Здоровое питание
статья по окружающему миру
Цели и задачи:
сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия;
помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения к здоровому образу жизни;
работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и качественного питания;
развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovoe_pitanie.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС: «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»
Цели и задачи:
- сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия;
- помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения к здоровому образу жизни;
- работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и качественного питания;
- развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
- воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Оформление:
Плакаты:
- “Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум”
Геродот
- “Здоровье – это единственная драгоценность”
Монтень
- “Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья иподдержания сил, а не к области наслаждения”
Цицерон
Оборудование:
- интернет-ресурсы
- мультимедийный проектор
- ПК
- Презентация
Ход урока
Организационный момент
Ребята, сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать, уметь, иметь, чтобы быть здоровыми.
Актуализация знаний
Ещё древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего детского организма.
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.
1. Здоровый образ жизни – это:
1) Соблюдение режима дня.
2) Соблюдение режима питания, правильное питание.
3) Закаливание.
4) Физический труд.
5) Соблюдение правил гигиены.
«Ради крепкого здоровья – мойте руки чаще».
6) Правила поведения за столом.
«Когда я ем, я глух и нем!»
7) Скажем «Нет!» вредным привычкам (употребление алкогольных напитков, табакокурение).
8) Доброе отношение к людям, к окружающей нас природе, животным.
9) Правильная организация отдыха и труда.
2. Режим дня, что это такое? (ответы детей)
Рано утром просыпайся,
Себе и людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
В школу смело отправляйся.
Чтоб ты не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день зарядку!
Позабудь про телевизор,
Mapш нa улицу гулять -
Ведь полезней для здоровья
Свежим воздухом дышать.
Нет плохому настроенью!
Не грусти, не хнычь, не плачь!
Пусть тебе всегда помогут
Лыжи, прыгалки и мяч!
Хоть не станешь ты спортсменом,
Это право не беда –
Здоровый дух в здоровом теле
Пусть присутствует всегда!
3. Зачем человек ест? (ответы детей)
4. Мудрые философы говорят: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей», как вы это понимаете? (ответы детей)
5. Вывод: человеку необходимо питаться.
6. Игра: «Полезное – неполезное»
Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы:
Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.
7. Сколько раз в день необходимо питаться? (ответы детей)
- Завтрак (дома).
- Завтрак (второй в школе).
- Обед.
- Полдник.
- Ужин.
8.«Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть» - почему так говорят? (ответы детей)
Каждому человеку для нормальной работы организма необходимы белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода, которые должны поступать вместе с пищей.
Режим питания тоже большую роль в рациональном питании. С самого рождения мы живем в определенном ритме, наше сердце сокращается с определенной частотой, существует ритм дыхания, ритм выделения пищеварительных соков – это работают наши биологические часы. Так пищеварительные соки вырабатываются с 13 до 14 часов и с 18 до 19 часов в максимальном количестве, а небольшом количестве каждые 1,5 часа. Поэтому прием пищи в определенное время считается наиболее физиологичным.
Нарушение режима питания играет отрицательную роль в здоровье человека. Оно проявляется в уменьшении количества приемов пищи в день с четырех – пяти до двух, неправильном распределении суточного рациона питания, так в ужин съедается до 65 % от всей пищи, положенной на день, а ведь самым плотным должен быть завтрак, затем обед и лишь 20 % должны принадлежать ужину.
9. Давайте построим пирамиду здорового питания, разработанную НИИ Питания РАМН, состоящую из пяти групп пищевых продуктов.
Важно помнить два принципа:
- Ежедневно организм должен получать все необходимые пищевые вещества.
- Количество пищевых веществ должно соответствовать индивидуальной суточной потребности человека в энергии.
- Жиры, масло, сахар, кондитерские изделия – ограниченное потребление;
- Мясо, рыба, птица, яйца, бобовые, орехи – 2 порции в день;
- Молочные продукты – 2-3 порции в день;
- Овощи – 3-5, фрукты – 2-4 порции в день;
- Зерновые – 5-7 порций в день.
10. Завтрак:
То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным. Общее мнение такое, что на завтрак надо обязательно есть кашу.
11. Второй завтрак (в школе):
Хороший завтрак - это не значит наесться так, чтобы потом нельзя было встать со стула. Хороший завтрак подразумевает оптимальное сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужны организму после сна.
12. Обед:
Обед — второй или третий приём пищи в день (обычно после первого либо второго завтрака). Как правило на обед подается горячая пища
13. Чем можно заняться после обеда? (ответы детей)
- Попрыгать.
- Почитать книгу.
- Порисовать.
- Потанцевать.
- Побегать.
- Поиграть с конструктором.
14. Полдник:
Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с чаем, соком или молоком.
Какие вы знаете молочные продукты? (ответы детей)
15. Пора ужинать:
Ужин – последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу.
16. За многие годы были сформулированы три основных правила в питании разнообразие, умеренность и своевременность.
17. «Овощи – кладовая здоровья» - почему так говорят? (ответы детей)
18. Кроссворд: «Овощи – фрукты»
По горизонтали:
Я румяную Матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка
Упадёт сама в траву. (Яблоко)
Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (Банан)
Синий мундир, белая подкладка,
В середине - сладко. (Слива)
Этот плод сладкий хорош и пригож,
На толстую бабу по форме похож. (Груша)
Отгадать не очень просто -
Вот такой я фруктик знаю -
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, -
Птица есть еще такая,
Называют так же - ... (Киви)
Ни в полях и ни в садах,
Ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах
Вырастает ... (Ананас)
По вертикали:
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, это … (Кабачок)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ... (Свекла)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репка)
19. «Люди с самого рождения жить не могут без движения» - как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Организму важно не только поступление энергии с пищей, но и её расход. А это значит - необходима физическая нагрузка, при которой жир сжигается наиболее эффективно.
