Опытно-экспериментальная деятельность младших школьников
опыты и эксперименты по окружающему миру (1 класс)

Турецкова Надежда Ивановна

Использование опытов и экспериментов на уроках  предмета " Окружающий мир" способствует формированию исследовательского типа мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность младших школьников 

Выполнил: Турецкова Надежда Ивановна, учитель начальных классов

Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно, дай мне приглядеться…

Потрогать, подержать в руках, послушать, понюхать и, может быть, попробовать на вкус.

О, сколько всего я смогу найти самостоятельно.

Использование опытов и экспериментов на уроках предмета «Окружающий мир» способствует формированию исследовательского типа мышления, который рождается при проблемном подходе к обучению. Однако, несмотря на интерес, проявляемый учащимися к опытам и экспериментам, и тот мощный потенциал развития, который они заключают в себе, опытно-экспериментальная деятельность недостаточно распространена в практике массовой школы. Прежде всего большинство школ не обеспечено необходимым для этого оборудованием, что позволяет показывать лишь демонстрационные опыты. Кроме того, многие учителя боятся проводить опыты из-за организационных сложностей и проблем безопасности, хотя согласно действующим программам в обучении не заложены опасные и сложные опыты или эксперименты.

Дополнительным сдерживающим фактором является недостаточная сформированы методические компетенции педагогов, особенно начинающих, для которых разработка простого и безопасного опыта представляет трудность. Молодым учителям необходимо развивать свое методическое мышление, постоянно искать новые приемы включения опытно-экспериментальной деятельности в практику. Например, если опыт связан с процессом горения, что способно нанести ущерб школьной аудитории, то его можно провести в формате видео-урока. Практика работы школы свидетельствует, что учителя нередко показывают виртуальные опыты, однако в данном случае использование И КТ наносит ущерб развитию школьников. Другим недостатком является изучение опыта по «картинке»: некоторые педагоги перестают проводить опыты, предпочитая составлять рассказ о ходе эксперимента на основе иллюстраций учебника.

Опытническая деятельность обладает огромным развивающим потенциалом: она мотивирует школьников к изучению естественных наук, формирует познавательный интерес к предмету. В процессе проведения опыта вырабатываются исследовательские умения, развивается логическое мышление ребенка. В опытно-экспериментальной работе отражается проблемный подход к обучению. Опыты и эксперименты могут стать ядром проектной работы. Проведение опытов развивает регулятивные У УД. Кроме того, что немаловажно, опыты очень привлекательны для школьников и запоминаются надолго

Опыты и эксперименты помогают познавать окружающий мир, так как процессы и явления в естественной среде не всегда доступны для изучения посредством наблюдений. Между тем единого мнения относительно трактовок понятий «опыт» и «эксперимент» в научно-методической литературе не существует, как нет и единства взглядов на то, чем опыт отличается от эксперимента.

Появление новых средств обучения, например-цифровых датчиков и лабораторий, создает возможность для расширения «ассортимента» опытов и экспериментов. Этому же способствует и хорошая осведомленность учителя о классификации опытов. Различные виды опытов, их положение в системе уроков, использование разных форм организации деятельности учащихся при проведении опыта позволяют более широко и разнообразно применять опытническую деятельность в практике начальной школы.

Опыт — метод исследования, в ходе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на исследуемый вопрос и тем самым получить новое знание. Таким образом, опыт позволяет в экспериментальных условиях воспроизвести какое-либо явление или процесс для демонстрации их сущности, что бывает невозможно осуществить в мире природы, т.е. в естественных условиях.

В отличие от наблюдения, которое не предполагает активного взаимодействия исследователя и изучаемого объекта или процесса, опыт и эксперимент предусматривают такое взаимодействие. В ходе эксперимента опытным путем воспроизводится какое-либо явление. Например, часто в опытах моделируются физические или химические процессы.

Обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. С этой задачей я справляюсь с помощью организации опытно – экспериментальной работы с   младшими школьниками. Ребенок младшего школьного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития детей. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.


            Задача педагога – помочь школьнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. Поэтому исследовательское поведение для школьника - главный источник получения представлений о мире.

 В своей работе я использую опытно – экспериментальную деятельность школьников. В классе имеется мини – лаборатория. В них представлена предметная развивающая среда для проведения исследований: лупы, мерная посуда, воронки, пипетки, пробирки, телескопический стаканчик, линзы, магниты, цветные стекла и др.

Опыты с бумагой. Знакомясь со свойствами бумаги, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде.

 Опыты с тканью. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить.


            Воздух-невидимка. Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Дети набирают в полиэтиленовые мешки, воздушные шары воздух и замечают, что они становятся плотными и упругими.


 Дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри.

А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться.

 Волшебница-вода. Дети переливают воду в разные емкости и понимают, что вода не имеет формы, цвета, запаха. Очень детям нравится игра «Плавает-тонет»


            Опыты с магнитом. В увлекательной игре дети на практике могут познакомиться со свойствами магнита. Находят предметы, взаимодействующие с магнитом; определяют материалы, не притягивающиеся к магниту. Поддерживает интерес такое задание: достань скрепку из воды, не намочив рук.


            Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с школьниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .

ПРОГРАММА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ   "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»

В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...