Открытый урок по дефектологии на тему: "Зимняя сказка"
план-конспект урока по окружающему миру
Цели и задачи учебного занятия:
1. Раскрыть детям многообразие ритмико-пластических форм зимней природы.
2. Показать интеграцию искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в передаче образа зимней природы.
3. Развивать образное восприятие природы, формировать гармоничное сочетание формы и цвета, чувство композиции.
4. Учить составлять предложения;развивать связную речь обучающихся и расширять словарных запас.
5.Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства, отзывчивость, терпение.
6. Содействовать созданию положительного и эмоционального настроения и снятия психоэмоционального напряжения через динамические упражнения. Создавать условия для мотивации к учению.
7. Способствовать развитию пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.
8. Закреплять технические навыки работы с гуашью, используя приемы «мазок», «тычок», «плавная линия».
9.Развивать воображение, наблюдательность, навыки построения композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnyaya_skazka_-_otkrytyy_urok.docx | 88.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
Открытый урок по дефектологии
на тему: "Зимняя сказка"
1 в класс
Выполнила:
учитель дефектолог
Попова Е.В.
2022-2023 учебный год
Тема урока: Зимняя сказка.
Цели и задачи учебного занятия:
1. Раскрыть детям многообразие ритмико-пластических форм зимней природы.
2. Показать интеграцию искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в передаче образа зимней природы.
3. Развивать образное восприятие природы, формировать гармоничное сочетание формы и цвета, чувство композиции.
4. Учить составлять предложения;развивать связную речь обучающихся и расширять словарных запас.
5.Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства, отзывчивость, терпение.
6. Содействовать созданию положительного и эмоционального настроения и снятия психоэмоционального напряжения через динамические упражнения. Создавать условия для мотивации к учению.
7. Способствовать развитию пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.
8. Закреплять технические навыки работы с гуашью, используя приемы «мазок», «тычок», «плавная линия».
9.Развивать воображение, наблюдательность, навыки построения композиции.
Ср. обучения: проблемный диалог, наглядный материал, практическая деятельность.
Оборудование:бумага цветная А4 синих, фиолетовых цветов и оттенков или тонированный лист, кисти №4, №6, белая гуашь, палитра, подставка для кистей, шаблоны зарисовок.
Планируемые результаты обучения:
Формируемые БУД:
личностные: осмысление окружающей действительности.
познавательные: научить, формировать не сложные выводы.
регулятивные: принимать цели и активно включаться в деятельность; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;
коммуникативные: умение вступать в контакт и работать с учителем и одноклассниками, формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение.
Краткое учебное содержание (виды организации учебной деятельности; учебные задания для разных этапов учебного занятия)
Зрительный ряд: Изображение зимнего леса на цветном фоне.
Литературный ряд: отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»
Музыкальный ряд: Г.Свиридов «Метель», инструментальная мелодия «Зимняя сказка», Ф.Шопен Вальс № 7 « Зима », музыка Е.Крылатов « Кабы не было зимы»
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Психологический настрой.
«Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем».
Изучение нового материала.
Ребята, наступила зима и тема нашего урока звучит «Зимняя сказка».
Учитель зачитывает отрывок из стихотворения о зиме:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован…
Постановка цели и задач урока
- О каком времени года идет речь в стихотворении.
- О зиме.
- Назовите зимние месяцы.
- Декабрь,январь,февраль
- Скажите, зима, - она какая?
- Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, суровая, вьюжная, красивая, ветреная, весёлая, нарядная, злая, волшебная.
- Каким, словом можно ласково назвать зиму?
- Зимушка
- Зимушка-зима пригласила нас к себе в гости и приготовила интересные задания, которые вы должны выполнить.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Звучит музыка.Инструментальная мелодия « Сказочная зима»
У.- Закройте глаза. Холодно, морозно, бело. Спит земля под снежным одеялом. Зима бывает разная – суровая, чудесная, белоснежная. Очень красива она в своем белоснежном убранстве. Представьте, как падают и кружатся в мелодии снежинки и ложатся на ветви елок и деревьев. А теперь откройте глазки и скажите какими вы увидели снежинки? (белые, пушистые, ажурные, серебристые, нежные).
У. Ребята, а ведь зима то эта не простая, а волшебная. Она приготовила вам задания. И если мы справимся со всеми заданиями в конце урока нас ждёт необычный сюрприз.
Актуализация знаний (зимние признаки)
У. А ведь, действительно, ребята, когда мы идем по зимнему лесу, то деревья кажутся сказочными. Они величественно стоят в зимних уборах. В лесу тихо, только снег скрипит. А какие признаки зимы, вы знаете?
Дети перечисляют признаки зимы, изображённые на картинке.
Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идет снег. Небо чаще покрыто тучами, дни стали короче, а ночи длиннее, многие птицы улетели в теплые страны, а на зимовку остались вороны, синички, снегири, воробьи, звери такие как:еж, медведь и барсук спрятались в свои домики и спят, все озера и реки покрылись льдом.
Давайте немного разомнемся.
