2 класс. Тема: Красная книга
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок направлен на формирование у учащихся представлений о Красной книге, её значении в охране природы и редких видов растений и животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnaya_kniga_2_klass.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Дисциплина: окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: Красная книга

Тип урока: общеметодологической направленности

Цели:

Содержательная: углубление понятия о Красной книге, растениях и животных, занесенных в нее

Деятельностная: познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных;

Задачи:

Дидактические:

1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

2. Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

3. Читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

4. Узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; 

5. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Развивающие:

1. Учиться понимать познавательную задачу, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

2.Учиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивать свои достижения.

3.Формировать навыки речевых действий.

4.Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

5. Учиться конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;

6.Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Воспитательные:

1. Формировать навык организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

2. Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

3. Читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

4. Узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; 

5. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

1. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Понимать познавательную задачу, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные:

1. Принимает и сохраняет учебную задачу, планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивает свои достижения.

Коммуникативные:

1. Формирует навыки речевых действий.

2. Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

3. Конструирует обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;

4. Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: 1. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2024 – С. 64-67

2. А. А. Плешаков Окружающий МИР / Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. Ч.1 3-е изд. М.: Просвещение, 2024 – С. 24

План урока

1. Этап мотивации -1мин

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3.Мотивация

2. Этап актуализации и пробного учебного действия – 7 мин

2.1. Проверка остаточных знаний

3.Этап выявления места и причины затруднения -4 мин

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока.

4.2. Формулирование цели и задач урока.

4.3. Планирование своей деятельности.

5. Этап реализации построенного проекта-20

5.1. Знакомство с Красной книгой

5.1.1. Рассказ учителя

5.1.2. Работа с учебником

5.1.3. Работа в рабочей тетради (стр.47 №1)

5.2. Растения и животные Красной книги

5.2.1. Самостоятельная работа (по стр.90 – стр.91 в учебнике)

5.2.2. Работа в рабочей тетради (стр.47 №2)

5.2.3. Групповая работа по учебнику и рабочей тетради

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи-3мин

6.1. Разработка правил поведения в природе, игра «Десять нельзя»

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону -4мин

7.1. Самостоятельная работа

8. Этап включения в систему знаний и повторения-4 мин

8.1. Тестирование по пройденной теме. Игра «Лови ошибку»

9. Этап рефлексии учебной деятельности-2 мин

9.1. Подведение итогов.

9.2. Рефлексия деятельности на уроке.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы

Форма организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля и взаимоконтроля

Планируемые результаты

ПР

МЕТ

Л

1.Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Ивановна, и сегодня  я проведу у вас урок окружающего мира.

Присаживайтесь пожалуйста.

1.2. Проверка готовности

-А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

–На ваших столах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

1.3. Мотивация

- Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок.

- Скажите, а какие качества помогут нам хорошо работать на уроке?

- Вы должны быть активны, внимательны и у вас все получится!

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Формула успеха

Создание ситуации успеха

Фронтальная

Фронтальный контроль

ПР1

Л1

Л2

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Про кошек и собак

2.1.Проверка остаточных знаний.

-Ребята, я вам приготовила загадки

1. С хозяином дружить,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

-Как догадались? Что вам помогло?

2 Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызет морковку.

-Как догадались? Что вам помогло?

3. Не мой бы трус, не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, человек.

Но век машины и мотора,

Боюсь, в отставке буду скоро.

Лыко дерет, а лаптей не плетет.

 -Как догадались? Что вам помогло?

4. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

-Как догадались? Что вам помогло?

5. Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И как днем все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она

-Как догадались? Что вам помогло?

6. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки

-Как догадались? Что вам помогло?

7. Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко!

-Как догадались? Что вам помогло?

- Какие ответы у вас получились?

- Чему посвящены загадки? Какие породы кошек вы знаете? Каких еще домашних животных вы знаете? Каких зверей можно увидеть в живом уголке? Что объединяет всех этих животных?

Мыслительная деятельность

Собака

Кролик

Конь

Баран

Кошка

Гусь

Корова

Домашним животным

Изучали на прошлом уроке

Вводная беседа

Индивидуальная

карточки

Фронтальный контроль

Взаимопроверка

Л1

Л2

3.Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

На доске висит изображение исчезнувшего животного.

- Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Рассмотрите картинку.

- Как вы думаете, как зовут это животное?

