Куликовская битва 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Смирнова Нина Валентиновна

Куликовская битва (план урока)

Презентация картин на тему "Куликовская битва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikovskaya_bitva_urok.docx20.02 КБ
Файл na_pole_kulikovom.pptm703.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «КУЛИКОВСКАЯ БИТВА»

4 КЛАСС

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: ознакомить с ходом и значением Куликовской битвы; сформировать представление обучающихся о подвигах защитников Руси; познакомить с деятельностью великого князя Дмитрия Донского.

Планируемые результаты:

Предметные: развивать умение учащихся работать с исторической картой.

Метапредметные: умения делать выводы, развитие познавательных способностей учащихся посредством иллюстраций и их сопоставления; развитие речи у учащихся.

Личностные: развивать чувство любви к своей стране, выражающееся в развитии интереса к ее истории.

Понятия: шлем, кольчуга, поединок.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть А.А.Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир», историческая карта, презентация.

Содержание

Здравствуйте ребята. Начинается урок, он пойдет ребятам впрок, постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать, ответы полные давайте, и на уроке не зевайте.

 Сейчас я предлагаю вам небольшую викторину. За правильные ответы вы будете получать буквы из которых составится тема сегодняшнего урока.  Спрашиваю тех кто поднимает руку.

-В каком году произошло Ледовое побоище?

-В каком году произошла Невская битва?

-Почему князь Александр Ярославович получил прозвище Невский.

- В каком году было крещение Руси?

- Какой князь крестил Русь?

-Какую клятву давали новгородцы, уходя на битву?

-Какие святые стали символом любви и верности на Руси?

- Как называется торговый путь, соединяющие северные страны с Византией?

Как называется первая летопись?

- Кто создал первую азбуку?

_ как называлась первая азбука?

Из полученных букв составляем тему урока.

 (Куликовская битва).

- Это тема нашего урока.

- Давайте подумаем, что мы должны сегодня узнать?

- Какие цели поставим? (когда произошла битва, планы сторон, каков итог урока,  значение и последствия для страны).

- Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории?

Мы с вами знаем, что на Руси происходят значительные изменения – стремление к объединению русских земель.

Какое княжество стоит во главе этого процесса? – (Московское).

Во многом возвышение Москвы зависело от великого князя. Большую роль в возвышении Москвы сыграл князь Дмитрий Иванович.

-При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами.   Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового. В 1365 году в один из-за засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Дмитрий Иванович возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2–3 метра. С тех пор прозвали Москву белокаменной.

-Между тем со времен похода хана Батыя на Русь зависимость ее от Золотой Орды ослабла. Князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, перестал платить   дань.

- Предположите, как отреагировали   татары на эту дерзость   московского князя?

-Орда в это время ослабела и распалась на части. Так же, как между русскими князьями, между ханами начались смуты и распри. После долгих смут в Золотой Орде овладел властью воевода Мамай. Сердился он на Дмитрия Ивановича, московского князя, что тот не обращал особого внимания на его требования, не хотел платить ему той дани, которую платили прежде московские князья ханам.

-Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придет конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

-Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

-  Ребята, посмотрите на стр.70 учебника рисунок «Вооружение русского воина»

- Задание: рассмотреть рисунок и составить небольшой рассказ.

( выбор опорных слов: доспехи, кольчуга, шлем с забралом, кольчужная сетка, панцирь, меч, копье, боевые топоры, ножи, булава).

- Какими качествами должны были обладать русские воины?

- На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

-Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон.

-Наступило утро 8 сентября 1380 года. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

- Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

-И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи.

- Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту.

- Войско Мамая было разгромлено, победа русских – полной. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Восемь дней хоронили погибших воинов.

- С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь совершались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали мериться с Русью силами в больших сражениях.

Тема Куликовской Битвы ярко отражена в творениях  художников.  Многие художники пытались передать эту битву со своей точки зрения. У многих создано своё Куликово поле. В нём мастера передавали всю мощь и силу русского народа. Я представлю вам  цикл картин,  изображающих события Куликовской битвы.

Презентация

- Ребята,  прочитайте  текст с последнего абзаца с. 70 до с. 72 учебника.

- Найдите  на карте место Куликовской битвы. 

-Расскажите  по карте о передвижении русских и монголо-татарских войск.

– Что нового узнали на уроке?

– Кто запомнил, когда произошла Куликовская битва?

– О чём заставил задуматься этот урок?

- Оцените свою работу на уроке. Кто сегодня гордится собой?

- У кого сегодня получилось то, что не получалось раньше?

- Кто был самым активным, самым любознательным?

- Ребята, найдите сведения о Дмитрии Донском и  подготовьте сообщение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На поле Куликовом

Слайд 2

Илья Глазунов Дмитрий Донской 1980г.

Слайд 3

Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву (эскиз Нестерова)

Слайд 4

Илья Глазунов Цикл « Поле Куликово» Канун 1978г

Слайд 5

Юрий Ракша Проводы ополчения

Слайд 6

Юрий Ракша Предстояние

Слайд 7

Александр Бубков «Утро на Куликовом поле»

Слайд 8

Михаил Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем »

Слайд 9

Ивон Адольф «Битва на Куликовом поле»

Слайд 10

Работа Серова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс

Урок по окружающему миру в 4 классе...

Страницы истории.4 класс. Куликовская битва.

Тема: "Куликовская битва"Задачи:формировать  представление    учащихся о Куликовской битве, о подвигах защитников Руси;развивать  кругозор  обучающихся,  устную...

конспект урока "Куликовская битва" по курсу "Окружающий мир" 4 класс

конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России",автор Плешаков А.А....

Урок-исследование в 4 классе по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, п...

Конспект урока окружающий мир 4 класс "Куликовская битва"

Конспект урока окружающий мир 4 класс "Куликовская битва"...

План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва

Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию....