Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, местонахождение на карте)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Гриваченко Ольга Евгеньевна

Тема:

Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, местонахождение на карте)

Цель урока: познакомиться с горами на территории России (научиться давать краткую  характеристику горной системы, запомнить главные вершины, научиться определять местонахождение на физической карте России).

Задачи:

- повторить какие бывают поверхности Земли;

- -научиться давать краткую  характеристику горной системы, запомнить главные вершины

- научиться определять местонахождение объекта на физической карте России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_okr._mir_4_klass.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  окружающего мира 4 класс (УМК Школа России)

Учитель Гриваченко О.Е.; ученик Морозов К. В.; дата урока 18.11.2024

Тема: 

Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, местонахождение на карте)

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель урока: познакомиться с горами на территории России (научиться давать краткую  характеристику горной системы, запомнить главные вершины, научиться определять местонахождение на физической карте России).

Задачи: 

- повторить какие бывают поверхности Земли;

- -научиться давать краткую  характеристику горной системы, запомнить главные вершины

- научиться определять местонахождение объекта на физической карте России

Планируемые результаты

Предметные:

-познакомить с горами на территории России;

-формировать умение работать с физической картой России.

Метапредметные:

-определять тему урока, понимать и удерживать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- анализировать учебный текст и преобразовывать его в информацию другого вида –таблицу

-использовать знаково-символические средства       (карта, схема условные обозначения)

- оценивать результаты выполнения работы

Личностые:

-проявлять интерес к новым знаниям;

-соблюдать правила поведения на уроке.

-воспитание чувства гордости и любви к своей Родине.

Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир», презентация, ресурс ЦОС «Моя школа» myschool.edu.ru, физическая карта России

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Организационный этап

Приветствие.

Здравствуй, Костя. Я рада приветствовать тебя на нашем уроке. Как твое настроение? Готов ли ты к уроку?

Итак, начнем!

Мотивация познавательной деятельности

1. Сегодня я на уроке мы отправимся в гости   долгожителям нашей планеты. Речь пойдет о возрасте  до 500 млн. лет. При таком возрасте и рост у них не маленький. Они окутаны тайнами и легендами.

Догадался кто же эти загадочные долгожители? Верно.

Попробуй определить тему нашего урока.

Слушает и анализирует информацию, участвует в диалоге.  Определяет тему урока под руководством учителя.

Постановка цели и задач урока

Тема урока тобой сформулирована верно

Какая цель стоит перед нами на этом уроке?

Чтобы достичь цели урока какие задачи мы должны решить и чему научиться?

Итак, тема урока сформулирована, цель поставлена, задачи определены.

Определяет цель и задачи урока под руководством учителя.

Цель урока: познакомиться с горами на территории России

Задачи урока:

-научиться давать краткую  характеристику горной системы, запомнить главные вершины

- научиться определять местонахождение на карте.

 

Актуализация опорных знаний

Отправляемся в путешествие. В путешествии нам  необходима карта, открой, пожалуйста, учебник на с 38-39

Что такое физическая карта?

Какое главное условное обозначение на карте?

Что означает зеленый цвет на карте?

Какие равнины расположены  на территории России ?  Назови и покажи их на карте.

Участвует в диалоге.

Физическая карта - общегеографическая карта, передающая внешний облик территории и акватории.                                                  

Дает характеристику изученным географическим объектам, находит и показывает их на карте.

Восточно-Европейская равнина

Расположение – от западных границ России до Уральских гор, площадь более 5 000 000 кв км, холмистая, низменности чередуются с возвышенностями,  по территории протекают реки Ока , Волга; т.к. большая часть расположена на территории РФ, иногда называют Русской равниной. Работает с картой.

Западно-Сибирская равнина – третья по величине равнина мира. Ее площадь 2,6 млн.кв.км. Уникальная особенность равнины в том, что все высоты на ней очень слабо выражены. Местность Западносибирской равнины заболочена на 70 процентов территории. Преобладает болотистая местность, переходящая в редколесье лесотундры. Из растительности - лиственница и заросли кустарников. Реки: Обь, Иртыш, Енисей.

Среднесибирское плоскогорье – плоскогорье, находящееся на востоке России в Восточной Сибири, большей частью расположилось в зоне тайги. Протекают реки Ангара, Нижняя Тунгуска, Лена, Вилюй.

Освоение нового материла. Организация познавательной деятельности

Скажи, пожалуйста, какой цвет еще присутствует на карте?

Что обозначает этот цвет?

Чего больше мы видим на карте: равнин или горной местности?

В нашей стране горные системы и горы занимают около 30% территории, это около 1/3 территории

Что же такое горы? Попробуй сформулировать определение самостоятельно.

Как ты думаешь, меняются ли горы со временем?  Почему это происходит?

Давай познакомимся с горными системами России , нам поможет физическая карта. По ходу нашего знакомства с горами России мы  будем заполнять таблицу.

