2 класс. Тема: Красная книга
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок направлен на формирование у учащихся представлений о Красной книге, её значении в охране природы и редких видов растений и животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnaya_kniga_2_klass.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2
Дисциплина: окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Тема: Красная книга
Тип урока: общеметодологической направленности
Цели:
Содержательная: углубление понятия о Красной книге, растениях и животных, занесенных в нее
Деятельностная: познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных;
Задачи:
Дидактические:
1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
2. Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;
3. Читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;
4. Узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу;
5. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Развивающие:
1. Учиться понимать познавательную задачу, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.
2.Учиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивать свои достижения.
3.Формировать навыки речевых действий.
4.Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
5. Учиться конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;
6.Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Воспитательные:
1. Формировать навык организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
2. Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;
3. Читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;
4. Узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу;
5. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Личностные:
1. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Понимать познавательную задачу, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные:
1. Принимает и сохраняет учебную задачу, планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивает свои достижения.
Коммуникативные:
1. Формирует навыки речевых действий.
2. Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
3. Конструирует обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;
4. Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: 1. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2024 – С. 64-67
2. А. А. Плешаков Окружающий МИР / Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. Ч.1 3-е изд. М.: Просвещение, 2024 – С. 24
План урока
1. Этап мотивации -1мин
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3.Мотивация
2. Этап актуализации и пробного учебного действия – 7 мин
2.1. Проверка остаточных знаний
3.Этап выявления места и причины затруднения -4 мин
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы урока.
4.2. Формулирование цели и задач урока.
4.3. Планирование своей деятельности.
5. Этап реализации построенного проекта-20
5.1. Знакомство с Красной книгой
5.1.1. Рассказ учителя
5.1.2. Работа с учебником
5.1.3. Работа в рабочей тетради (стр.47 №1)
5.2. Растения и животные Красной книги
5.2.1. Самостоятельная работа (по стр.90 – стр.91 в учебнике)
5.2.2. Работа в рабочей тетради (стр.47 №2)
5.2.3. Групповая работа по учебнику и рабочей тетради
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи-3мин
6.1. Разработка правил поведения в природе, игра «Десять нельзя»
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону -4мин
7.1. Самостоятельная работа
8. Этап включения в систему знаний и повторения-4 мин
8.1. Тестирование по пройденной теме. Игра «Лови ошибку»
9. Этап рефлексии учебной деятельности-2 мин
9.1. Подведение итогов.
9.2. Рефлексия деятельности на уроке.
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Главные вопросы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы работы | Форма организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля и взаимоконтроля | Планируемые результаты | ||
ПР | МЕТ | Л | ||||||||
1.Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Ивановна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь пожалуйста. 1.2. Проверка готовности -А сейчас проверь дружок, Ты готов начать урок? –На ваших столах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал. 1.3. Мотивация - Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. - Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок. - Скажите, а какие качества помогут нам хорошо работать на уроке? - Вы должны быть активны, внимательны и у вас все получится! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Формула успеха Создание ситуации успеха | Фронтальная | Фронтальный контроль | ПР1 | Л1 Л2 | |||