Речь идет совсем не о необходимости изнурительных физических упражнений. 30 минут любой физической активности в день, но ежедневно!
Запомните правило:
«ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА В ЛЮБОЙ ФОРМЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЕЁ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ».
20. Белки, жиры и углеводы.
Ученые установили, что примерно половину всей пищи, которую человек съедает за день, должны составлять продукты, содержащие углеводы. Это хлеб, крупы, картофель, овощи, зелень. Третью часть дневного рациона должны составлять белки – это мясо, рыба, молоко, яйца. А шестую часть жиры – сливочное и растительное масло.
Питание должно быть разнообразным – разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в организм необходимых веществ.
Пища должна тщательно пережевываться – пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельченная пища легче переваривается.
Не допускать переедания – с избытком пищи не справляется пищеварительная система, пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется. Последний прием пищи должен быть не позднее 2-х часов до сна.
Не торопиться во время приема пищи – продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30-40 минут – при двух. Так достигается насыщение без переедания.
21. Витамины.
Недостаток витаминов всегда дает о себе знать. Многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних гиповитаминозов — состояний, вызванных недостатком витаминов. Это — быстрая утомляемость, раздражительность, плохой аппетит, трещинки в углах рта, сухость и шелушение кожи. Все это — следствие серьезных изменений в обмене веществ, то есть внешнее проявление предболезни, которая может перейти в болезнь.
Важный путь улучшения обеспеченности организма витаминами — увеличение потребления овощей и фруктов. Но овощи, увы, поставляют нам в основном витамин С. Хоть он и очень важен, но ведь организму нужны и другие: витамин A необходим для зрения, нормального состояния слизистых покровов, в частности дыхательных путей; D — обеспечивает всасывание в кишечнике кальция; E — защищает ткани от разрушения под воздействием кислорода; K — участвует в процессе свертывания крови; витамины группы B и другие входят в состав ферментов, необходимых для управления обменом веществ.
22. Рациональное питание:
Рациональное питание - одна из главных составных частей здорового образа жизни и факторов продления активного периода жизнедеятельности.
В нашей школе строго соблюдаются основные условия физического развития ребенка - рациональное питание, режим дня, прогулки на воздухе.
Рациональное питание быстро растущих детей, особенно подростков, определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем.
Надо отметить, что рациональное питание школьников не сводится только к "дробному" употреблению углеводов. Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков и витаминов.
23. Состав некоторых продуктов:
Капуста, яблоко, колбаса, рыба, творог, орех, мясо, молоко, сметана, масло, сыр.
24. Игра: «Какие продукты растительного происхождения, а какие – животного происхождения?»
Хлеб, колбаса, молоко, сахар, яйцо, лук, яблоко, свинина, свекла, огурец.
25. Золотые правила питания:
- Главное – не переедайте.
- Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
- Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
- Мойте фрукты и овощи перед едой.
- Перед приемом пищи мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. И конечно, тех, кто приготовил вам еду.
26. Игра «Приготовь блюдо»
Задание: приготовьте традиционные русские блюда (выберите продукты, необходимые для приготовления блюда)
- Борщ.
- вода, молоко, чай;
- картофель, капуста, свекла, огурец, помидор, лук, редис;
- соль, сахар;
- майонез, сметана.
- Гречневая каша.
- вода, молоко;
- макароны, рис, пшено, гречка;
- соль, сахар;
- масло растительное, масло сливочное.
27. Выберите слова для характеристики здорового человека:
красивый ловкий статный крепкий
сутулый бледный стройный неуклюжий
сильный румяный толстый подтянутый
ВЫВОД: КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ. ВЕДЬ НИКТО НЕ ПОЗАБОТИТСЯ О ТЕБЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ТЫ САМ.
28. Правила, которые обеспечивают хорошее состояние здоровья
- Правильное питание.
- Соблюдение режима дня.
- Закаливание (физические упражнения, спорт).
- Правильная организация труда и отдыха.
- Соблюдение правил гигиены.
- Доброе сердце, добрые дела, поступки.
29. АРИФМАЦИИ:
Я хочу быть здоровым!
Я могу быть здоровым!
Я буду здоровым!
30. Итог урока. Домашнее задание:
* Понравился ли вам, наш урок?
* О чём мы с вами говорили?
* Какие выводы вы для себя сделали?
* Расскажи о своем любимом блюде. Чем оно полезно?
СПАСИБО! БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».
Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...
Родительское собрание "Здоровое питание - здоровый ребенок - здоровая нация"
Этот материал содержит разработку родительского собрания по теме "Здоровое питание - здоровый ребенок - здоровая нация" с презентацией...
Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему «Органы питания. Здоровое питание»
Конспект занятия по внеурочной деятельностина тему «Органы питания. Здоровое питание»...
Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему «Органы питания. Здоровое питание»
Конспект занятия по внеурочной деятельностина тему «Органы питания. Здоровое питание»...
Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»
Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...
Отчет о проведенной работе по проекту «Здоровое питание-здоровый человек-здоровая нация»
Отчет о проведенной работе по проекту «Здоровое питание-здоровый человек-здоровая нация»...