«Путешествие в Азию. В краю рисовых полей»
план-конспект по окружающему миру
«Путешествие в Азию. В краю рисовых полей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_aziyu._v_krayu_risovyh_poley.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в Азию. В краю рисовых полей»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: формировать у детей представление об Азии.
Программное содержание: учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой (на примере возделывания риса, изобретения бумаги, Великого шелкового пути), учить детей находить в ближайшем окружении предметы, изобретенные другими народами, формировать представление о человеке как о части живой природы.
Материалы и оборудование: презентация; пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: у детей сформированы представление об особенностях природы Азии.
Структура занятия
I | Вводная часть | Задание 1 | 3 мин |
II | Основная часть | 25 мин | |
1 | Беседа |
| 10 мин |
2 | Физкультминутка | «Караван» | 5 мин |
3 | Работа в пособии | Задание 2 | 3 мин |
4 | Работа в пособии | Задание 3 | 3 мин |
5 | Работа в пособии | Задание 4 | 4 мин |
III | Заключительная часть | 2 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
- Вводная часть
Работа в пособии – Задание 1 – игра «Что где растёт?»
- Сегодня мы продолжаем своё путешествие по Азии. Кто из россиян путешествовал по Азии и написал книгу «Хождение за три моря»? (Афанасий Никитин.)
- А кто из европейцев путешествовал по Азии? (Марко Поло.)
- На своём пути они встречали много необычного, например много новых растений. А вы знаете, что где растёт из растений для ваших любимых блюд? (Да, конечно.)
- Вот мы сейчас это и проверим. Я вам буду показывать блюдо, а вы покажете стрелками, где и что растёт для него. Итак, начнём.
Воспитатель показывает на картинки: хлеб, винегрет, яблочный сок, а дети говорят, в России или в других странах Европы произрастают растения для этого блюд. (Пшеница, яблоки, овощи для винегрета – в России и в странах Европы.)
Затруднение в игре возникает, когда воспитатель показывает на картинку с рисовой кашей. (Мы не знаем, где растёт рис.)
II. Основная часть
- Беседа
- Ну что ж. а вот Марко Поло на это ответ бы дал. Хотите, расскажу? (Да, хотим.)
- Помните я вам рассказывала, что спустившись с гор, Марко Поло оказался на равнине в бамбуковых зарослях? Там он увидел ещё одно редкое для глаз европейца зрелище – «зеркальные поля». Вокруг деревень, куда ни простирался глаз, стояли поля, залитые водой. На них, не разгибая спины, работали крестьяне, стоящие по колено в воде. Сначала могло показаться, что они собирали что-то в болотах. Но когда путешественник познакомился с ними поближе, то узнал, как растёт рис. Люди специально создают искусственное наводнение на полях, потому что он растёт только в таких условиях.
- Рис – основная пища и для современных жителей Азии, где людей живёт больше, чем на всех остальных материках. Конечно, это искусственное наводнение создаётся специально. Те же наводнения, которые возникают в природе от ураганов или разлива рек в Азии, приносят столько же бед, сколько их бывает в любой части мира.
- Рис имеет большое значение в жизни жителей Азии не только потому, что его семена едят. Люди научились использовать это растение практически полностью. Из его стеблей они плетут циновки, подстилки, заменяющие азиатам и ковры, и картины. Первые в мире жалюзи были сделаны тоже из рисовой соломы.
- Но самое важное открытие – это изобретение бумаги. Люди размалывали солому на мелкие части и держали в специальном растворе. Когда получалась густая каша, её размазывали тонким слоем по ровной поверхности и сушили. Так получили листы бумаги. Если же этой кашей покрывали любую другую поверхность, то при высыхании бумага точно повторяла контуры этого предмета. Так делали, например, украшения домов, расписывая их ярчайшими красками. Сейчас примерно так же делают бумагу, которой мы пользуемся. Только теперь измельчают не рисовую солому, а сучки и ветки дерева, оставшиеся после его обработки.
- Давайте вспомним, какие предметы, сделанные из бумаги, есть в нашей группе. (Альбомы, тетради, книги, газеты, журналы, салфетки, туалетная бумага и др.)
- Представьте себе, что не была бы не изобретена бумага. Смогло бы тогда человечество достигнуть такого уровня, как сейчас? (Нет, ведь тогда бы детям и взрослым было трудно учиться.)
- И это ещё не все изобретения жителей Азии, которыми мы пользуемся до сих пор. В этой части света было сделано самое великое изобретение – арабские цифры. Раньше европейцы пользовались римскими цифрами, но это было не очень удобно: надо было запоминать много символов, поэтому было тяжело научиться правильно считать. Арабы и персы, жившие в самой середине Азии, много торговали и нуждались в быстром обучении счёту. Так и появились арабские цифры – те, которыми сейчас пользуется весь мир. Вспомните, сколько арабских цифр вы знаете. (Десять.)
- Правильно. Назовите их. (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.)
- А сколько чисел из них можно составить? (Сколько хочешь.)
- Молодцы, вот что значит учить арабские цифры. Но и это ещё не всё. В Азии люди выращивают такое знаменитое на весь мир растение, как чай. В Китае есть даже специальная чайная церемония – это искусство правильно заваривать и пить чай. Самый знаменитый на весь мир чай – индийский. А из чего многие люди пьют чай? (Из посуды, чайного сервиза.)
- Это верно. Жители Азии первыми в мире изобрели способ изготовления фарфора. Глиняная посуда специальным образом обжигалась и раскрашивалась. Стеклянную посуду тоже азиаты научились первыми делать.
- Есть ещё одно растение, за которым русские и европейские купцы стремились в эту часть света. Это – шелковица. На её ветках живёт специальная гусеница, которая потом, как и все гусеницы, образует кокон. Азиаты научились разматывать тончайшую нить, которой обматывается гусеница. А из этой нити ткать такую же тончайшую ткань. Её называют шёлком. А гусеницу – шелкопрядом. Всем людям в мире нравится до сих пор эта лёгкая, но в то же время прочная и красивая ткань. Существовала даже специальная дорога через всю Азию и Европу, которая так и называлась Великий шёлковый путь. Вот по этому пути мы с вами и будем возвращаться домой, как Марко Поло с караваном верблюдов.
2. Физкультминутка «Караван»
Воспитатель впереди, дети следом, держась за руки, начинают движение. Вдруг, воспитатель резко убегает вперёд – «караван» рвётся. Когда «караван» восстановится и продолжит движение, воспитатель резко тормозит – все между собой сталкиваются.
- Караван – это связанные между собой животные: верблюды, ослы или лошади. Давайте и мы попробуем связаться между собой руками и проехать «караваном». Что-то не получается у нас хорошо ехать. То же самое могло бы случиться и с настоящим караваном. Поэтому люди, управлявшие им, придумали специальные знаки руками. Их до сих пор используют велосипедисты всего мира. «Вперёд» - делаем круговые движения рукой, «Стоп» - рука поднимается вверх, «Направо» - рука показывает налево, «Налево» - рука показывает налево. (Воспитатель показывает движения.)
- Молодцы, догадались. Попробуем ещё раз.
- Вот и добрались мы домой. Дома у нас тоже стоят изобретения современных жителей Азии: магнитофоны, мобильные телефоны, компьютеры, видеокамеры и другая техника. В Японии даже робота-уборщика изобрели. Прямо как в фантастическом рассказе или фильме.
3. Работа в пособии – задание 2
- Вспомните теперь всё, что вы узнали на занятии, и найдите те предметы, которые придуманы в Азии.
4. Работа в пособии – задание 3
- Рассмотрите рисунки. На них нарисованы предметы, которые сделаны из бумаги. Найдите и обведите их.
5. Работа в пособии – задание 4
- Рассмотрите картинки. Из какой сказки эти персонажи?
- В какой части света происходили события сказки?
- Обведите картинку, где изображён герой, совершающий смелый поступок.
III. Заключительная часть
Выбор символа или цвета для материка
- Понравилось вам путешествие по Азии? (Да, очень интересно.)
- Может ли вы теперь показать стрелкой в задании 1, где растёт рис?
Дети выполняют задание.
- Давайте придумаем герб для всей Азии – так же, как мы это сделали для Европы. Только помните – герб должен рассказать об Азии всё самое важное. Давайте вспомним, что отличает Азию.
Дети называют основные отличия, а воспитатель зарисовывают их в герб, например: рис, бамбук, панда и пр. Если это сделать сложно, то можно выбрать цвет по типу олимпийских колец. Цвет может не совпадать с цветом олимпийского кольца. Важно, чтобы это сделали сами дети, объяснив свой выбор, а не задавалось воспитателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 2 класс Путешествие по Азии
Предмет: Окружающий мир. Наша планета Земля. Автор: А.А. Вахрушев. Образовательная система «Школа 2100». Класс: 2 класс. Тема: Урок «Азия: по след...
"Животный мир. Путешествие по карте нашего края"
Урок разработан педагогом дополнительного образованияМБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему:...
"Путешествие в Азию"
для занятий по окружающему миру...
Путешествие в Азию (продолжение)
для уроков по Окружающему миру...
«Путешествие по городам Краснодарского края».
Цели и задачи урока: -Познакомить учащихся с городами-курортами Краснодарского края, совершив заочную экскурсию.-Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой край;-Развивать...
Путешествие по городам Приморья. Краю - 75
Приморье- на краю России,Встречаешь первым ты рассвет,Прощаешься с закатом первым,Милее края в сердце нет. (К Стороженко)...
Урок по окружающему миру 2 класс Тема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.
Урок по окружающему миру 2 классТема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.Цель:1. сформировать представления учащихся о разнообразии водоемов н...