- Это сумчатый волк. Был некогда распространен в Австралии. Это животное последний раз наблюдалось в природе в 1932 году.  Сейчас мы его можем увидеть только на картинках, хотя раньше сумчатый волк украшал природу нашей Земли.

- Как вы думаете, почему я показала вам это животное?

- Где мы можем узнать о вымерших животных или о тех, кто находится на грани вымирания?

Мыслительная деятельность

Фронтальная

Фронтальный контроль

ПР1

П1

П2

К1

К

Л1

Л2

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока.

– Предположите, какая тема нашего урока? (Об исчезнувших животных)

- Давайте проверим наши предположения. Откройте стр.90 и прочитайте тему нашего урока. (Красная книга)

- Возникают ли у вас вопросы? (Что такое Красная книга? Как связаны сумчатый волк и Красная книга?)

4.2. Формулирование цели и задач урока

- Какую цель мы с вами поставим? 

- А какие задачи мы поставим перед собой?

- Ребята, давайте проверим верны ли все наши предположения. Прочитайте, чему нам предлагает научиться Муравьишка.

4.3. Планирование своей деятельности

– Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели и ответить на главный вопрос? (Работать с рисунками и текстом учебника, выполнять задания из рабочей тетради.)

Мыслительная деятельность

Под руководством учителя формулируют тему, цель и задачи урока.

Проводят проверку предположений по эталону в учебнике

Планируют свою деятельность

Самостоятельное формулирование темы, цели, задач

Проверка по эталону в учебнике

Фронтальная

Учебник

Слайд проблема

Фронтальный контроль

П1

П2

Р1

Р2

К1

Л1

Л2

5.Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 5.1. Что такое Красная книга?

5.1. Знакомство с красной книгой. 5.1.1.Рассказ учителя

- Вы когда-нибудь слышали про Красную книгу? Наверное, каждый из вас слышал это название, но не каждый знает ее историю.

В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты нужно помочь в первую очередь. Оставили списки и издали их в виде книги. Назвали ее Красная книга фактов. Так появилась первая в мире Красная книга.

- Для вас я сегодня Красную книгу России и Красную книгу Брянской области.

- Скажите пожалуйста, а почему эту книгу назвали Красной? Не синей, не белой, не жёлтой, а именно красной?

- Красный – это сигнал опасности.

5.1.2. Работа с учебником

- Посмотрите в учебник, прочитайте, что нового сказано о красной книге?

- Что нового вы узнали о Красной книге?

- Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растения в опасности. Она советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Красная книга призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении.

- Скажите, а почему эти растения и животные могут быть в опасности?

- По каким причинам?

- Посмотрите пожалуйста на Красную книгу. Посмотрите, каким цветом страницы в ней? (Белые и черные)

- В 1966 году Красная книга была издана в необычном виде. Она была похожа на эту книгу. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые.

- Как вы думает, для чего это было сделано?

- Это было сделано не для красоты, а для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение.

В Красной книге есть классификация растений и животных:

- Исчезающие

- редкие

- Раньше Красная книга была в одном томе. Но каждый год число записей растет.

5.1.3. Работа в рабочей тетради (стр. 47, №1)

-Давайте закрепим то о чем узнали Откройте рабочую тетрадь на стр.47. Прочитайте №1.

ДопишитЕ определение Красной Книги.

5.2. Растения и животные Красной книги

5.2.1. Самостоятельная работа (по странице в учебнике 90-91)

- Предлагаю вам познакомится с некоторыми видами животных и растений, которые находятся в красной книге. Давайте обратимся к учебнику.

Расскажите, какие виды растений и животных внесены в Красную книгу и представлены у вас в учебнике?

- Венерин башмачок

Лотос

Дровосек реликтовый

Белый журавль

Зубр

-Прочитайте. Расскажите, что вы узнали?

Физминутка

5.2.2. Работа в рабочей тетради (стр. 47 №2)

- Давайте обратимся к рабочим тетрадям. Найдите №2. Прочитайте. Что нам нужно сделать?

5.2.3. Групповая работа по учебнику и рабочей тетради

- А теперь я предлагаю поработать в группах. (Лотос и Дровосек реликтовый распределить по нескольким группам)

Ваша задача прочитать текст и в рабочей тетради задание №4 нужно составить план рассказа.

Вторым заданием будет: используя полученную информацию составьте свой рассказ о Красной книге.

