Тех.карта "Мир глазами историка"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта окружающего мира (УМК «Школа России»).
Урок окружающего мира в 4 «Б» классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Мир глазами историка. |
Педагогическая цель | Сформировать представление об окружающем мире с точки зрения историка, представление об истории как науке, изучающей длинный путь развития человечества; познакомить с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление», формировать умение работать с исторической картой; развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения; воспитывать любовь к истории, к книге, чувство патриотизма и чувство долга перед Родиной. |
Тип урока | Комбинированный. |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся составлять рассказы о мире с точки зрения историка, характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. |
Личностные результаты | Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу; осознавать значение учебной деятельности; принимать ценности мира. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета, умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: понимать, ставить и сохранять учебную задачу. |
Методы и формы обучения | Индивидуальная, фронтальная; словесный, наглядный. |
Основное содержание темы, понятия и термины | История, летописи, археология, летосчисление, век, тысячелетие. |
Образовательные ресурсы | Учебник, ММП, дидактический материал. |
Технологическая карта урока.
Этап урока, его цель | Вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организация начала урока. Цель: организация класса, эмоциональный настрой на урок, мотивация работы обучающихся на уроке. | Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята! Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас! Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. -Проверьте, все ли в порядке у вас на столах, все ли приготовились к уроку. Присаживайтесь. Начнем урок. -Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать на уроке? (Чтобы спина оставалась ровной, глаза зоркими, а в тетрадке получались красивые, ровные цифры, за партой нужно: сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не ложиться грудью на стол, туловище, голову, плечи держать ровно) | Приветствует учеников, организует внимание, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, демонстрируют готовность к работе. |
II.Актуализация знаний Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, и способов действий, ценностных отношений). | Фронтальный опрос. Работа с ММП. | -Вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. -С какой наукой мы познакомились на прошлом уроке? (Географией) - Что изучает эта наука? (география изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность) -Что мы относим к географическим объектам? (материки, острова, моря, реки и т.д.) -Кто является создателем первого глобуса? (немецкий географ Мартин Бехайм, 500 лет назад) -Какие материки находятся на западном полушарии? (Северная Америка, Южная Америка) -Какие материки находятся на восточном полушарии? (Евразия, Африка, Австралия) -А теперь предлагаю вам восстановить рассказ, который вы видите на слайде. -Ваша задача назвать пропущенные слова. -Какое первое слово пропущено? (Глобус, географическая карта, физическая, политическая, экологическая, вода, суша, ледники) | Проверяет усвоенный материал на прошлых уроках, задает вопросы. Организует работу с ММП, задает вопросы. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание, отвечают на вопросы. |
III. Сообщение темы, цели урока Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Беседа. | -Сейчас я прочитаю стихотворение, ваша задача внимательно слушать и ответить на вопросы. Всем известно, что она И чудес, и тайн полна. На чужих ошибках учит И вовеки не наскучит (История) - Отгадайте, о чем речь. (Об истории) - Что вам известно об этой науке? -Как называют ученых, которые занимаются данной наукой? (Историки) -На уроке представим себя учеными-историками. - Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мир глазами историка».) - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Выяснить что такое история и летосчисление...) | Дает целевую установку на слушание стихотворения, задает вопросы. Проговаривает тему и цель урока. | Внимательно слушают объяснение учителя, выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Говорят тему и цель урока. |
IV.Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала (существенных признаков, понятий, правил). | Работа в учебнике с использование ММП. Рассказ учителя. Работа с ММП. Беседа. | - Ребята, откройте учебник. -Я предлагаю выполнить вам задание, для этого вы воспользуетесь страницами учебника 29-34. -Ваша задача не просто найти в учебнике определение слов, которые вы видите на слайде, но и пересказать их опираясь на текст доски. (История, исторический источник, археология, летосчисление) -История очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». -Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории». -У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. И поэтому, именно благодаря науке истории мы узнаем, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. -История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. -Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках, где собраны исторические источники, которые могут рассказать нам о прошлом людей. -Ребята, я предлагаю вам рассмотреть схему, изображенную на слайде. -Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники. (библиотеки, музеи, архивы) - Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них. -Ребята, как вы думаете, что такое архив? (Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.) -Важно заметить, что и в нашей станице также имеется архив. А исторические документы мы можем увидеть в краеведческом музее. - Ребята, а что вы знаете о музеях? (Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами). -Стоит отметить, что первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. - И в нашей станице тоже есть музеи. -Кто может рассказать какой музей вы посещали, какие в нем были экспонаты и какие из них вам больше всего запомнились. -Во многих музеях хранятся старинные книги, которые также рассказывают нам о прошлом человечества. -Раньше люди в течение года, от лета к лету записывали важные события в книги, которые стали называть летописи. - А где же хранятся книги? (в библиотеках) - Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. | Дает целевую установку по работе в учебнике с применением ММП. Ведет рассказ об истории. Организует работу с ММП, задает вопросы, ведет рассказ | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают в учебнике. По картинкам. Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы |
Физминутка Работа с учебником. Рассказ учителя. Работа с МПП. Работа с картой. | -А сейчас немножко отдохнём. -Встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте за мной Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, (зеркальный показ) Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали. -Молодцы! Присаживайтесь. - О работе археологов прочитайте учебник на стр. 32 (с последнего абзаца) -33. - Кто уже прочитал и может рассказать о том, как же ведутся раскопки археологов? -Изучая историю, важно знать, когда произошло, то или иное событие. Большие отрезки времени – называют годами. - Год, когда произошло важное событие, называют исторической датой. -Сто лет – это столетие или век. Тысячелетие – это тысяча лет, или 10 веков. -Во многих странах мира летосчисление ведут от Рождества Христова. Иисус Христос – это основатель христианской веры. Люди решили, что год, когда родился Иисус будет точкой отсчета исторических дат. -Посмотрите, это «линия времени». -Р.Х. условно считают нулевым годом. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем наша эра (сокращенно н.э.) -Продолжается наша эра две тысячи лет. Многие исторические события произошли до нашей эры. -На «линии времени» видно, что за 3-м годом до н.э. шел 2-й год до н.э. А за 2-м г. до н.э. – 1-й.г. до н.э. -1147 г.- первое упоминание о Москве в летописи – это историческая дата. - Еще одна историческая дата – 753 г. до н.э. – основание Рима. - А теперь посмотрим, как эти даты расположить на «линии времени». - Рим был основан за 753 года до нашей эры, поэтому где мы должны поставить отметку? (слева) -А Москва основана в нашей эре, значит где мы поставим отметку? (справа) - Стоит отметить то, что римскими цифрами принято отмечать века, арабскими годы. - Откройте учебник на странице 36, внизу вы видите табличку, на которой показано соответствие арабских цифр с римскими. -Чтобы узнать, в каком веке было то, или иное событие можно обратиться к таблице учебника на стр. 44-45. - Здесь я дам вам подсказку, что можно без этой таблицы определить век, для того чтобы определить к какому веку относится та или иная дата, необходима просто к первым цифрам даты, например, к 1147 году, прибавить единицу и получается, что 11+1= 12, значит эта дата относится к 12 веку. -Например, к какому веку относится 1812 год? (к 19 веку) - Очень важно для историка знать не только, когда произошло событие, но и представлять, где оно происходило. - В этом случае нам поможет историческая карта на странице 39. -Рассмотрите карту взятия крепости Измаил русскими войсками. О чем она может рассказать нам? (как происходило взятие крепости) -На карте есть условные обозначения, которые будут подсказками. Если разобраться во всём этом, то историческая карта станет вашей верной помощницей в познании прошлого. | Дает целевую установку. Проводит физминутку с целью профилактики переутомления. Показывает ее выполнение. Проводит работу с учебником, задает вопросы. Ведет рассказ, задает вопросы. Организует работу с ММП, ведет объяснение, задает вопросы. Организует работу с картой в учебнике, ведет объяснение, задает вопросы. | Внимательно слушают, выполняют задание повторяя за учителем. Работают по учебнику, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают с картой, отвечают на вопросы. | |
VI. Закрепление изученного материала. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. VII.Итог урока. Рефлексия. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Обобщающая беседа. Работа с ММП. Рефлексия. Выставление оценок | - Что такое история? -Для чего нам нужно изучать историю? -Что вы хотели бы узнать, изучая историю? Учащиеся высказывают свои пожелания. - Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать? -Какие бывают исторические источники? Приведите примеры. - А теперь вам необходимо вставить пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание. (век, тысячелетие, нашей эры, до нашей эры, арабский, римских, историческая карта) -Закончите начатое предложение: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня я удивился… Теперь я могу… Было трудно… Мне захотелось… Я поставил себе на уроке отметку …, потому что… -Молодцы, ребята, вы сегодня все хорошо трудились, оценки за урок получают… | Задает вопросы с целью закрепления изученного материала. Предлагает оценить свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы. Актуализируют знания, полученные в ходе урока. Анализируют работу на уроке, оценивают свою работу на уроке. |
VII. Домашнее Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверить соответствующие записи в дневнике | Беседа | - Ребята, теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. (Учебник: стр. 29-40 пересказ, Р.т: стр. 8-9) - Спасибо за урок! | Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, записывает домашнее задание на доске. | Задают уточняющие вопросы. Записывают задание в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мир глазами историка"
Материал для проведения урока окружающего мира в 4 классе...
Мир глазами историка. - окружающий мир 4 класс
Тема: Мир глазами историка.Цели: - Сформировать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков;- Ознакомить с наукой историей;- Развивать любознательность, умение наблюдать, рассу...
Тест по окружающему миру по теме"Мир глазами историка"
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Мир глазами историка". Программа "Школа России" 4 класс....
Мир глазами историка
Тема "Мир глазами историка" . Учебная программа"Школа России" , 4 класс....
Мир глазами историка
Урок по окружающему миру 4 класс по теме:" Мир глазами историка"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА окружающего мира «Мир глазами историка»
урок соответствует требованиям ФГОС...
Тема: Мир глазами историка.
В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом?...