Уральские горы  протянулись с севера на юг через всю территорию России. Уральский хребет иначе называют «Каменный пояс Земли Русской». Уральские горы делят страну на европейскую и азиатскую часть. Уральские горы довольно низкие: менее 2000 м над уровнем моря. Знамениты своими минералами, которые здесь издавна добывали (особенно известны малахит и изумруд)

 Как называется самая высокая точка Уральских гор? Месторождения каких полезных ископаемых обнаружены на этой территории?  

                                                                                                                                 

Кавказские горы
Это самые высокие горы России, их вершины покрыты снегом.

 Как называется самая высокая гора на Кавказе? (г.Эльбрус, ее еще называют двуглавой.). Месторождения каких полезных ископаемых обнаружены на этой территории?

Величие и красоту Кавказских гор в своих стихах воспевали поэты. А. С.Пушкин

Кавказ

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье….

Итак, возвращаемся к нашей помощнице -карте, есть ли еще на ней участки коричневого цвета?

Горы Алтай и Саяны.

На юге Сибири расположены горы Алтай и Саяны. Они славятся своей красотой и богатством живой природы. На территории Атая множество озер. Алтай в переводе с монгольского означает «золотой», горы Алтай входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как называется самая высокая гора Алтая? Месторождения каких полезных ископаемых обнаружены на этой территории?

Саяны находятся на юге Восточной Сибири, между Алтаем и озером Байкал. Горы славятся своей красотой и богатством живой природы.  

Очень интересны горы на полуострове Камчатка.                     Камчатка славится своими вулканами, их на полуострове более 300, действующих около 30. Во время извержения столбы газа и пыли поднимаются в высоту до 20 км. Вулканическая деятельность приводит к нагреву многих водоемов, превращая их в горячие источники. Вулканы Камчатки внесены в список Всемирного наследия.

Пробует ответить на вопросы

Горы- это большое возвышение рельефа земли , которое можно увидеть за километры.

 Со временем возвышения могут уменьшатся, поскольку перепады температур, осадки, ветра год за годом уносят отколовшиеся от гор песчинки. Этот процесс называется выветриванием

Горные реки также размывают склон горы.

Горы состоят из вершины, склона, подошвы. Форма гор может быть самой разнообразной. Чем выше гора, тем холоднее на ее вершине.

Находит на карте, определяет наивысшую точку, записывает в таблицу информацию.

 Самая высокая гора – Народная, ее высота 1895 м.

Месторождения полезных ископаемых: поделочный камень малахит, драгоценный изумруд.

Находит на карте Кавказские горы, определяет наивысшую точку, записывает в таблицу информацию.

 г.Эльбрус, ее высота 5642 м.

 Месторождения нефти и газа.

Физкультминутка

В нашей стране горы- высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (
присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (
раскидываем руками)
Леса большие, (
руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (
показываем большой палец)

Находит на карте, определяет наивысшую точку, записывает в таблицу информацию

Гора Белуха, ее высота 4506 м. – самая высокая гора Алтая. Месторождения железной руды, золота, ртути.

Находит на карте, определяет наивысшую точку, записывает в таблицу информацию

 Наивысшей точкой  является гора Мунку-Сардык, её высота - 3490м.

Находят на карте, определяют наивысшую точку, записывают в информацию в таблицу. Самый большой вулкан на территории Камчатки- Ключевская Сопка, его высота 4688 м.

Читает текст параграфа, самостоятельно завершает работу над таблицей. Смотрит видеосюжет о Ключевской Сопке.

Проверка первичного усвоения нового материала

Выполняет задание: установить соответствие горной системы, наивысшей вершины, интересных фактов

Первичное закрепление материала

                                                                                                                           Участвует в интерактивной викторине.

Подведение итогов. Рефлексия.

Давай вспомним цели и задачи урока, проверим достигли ли мы их.    Что больше всего впечатлило на уроке?                                              Что показалось самым сложным?                                                              Костя, что ты можешь сказать о своей Родине?                                 Наш урок подходит к концу.                                                      Домашнее задание:                                                                          учебник с. 38-43, с. 43 вопрос 2  в тетради,

Урок закончен, Костя. благодарю тебя за работу на уроке.

Участвует в диалоге.

Oценивает свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткие характеристики обучающихся 2 класса (образцы)

Представлены образцы характеристик обучающихся. Составляла для своих детей...

Краткая характеристика и собенности итоговой комплексной работы для 1 класса

Проверка и оценка достижений школьников является важной составляющей процесса обучения. В современной школе итоговая комплексная работа является наиболее актуальной и востребованной формой диагностики...

Краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока.

Краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока....

Краткая характеристика Воронежского края

Характеристика Воронежского края...

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице...

Краткая характеристика ученика

Краткая положительная характеристика подойдет для представления ученика при переходе в другое образовательное учреждение. По требованию прикладывается к личному делу....

Технологическая карта урока технологии 4класс УМК (Школа России) "Урало-сибирская роспись"

Цель урока: освоение технологии проектной работы на примере коллективного плаката.Задачи урока:Дидактические:1. освоение приёмов работы с картоном, цветной бумагой, ножницами, клеем;2. построение аппл...