ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
статья по окружающему миру

Александра Андреевна Чернышова

В тезисе говорится о методах научного познания, их содержании и реализации в учебном процессе.

Ключевые слова: младший школьный возраст, научное познание, теоретические и эмпирические знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernyshova_a._a_4.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В тезисе говорится о методах научного познания, их содержании и реализации в учебном процессе.

Ключевые слова: младший школьный возраст, научное познание, теоретические и эмпирические знания.

Младший школьный возраст обладает огромнейшим потенциалом для умственного развития детей, формирования теоретического мышления. Интеллектуальный рост младших школьников напрямую зависит от научного содержания материала. Научность обучения детей в начальной школе является актуально проблемой, поскольку именно методы научного познания формируют у детей абстрактное мышление, необходимое для развития теоретического мышления.

Обучение, построенное по теоретическому типу, является наиболее благоприятным для умственного развития детей, поскольку изучение научных понятий – это сложный процесс, которым невозможно овладеть путем простого заучивания. Процесс усвоения понятий требует работы таких психологических функций, как логическая память, произвольное внимание, сравнение и других, которые должны усваиваться путем их построения и углубленного изучения.

Освоение нового учебного понятия происходит через разрешение «проблемных ситуаций», поскольку решение учебной задачи должно подводить школьника к поиску нового метода решения или способа действия, который он сможет использовать в дальнейшем для решения различных заданий. Научный подход при изучении детьми учебного материала очень важен для получения высоких результатов его усвоения, потому что наука не только изучает внешние признаки предметов и явлений, но и раскрывает их внутреннюю сущность. Большую роль в этом вопросе представляют методы научного познания: анализ, синтез, эксперимент, моделирование и другие. Например, при проведении опыта по разделению песка и железного порошка при помощи магнита, дети осваивают понятия «смесь» и «чистое вещество». Следовательно, для формирования у учащихся начальной школы научного мышления, необходимо в содержании обучения присутствовали не только теоретические, но и эмпирические знания.

Для наиболее полной реализации методов научного познания необходимо выбирать такие темы и понятия, которые имеют непосредственное отношение к жизни. Например, тема «Температура» часто вызывает затруднения у младших школьников, несмотря на то, что этому понятию выделяется немало времени в учебной программе. На усвоение этой темы сильно влияют представления, формирующиеся в повседневной жизни. Для того, чтобы дети хорошо усвоили любую тему, связанную с естественно-научной картиной мира, у учителя должен быть большой запас теоретического материала и варианты проблемных вопросов, которые помогут актуализировать знания учащихся и направить их на путь размышлений для поиска ответов. При помощи наводящих вопросов учителя, дети могут самостоятельно вспомнить, что температуру измеряют с помощью термометра. А также, что температура входит в число постоянных величин и её изменения связаны с количеством поступающих солнечных лучей. Здесь нужно не упустить тот факт, что температура зависит от высоты населённого пункта и может изменяться в течение суток и года.

Существуют такие природные явления, процессы, объекты, которые сложно показать учащимся, т.е. произвести наблюдение и демонстрацию очень сложно. В таких случаях учителю следует прибегнуть к использованию метода аналогий и моделирования. Аналогия как вид сравнения позволяет проводить параллель между теми или иными объектами и явлениями, позволяет установить их подобие друг другу.  Благодаря методу аналогии можно подобрать прототип определенному объекту или процессу, который уже можно демонстрировать учащимся для углубленного изучения. Иными словами, у учителя появляется возможность переноса информации от модели к прототипу. В этом заключается суть одного из методов теоретического уровня научного познания – моделирования.

Многие учителя хотят использовать методы научного познания в своей практике, но не знают, как правильно организовать такую работу. Самое главное – подходящая форма постановки учебной цели. Необходимо, чтобы учащиеся путем собственных размышлений приходили к теме урока, постановке его целей и задач. Проблемный подход, как метод научного познания, даёт учащимся возможность самостоятельно выдвигать гипотезы, искать и озвучивать пути решения, формулировать выводы. Необходимо, чтобы как можно больше педагогов начальной школы использовали методы научного познания, рассмотренные в работе, поскольку это позволит учащимся лучше усваивать естественно-научный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"

Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира"

Интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя обществознание, является базой для использования  на уроках окружающего мира национально-регионального компонента, краеведческого принципа...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира.

Вопрос активизации обучения учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение к...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира

Тема: Методы  и  приёмы активизации познавательной деятельности  младших школьников  при изучении  окружающего мира.      ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...