бактерии, быстрее разрушила твёрдую оболочку семени и зародыш напился влагой и пророс. Они вспомнили, что еще добавили  в мыльную  воду немного перекиси водорода, что ускорило разрушение оболочки, и вода насытилась кислородом.

4. Влияние уксуса на прорастание семян и на состояние почвы.

Вывод: Использование уксуса может привести к гибели полезных почвенных микроорганизмов, а также дождевых червей, которые рыхлят грунт. Кислота надолго остается в почве. В результате грунт становится кислым. Только некоторые растения плодоносят и растут на слабо кислых почвах. Подсолнечник не переносит кислых почв, кукуруза и пшеница чувствительны к повышению кислотности.

5. Влияние соли  на прорастание семян.

Вывод: Соль препятствует прорастанию. Когда вода попадает в почву с более высокой концентрацией солей, семенам доступно меньше влаги для впитывания, и скорость прорастания резко снижается. Воздействует по-разному в зависимости от концентрации раствора и вида растения. Также под влиянием солей в растениях нарушается азотный обмен, накапливаются аммиак и другие ядовитые для растений продукты. 

6. Влияние сахара на прорастание семян.

Вывод: Сахар подавляет прорастание семян. Его не следует добавлять в воду для замачивания. Сахар усиливает рост бактерий и грибков.  Для замачивания семян рекомендуется использовать дистиллированную воду комнатной температуры или дождевую воду. 

7. Влияние соды.

Вывод: Чтобы семена  быстрее всходили, перед посевом их нужно обработать активаторами роста. Хорошее средство есть у каждого дома. Раствор пищевой соды. На один литр воды  нужно взять  пол  чайной ложки соды, перемешать  и замочить  семена на 20 минут. Обработка содой усилит обменные процессы в семенах. 

     8. Семена кукурузы набухли в тепле.

Вывод: для прорастания семян нужно тепло, в холоде растение не развивается.

9. Начинаем наблюдения за кукурузой – царицей полей. Маленький зародыш растения есть в каждом семени, а чтобы оно проросло, ему необходимы вода, воздух и тепло. Сначала образуется проросток, затем из кожуры первым выглядывает наружу маленький корешок, потом появляется стебелёк и наконец маленькие листочки... Появление метёлки кукурузы и початка. Метёлка образует пыльцу, которая необходима для опыления початков. Наблюдение за ростом стебля кукурузы.

10. Влияние света на рост растения

Мы накрыли непрозрачной крышечкой половину семян, чтобы создать полную темноту. Через несколько дней сравнили результат. Ростки без света слабые, бледные. хилые; ростки на свету крепкие, тёмно-зелёного цвета.

Вывод: свет имеет большое значение для растений, так как только на свету растения могут хорошо расти, развиваться и образовывать листья.

11. Влияние воздуха на прорастание семян.

Один из стаканчиков с мокрыми семенами мы закрыли плотной крышкой. Через несколько дней семена покрылись плесенью, но проросли. Ростки слабы, тонкие, бледные. Через некоторое время ростки погибли. Вывод: для прорастания семенам необходим воздух, без воздуха растение не вырастет, а погибнет.

Опыт № 3. Можно ли вырастить кедр из кедровых орешков?
1. Рассматриваем шишку и  кедровые орешки. На несколько дней их  оставляем в  чистой  воде.

2. Посадка  кедровых орешков  и   шишки в почву. Полив и наблюдение. Появился один росток кедра.

Опыт № 4. Выращивание рассады огурцов. Пересадка  ростков из стаканчиков в горшки.

Опыт № 5. Присутствие большого количества дождевых червей в земле — показатель её здоровья и плодородия! О дождевых червях говорят, что они «живые

удобрения» для растений, потому что они обогащают почву питательными веществами. Изучение материала в сети  Интернет. Наблюдение за живым объектом в микроскоп.

Опыт № 6 « Изучение  свойств  аквариумной  воды, использование для полива растений». Изучение  материала на сайтах в сети Интернет. Вода из аквариума содержит ценные питательные вещества, такие как аммиак, нитраты, фосфаты. В ней есть железо, магний, цинк, медь, марганец, которые необходимы для нормального роста  и развития растений. Изучение свойств аквариумной воды.  Применение аквариумной воды   для полива растений.

Просмотр презентации « Кукуруза - царица полей».

Аграрии в 2024 году в Ставропольском крае произвели сев кукурузы и подсолнечника в 12 муниципалитетах. Общая площадь работ составила более 360 тыс. га.  Ежегодно на рынок продаж выходят новые гибриды подсолнечника и кукурузы, обладающие более высоким потенциалом урожайности, комплексной устойчивостью к основным заболеваниям и стрессам.

Подсолнечник - одна из главных культур сельского хозяйства.

Кукуруза — одна из важнейших сельскохозяйственных культур в мире. Её уникальность состоит в высокой урожайности и универсальности использования.