- Ребята, какой вывод мы с вами можем сделать?

Отвечают на вопросы учителя

Работают с иллюстрациями.

Высказывают свои предположения

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы

Делают выводы

Вводная беседа

Работа с сюжетными рисунками

Обобщение

Обобщение

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Рисунки

На слайде приведено определение понятия

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

Пр1

Пр2

Пр3  

П1

П2

К1

Л1

Л2

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

6.1. Разработка правил поведения в природе, игра «Десять нельзя»

- Давайте с вами поиграем в игру «Десять нельзя». У вас на столах лежат карточки, а ваша задача вспомнить, придумать и написать десять правил поведения в природе.

Нельзя:

1. Разорять птичьи гнезда,

2. Разорять муравейники,

3. Ломать ветки кустов и деревьев,

4. Оставлять мусор,

5. Шуметь в лесу.

6. Забирать из леса домой животных (ежики, белки)

7. Обижать лесных насекомых

8.  Рвать цветы

9. Бить стекло

10. Разжигать костер без взрослых

- Ребята, посмотрите, мы составили себе целую памятку что нельзя делать в природе! – А для чего нам нужны эти памятки?

- Запомните, это вам еще не раз пригодиться в жизни

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют вывод

Повторительно-обобщающая беседа

Работа с выводом

Фронтальная

Иллюстрации в учебнике

Вывод в учебнике

Фронтальный контроль

 

Пр1

П1

П2

П3

Л1

Л2

 7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Самостоятельная работа.

- У вас на столах лежит карточка с разноцветными сотами. Цвета сот символизируют цветные страницы Красной книги. А рядом написаны слова, характеризующие эти страницы, подумайте и соотнесите характеристику и цвет.

Я начну: Черный – это исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим.

На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.

На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается.

На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика.

На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные.

На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания.

Мыслительная деятельность

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Карточки

Самопроверка

Фронтальный

Пр2

К1

К2

Р2

Л1

Л2

8.Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1. Тестирование по пройденной теме. Игра «Лови ошибку»

- Давайте с вами поиграем. Я говорю вам факты и определения, а вы слушаете внимательно ловите мои ошибки и исправляете их.

1. Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих видах животных и растений

2. Сигнал опасности определяет желтый цвет

3. На природе нельзя разжигать костер, выкидывать мусор.

4. На зеленых страницах Красной книги записаны исчезнувшие виды животных и растений

5. На природе можно ломать ветки, шуметь, пугать животных

6. Красная книга призывает изучать исчезающие виды животных и растений.

Решают задачу творческого уровня

Групповая

Фронтальная

Фронтальный контроль

К1

9.Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Подведение итогов

- Итак, давайте вспомним как называлась тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили по теме урока?

- Поднимите руку, если считаете, что мы достигли цели.

- Что вы для этого сделали?

-Что вы сегодня узнали? 

-Что усвоили хорошо?

-Что усвоили не совсем хорошо?

- Были у вас какие-нибудь трудности?

-Что вам было интересно?

- Ребята, как вы думаете, где вам пригодятся полученные знания?

9.2. Рефлексия деятельности на уроке

-Ребята, наш урок подошёл к концу.

- Ребята, поднимите зелёный карандаш те, кто хорошо работал на уроке и узнал много нового сегодня, желтый не очень активно работал и мало получил информации, тогда нужно прочитать ещё раз учебник, красный кто очень плохо работал и почти не усвоил тему урока

-Ребята, а какие качества вам помогли добиться успеха?

- Молодцы!

Спасибо за работу! До свидания!

Определяют область применения полученных знаний

Оценивают свою деятельность

Подведение итогов

Повторительно-обобщающая беседа

Рефлексия

Фронтальная

Смайлик

Фронтальный контроль

Самоконтроль

Самооценка

К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Окружающий мир 2 класс Тема: «Красная книга»

Окружающий мир  2 класс  Тема: «Красная книга»-  Цель: познакомить учащихся со структурой  Красной книгой, с животными и растениями, занесёнными в неё...

2 класс. Тема:Красная книга.

Дата: 22.11.2018Школа: МБОУ «Трубчевская СОШ№1»Класс: 2бОбразовательная система: «Школа России»Учебный предмет: Окружающий мирТип урока: урок общеметодологической направленност...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: "Красная книга". УМК "Школа России"

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о красной книге, о причинах создания красной книги, о растениях и животных которые входят в крас...