Тех.карта "Мир глазами историка"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_4kl._mir_glazami_istorika.docx56.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта окружающего мира (УМК «Школа России»).

Урок окружающего мира в 4 «Б» классе (УМК «Школа России»)

 Тема

Мир глазами историка.

Педагогическая цель

Сформировать представление об окружающем мире с точки зрения историка, представление об истории как науке, изучающей длинный путь развития человечества; познакомить с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление», формировать умение работать с исторической картой; развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения; воспитывать любовь к истории, к книге, чувство патриотизма и чувство долга перед Родиной.

Тип урока

Комбинированный.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся составлять рассказы о мире с точки зрения историка, характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.

Личностные результаты

Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу; осознавать значение учебной деятельности; принимать ценности мира.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета, умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: понимать, ставить и сохранять учебную задачу.

Методы и формы обучения

Индивидуальная, фронтальная; словесный, наглядный.

Основное содержание темы, понятия и термины

История, летописи, археология, летосчисление, век, тысячелетие.

Образовательные ресурсы

 Учебник, ММП, дидактический материал.

Технологическая карта урока.

Этап урока, его цель

Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на урок, мотивация работы обучающихся на уроке.

Приветствие.

Эмоциональный настрой.

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята!        

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

-Проверьте, все ли в порядке у вас на столах, все ли приготовились к уроку. Присаживайтесь. Начнем урок.

-Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать на уроке? (Чтобы спина оставалась ровной, глаза зоркими, а в тетрадке получались красивые, ровные цифры, за партой нужно: сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не ложиться грудью на стол, туловище, голову, плечи держать ровно)

Приветствует учеников, организует внимание, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, демонстрируют готовность к работе.

II.Актуализация знаний

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, и способов действий, ценностных отношений).

Фронтальный опрос.

Работа с ММП.

-Вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.

-С какой наукой мы познакомились на прошлом уроке? (Географией)

- Что изучает эта наука? (география изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность)

-Что мы относим к географическим объектам? (материки, острова, моря, реки и т.д.)

-Кто является создателем первого глобуса? (немецкий географ Мартин Бехайм, 500 лет назад)

-Какие материки находятся на западном полушарии? (Северная Америка, Южная Америка)

-Какие материки находятся на восточном полушарии? (Евразия, Африка, Австралия)

-А теперь предлагаю вам восстановить рассказ, который вы видите на слайде.

-Ваша задача назвать пропущенные слова.

-Какое первое слово пропущено? (Глобус, географическая карта, физическая, политическая, экологическая, вода, суша, ледники)

Проверяет усвоенный материал на прошлых уроках, задает вопросы.

Организует работу с ММП, задает вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

III. Сообщение темы, цели урока

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Беседа.

-Сейчас я прочитаю стихотворение, ваша задача внимательно слушать и ответить на вопросы.

 Всем известно, что она

 И чудес, и тайн полна.

На чужих ошибках учит

 И вовеки не наскучит (История)

- Отгадайте, о чем речь. (Об истории)

- Что вам известно об этой науке?

-Как называют ученых, которые занимаются данной наукой? (Историки)

-На уроке представим себя учеными-историками.

- Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мир глазами историка».)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Выяснить что такое история и летосчисление...)

 Дает целевую установку на слушание стихотворения, задает вопросы.  Проговаривает тему и цель урока.

Внимательно слушают объяснение учителя, выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Говорят тему и цель урока.

IV.Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала (существенных признаков, понятий, правил).

Работа в учебнике с использование ММП.

Рассказ учителя.

Работа с ММП.

Беседа.

- Ребята, откройте учебник.

-Я предлагаю выполнить вам задание, для этого вы воспользуетесь страницами учебника 29-34.

-Ваша задача не просто найти в учебнике определение слов, которые вы видите на слайде, но и пересказать их опираясь на текст доски. (История, исторический источник, археология, летосчисление)

-История очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». -Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».

-У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. И поэтому, именно благодаря науке истории мы узнаем, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

-История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

-Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках, где собраны исторические источники, которые могут рассказать нам о прошлом людей.

hello_html_m36b5d001.png

-Ребята, я предлагаю вам рассмотреть схему, изображенную на слайде.

-Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники. (библиотеки, музеи, архивы)

- Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.

-Ребята, как вы думаете, что такое архив? (Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.)

-Важно заметить, что и в нашей станице также имеется архив. А исторические документы мы можем увидеть в краеведческом музее.

- Ребята, а что вы знаете о музеях? (Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами).

-Стоит отметить, что первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света.

- И в нашей станице тоже есть музеи.

-Кто может рассказать какой музей вы посещали, какие в нем были экспонаты и какие из них вам больше всего запомнились.

-Во многих музеях хранятся старинные книги, которые также рассказывают нам о прошлом человечества.

-Раньше люди в течение года, от лета к лету записывали важные события в книги, которые стали называть летописи.

- А где же хранятся книги? (в библиотеках)

Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках.

Дает целевую установку по работе в учебнике с применением ММП. Ведет рассказ об истории.

Организует работу с ММП, задает вопросы, ведет рассказ

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают в учебнике. По картинкам.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы

Физминутка

Работа с учебником.

Рассказ учителя.

Работа с МПП.

Работа с картой.

-А сейчас немножко отдохнём.

-Встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте за мной

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь, (зеркальный показ)

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

-Молодцы! Присаживайтесь.

- О работе археологов прочитайте учебник на стр. 32 (с последнего абзаца) -33.

- Кто уже прочитал и может рассказать о том, как же ведутся раскопки археологов?

-Изучая историю, важно знать, когда произошло, то или иное событие. Большие отрезки времени – называют годами.

- Год, когда произошло важное событие, называют исторической датой.

-Сто лет – это столетие или век.

Тысячелетие – это тысяча лет, или 10 веков.

-Во многих странах мира летосчисление ведут от Рождества Христова. Иисус Христос – это основатель христианской веры. Люди решили, что год, когда родился Иисус будет точкой отсчета исторических дат.

-Посмотрите, это «линия времени».

-Р.Х. условно считают нулевым годом. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем наша эра (сокращенно н.э.)

-Продолжается наша эра две тысячи лет.

Многие исторические события произошли до нашей эры.

-На «линии времени» видно, что за 3-м годом до н.э. шел 2-й год до н.э. А за 2-м г. до н.э. – 1-й.г. до н.э.

-1147 г.- первое упоминание о Москве в летописи – это историческая дата.

- Еще одна историческая дата – 753 г. до н.э. – основание Рима.

- А теперь посмотрим, как эти даты расположить на «линии времени».

- Рим был основан за 753 года до нашей эры, поэтому где мы должны поставить отметку? (слева)

 -А Москва основана в нашей эре, значит где мы поставим отметку? (справа)

- Стоит отметить то, что римскими цифрами принято отмечать века, арабскими годы.

- Откройте учебник на странице 36, внизу вы видите табличку, на которой показано соответствие арабских цифр с римскими. 

-Чтобы узнать, в каком веке было то, или иное событие можно обратиться к таблице учебника на стр. 44-45.

- Здесь я дам вам подсказку, что можно без этой таблицы определить век, для того чтобы определить к какому веку относится та или иная дата, необходима просто к первым цифрам даты, например, к 1147 году, прибавить единицу и получается, что 11+1= 12, значит эта дата относится к 12 веку.

-Например, к какому веку относится 1812 год? (к 19 веку)

- Очень важно для историка знать не только, когда произошло событие, но и представлять, где оно происходило.

- В этом случае нам поможет историческая карта на странице 39.

-Рассмотрите карту взятия крепости Измаил русскими войсками. О чем она может рассказать нам?  (как происходило взятие крепости)

-На карте есть условные обозначения, которые будут подсказками. Если разобраться во всём этом, то историческая карта станет вашей верной помощницей в познании прошлого.

Дает целевую установку. Проводит физминутку с целью профилактики переутомления. Показывает ее выполнение.

Проводит работу с учебником, задает вопросы.

Ведет рассказ, задает вопросы.

Организует работу с ММП, ведет объяснение, задает вопросы.

Организует работу с картой в учебнике, ведет объяснение, задает вопросы.

Внимательно слушают, выполняют задание повторяя за учителем.

Работают по учебнику, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Работают с картой, отвечают на вопросы.

VI. Закрепление изученного материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

VII.Итог урока. Рефлексия.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Обобщающая беседа.

Работа с ММП.

Рефлексия.

Выставление оценок

- Что такое история?

-Для чего нам нужно изучать историю?

-Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

Учащиеся высказывают свои пожелания.

- Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?

-Какие бывают исторические источники? Приведите примеры.

 - А теперь вам необходимо вставить пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание. (век, тысячелетие, нашей эры, до нашей эры, арабский, римских, историческая карта)

-Закончите начатое предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня я удивился…

Теперь я могу…

Было трудно…

Мне захотелось…

Я поставил себе на уроке отметку …, потому что…

-Молодцы, ребята, вы сегодня все хорошо трудились, оценки за урок получают…

Задает вопросы с целью закрепления изученного материала.

Предлагает оценить свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы. Актуализируют знания, полученные в ходе урока.

Анализируют работу на уроке, оценивают свою работу на уроке.

VII. Домашнее
задание

Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверить соответствующие записи в дневнике

Беседа

- Ребята, теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. (Учебник: стр. 29-40 пересказ, Р.т: стр. 8-9)

- Спасибо за урок!

Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, записывает домашнее задание на доске.

Задают уточняющие вопросы. Записывают задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мир глазами историка"

Материал для проведения урока окружающего мира в 4 классе...

Мир глазами историка. - окружающий мир 4 класс

Тема: Мир глазами историка.Цели: - Сформировать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков;- Ознакомить с наукой историей;- Развивать любознательность, умение наблюдать, рассу...

Тест по окружающему миру по теме"Мир глазами историка"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Мир глазами историка". Программа "Школа России" 4 класс....

Мир глазами историка

Тема "Мир глазами историка" . Учебная программа"Школа России" , 4 класс....

Мир глазами историка

Урок по окружающему миру 4 класс по теме:" Мир глазами историка"...

Тема: Мир глазами историка.

В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом?...