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Про кошек и собак | 2.1.Проверка остаточных знаний. -Ребята, я вам приготовила загадки 1. С хозяином дружить, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком. -Как догадались? Что вам помогло? 2 Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, грызет морковку. -Как догадались? Что вам помогло? 3. Не мой бы трус, не мой бы бег, Ты плохо жил бы, человек. Но век машины и мотора, Боюсь, в отставке буду скоро. Лыко дерет, а лаптей не плетет. -Как догадались? Что вам помогло? 4. Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. -Как догадались? Что вам помогло? 5. Даже по железной крыше Ходит тихо, тише мыши. На охоту ночью выйдет И как днем все видит. Часто спит, а после сна Умывается она -Как догадались? Что вам помогло? 6. По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки -Как догадались? Что вам помогло? 7. Рыжий молокозавод День жует и ночь жует: Ведь траву не так легко Переделать в молоко! -Как догадались? Что вам помогло? - Какие ответы у вас получились? - Чему посвящены загадки? Какие породы кошек вы знаете? Каких еще домашних животных вы знаете? Каких зверей можно увидеть в живом уголке? Что объединяет всех этих животных? | Мыслительная деятельность Собака Кролик Конь Баран Кошка Гусь Корова Домашним животным Изучали на прошлом уроке | Вводная беседа | Индивидуальная | карточки | Фронтальный контроль Взаимопроверка | Л1 Л2 | ||
3.Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | На доске висит изображение исчезнувшего животного. - Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Рассмотрите картинку. - Как вы думаете, как зовут это животное? - Это сумчатый волк. Был некогда распространен в Австралии. Это животное последний раз наблюдалось в природе в 1932 году. Сейчас мы его можем увидеть только на картинках, хотя раньше сумчатый волк украшал природу нашей Земли. - Как вы думаете, почему я показала вам это животное? - Где мы можем узнать о вымерших животных или о тех, кто находится на грани вымирания? | Мыслительная деятельность | Фронтальная | Фронтальный контроль | ПР1 | П1 П2 К1 К | Л1 Л2 | |||
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока. – Предположите, какая тема нашего урока? (Об исчезнувших животных) - Давайте проверим наши предположения. Откройте стр.90 и прочитайте тему нашего урока. (Красная книга) - Возникают ли у вас вопросы? (Что такое Красная книга? Как связаны сумчатый волк и Красная книга?) 4.2. Формулирование цели и задач урока - Какую цель мы с вами поставим? - А какие задачи мы поставим перед собой? - Ребята, давайте проверим верны ли все наши предположения. Прочитайте, чему нам предлагает научиться Муравьишка. 4.3. Планирование своей деятельности – Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели и ответить на главный вопрос? (Работать с рисунками и текстом учебника, выполнять задания из рабочей тетради.) | Мыслительная деятельность Под руководством учителя формулируют тему, цель и задачи урока. Проводят проверку предположений по эталону в учебнике Планируют свою деятельность | Самостоятельное формулирование темы, цели, задач Проверка по эталону в учебнике | Фронтальная | Учебник Слайд проблема | Фронтальный контроль | П1 П2 Р1 Р2 К1 | Л1 Л2 | ||
5.Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Что такое Красная книга? | 5.1. Знакомство с красной книгой. 5.1.1.Рассказ учителя - Вы когда-нибудь слышали про Красную книгу? Наверное, каждый из вас слышал это название, но не каждый знает ее историю. В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты нужно помочь в первую очередь. Оставили списки и издали их в виде книги. Назвали ее Красная книга фактов. Так появилась первая в мире Красная книга. - Для вас я сегодня Красную книгу России и Красную книгу Брянской области. - Скажите пожалуйста, а почему эту книгу назвали Красной? Не синей, не белой, не жёлтой, а именно красной? - Красный – это сигнал опасности. 5.1.2. Работа с учебником - Посмотрите в учебник, прочитайте, что нового сказано о красной книге? - Что нового вы узнали о Красной книге? - Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растения в опасности. Она советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Красная книга призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении. - Скажите, а почему эти растения и животные могут быть в опасности? - По каким причинам? - Посмотрите пожалуйста на Красную книгу. Посмотрите, каким цветом страницы в ней? (Белые и черные) - В 1966 году Красная книга была издана в необычном виде. Она была похожа на эту книгу. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые. - Как вы думает, для чего это было сделано? - Это было сделано не для красоты, а для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение. В Красной книге есть классификация растений и животных: - Исчезающие - редкие - Раньше Красная книга была в одном томе. Но каждый год число записей растет. 5.1.3. Работа в рабочей тетради (стр. 47, №1) -Давайте закрепим то о чем узнали Откройте рабочую тетрадь на стр.47. Прочитайте №1. ДопишитЕ определение Красной Книги. 5.2. Растения и животные Красной книги 5.2.1. Самостоятельная работа (по странице в учебнике 90-91) - Предлагаю вам познакомится с некоторыми видами животных и растений, которые находятся в красной книге. Давайте обратимся к учебнику. Расскажите, какие виды растений и животных внесены в Красную книгу и представлены у вас в учебнике? - Венерин башмачок Лотос Дровосек реликтовый Белый журавль Зубр -Прочитайте. Расскажите, что вы узнали? Физминутка 5.2.2. Работа в рабочей тетради (стр. 47 №2) - Давайте обратимся к рабочим тетрадям. Найдите №2. Прочитайте. Что нам нужно сделать? 