Ориентирование по местным признакам
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)
Сказка к уроку окружающего мира "Ориентирование по местным признакам" (конспект и презентация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка «Ориентирование по местным признакам»
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы отправимся сказочное путешествие.
Жили на свете два медвежонка: Топтыжка и Умка. Умка жил со своей семьёй на далёком севере, а Топтыжка - в лесу. Медвежата очень хотели встретиться и посмотреть друг на друга. Умка был старше Топтыжки и уже ходил в школу.
- Мамочка, отпусти меня пожалуйста, в гости в к мишке -Топтыжке в лес, – просил Умка
-Как же ты поедешь, ведь ты же не знаешь, где живёт твой друг? – отвечала мама.
- Мамочка, посмотри, что у меня есть!
И Умка показал маме компас.
- А ты умеешь пользоваться компасом?
-Конечно, умею!!! Нас в снежной школе учили.
- А вы ребята, умеете пользоваться компасом? Расскажите.
- Ну, хорошо, давай тогда собираться в дорогу.
Умка тщательно собирал свой рюкзак. В один из солнечных дней сел на льдину и поплыл к своему другу в лес. А мама стояла на льдине, и вслед кричала своему и сынишке :
-Умка, помни…., возвращаться нужно точно на сееевер!
-Хорошоооо, мамочка! – крикнул Умка и помахал маме на прощание .
Через несколько дней медвежата встретились. Они долго смотрели друг на друга, Умка удивлялся, что Топтыжка, словно, шоколадка – весь коричневый, а Топтыжка не мог поверить, что Умка, такой же как он, только белый. Несколько дней медвежата резвились, играли. И вот настал момент прощания.
-Как же ты найдёшь свой дом? – спросил Топтыжка
- Посмотри, у меня есть компас- Умка достал из кармана компас, показал своему другу и рассказал ему, как им пользоваться.
- А давай, я тебе его подарю, и тогда ты сможешь ко мне приплыть в гости, – радостно сказал Умка
- А как же ты доберёшься до дома?
-А я запомню, где север и пойду прямо, никуда не сворачивая, а на берегу пересяду на льдину и поплыву прямо на север.
- Договорились, - обрадовался Топтыжка.
Медвежата обнялись на прощание. Умка подарил своему другу компас и отправился точно на север.
Брёл он по лесу, брёл. Вдруг кто-то как зашипит, Умка испугался, побежал не оглядываясь. Остановился он на лесной поляне, отдышался. Куда же теперь идти, подумал он. Посмотрел кругом, а вокруг одни деревья. Посмотрел наверх и увидел солнышко, обрадовался маленький медвежонок и подумал, спрошу-ка я у солнышка, оно высоко на небе, наверняка знает, где мой дом.
-Солнышко, солнышко, покажи пожалуйста, где мой северный дом!
Услыхало солнышко медвежонка и ответило:
-Я помогу тебе, Умка. Сейчас ровно полдень. Встань ко мне спиной, я нахожусь на юге, а ты иди прямо, там север.
- Спасибо, тебе Солнышко!- и Умка отправился дальше.
Шёл Умка, шёл. Вдруг облака закрыли солнышко, куда идти дальше – не знает. Увидел, какую-то кучу иголок, а по ней жучки разные ползают. Как вы уже, ребята, догадались, это был…. муравейник с муравьями. Но Умка этого не знал. Остановился один муравей и спрашивает:
- Ты кто? Медведь?! А почему ты белый, в муке извалялся что ли?
- Нет, - отвечал Умка, - я белый медведь, живу на далёком севере, мне нужно попасть домой, а я заблудился, шёл по солнышку, но его закрыли облака, теперь не знаю, где мой дом на севере.
- Так, это же легко совсем! Я тебе помогу, - ответил муравей - смотри: вот это гора - наш дом - муравейник, - и муравьишка показал на большой муравейник.- Видишь одна сторона более пологая – это южная сторона, а другая значит северная.
Умка внимательно посмотрел на муравейник, он увидел, что домик у муравьёв не одинаковый. Обрадовался медвежонок, поблагодарил своего друга и пошёл строго на север.
Шёл, он шёл и проголодался. Увидел ягоды и решил их попробовать и так они ему понравились, что мишка стал их собирать. Вдруг, он остановился, посмотрел по сторонам, и понял, что опять заблудился. Но, тут он вспомнил совет муравья и стал Умка искать муравейник. Шёл он, шёл, а муравейников не видать. Вышел медвежонок на поляну, а посередине поляны стояла одинокая сосна. Сел Умка под сосной отдохнуть и заплакал. Вдруг что-то заскрипело, мишка испугался и отпрыгнул в сторону. Осмотрелся вокруг и никого не увидел. Вдруг опять как заскрипит, только Умка от страха хотел убежать, как услышал чей-то голос:
- Ты кто такой? И почему так горько плачешь?
- А кто вы? – испуганно спросил Умка
- Посмотри-ка наверх, я – сосна.
Посмотрел медвежонок и увидел, как ветки у дерева раздвинулись…. И сосна спросила:
- Ты похож на медведя, но почему ты белый?
- Я – Умка -белый медведь,- ответил Умка, - живу на далёком севере, приплыл в гости к Топтыжке, а теперь возвращаюсь домой. Сначала я шёл на север, потом мне помогло солнышко, потом муравьишка, а теперь нет ни солнышка, ни муравейника. Как узнать, где север? – и Умка вновь заплакал.
- Не, плачь, Умка, я – сосна, расскажу тебе, где находится север, только слушай меня внимательно.
И сосна начала свой рассказ:
- Посмотри внимательно на травку подо мной, с южной стороны она более густая, кора на моём стволе с южной стороны светлее, а с северной – грубая, тёмная.
Медвежонок посмотрел на травку под деревом, на ствол и закричал:
- Ура!!! Я, знаю, где север!
-Не спеши, - сказала сосна, - есть ещё один признак, отойди подальше и посмотри на мои ветки. Больше веток у меня с южной стороны.
Мишка послушал сосну и отошёл подальше, взглянул на дерево.
- Спасибо тебе, сосна!
И побрёл Умка дальше. Теперь он точно знал, где север. То на муравейник взглянет, то на дерево на поляне. Пока Умка шёл, он вспомнил, что мама ему рассказывала про мхи и лишайники, которые растут на севере. Так он добрёл почти до берега моря. Ему осталось пройти совсем чуть-чуть, но стало смеркаться, наступила ночь. Умка ничего не видел. У него по щеке скатилась большая слезинка, но… он поднял голову вверх и увидел яркую звезду, Умка точно такую же видел у себя на северном полюсе. Медвежонок долго на неё смотрел, пытаясь понять, эту ли звезду он видел у себя дома на небе, но вдруг, та самая звёздочка ему подмигнула и улыбнулась, словно говоря: «Иди ко мне и попадёшь домой!»
Умка побежал навстречу звезде, добежал до моря, а там увидел большую льдину, сел на неё и поплыл домой на далёкий север к маме.
А мама – белая медведица, уже стояла и ждала своего любимого Умку. Как медвежонок обрадовался, когда вновь увидел маму. Он сразу рассказал маме про своего друга Топтыжку, про то, как они играли, как он научил Топтыжку определять по компасу стороны горизонта, про его подарок своему другу.
- А как же ты добрался до дома без компаса?- спросила мама-медведица.
- Ребята, давайте вспомним, кто помогал медвежонку добираться домой?
Возьмите лист бумаги, положите его перед собой. Давайте на листе бумаги покажем, где у нас будет север, а где –юг.
- Кто первым помог Умке?
- Правильно, солнышко. Как помогло солнышко? Где в полдень находится солнышко? Давайте его нарисуем.
- Молодцы! Кто потом помог Умке?
- Как определить по муравейнику, где находится север?
- Давайте изобразим муравейник на листе.
- Кто ещё помог мишке?
- Как помогла сосна? Что узнал Умка?
- Давайте нарисуем сосну и травку.
- Кто же ещё помог мишке добраться до дома?
- Правильно, полярная звезда. Она всегда указывает на север. Давайте нарисуем её. Покажите, что у вас получилось.
- Какие вы все молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема ВОВ в стихотворениях местных поэтов Марковой Л.И. и Бочкаревой Л.М.
Материал может быть полезен всем учителям литературы и начальных классов для проведения уроков внеклассного чтения....
М.Бородицкая. "Вот такой воробей". С.Махотин "Местный кот".
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...
«М. Бородицкая. «Вот такой воробей» С.Махотин «Местный кот».
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"....
Проверочная работа по теме "Ориентирование по местным признакам"
Проверочная работа к учебнику Поглазовой 4 класс...
"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".
Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....
Определение сторон горизонта по местным признакам
Материал можно использовать на занятиях по программе "Юный турист"...
«Ориентирование во времени: время года «Зима». Признаки времени года».
Технологическая карта по развитию психомоторики и сенсорных процессов...