Рабочая программа 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основное содержание обучения | Планируемые результаты | Дата | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
Вселенная, время, календарь (13 ч. + 1 ч. экскурсия в музей + 1 ч. практическая работа с термометром) | |||||||
1. | Мы – союз народов России. | Комбинированный урок. | Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории — этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов. | - иметь представление о многообразии субъектов Российской Федерации – республиках, краях, областях, городах федерального значения; - углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; - знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; - находить и показывать субъект на политической карте России; - называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; - определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса. | Понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. | Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями; моделировать ситуацию общения игровых кукол на языках народов своего края и других народов России; высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ. | |
2. | Мы — жители Вселенной. | Комбинированный урок. | Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звёзды и планеты. Наша планета Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. | - знать в общем виде строение Вселенной; - называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; - определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы; - перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров; - узнавать небесные тела по описанию. | Понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. | Определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны; анализировать схему в учебнике; рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве; сравнивать размеры планет; осуществлять самопроверку. | |
3. | Наш «космический корабль» – Земля. | Комбинированный урок. | Стороны горизонта. Компас. Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. | - иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; - определять стороны горизонта; - находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта; - определять по схеме способ обозначения сторон горизонта; - изучить устройство компаса; - определить стороны горизонта (действуя по инструкции); - зафиксировать результаты определения, расставляя таблички. | Осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. | - по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; - анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; - применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; - осуществлять самопроверку; - работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта. | |
4. | Наш «космический корабль» – Земля. | Комбинированный урок. | Стороны горизонта. Компас. Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. | - иметь представление о форме Земли, глобусе; - знать устройство глобуса и условные обозначения на нем; - находить на глобусе океаны и материки; - определять их названия и число; - находить на глобусе нашу страну; - определять материк, на котором она расположена; - изучить устройство компаса; - определить стороны горизонта (действуя по инструкции); - зафиксировать результаты определения, расставляя таблички. | Осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. | - по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; - анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; - применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; - осуществлять самопроверку; - работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта. | |
5. | Время. | Комбинированный урок. | Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов. | - приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; - иметь представление о понятии «единицы измерения времени»; - перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; - определять по рисункам учебника настоящее, прошлое и будущее; - изучать устройство часов, определять время по часам. | Осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира. | - рассказывать о старинных и современных часах; - объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; - предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее; - обосновывать своё решение; - определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий; - моделировать время на часах; - выделять приметы времени; - сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов. | |
6. | Экскурсия в музей. | Урок-экскурсия. | Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры. | - рассказывать о различных научно-просветительских учреждениях; - представлять содержание экскурсии, сопровождая её демонстрацией рисунков или фотографий. | - проявлять интерес к знаниям и способам их приобретения; - проявлять интерес к изучению темы, понимание собственных достижений при освоении тем. | - определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение; - определять источники для поиска необходимой информации и обосновывать своё мнение; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; - формулировать речевое высказывание. | |
7. | Сутки и неделя. | Комбинированный урок. | Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснения. Дни недели и их последовательность. | - иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи; - давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю; - определять количество дней в неделе; - называть дни недели, выстраивать их последовательность. | Осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего. | - выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи); - моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации; - участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь»; - находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи; - составлять фоторассказ о своей жизни за неделю; - писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье. | |
8. | Месяц и год. | Комбинированный урок. | Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснение. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце. | - иметь представления о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; - давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, используя схему; - выстраивать правильную последовательность месяцев года; - осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце. | Осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развивать творческое воображение детей в процессе наблюдения за природой в течение года. | - устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; - представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; - проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества; - прослеживать по схеме изменение облика луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; - моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации; - отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами; - наблюдать изменение облика луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков. | |