5.2.3. Групповая работа по учебнику и рабочей тетради - А теперь я предлагаю поработать в группах. (Лотос и Дровосек реликтовый распределить по нескольким группам) Ваша задача прочитать текст и в рабочей тетради задание №4 нужно составить план рассказа. Вторым заданием будет: используя полученную информацию составьте свой рассказ о Красной книге. - Ребята, какой вывод мы с вами можем сделать? | Отвечают на вопросы учителя Работают с иллюстрациями. Высказывают свои предположения Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы Делают выводы | Вводная беседа Работа с сюжетными рисунками Обобщение Обобщение | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Рисунки На слайде приведено определение понятия | Фронтальный контроль Фронтальный контроль | Пр1 Пр2 Пр3 | П1 П2 К1 | Л1 Л2 |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Разработка правил поведения в природе, игра «Десять нельзя» - Давайте с вами поиграем в игру «Десять нельзя». У вас на столах лежат карточки, а ваша задача вспомнить, придумать и написать десять правил поведения в природе. Нельзя: 1. Разорять птичьи гнезда, 2. Разорять муравейники, 3. Ломать ветки кустов и деревьев, 4. Оставлять мусор, 5. Шуметь в лесу. 6. Забирать из леса домой животных (ежики, белки) 7. Обижать лесных насекомых 8. Рвать цветы 9. Бить стекло 10. Разжигать костер без взрослых - Ребята, посмотрите, мы составили себе целую памятку что нельзя делать в природе! – А для чего нам нужны эти памятки? - Запомните, это вам еще не раз пригодиться в жизни | Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы учителя Формулируют вывод | Повторительно-обобщающая беседа Работа с выводом | Фронтальная | Иллюстрации в учебнике Вывод в учебнике | Фронтальный контроль
| Пр1 | П1 П2 П3 | Л1 Л2 | |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1. Самостоятельная работа. - У вас на столах лежит карточка с разноцветными сотами. Цвета сот символизируют цветные страницы Красной книги. А рядом написаны слова, характеризующие эти страницы, подумайте и соотнесите характеристику и цвет. Я начну: Черный – это исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные. На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания. | Мыслительная деятельность | Самостоятельная работа | Индивидуальная | Карточки | Самопроверка Фронтальный | Пр2 | К1 К2 Р2 | Л1 Л2 | |
8.Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1. Тестирование по пройденной теме. Игра «Лови ошибку» - Давайте с вами поиграем. Я говорю вам факты и определения, а вы слушаете внимательно ловите мои ошибки и исправляете их. 1. Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих видах животных и растений 2. Сигнал опасности определяет желтый цвет 3. На природе нельзя разжигать костер, выкидывать мусор. 4. На зеленых страницах Красной книги записаны исчезнувшие виды животных и растений 5. На природе можно ломать ветки, шуметь, пугать животных 6. Красная книга призывает изучать исчезающие виды животных и растений. | Решают задачу творческого уровня | Групповая Фронтальная | Фронтальный контроль | К1 | |||||
9.Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Подведение итогов - Итак, давайте вспомним как называлась тема нашего урока? - Какую цель мы ставили по теме урока? - Поднимите руку, если считаете, что мы достигли цели. - Что вы для этого сделали? -Что вы сегодня узнали? -Что усвоили хорошо? -Что усвоили не совсем хорошо? - Были у вас какие-нибудь трудности? -Что вам было интересно? - Ребята, как вы думаете, где вам пригодятся полученные знания? 9.2. Рефлексия деятельности на уроке -Ребята, наш урок подошёл к концу. - Ребята, поднимите зелёный карандаш те, кто хорошо работал на уроке и узнал много нового сегодня, желтый не очень активно работал и мало получил информации, тогда нужно прочитать ещё раз учебник, красный кто очень плохо работал и почти не усвоил тему урока -Ребята, а какие качества вам помогли добиться успеха? - Молодцы! Спасибо за работу! До свидания! | Определяют область применения полученных знаний Оценивают свою деятельность | Подведение итогов Повторительно-обобщающая беседа Рефлексия | Фронтальная | Смайлик | Фронтальный контроль Самоконтроль Самооценка | К1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Красная книга.Животные занесенные в Красную книгу"
О животных ,которые занесены в Красную книгу"...
Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс
Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....
Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс
Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....
Конспект по окружающему миру 2 класс. Тема: "Красная книга"
"Красная книга"...
Окружающий мир 2 класс Тема: «Красная книга»
Окружающий мир 2 класс Тема: «Красная книга»- Цель: познакомить учащихся со структурой Красной книгой, с животными и растениями, занесёнными в неё...
2 класс. Тема:Красная книга.
Дата: 22.11.2018Школа: МБОУ «Трубчевская СОШ№1»Класс: 2бОбразовательная система: «Школа России»Учебный предмет: Окружающий мирТип урока: урок общеметодологической направленност...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: "Красная книга". УМК "Школа России"
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о красной книге, о причинах создания красной книги, о растениях и животных которые входят в крас...