Урок "Жизнь птиц"-2020г.
план-конспект урока по окружающему миру
ссылка на публикацию-https://fgosonline.ru/konkurs/tema-uroka-zhizn-pti...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс:1
Тема урока «Жизнь птиц»
Задачи деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц. Способствовать воспитанию любви к природе, родному краю, птицам. Воспитывать у детей желание помогать птицам в зимнее время года и охранять их.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.
Метапредметные (критерии сформированности\оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – научить планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; саморегуляция – осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: самоопределение – осознают необходимость саморазвития; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению.
Оборудование: фотографии и загадки про птиц; схема «Виды птиц»; кроссворд «Зимующие птицы»; таблица «Что умеет делать клюв»; ребусы про птиц, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. (1 мин.)
Оцените свою готовность к уроку.
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (1 мин.)
– Отгадайте загадку:
Избушка новая – для всех столовая,
Зовёт обедать, крошек отведать.
(Кормушка.)
Слайд 2
– Кого мы можем встретить около кормушки? (Зимующих птиц.) Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же там живёт. Злая волшебница украла все кормушки в лесу. Нам надо будет повесить новые кормушки. А для этого надо хорошо потрудиться.
Итак, кто мне назовёт тему сегодняшнего урока?
III. Открытие нового знания. (25 мин.)
– Трудно сказать, сколько всего птиц на земном шаре. Приблизительно 100 миллиардов. Самые многочисленные птицы – воробьи. Слайд 3
А есть птицы, которые скоро могут исчезнуть: белый журавль, белоснежный альбатрос, японский ибис. Эти птицы нуждаются в охране.
Слайд 4
Слайд 5
– Что значит перелётные птицы? Назовите перелётных птиц. (Жаворонок, грач, скворец, кукушка, стриж, соловей, ласточка.) Слайд 6
– Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Снегирь, свиристель.) Верно. Это зимующие птицы.
– Что значит выражение «оседлые птицы»? (Постоянно живут у нас, осели в определённом месте.) Слайд 7
– Каких вы знаете оседлых птиц? (Ворона, воробей, щегол, дятел, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка.)
– Птицы могут перенести сильные морозы, но от голода они часто гибнут. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из-под снега. Вот здесь-то и нужна ваша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.
Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелётные птицы уже улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют они нас весёлым щебетанием, всё равно это прекрасно.
Рассмотрите фотографию первой птицы. Кто из вас видел эту птицу? Как она называется? (Снегирь.) Послушайте рассказ о снегире. Слайд 8
У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только снегири-папы. Снегири-мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и «зеркальца» на крыльях поменьше. Все снегири – неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, семена ясеня, клёна, репейника, конского щавеля. Чуть подкрепились, передохнули – и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
– А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно скусывать почки, извлекать семена? (Да.) Следовательно, снегирь – птица… (зерноядная).
– Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните: если найдёте под деревом выеденные плоды, значит «столовались» тут именно снегири. Слайд 9
Рассмотрите фотографию второй птицы. Это тоже наш зимний гость. Как называют эту птицу? (Свиристель.) По красоте оперения она не уступает снегирю: розовато-серые крылья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее – чёрный «шарф», на голове – большой хохол. Красавцы, да и только! Смотрите Слайд 10 (показывает иллюстрацию): птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят. Кто из вас сравнит внешний вид свиристели и снегиря? (Желающие отвечают.)
– Вспомните, где вы видели этих птиц? Подумайте и ответьте, почему их так называют: снегирь и свиристель? ♫Можно ли свиристелей назвать зерноядными?
– А это кто прилетел на нашу кормушку? Головка у этой птички в чёрной шапочке, крылья и хвост тёмно-синие, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: разные зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но больше всего охотница до свежего несолёного сала. Догадались, кто прилетает на нашу кормушку? (Синица.) Слайд 11
– Ребята, Зимушка-зима интересуется, а не прилетала ли к вам птица, которая умеет бегать по стволам деревьев вниз и вверх головой? Поднимите руку, кто видел на своей кормушке эту птицу. Как её называют? (Поползень.) Слайд 12
– Верно. Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижимается к дереву и ползает по нему – хоть вверх головой, хоть вниз. Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на нашу кормушку.
♫– Ой, ребята, что это за звуки слышны в нашем зимнем лесу? Слайд 13
Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достаёт. У него очень длинный язык – сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий, с твёрдыми зазубринками. Ими дятел и достает насекомых. Может засунуть язык в узкие ходы, которые насекомые проложили в дереве, поэтому и называют дятла лесным доктором. Зимой дятел – кузнец, а летом – доктор. Слайд 14
– Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да ведь семена шишек – их основная пища. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть?
Рассмотрите фотографию этой птицы. Обратите внимание на ее клюв. На что он похож?
– Вы правы, дети, клюв у клёста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя его части перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки после того, как над ними потрудился клёст, кажутся растрёпанными. Клёст сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клёст отрывает её вместе с веткой. И что ещё интересно: клёст вьёт гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им «трепать» шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?
– А теперь давайте решим логическую задачу. Я покажу вам рисунки, на которых изображены клювы разных птиц, а вы должны догадаться, какая из этих птиц питается насекомыми, а какая – семенами, и обосновать своё мнение. Слайд 15
Работа в парах. Заполнение таблицы. (прил.1).
Показ изображений.
– А теперь посмотрите на слайд. Слайд 16 Что вы видите? (Это следы птиц)
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом…
Физкультминутка
ПТИЧКИ
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют:
Чик-чирик, чик-чирик.
Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют.
Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам.
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Стоя прямо, совершать взмахи левой и правой руками.
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Повороты головы вправо-влево.
Дальше полетели
Имитируют руками взмахи крыльев.
И на место сели.
Садятся за парты.
IV. Первичная проверка понимания. (7 мин.)
– А теперь решим кроссворд «Зимующие птицы». Слайд 17
Вопросы к кроссворду:
1. Какая птица ползает по дереву вниз головой? (Поползень.)
2. Какую птицу можно назвать «лесным доктором»? (Дятел.)
3. В названии какой птицы спряталось «снежное» слово? (Снегирь.)
4. Какая птица – охотница до свежего несоленого сала? (Синица.)
5. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
– Давайте поиграем в игру «Что это за птица?». Отгадайте загадки про зимующих птиц. Слайд 18
Спинкою зеленовата, В лесу, под щебет, звон и свист,
Животиком желтовата, Стучит лесной телеграфист:
Чёрненькая шапочка «Здорово, дрозд-приятель!»
И полоска шарфика. (Синица.) И ставит подпись… («Дятел»).
Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка И не козодой. Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора? Какая же морока, Когда трещит… (сорока). Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает. (Филин.) Очень странный почтальон: Не маг и не волшебник он. Доставит письма и газеты, Несёт посылку на край света, Хранить умеет все секреты. Крылат, и смел, и зорок он. Кто же этот почтальон? (Сова.)
| Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст.) Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По ночам кочует, Коноплю ворует. (Воробей.)
Чернокрылый, красногрудый, Он зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! (Снегирь.)
|
– «Всякая птица своим клювом сыта» – утверждает народная мудрость. Каков биологический смысл этой пословицы? Что умеет делать клюв? (Предположения детей.)
– По способам питания и образу жизни птиц условно можно разделить на насекомоядных, зерноядных (в том числе и плодоядных), хищных и водных. Соответственно различается у них и строение клюва.
V. Первичное закрепление (3 мин.).
Работа в парах. (прил.2)
Рассмотрите форму и строение клювов и сделайте выводы о характере питания этих птиц и способе добывания ими пищи.
Работа в группах 1-4. (прил.3)
– Прочитайте ребусы «Птицы».
– Составьте правила отношения к птицам.
• Нельзя разорять гнёзда.
• Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботится о них.
• Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе.
• Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.
– Ребята, назовите птиц, которые остаются зимовать в наших краях. (Дети перечисляют.)
– Как называют птиц, которые прилетают к нам на зиму? (Зимующие.)
– Чем они питаются?
– Почему им трудно перезимовать в наших краях?
– Как люди помогают птицам пережить зиму?
– Поднимите руку, кто сделал кормушку и начал подкармливать птиц. (Поднимают руки.)
– Молодцы, дети, вы не остались равнодушными к беде наших маленьких пернатых друзей, и я знаю, они отблагодарят нас сполна.
– Послушайте обращение к нам птиц.
Учитель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц». (прил.4)
– Ребята, с какой просьбой обращаются к вам птицы?
– А какие советы могли бы дать друг другу люди и птицы?
– Ребята, чем мы помогаем птицам зимой? (Делаем кормушки, насыпаем в них зёрнышки, крошки, подвешиваем сало.)
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение З. Александровой.
VI. Итог урока. (1, 5 мин.)
- Что нового вы узнали? Чему научились?
– Назовите зимующих птиц. Что умеет делать клюв? Почему нужно заботиться о птицах? (Птицы – наши друзья.)
– Замечательный писатель М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
VII. Рефлексия (1, 5 мин.)
- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я буду …..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план саморазвития на 2015-2020г.г.
Индивидуальный план саморазвития на 2015-2020г.г....
Новогодний сценарий для учащихся начальной школы 2020г.
У нас всё получилось! Праздник прошёл интересно!...
Тест Великие русские писатели 3кл ноябрь 2020г.
тест по литературному чтению 3 класс...
Индивидуальный план профессионального развития Шаяхметовой Айгюль Альбиртовны, учителя начальных классов на межаттестационный период 2015-2020г.г.
Индивидуальный план профессионального развитияШаяхметовой Айгюль Альбиртовны, учителя начальных классовна межаттестационный период 2015-2020г.г.Тема : «Развитие исследовательской и познавательно...
Фонетическая ритмика (на период карантина 06.04.2020г.-30.04.2020г.)
Автоматизация и дифференциация звукопроизношения. Группа шипящих звуков. Группа свистящих звуков. На период карантина с 06.04.20г.-17.04.20г....
Фонетическая ритмика (на период карантина с 06.04.2020г.- 30.04.2020г.). Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика (свистящие звуки, шипящие звуки, сонорные звуки, аффрикаты)....
Фонетическая ритмика (на период карантина с 27.04.2020г-30.04.2020г.)
Автоматизация и дифференциация звкопроизношения. Аффрикаты....