Физкультминутка под музыку Е.Крылатов « Кабы не было зимы»
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
(Ходьба на месте)
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
(Ребенок потирает руку об руку)
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
(Ребенок топает ножками)
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
(Ребенок приплясывает)
Практическое задание (первичное проверка понимания):
Музыкальное сопровождение во время практической деятельности Ф.Шопен Вальс № 7 « Зима ».
Изобразить белой гуашью зимнюю композицию на фоне холодного оттенка синего, напоминающего фон вечера или ночи.
У. На столах у вас сегодня 1 баночка с белой гуашью, которую мы ласково называем «Беляночкой». Представим, что Зима-волшебница околдовала другие зимние краски, т.е. работу выполняем белой гуашью, будто и деревья околдованы в снежном инее. Еще у нас есть готовый фон разных оттенков синего цвета.
Синяя цветная бумага послужит нам фоном, его мы не изображаем.
– А теперь я напомню вам, что на палитре мы можем не только получать нужные цвета ,но и пробовать густоту краски. Воды много добавлять не нужно. Я покажу способы работы на листе.
Показ учителя способов работы кончиком кисти и нанесения на лист бумаги мазков, линий, тычков. Можно использовать кисть меньшего размера для мелких деталей. В ходе инструктажа учитель поясняет и напоминает, что снежинки падающие из снежных облаковзасыпают елочку снежинками и постепенно она становится покрытой белым снегом, как и весь лес.
Учитель проводит индивидуальную работу, привлекает внимание детей к общим ошибкам.
– А теперь, ребятки, позовем на помощь ветерок. Он нам поможет поскорей просушить работу.
Для этого дети встают возле своего рабочего места и изображают ветерок руками. Проводится физкультурная пауза «Ветерок». Можно провести вместо зарядки гимнастику для пальчиков «Деревья».
Возможные ошибки:
– ребенок не применяет разные варианты нанесения мазков, в результате работа смотрится грубо, однотипно, нет пластики линий;
– гуашь наносится слишком жидко, прозрачно как акварель, в результате работа течет.
Первичное закрепление
Учитель вывешивает на доске готовые работы, совмещая в коллективное панно. Отмечается работы не однотипные, оригинальные и учащиеся, проявившие себя на данном уроке. Учитель делает вывод, что совместно получилось прекрасное панно для оформления интерьера в классе, отмечает интересные сюжеты, хвалит всех ребят. Закрепляют информацию по теме урока.
О каком времени года сегодня шла речь? – О зиме.
Игра: Закончи предложения.
-Зимой бывает снегопад, а осенью….
-Зимой катаются на санках, а летом….
-Зимой бывает холодно, а летом…
-Зимой снег падает, а весной….
-Зимой растут сугробы, а летом растут….
Что вам больше всего понравилось на нашем уроке? (ответы детей по очереди)
Инструктаж о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Мне очень понравилось как вы сегодня работали на уроке, особенно хочу отметить … (называю детей, которые особенно постарались работать на уроке).
-Вашим домашним заданием - подумать и изобразить ночное небо зимой это задание от Зимушки-зимы.
Рефлексия
- А вот и сюрприз, про который мы говорили в начале урока. Мы хорошо справились со всеми заданиями и Зима хочет вас поблагодарить и подарить необычный подарок. Его нельзя пощупать. Его нельзя съесть его можно только услышать, почувствовать и полюбить это – Зимняя мелодия.
Дети слушают Г.Свиридова «Метель».
- Мелодия зимы какая? (бодрая, нежная,с переменным веселым настроением,…)
Что вам больше всего понравилось на нашем уроке? (ответы детей по очереди)
Методическая литература
Останкова Ю.В. Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке к школе. Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс - М.:ВАКО,2006-240с
Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков.2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по МДО(междисциплинарное обучение).Сказки Пушкина по-разному влияют на людей и вдохновляют на творчество.
Данный урок проводится по развивающему курсу МДО(междисциплинарное обучение). Можно этот урок провести как обобщающий по теме "Творчество А. С. Пушкина" на уроке литературного чтения или внеклассного ...
Открытый урок чтения. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».Задачи: ознакомить учащихся со сказкой, учить выделять главную мысль, давать характеристику героям;развивать умение выразительно читать про...
Открытый урок по внеклассному чтению по сказке В. Сутеева "Мышонок и карандаш"
Сказка В. Сутеева подходит для занятий по внеклассному чтению в первом классе. Она учит находить выход из трудной ситуации.,развивает интерес к произведениям В. Сутеева...
Открытый урок по литературному чтению ,,Авторские сказки,, 4 класс.по программе Планета Знаний
урок по литературному чтению...
Открытый урок по литературному чтению ,,Авторские сказки,, 4 класс.по программе Планета Знаний
урок по литературному чтению...
Открытый урок по литературному чтению Татарская сказка "Три дочери"
Предлагаю вашему вниманию урок с презентацией по УМК "Планета знаний"...
Открытый урок по теме: "Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
"Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" 4 класс литературное чтение...