С чего начинается Родина?
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Серкова Алёна Николаевна

Открытый урок Окружающего мира, знакомство с историей своей малой родины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina_1.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема: С чего начинается Родина?

Цель: уточнение понятия «Родина», «малая Родина», расширение знаний учащихся о родном селе, его истории и  жителях села Филатовского.

Задачи:

- формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих своих предков;

- содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного села, своей страны;

- развивать интеллектуальные, коммуникативные и  творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать информацию;

- учить выражать свои эмоции и чувства в ходе получения информации по  теме урока.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель урока.

Личностные:

-   развитие  интереса к литературному творчеству поэтов и писателей с. Филатовского, формировать мотивационную основу учебной деятельности.

Познавательные:

- умение применить полученную информацию, сравнивать исторические объекты, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность, формировать умение находить информацию в словарях.

Коммуникативные:

- контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.


Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Этап урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, я приветствую вас на очередном уроке окружающего мира.

- Что необычного сегодня в классе?

- Давайте поздороваемся с гостями.

- Сегодня на уроке, нам предстоит работа в группах.

-Вспомним правила работы в группе:

  • Не перебивай собеседника
  • Говори вежливо
  • Называй собеседника по имени
  • Говори внятно, четко, понятно
  • Если не понял, переспроси

Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать других

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Выявление имеющихся представлений по теме.

Задание 1 группе:

- Перед вами конверт с буквами, составьте слово из данных букв (Родина)

- Следующее задание для вашей группы: вставьте пропущенное слово:

…..- священная наша держава

…..-любимая наша страна.  (Россия).

Задание 2 группе:

Из отдельных частей, которые находятся в вашем конверте, составьте картинки. (Герб, флаг)

- Ребята, что у вас получилось? СЛАЙД 2

- А связаны ли задания, которые вы сейчас выполняли общим смыслом?

- Что вы понимаете под словом Родина?

(чтение учеником стихотворения «Что мы Родиной зовем?»)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

-Как называется страна, в которой мы живем?

- Как называется главный город России?

- Можем ли мы назвать Россию своей Родиной? СЛАЙД 3

-Много есть на свете хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

-Россия самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы 62 000 км. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида. СЛАЙД 4

-Ребята! У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем.

Текст № 1.

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов».

- Что называет К.Д. Ушинский Родиной, с чем он её сравнивает?

- Чем знаменита наша Родина и чем она гордится?

- Гордится она своей столицей.

- Как называется столица РФ? СЛАЙД 5

Москва-  крупный мировой деловой центр. В городе расположено огромное количество архитектурных и исторических памятников. Москва имеет довольно долгую и интересную историю. Основана она была князем Владимиром, а затем Киевским – Юрием Долгоруким. Первые свидетельства  о Москве относятся к 1147году, а с 1325 года- столица Руси. СЛАЙД 6

- А также граждане России могут гордиться своей армией. И наибольшим поводом для гордости России являются её граждане: много великих сынов своей Отчизны стали государственными деятелями, полководцами, знаменитыми учеными даровавшие миру огромное число ценных изобретений, законов и теорем. СЛАЙД 7,8

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III.Формулирование темы урока, постановка проблемы и целей урока.

- Ребята, посмотрите,пожалуйста, еще раз на карту РФ. Какая же она у нас большая! Но есть в этой большой стране не менее значимый для нас с вами уголок. Это край, в котором мы живем. Как мы с вами уже выяснили, страна наша самая большая в мире. Чтобы было удобно управлять страной, её разделили на небольшие части - области. СЛАЙД 9

- В какой области мы с вами живем? (Свердловской, показать на карте – СЛАЙД 10).

- Свердловская область поделена городские округа – Как называется наш городской округ? (Сухой Лог) СЛАЙД 11

- И наконец, в каком селе мы с вами проживаем? В селе Филатовском! СЛАЙД 12

- А чем является для каждого из нас село Филатовское?

- Правильно, это наша малая Родина!

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Малая родина)

- Какова цель нашего урока?

- Что вы хотели бы для себя узнать в ходе нашего урока?

ФИЗМИНУТКА (песня «Я, ты, он, она») СЛАЙД 13

- А почему она называется малой? (малая потому что – это маленькая частичка нашей необъятной страны).

- У каждого человека есть своя малая Родина – тот край, город или село, где человек родился и вырос, где находится его родной дом. СЛАЙД 14

Наша малая Родина – село Филатовское. Село наше находится на юго – востоке Свердловской области, оно раскинулось вдоль правого берега реки Пышмы. Это одно из самых красивейших сел городского округа Сухой Лог. Со всех сторон село окружено огромным количеством зеленых насаждений, которые придают ему особый уральский пейзаж.

Наверное, нет ни одного человека на Земле, который бы не любил и не гордился своей малой родиной. Потому что у каждого населенного пункта есть своя история, люди, чьим трудом, творчеством  славен родной край.

IV. Открытие нового знания

- А как вы думаете, у нашего села есть своя история?

-Где мы можем узнать истории села? (спросить у жителей села, сходить в музей)

-Вам было дано домашнее задание, посетить музей и узнать факты из истории нашего села. СЛАЙД 15

-Я знаю некоторые ребята, хотели бы поделиться с вами, тем, что им удалось узнать.

Выступление ребят  

(АЛИНА)У сел, как и у людей, есть свои истории, биографии. Наше село небольшое, но для большинства жителей оно по-прежнему является маленькой Родиной.

Впервые о нашем селе упоминается в 1682 году в переписной книге Тобольского уезда как деревня Фомина (Филатовская), которая входила в состав Калиновской слободы.

Основным занятием населения было земледелие. Постепенно развивались и ремёсла. Жители села славились изготовлением красного кирпича. СЛАЙД  16

Большим спросом пользовался стройматериал филатовских умельцев. Не случайно и сегодня в Филатовском много кирпичных построек  и домов. Эти «фирменные» изделия по форме и виду очень похожи на те, из которых выложены стены московского Кремля. Филатовцы с гордостью называют своё село «Уголком Москвы»

- РЕБЯТА, А КТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ, КАКОЙ ПИСАТЕЛЬ И В КАКОЙ ПОВЕСТИ ПИСАЛ О КРАСОТЕ НАШЕГО СЕЛА? » СЛАЙД 17 (ЩИПАЧЕВ)

(ЖЕНЯ) Следующее, что нам удалось выяснить об истории нашего села, это - появление мельницы, которую начали строить еще в 1918 году. СЛАЙД 18

Начинал стройку небезызвестный на Урале промышленник англичанин  Ятес, позже стройку продолжил села Малахий Петрович Кислицын и два его брата – Василий и Дмитрий. ( СЛАЙД 19)

СЛАЙД 20 Филатовская мельница привлекла наше внимание и тем, что именно здесь в 1990 году Свердловской киностудией проводились съемки кадров известного художественного фильма «Я объявляю вам войну»

(ДАША) Следует заметить, что появление электричества в нашем селе тоже имеет свои корни, основоположником «электричества» в селе является коренной филатовец Николай Филиппович Широков. СЛАЙД 21

20 декабря 1921 года электрический свет осветил «Народный дом», мельницу и здание кооперативного правления. А на следующий год филатовцы первыми из сельских жителей Сухоложья осветили свои дома электричеством.

СЛАЙД 22 Николай Филиппович Широков был не только электрическим инженером. Он остался в истории нашего села и как создатель первого радиоузла. Благодаря ему в 1927 году филатовцы впервые узнали про радио.

(ДАНИЛ) Еще хотелось бы рассказать о нашей часовне, мимо которой не могли пройти. Часовни есть во многих населенных пунктах, но в настоящее время наша часовня является единственной действующей в Сухоложском районе. СЛАЙД 23,24

(РОМА) СЛАЙД 25 Вся Россия, весь российский народ, участвовал в оказании фронту. "Все для фронта! Все для победы!". Наше село тоже не осталось в стороне, на территории наше села разместилась лаборатория кристаллографии, которая была эвакуирована в наше село из Подмосковья. Сотрудники лаборатории выполняли заказы по разработке и изготовлению кристаллов для различных приборов военного назначения.

(ЖЕНЯ) СЛАЙД 26 А еще наше село знаменито талантливыми людьми, такими как поэтессы, как  Галина  Николаевна Вегова – Колотушкина и Людмила  Михайловна Захарова, которые в своих стихах, описывали наше село Филатовское.  

Я хотела бы прочитать стихотворение Людмилы Михайловны «Село моё»

Село моё, как тысячи других,

Стоящих на земле родной России,

Как мне, кому-то также дорогих –

Здесь, как везде, рассвет над речкой синий.

Пускай дождём политые поля

Вновь радугой сверкают на рассвете,

А мне милей отцов моих земля,

Пусть бьет в лицо холодный ветер.

Пусть где-то все красивей и теплей,

И скалы над рекой стоят покруче…

Мне не найти села милей,

И мне оно роднее всех и лучше.

 

- Молодцы ребята, с вашей помощью мы узнали историю нашей малой Родины и некоторые факты из  жизни  нашего села.

- Может быть у кого-то еще есть факты, которыми могут гордиться жители нашего села?

(Родники  СЛАЙД 27,28 остановка с фрагментом фильма «Алые паруса» СЛАЙД  29, 30, Белый яр…).

- Какие места в нашем селе  вы посоветовали бы посетить,  гостям, приехавшим в наше село впервые?

V. Рефлексия учебной деятельности

- Давайте подведем итоги нашего урока:

-Чему был посвящен на урок?

- Что называется малой Родиной?

- Необходим ли был этот урок вам?

- Что нового для себя вы узнали?

-Перед вами на столах лежат листы, на которых написаны три фразы,  закончите эти фразы: СЛАЙД 31

Моя малая родина – это……

Я люблю её за………….

Я хочу пожелать ей……….

Упражнение  «Пожелания нашей стране»

     Посмотрите каждому из вас я раздала частичку нашей Родины,  напишите на ней, пожалуйста, какой вы видите будущее нашей России.

- Молодцы, как много хорошего и доброго вы видите в России.

Объедините свои пожелания в одно и напишите обращение к своей малой Родине.

- Молодцы! Спасибо за работу! СЛАЙД 32

- Оценивание учащихся

VI. Домашнее задание

Нарисовать любимый уголок своей малой Родины

Текст № 1.

Текст № 1.

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов».

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов».

Текст № 1.

Текст № 1.

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов».

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов».

Текст № 1.

Текст № 1.

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов».

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов».

Текст № 1.

Текст № 1.

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов».

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов».

2        6      среда

Р

О

Д

И

Н

А

……..- священная наша держава,

……..-любимая наша страна!

РОДИНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс

Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...

Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"

Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс  Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...

Вводная презентация "С чего начинается Родина..."

Данная презентация знакомит учащихся с проектом "С чего начинается Родина" и помогает выявить уровень знаний учащихся по теме проекта....

С чего начинается Родина?

Внеклассное мероприятие "Вечер поэзии"...

С чего начинается Родина?

Рабочая программа по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста...

Урок изобразительного искусства на тему: "С чего начинается Родина?"

Урок ИЗО для учащихся 2 класса на тему "С чего начинается Родина".  Данный урок может использоваться учителями, работающими по разным программам. На уроке осуществляется контроль степени усв...

" С чего начинается Родина..."

Занятие по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для первых классов, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова....