Тема урока «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Кутвицкая Людмила Анатольевна

Аннотация к уроку «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» во 2 классе

Тип урока: урок усвоения новых знаний. 

Цели:

  • Образовательные: познакомить с родственными словами, развивать умение распознавать однокоренные слова, формировать понятие «корень». 
  • Развивающие: развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме; пополнять словарный запас обучающихся. 
  • Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, желание грамотно и красиво писать. 

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать. 

Оборудование: учебник, мультимедийный комплекс, презентация, карточки для работы в парах, картинка дерева с корнем лес. 

Методы и формы работы: словесный, наглядный, практический, беседа, диалог; индивидуальная работа, фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx31.97 КБ
Файл samoanaliz.docx 21.96 КБ
Файл konspekt.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Составила : Кутвицкая Л.А.

Предмет: русский язык.

Класс: 2.

Авторы учебника: В.П.Канакина В.Г.Горецкий

Тема урока «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Дидактическая цель урока: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Задачи:

Образовательные:

– формируем умение находить корень в словах, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Воспитательные:

– воспитываем положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность,

– формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.

– развиваем речь (обогащаем словарный запас), мышление, память

– развиваем умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы обучения: проблемный диалог, словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения : карточки с заданиями для учащихся, учебник, плакат с изображением дерева, таблички с однокоренными словами .

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Минутка чистописания.

Самоопределение к деятельности

Создание проблемной ситуации

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

Запись на доске.

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

- А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными.

Пишем с большой через запятую

б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали

- А вот некоторые ребята выписали все слова (или можно было выписать все слова?).

- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

в) Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками?

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.

г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными?

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

- Что увидели?

- Назовите эту общую часть. (зим- ).

- Выделим эту общую часть дугой.

- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов?

- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. (ответы детей)

Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали.

- С родственными словами мы разобрались.

- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали?

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова».

– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию?

Корень:

1) подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3) начало, источник чего-либо;

4) часть слова.

- Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает, как называются такие слова, которые имеют много значений?

- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка?

- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова»?

- Какие слова называются родственными?

-Дети высказывают своё понимание пословицы

(Обсуждение в парах)

Дети делают запись

Один ученик читает слова

Ответы детей ( мама, папа, …)

Ответы детей. (близкие по смыслу).

-В некоторых словах есть общая часть

-Общая часть слов зим-

(Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

Ответы детей.(корень)

-Ответы детей.

-Зима, зимушка, зимовать, зимний.

-Корень слова.

-Общая часть родственных слов.

-В словаре.

-Многозначные.

-Часть слова.

-Общая часть родственных слов.

-Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные

#1056;азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Умение работать в группе.

Постановка учебной задачи

Понятие об однокоренных словах.

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем?

- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

  • -родственные слова,
  • -корень слова,
  • -однокоренные слова

- Теперь, ребята, давайте сформулируем нашу тему урока и какие задачи мы перед собой поставим.

-Обсуждение в парах

-Однокоренные слова

Формулируют задачи урока.

Уточняют тему урока

Регулятивные

#1055;рогнозирование, целеполагание - #1055;остановка учебной задачи на основе анализа того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником

Физминутка.

(Физкультминутку проводят учащиеся)

Упражнения в распознавании однокоренных слов.

- Откройте учебник на с.61

- Упр.84 (устно)

- Прочитайте группы слов. Давайте с вами ответим на вопросы, которые даны на в этом упражнении.

- А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

- Правильно мы все сформулировали правила?

Значит мы молодцы.

- Кто хочет попробовать рассказать «Как найти корень в слове».

Составим с вами последовательность нахождения корня слова.

- Воспользуемся составленным вами алгоритмом при работе.

а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики»

Одновременно в домики приехали родственники (у нас это родственные слова).

- Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.

1 ряд - - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд - - мор-

Морской, моряк, море, мороз.

3 ряд - - вод –

Вода, водичка, водный, водитель

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

(проверяем работу 2 и 3рядов)

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Работа учащихся

Ответы детей. Составление алгоритма

нахождения корня слова.

Работа учащихся

Работа учащихся

Ответы детей

Регулятивные

1. Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Итог урока.

Организует самостоятельную работу детей по закреплению знаний.

Работа по учебнику

1. с.61 упр 85

2. с.62 у.86

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока

-А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?

- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

Самостоятельно выполняют задание.

Ответы детей

В пословице есть родственные слова.

Познавательные

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные

1. Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Рефлексия деятельности

- Над какой темой работали?

- Что вызвало затруднение?

- Какую цель перед собой поставили?

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

- Оцените свою собственную работу на уроке по шкале самооценки. Обоснуйте свой вывод.

-Потренироваться находить корень в словах вы сможете, выполнив упр.87 (домашнее задание)

-Можете сочинить сказку про корень (по желанию)

Формулируют вывод, проводят самооценку:

- Я научился…

- Я хотел бы…

- Оказывается, что…

Регулятивные

1. Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Домашнее задание.

-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание (упр.№ 87) -определить, какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.

Записывают задание в дневник.

СПИСОК использованных материалов:

  1. Русский язык, 1-2 класс. Методические рекомендации для учителей/ Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева.- М.: Баласс.2014
  2. Русский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательной школы.- Изд 3-е. переработанное.-М.: Баласс.2012
  3. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс/Н.А.Исаева.-М.Баласс.2014


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

русского языка во 2 классе

по теме: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова»

Данный урок является первым уроком в изучении данной темы.

Цели: создание условий для:

- знакомства с корнем слова как общей частью родственных слов; закрепления навыков классификации слов на 2 группы (слов,  имеющих общую часть, и слов, близких по значению); умения рассуждать, делать выводы;

- развития активного словаря, познавательных способностей, устойчивого внимания, ассоциативного мышления, памяти, логического мышления, воображения;

- формирования ответственности, интереса к русскому языку, воспитания культуры общения, умения работать в парах, уважения к одноклассникам (слушать одноклассников, четко высказывать свои мысли, адекватно реагировать на замечания и поощрения).

 На уроке формируются УУД:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;

-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- развитие  умения формулировать цели урока, самостоятельно составлять план урока  и последовательность действий;

 - развитие  умения  высказывать свое предположение на основе работы с материалом интерактивной доски, материалом учебника;

 - оценка  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- формирование умения  формулировать алгоритм действия , выбор основания для классификации слов;

- контроль  этапов своей работы, оценка процесса  и результата  выполнения задания.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение давать определения «родственные слова», «корень слова», - умение выделять корень слова в родственных словах,

- формирование умения находить, сравнивать и классифицировать общие части  слов,

     - способность контролировать свои действия, проверять написанное.

УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре.

Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

Оборудование и материалы урока: учебник «Русский язык» 2 класс, карточки для работы в паре.

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

На данном уроке применялся деятельностный подход в обучении.

На этапе актуализации знаний учащиеся активно работали, формулировали выводы.

В содержание урока были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей ситуации.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера (подбирали родственные слова, выделяли корень), детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия (опираясь на знание состава числа).

Первичное закрепление происходило при выполнении упражнения 85 стр.61 учебника и упр.86 стр 62 (фронтальная работа).

Работа в парах  и взаимопомощь позволили снизить тревожность учащихся, проверка результатов способствовала формированию у детей адекватной самооценки.

Включение нового знания в систему знаний было организовано при выведении алгоритма.

Тренировочные упражнения выполнялись самостоятельно, с взаимопроверкой.

При подведении итогов  и рефлексии был применен самоанализ деятельности  учеников.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была наглядной и привлекательной для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности (на уроке надо было уделить больше времени для закрепления новой темы). Применялись здоровье сберегающие технологии (физминутка общего воздействия). Все предлагаемые задания направлены именно на развитие детей. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах. Детям  оказывалась индивидуальная помощь. При проведении урока была использована мультимедийная презентация, задействованы все возможные ресурсы кабинета. Урок был проведён в доброжелательной рабочей обстановке.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка с использованием технологии проблемного  обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения.

Тема урока: « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

УМК «Школа России» 2 класс  

Проблема:

  • Какие слова называются родственными?
  • Что такое корень слова?
  • Какие слова называются однокоренными?

 Новые знания:

  • 1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
  • 2. Корень – общая часть родственных слов.
  • 3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

 Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

 Задачи:

  • Формировать умение находить родственные слова, находить корень в словах, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
  • Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
  • Обогащать словарный запас учеников.

Оборудование: карточки для дифференцированной работы, разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, толковые словари.

Ход урока:

 1. Организационный момент.

 Начинается урок,

 Он пойдет ребятам впрок.

 Постарайтесь все понять,

 Интересное узнать.

2.Минутка чистописания.

 Запись на доске.

                 Ум да разум надоумят сразу.

 - Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

 -Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

 - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

3.Создание проблемной ситуации.

 а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

 - А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

 Пишем с большой через запятую. ( Дети делают запись ).

 б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова (или можно было выписать все слова?).

 - Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

в) Беседа о родственниках.

 - А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

 - Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа …)

 - Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими

 между собой. Их называют родственниками.

г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

 - Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

 - Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

 - Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

 - Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

 - Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

 - Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

 - Назовите эту общую часть. (зим- ).

 - Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

 - А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

 - Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. (ответы детей)

 Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

 - С родственными словами мы разобрались.

 - Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

 - Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

 Корень:

 1) подземная часть растения;

 2) часть волоса, зуба, ногтя;

 3) начало, источник чего-либо;

 4) часть слова.

 - Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает, как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).

 - Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

 - Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова»?

 (Общая часть родственных слов)

 - Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем).

 4. Понятие об однокоренных словах.

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

 - Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем? (однокоренные слова)

 - Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

  • -родственные слова,
  • -корень слова,
  • -однокоренные слова

5.Работа с учебником.

- Откройте учебник на с.61

- Упр.84 (устно)

- Прочитайте группы слов. Давайте с вами ответим на вопросы, которые даны на в этом упражнении.  

- А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

 - Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

С.62 упр.86 – по заданию

 5.Физминутка.

 (Физкультминутку проводят учащиеся)

- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

 6. Упражнения в распознавании однокоренных слов.

 а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

 Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете). Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.

1 ряд - - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд - - мор-

 Морской, моряк, море, мороз.

3 ряд - - вод –

 Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень. (Работа учащихся)

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

 -Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

(проверяем работу 2 и 3рядов)

 -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.

 - Теперь поработаем самостоятельно.

Упр. 85 из учебника на стр. 61

С.62 упр.86 – по заданию

- Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.

 9.Домашнее задание.

 -Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание (упр.№ 87) -определить, какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.

 10. Итог урока.

 -Ребята, наш урок подходит к концу.

 Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

 -Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

 - Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? (Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

 -А какую еще связь с нашим уроком вы заметили? ( в пословице есть родственные слова).

  Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

11. Рефлексия.

- Над какой темой работали?

- Что вызвало затруднение?

- Какую цель перед собой поставили?

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

- Оцените свою собственную работу на уроке по шкале самооценки. Обоснуйте свой вывод.

- А теперь возьмите карточки с высказываниями сказочных героев и отметьте, кто из них прав.

-  Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Что такое энергия."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Что такое энергия." 4 класс....

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема урока:« Состав слова.Корень»

Научить  называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс

Формировть правильное представление о понятии корень слова....

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...

Тема урока Что такое корень? Что такое однокоренные слова?

Тема урока Что такое корень? Что такое однокоренные слова?...

Конспект урока русского языка. Тема урока "Части слова Корень"- 2 класс

Урок разработан в соответствии с требованиямиФГОС...