Кукуруза используется на продовольственные, кормовые, технические и медицинские цели. Зерно является сырьём для производства крупы, муки, масла, крахмала, спирта, глюкозы и многих других продуктов.

Из незерновой части урожая вырабатывают клей, краски, лак, картон, изоляционные прокладки, линолеум, целлюлозу, фурфурол и прочее.

Доля кукурузы в производстве крахмала в мире составляет около 75 %. Крахмал кукурузы используется для производства более 500 наименований продукции в пищевой, бумажной, текстильной, химической, фармацевтической промышленности.

Кукуруза настоящий дар природы людям, её используют практически во всех отраслях нашей жизни. Люди за многие века приспособили её практически везде, где только можно. Мы рассмотрим все возможные варианты применения этой культуры. Кукуруза как питание для людей 

В пищу кукурузу употребляют в различных видах в каждой стране мира. В Мексике, к примеру, она является практически национальной пищей, её варят целиком, готовят из неё различные каши и прочее. Так в каком же виде её употребляют во всем мире?

  • Наиболее популярно приготовление кукурузы в вареном виде целыми початками, початки кушают в чуть подсоленном или подсахаренном виде, так её горячие початки сдабривают сливочным маслом.
  • Сушеную кукурузу измельчают для приготовления различных каш, из неё готовят известную кашу Мамалыгу. Каши из кукурузы готовят как соленые с различными овощами и мясом, так и сладкие на молоке и на воде сдабривают их сливочным или растительным маслом.
  • Во всем мире в наши дни на заводах изготавливается очень много консервированной кукурузы, её употребляют просто из банки, с такой кукурузой готовят множество различных салатов. Такая кукуруза отлично заменяет вареные початки в сезон, когда она выращивается.

Заключение 

Проведя исследование, мы сделали выводы, что для растений необходимы следующие условия: воздух, солнце, тепло и вода. На состояние, рост и развитие растений воздействуют вещества, которые имеются в воде. При поливе загрязняющими веществами рост и развитие семян приостанавливаются и растения могут погибнуть. Выбирая источник  воды для обработки посевов, следует знать ее состав и как реагируют растения на химическое загрязнение среды.  Поэтому нужно бережно относиться к окружающей природе: не выливать на растения воду после стирки, мытья посуды, не сливать в реки и озера воду промышленных предприятий, содержащих загрязняющие вещества, не мыть в проточной вода автомобили и другие виды транспорта.   Защита природы – дело каждого, и мы должны принять посильное участие в охране растений.

 Литература

  • «Энциклопедия для детей», «Экология» – Москва, издательство «Мир энциклопедий Аванта+», 2006.
  • Я познаю мир: Детская энциклопедия; Растения/ Авт. – составитель Л.А. Багрова; – М.: ООО « Издательство АСТ» 2001.
  •  Большая Русская энциклопедия Москва. Научное издательство.2005 год
  • Воробьева А.А Лук.Россельхозиздат.1980год
  • Журнал «Приусадебное хозяйство»№2 2007, №4 2008 года
  • Онегов А. Школа юннатов Москва. Детская литература.1982год
  • Плешаков А.А. «Окружающий мир» 3 класс 2012года
  • Энциклопедический словарь юного земледельца. Москва. Педагогика.1983 год

                                              Сайты в Интернете:

 

http://www.valleyflora.ru/vliyaniye-vneshnikh-usloviy-na-rost-rasteniy.html,

http://fizrast.ru/razvitie/rost/vneshnii-usloviya.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Условия, необходимые для прорастания семян"

Это исследование проводилось в рамках предмета окружающий мир. Осенью ребенок принес семечко хурмы и спросил, можно ли из него вырастить растение. Мы решили сначала опытным путем узнать на примере фас...

Исследовательская работа по теме "Условия, необходимые для прорастания семян гороха"

Цель  работы: рассмотрение влияния внешних факторов на проращивание семян гороха.Исследуя условия прорастания семян гороха, изучая влияние различных факторов на данный процесс, мы ставили перед с...

презентация к исследовательской работе "Условия, необходимые для прорастания семян"

презентация к исследовательской работе "Условия, необходимые для прорастания семян"...

Презентация проектной работы "Какие бывают настольные игры?"

В проекте исследуется проблема популяризации настольных игр. Рассматриваются различные виды настольных игр, классифицируются игры и оформляются в каталог. Составлена собственная игра "Космическая одис...

Экспериментальная работа "Какие условия необходимы для роста растений?"

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другим...

Проектная работа "Какие загадки скрывает Луна?"

Луна – наш единственный спутник Земли, который испокон веков сопровождает Землю. О происхождении Луны слагались легенды. Существует множество теорий, описывающих происхождение этого естественного земн...

Проектно-исследовательская работа "Какие тайны хранят звёзды?"

Проектно-исследовательская работа ученика 1 класса, в которой раскрываются вопросы: Как устроены звёзды? Чем они отличаются друг от  друга? Почему зажигаются и гаснут на небе? Почему мы видим звё...