9. | Времена года. | Комбинированный урок. | Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснения причин смены времён года. Явления природы. Сезонные явления. | - объяснять причину смены времен года с помощью схемы; - называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; - перечислять времена года в правильной последовательности; - называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона; - понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге. | Понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца. | - предлагать для каждого времени года рисунки-символы; - устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси; - объяснять причины смены времён года; - моделировать их в виде схемы-аппликации; - придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком; - инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года; - наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края; - выявлять среди них специфические сезонные явления; - подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы. | |
10. | Погода. | Комбинированный урок. | Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды. | - конструировать определение понятия «погода»; - различать виды термометров и пользоваться каждым из них; - измерять температуру; записывать показания термометра; - узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. | Понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами. | - сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике; - рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды. | |
11. | Погода (практическая работа с термометром). | Комбинированный урок. | Термометр – прибор для измерения температуры. | - конструировать определение понятия «погода»; - различать виды термометров и пользоваться каждым из них; - измерять температуру; - записывать показания термометра; - узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. | Понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами. | - сравнить различные виды термометров; - объяснять назначение метеорологических приборов; - осуществлять самопроверку; - рисовать условные знаки погодных явлений. | |
12. | Календарь — хранитель времени, страж памяти. | Комбинированный урок. | Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели. | - ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; - находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких; - иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей. | - понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры; - понимать, что календарь – очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; - осознавать необходимость уважать чужие традиции. | - сравнивать календари разных типов; - обсуждать правила пользования ими; - сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. | |
13. | Праздники для всех. | Комбинированный урок. | Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День Государственного флага России, День знаний, Международный день учителя, День народного единства, День Конституции. | Кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике. | Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. | - описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе); - иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией); - определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. | |
14. | Народный календарь. | Комбинированный урок. | Народный календарь — сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях. | - знать некоторые народные приметы на погоду своего края; - определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду; - наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. | Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. | - соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств; - проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю; - сравнивать результат с прогнозом метеорологов; - отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды; - сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края. | |
15. | Экологический календарь. | Комбинированный урок. | Что такое экология. Экологический календарь — проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря. | - участвовать по мере сил в охране природы; - иметь представление об экологии; - знакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. | - понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; - воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры. | - высказывать предположения о том, что такое экология; - находить в тексте учебника определение экологии как науки; - рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме; - выражать своё отношение к природе в собственном рисунке; - вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате; - в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года); - подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе. | |
Блок внеклассной, внешкольной работы: организация путешествия в ближайший городской парк для наблюдения за природой. Беседы на темы «Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной», «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений». Проведение театрализованного праздника с использованием творчества народов своего края, в котором отразились образы природы. | |||||||
Раздел «Осень» (16 ч. + 2 ч. экскурсия-прогулка + 1 ч. подвижные игры на свежем воздухе) | |||||||
16. | Осенние месяцы. | Комбинированный урок. | Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени. | Рассказывать: - об осенних природных явлениях в неживой и живой природе; - характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка; - сочинять устный рассказ по картине; - называть исходный материал и приёмы изготовления рукотворной игрушки; - сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - навыки благожелательного общения друг с другом. | Познавательные умения: - сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев; - называть специфические погодные явления осенних месяцев; - соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизнью разных народов России; - использовать приобретённые знания при составлении программы праздника. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
17. | Осень в неживой природе. | Комбинированный урок. | Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. | - различать осенние природные явления; - рассказывать о дне осеннего равноденствия, об осенних изменениях в неживой природе, о красоте осенней природы, используя выразительные средства родного языка.
| Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - навыки благожелательного общения друг с другом. | Познавательные умения: - определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
18. | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | Комбинированный урок. | Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. | - рассказывать о дне осеннего равноденствия; об осенних изменениях в неживой природе; - соотносить текст и иллюстрации учебника; - выявлять и находить характерные атрибуты осенних народных праздников; - рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов; - устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. | Осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. | Познавательные умения: - определять особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
19. | Звездное небо осенью. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Красота и таинственность звёздного неба. Созвездия в представлениях древних и современных учёных. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звёздных картах. Легендарная история Большой Медведицы. | - сравнивать древние и современные представления о созвездиях; - анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки; - достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника. | - проявлять интерес к изучению темы; - наблюдать звёздное небо; - придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы; - иллюстрировать его рисунком. | Познавательные умения: - определять на осеннем небе созвездия Большая Медведица и Лебедь. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
20. | Трава у нашего дома. | Комбинированный урок. | Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие; их особенности, значение для человека. | - рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью; - устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе. | Познавательные умения: - определять причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы – и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
21. | Экскурсия на луг. | Урок обобщения и систематизации. | Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека. | - рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью; - устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе. | Познавательные умения: - определять причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы – и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
22. | Старинная женская работа. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах — культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в Музей льна и бересты в городе Костроме. | - сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов; - по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций в старинной работе со льном; - соотносить эти операции с образами загадки. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - уважительное отношение к труду людей. | Познавательные умения: - исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов: шерсти, хлопка, льна; называть эти ткани. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками; - обобщать итоги совместной работы. | |
23. | Деревья и кустарники осенью. | Комбинированный урок. | Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы. | - сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам); - узнавать изученные деревья и кустарники по листьям; - раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской; - сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью; - узнавать изученные хвойные растения. | - воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени; - выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; - формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - устанавливать причину такого природного осеннего явления, как листопад, и обосновывать своё мнение; - определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
24. | Чудесные цветники осенью. | Комбинированный урок. | Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников. | - знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам; - определять растения школьного цветника (2-3 представителя); - узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе. | - оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника; - выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений; - проявлять уважение к культурным традициям разных народов, связанным с растениями. | Познавательные умения: - определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях; - различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему. | |
25. | Осенняя прогулка (экскурсия в лес). | Урок обобщения и систематизации. | Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы. Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края. | - наблюдать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников; - узнавать изученные деревья и кустарники по листьям; - сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью; - узнавать изученные хвойные растения. | - воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени; - выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; - формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - устанавливать причину такого природного осеннего явления, как листопад, и обосновывать своё мнение; - определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; - формулировать речевое высказывание. | |
26. | Грибы. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Грибы — особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные. | - сравнивать грибы по внешнему виду; - с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба; - самостоятельно рисовать схему строения гриба; - устанавливать связи грибов с растениями и животными; - приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к грибам; - формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам, обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
27. | Шестиногие и восьминогие. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращения насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам. | - рассказывать о разнообразии насекомых, об этапах развития насекомого, об отличии насекомых от паукообразных; - узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. | - проявлять бережное отношение к насекомым; - формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - определять значение насекомых и паукообразных в окружающем мире и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать речевое высказывание. | |
28. | Птичьи секреты. | Комбинированный урок. | Перелётные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами. | - по своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах; - выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие – к зимующим; - узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелётные, зимующие); - приводить примеры перелётных, зимующих птиц. | - наблюдать за птицами своей местности; - проявлять бережное отношение к ним; - изготовить кормушку и подкармливать птиц. | Познавательные умения: - определять причины, по которым птицы покидают родные края. Регулятивные умения: - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать речевое высказывание. | |
29. | Как разные животные готовятся к зиме. | Комбинированный урок. | Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе. | - устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; - рассказывать о подготовке к зиме пресмыкающихся, земноводных и лесных зверей; - сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца; - объяснять значение наблюдаемых изменений. | Проявлять бережное отношение к животным. | Познавательные умения: - выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать речевое высказывание. | |
30. | Невидимые нити в осеннем лесу. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Невидимые нити — связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы | - извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; - анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы: о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей. | - проявлять бережное отношение к природе; - формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - определять невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. | |
31. | Осенний труд. | Комбинированный урок. | Многообразие осенних работ в городах и сёлах в старину и настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края. | - рассказывать о деятельности людей в осеннее время; - сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас; - соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - уважительное отношение к труду людей. | Познавательные умения: - сопоставлять и сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас, обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. | |
32. | Будь здоров! | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. | Формулировать правила здорового образа жизни осенью. | Проявлять: - желание выполнять правила здорового образа жизни; - навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. | Познавательные умения: - объяснять необходимость вести здоровый образ жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. | |
33. | Будь здоров! (игры на свежем воздухе) | Урок совершенствования способов действий (урок закрепления, урок-игра). | Осенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Объяснять правила народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). | Проявлять: - желание выполнять правила здорового образа жизни; - навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. | Познавательные умения: - объяснять необходимость вести здоровый образ жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. | |
34. | Охрана природы осенью. | Комбинированный урок. | Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России. | - рассказывать о правилах охраны природы осенью; - обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе; - использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. | Выполнять правила охраны природы при сборе её даров осенью. | Познавательные умения: - извлекать информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; - на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Регулятивные умения: - согласованно работать в паре при выполнении учебного задания; - выполнять учебное задание, используя памятку. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать с товарищами и приходить к общему решению. | |
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края. | |||||||
Раздел «Зима» (14 ч. + 2 ч. экскурсия-прогулка) | |||||||
35. | Зимние месяцы. | Комбинированный урок. | Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето. | Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников и с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - навыки благожелательного общения друг с другом. | Познавательные умения: - называть специфические погодные явления зимних месяцев; - подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды; - использовать приобретённые знания при составлении программы праздника. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
36. | Зима — время науки и сказок. | Комбинированный урок. | Сказки народов России и мира — школа мудрости и добра. | - сравнивать сказки разных народов; - объяснять их смысл; - формулировать их нравственное значение для современной жизни. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - навыки благожелательного общения друг с другом во время общения. | Познавательные умения: - объяснять смысл и нравственное значение сказок народов России и мира для современной жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
37. | Зима в неживой природе. | Комбинированный урок. | Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе. | - рассказывать о зимних изменениях в природе; - извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений; - рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей; - устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - навыки благожелательного общения друг с другом. Выражать своё отношение к красоте зимней природы. | Познавательные умения: - определять зависимость зимних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
38. | Звездное небо зимой. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Изменение расположения ковша Большой Медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус — самая яркая звезда на небе. | - сравнивать схемы расположения ковша созвездий Большая Медведица и Малая Медведица; - осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды; - определять по Полярной звезде стороны горизонта; - работая в паре, анализировать схему созвездия Орион, соотносить её со старинным рисунком; - осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус; - достраивать схему созвездия Орион в рабочей тетради. | - проявлять интерес к изучению темы; - наблюдать звёздное небо; - придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде; - иллюстрировать её рисунком. | Познавательные умения: - определять на зимнем небе созвездия Большая Медведица, Малая Медведица, Орион, Полярную звезду и звезду Сириус. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
39. | Зимняя прогулка (экскурсия). | Урок обобщения и систематизации. | Красота зимней природы. Зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края. | Наблюдать зимние изменения в природе: строение снежного пласта, жизнь деревьев, а также растений под снегом, поведение зимующих птиц. | - воспринимать и описывать красоту зимней природы; - выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; - формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - объяснять причину зимних изменений в неживой природе и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; - формулировать речевое высказывание. | |
40. | Зима в мире растений. | Комбинированный урок. | Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой. | - рассказывать о зимних изменениях в жизни растений; - извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнавать растения зимой; - распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам; - определять растения, зимующие под снегом; - устанавливать связи изученных растений с животными. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - навыки благожелательного общения друг с другом. Выражать своё отношение к красоте зимней природы. | Познавательные умения: - определять растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание с самопроверкой. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины. | |
41. | Зимние праздники. | Комбинированный урок. | Зимние праздники в России и других странах — Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшения хвойных деревьев и др.). Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края. | - отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота; - различать общее и особенное в зимних праздниках; - описывать картину Б. Кустодиева «Ёлочный торг»; - рассказывать историю украшения рождественской ёлки. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к семейным праздникам – Новый год и Рождество. Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям. | Познавательные умения: - определять день зимнего солнцестояния и солнцеворота и обосновывать своё мнение; - определять различие гражданского и православного календарей и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
42. | Зимние праздники. Коляда. | Комбинированный урок. | Зимние праздники в России и других странах — Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшение хвойных деревьев и др.). Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края. | - отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота; - различать общее и особенное в зимних праздниках; - описывать картину Б. Кустодиева «Ёлочный торг»; - рассказывать историю украшения рождественской ёлки. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к семейным праздникам – Новый год и Рождество. Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям. | Познавательные умения: - определять день зимнего солнцестояния и солнцеворота и обосновывать своё мнение; - определять различие гражданского и православного календарей и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
43. | Растения в домашней аптечке. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей. | - рассказывать о лекарственных растениях; - по рисунку учебника узнавать названия наиболее распространённых лекарственных растений; - находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения; - извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - инициативу и позитивное отношение к одноклассникам во время игры. Работать со взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями домашней аптечки. | Познавательные умения: - определять лекарственные травы, полезные для человека, и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебные действия в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдать правила игры. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины; - строить понятные для партнёра высказывания. | |
44. | Зимняя жизнь птиц и зверей. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека. | - рассказывать о способах приспособления к зимним условиям зверей и птиц, о питании животных в зимнюю пору; - находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Работая в группах, узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы. Узнавать зверей по описаниям. | Проявлять бережное отношение к животным и подкармливать их в зимний период. | Познавательные умения: - объяснять причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи со стороны человека. Регулятивные умения: - выполнять учебные действия в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - контролировать своё поведение по отношению к сверстникам. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины; - строить понятные для партнёра высказывания. | |
45. | Невидимые нити в зимнем лесу. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | - извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; - работая в паре, анализировать рисунок и схему в учебнике, соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными; - моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе. | Проявлять бережное отношение к животным и подкармливать их в зимний период. | Познавательные умения: - определять невидимые связи между животными и растениями в зимнем лесу. Регулятивные умения: - выполнять учебные действия в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - контролировать своё поведение по отношению к сверстникам. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины; - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
46. | В феврале зима с весной встречается впервой. | Комбинированный урок. | Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны. | Рассказывать о зимних праздниках и традиции проводов зимы в культуре народов своего края. Инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - инициативу и позитивное отношение к одноклассникам во время инсценировки. | Познавательные умения: - сравнивать традиции празднования Нового года у разных народов. Регулятивные умения: - выполнять учебные действия в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - контролировать во время инсценировки своё поведение по отношению к сверстникам. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины; - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
47. | Зимний труд. | Комбинированный урок. | Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах, уход за домашними животными, комнатными растениями и т.д. | Рассказывать: - о деятельности людей на селе и в городе в зимнее время; - о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме. Соотносить зимнюю мужскую и женскую работу в старину с видами работ в настоящее время в городе (селе). | Проявлять: - интерес к изучению темы; - заботу о домашних растениях и животных в родном доме. | Познавательные умения: - узнавать о старинных традициях зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения. Регулятивные умения: - выполнять учебные действия в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины; - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
48. | Будь здоров! | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. | Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных игр. | Проявлять: - желание выполнять правила здорового образа жизни; - навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. | Познавательные умения: - объяснять необходимость вести здоровый образ жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. | |
49. | Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) | Урок совершенствования способов действий (урок закрепления, урок-игра). | Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Объяснять правила народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). | Проявлять: - желание выполнять правила здорового образа жизни; - навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. | Познавательные умения: - объяснять необходимость вести здоровый образ жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. | |
50. | Охрана природы зимой. | Комбинированный урок. | Культура поведения в природе зимой. Эмоционально-эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России. | Рассказывать о правилах охраны природы зимой. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Извлекать информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности. | Формулировать и выполнять соответствующие правила экологической этики. Подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки. | Познавательные умения: - изучать страницы Красной книги России; - на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Регулятивные умения: - согласованно работать в паре при выполнении учебного задания; - выполнять учебное задание, используя памятку. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать с товарищами и приходить к общему решению. | |
Раздел «Весна и лето» (15 ч. + 2 ч. экскурсии + 1 ч. подвижные игры на свежем воздухе) | |||||||
51. | Весенние месяцы. | Комбинированный урок. | Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края. | Сравнивать современные и старинные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Познавательные умения: - распознавать сезонные явления весной и обосновывать своё мнение; - определять день весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение; - различать общее и особенное в обрядах и праздниках народов России в пору весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
52. | Весна в неживой природе. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе. | Рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе в городе и за городом. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике, устанавливать связь между детскими играми и весенними изменениями в неживой природе. Наблюдать за погодой весной, делать выводы об изменении погоды в течение весны. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - доброжелательное отношение к сверстникам во время игры; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Познавательные умения: - определять зависимость весенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - контролировать свои действия во время игры по отношению к сверстникам, соблюдая правила. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
53. | Весна — утро года. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Народные традиции встречи весны. Образ птицы — любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира. | Рассказывать о народных традициях встречи весны. Работая в группах, изготавливать (по схеме-инструкции в рабочей тетради) игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать такими игрушками деревце во дворе школы. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - доброжелательное отношение к сверстникам во время работы в группе; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Познавательные умения: - объяснять значение традиции встречи весны и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе; - контролировать свои действия во время выполнения учебного задания по отношению к сверстникам, соблюдая правила. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; - согласовывать различные мнения при выполнении задания. | |
54. | Звездное небо весной. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звёздных картах. | Сравнивать схемы расположения ковшей созвездий Большая Медведица и Малая Медведица в разные сезоны, выявлять различия. Осваивать способ нахождения на небе созвездий Кассиопея и Лев, соотносить схему созвездий со старинными рисунками, достраивать схему созвездий в рабочей тетради. Осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус. Определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Познавательные умения: - определять на весеннем небе созвездия Малая Медведица, Большая Медведица, Кассиопея, Лев и звезду Сириус. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
55. | Весенняя прогулка (экскурсия). | Урок-экскурсия. | Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. | Наблюдать за весенним изменением в жизни растений. Оформлять фоторассказ о весенней прогулке. | Оценивать свои эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений, выражать свои предпочтения в рисунке или на фотографии. | Познавательные умения: - объяснять причину весенних изменений в природе и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; - формулировать речевое высказывание. | |
56. | Весеннее пробуждение растений. | Комбинированный урок. | Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Бережное отношение к раннецветущим растениям. | Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений. Знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений, выявлять условия, необходимые для их цветения. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников. | - осознавать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям; - формулировать соответствующие нормы экологической этики. | Познавательные умения: - определять и обосновывать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; - определять раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания при составлении рассказа о первых весенних цветах. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; - формулировать собственное мнение. | |
57. | Чудесные цветники весной. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников. | Рассказывать о растениях цветника по материалам учебника и натуральным образцам. Определять растения школьного цветника (2-3 представителя), с помощью атласа-определителя. Различать реальные свойства растений и отражать их в культуре разных народов. | Оценивать свои эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выявлять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. Проявлять уважение к культурным традициям разных народов, связанным с растениями. | Познавательные умения: - определять изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; - формулировать собственное мнение. | |
58. | Весна в мире насекомых. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым. | Рассказывать о весенних изменениях в жизни насекомых. Узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе. Обнаруживать взаимосвязь в мире насекомых, по схемам в учебнике рассказывать о них, достраивать схемы в рабочей тетради. Рассказывать о пользе насекомых. Наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради, определять насекомых в природе с помощью атласа-определителя. | - оценивать свои эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых; - проявлять бережное отношение к насекомым; - формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - определять разных насекомых и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
59. | Весна в мире птиц и зверей. | Комбинированный урок. | Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. | Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей. Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью текста учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, фиксировать её в рабочей тетради. Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя. Играть в старинную игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - доброжелательное отношение к сверстникам во время игры; - бережное отношение к птицам и зверям, формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - определять взаимосвязи в животном мире и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание с взаимопроверкой; - контролировать свои действия во время игры по отношению к сверстникам, соблюдая правила. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
60. | Невидимые нити в весеннем лесу. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Анализировать рисунки и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре. Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем. Рассказывать по схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем лесу. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к птицам и зверям, формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - определять невидимые связи животных и растений в весеннем лесу и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
61. | Весенний труд. | Комбинированный урок. | Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов и т. д.). | Рассказывать о мужской и женской старинной весенней работе. Соотносить её с видами работ в настоящее время в городе (селе). Объяснять значение пословиц о важности весенних работ. Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения с народными приметами. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - уважение к людям труда и их деятельности; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Познавательные умения: - соотносить старинную весеннюю работу с видами работ в настоящее время и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
62. | Старинные весенние праздники. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | «Праздников праздник» — Пасха. Проводы весны. Образ берёзы в культуре разных народов. | - характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края; - сравнивать традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России; - определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Познавательные умения: - определять старинные обряды и традиции весенних праздников народов России и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
63. | Будь здоров! | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. | Формулировать правила здорового образа жизни весной. Объяснять правила народных игр. | Проявлять: - желание выполнять правила здорового образа жизни; - навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. | Познавательные умения: - объяснять необходимость вести здоровый образ жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. | |
64. | Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) | Урок совершенствования способов действий (урок закрепления, урок-игра). | Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Объяснять правила народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). | Проявлять: - желание выполнять правила здорового образа жизни; - навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. | Познавательные умения: - объяснять необходимость вести здоровый образ жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. | |
65. | Охрана природы весной. | Комбинированный урок. | Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнезд для птиц. По страницам Красной книги России. | Рассказывать о правилах охраны природы весной. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Рассказывать о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. | Формулировать и выполнять соответствующие правила экологической этики. Работая со взрослыми, по инструкции в рабочей тетради изготавливать домик для птиц и размещать его в подходящем месте. | Познавательные умения: - определять представителей Красной книги России и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - согласованно работать в паре при выполнении учебного задания; - выполнять учебное задание, используя памятку. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать с товарищами и приходить к общему решению. | |
66. | Лето красное. | Комбинированный урок. | Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников. | Сравнивать и соотносить внутренний смысл современных и старинных названий весенних и летних месяцев (в том числе в языках народов своего края) с природными особенностями весенних и летних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Отмечать на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота. Наблюдать за погодой летом, сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года, делать выводы об изменениях погоды в течение года. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - навыки благожелательного общения друг с другом во время общения. | Познавательные умения: -определять зависимость летних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение; - сравнивать дни летнего и зимнего солнцестояния, дни зимнего и летнего солнцеворота и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
67. | Летние праздники и труд. | Комбинированный урок. | Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края. | Рассказывать: - о летних старинных праздниках и народных обычаях их проведения; - о труде земледельцев и скотоводов летом, сравнивать традиции празднования Нового года в разные времена года народами России и обосновывать своё мнение; - оформлять прогноз погоды, используя условные обозначения. | Проявлять: - интерес к изучению праздников народов России и традиций их проведения; - уважительное отношение к людям труда. | Познавательные умения: - различать традиции празднования новогоднего праздника в разные времена года в культуре народов России. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - проверять результат учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение; - использовать речь для регуляции своего действия. | |
68. | Экскурсия в парк. | Урок обобщения и систематизации. | Красота весенней природы. Экскурсии для наблюдения за жизнью природы весной. | - наблюдать весенне-летние изменения в природе; - оформлять фоторассказ о летней прогулке. | - воспринимать эмоционально и радостно красоту цветущей природы; - выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; - формулировать соответствующие правила экологической этики; - проявлять творческое отношение к планированию каникул. | Познавательные умения: - объяснять причину летних изменений в природе и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; - формулировать речевое высказывание. | |
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе в своей местности и развитие навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края (экскурсии можно проводить в течение учебного года). Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...