"Югра - наша Родина" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Краеведение. О правилах поведения в природе, о взаимоотношениях человека с растительным и животным миром и о любви к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yugra_-nasha_rodina.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Середа Ольга Ивановна
МБОУ «Центр образования №7 им. Дунина-Горкавича А.А.»
Окружающий мир 3 класс
Тема урока: "Югра-наша Родина" 3 класс
Цели:
1. Формировать основы экологических знаний; представления об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней; потребность в глубоком познании окружающего мира.
2. Развивать речь, наблюдательность, общий кругозор.
3. Прививать интерес и любовь к своей малой Родине, формировать чувство ответственности за сохранность природных богатств родного края.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы поговорим о правилах поведения в природе, о взаимоотношениях человека с растительным и животным миром и попытаемся внести свой вклад в охрану нашей малой Родины.
2. Актуализация знаний учащихся.
-Послушайте стихотворение мансийского и писателя поэта Ювана Шесталова.
Здравствуй край, мансийский милый,
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой, с материнской добротой.
Шепчет мне рукой осина, улыбается вода.
Слышу лепет лебединый, словно в детские года.
- Как вы думаете, почему поэт называет свой край милым?
- Как поэт относится к родному краю?
- Подумайте, о каком крае идет речь?
Наш край - Ханты-Мансийский автономный округ - часть России. Своим названием округ обязан коренным жителям – ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую называли Югрой или Югорией.
Теперь Югра – имя короткое и звучное все чаще используется как неофициальное название Ханты – Мансийского автономного округа.
3.Работа по теме урока.
– Как вы понимаете строки, написанные Ю. Шесталовым?
- Как вы думаете, что означает слово Родина?
- Почему мансийский поэт называет Сибирь - второй Родиной?
Родина – это место, в котором человек родился и живет. Родина - это место, которое любит человек. Родина- это место, откуда произошли предки, корни человека, это - уголок, в который всегда хочет вернуться.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он живет. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Слайд
На территории Ханты-Мансийского округа проживает около 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народов Севера.
- Люди, каких национальностей ещё проживают в нашем крае?
- Что значит коренные народы?
- Какие коренные народы проживают на территории нашего края?
Не просто было коренным народам сохранить свои обычаи, традиции, праздники. Люди, приехавшие в Югру, принесли много нового: механизмы, машины, оборудование. Вся их деятельность была подчинена одной цели: любой ценой добыть нефть и природный газ. О необходимости сохранения оленьих пастбищ, лесов, водоемов они, даже не думали. И последствия такого отношения к природе не замедлили сказаться: местные люди лишились привычных для себя условий существования, оказались отчужденными от собственности на дары природы. В результате началось сселение с мест привычного обитания. Но и сейчас коренные народы продолжают жить так, как жили их предки, уважают и чтят законы их жизни.
Сообщение учащегося.
Ханты, манси, ненцы, издавна считают, что человек должен соблюдать особые правила поведения среди растительного и животного мира. В основе этих правил лежит почитание духов, уважение к окружающей среде. Люди знают, что дары природы небезграничны. Поэтому много лет назад они вывели для себя особые правила. Они учатся этим правилам у своих родителей с самого раннего детства. В свою очередь, природа дарит народу красоту, обеспечивает продуктами питания, необходимым материалом для жизни.
- Ребята, а как природа обеспечивает питанием народы Севера?
-Какие основные занятия у коренного населения Югры?
-Охота и рыбалка.
- А на кого они охотятся? Какую рыбу ловят?
Ханты и манси всегда селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остается одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.
Для ловли рыбы использовали сети и обласок. Слайд.
Охотничий промысел разделялся на мясной и пушной.
- На какого зверя и птицу охотятся коренные народы нашего края?
"Лесовать" ханты и манси начинали с конца сентября, когда выпадал первый снег. В середине декабря возвращались домой для сдачи пушнины и закупки товаров. Далее "лесовали" до апреля. Со вскрытием рек начиналось рыболовство и охота на птиц.
Ружья у коренных народов появляются в ХVIII в. При охоте на
крупного зверя применялись копья. На белку ходили с собаками, которые выслеживали зверьков. Ещё до ХХв. на промысле белки и бобра использовали лук со стрелами. Добывали мелких пушных зверьков также ловушками: плашками и черканами. Слайд.
На боровую дичь, лису, медведя и соболя устанавливали специальные ловушки из бревен - слопцы. Слайд.
Охота- это очень тяжёлый труд. Все охотники - как одна большая семья. Без взаимопомощи, взаимовыручки в тайге не обойтись.
- Что еще дает природа человеку?
Предметы домашнего обихода изготавливались из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги.
4. Физкультминутка. « У оленя дом большой»
5. Закрепление материала.
а) - Ребята, как нужно охотиться, чтобы не истребить всех зверей, птиц и рыб?
б) Сообщение учащегося.
Четко соблюдая сроки, время, место охоты, никогда народы Севера не забывали строгого правила: добывать столько, сколько необходимо для проживания, и не больше. Не ходили на рыбную ловлю во время нереста. Нерест – это когда самки рыб откладывают икру. Не стреляли птиц, когда те высиживали птенцов. Во время ношения и выращивания детенышей самками охота прекращалась.
И помимо всего вышесказанного, северные народы поклоняются силам природы. Они точно знают: вред, нанесенный природе, не пройдет бесследно для человека.
- Как могла бы природа наказать людей?
Нарушение правил непременно ведет к наказанию нарушителя.
в) Народы Севера говорят:
- «Стрелять всегда нельзя».
- «Ничего не трогать зря».
- «Бери столько, сколько необходимо и не больше»
- Как вы понимаете эти правила?
Какой вывод можно сделать из всего сказанного нами?
- Природе нельзя вредить, потому что не только ей будет плохо, но и человеку. В природе все взаимосвязано!
6. Обобщение.
- Какова главная мысль нашего занятия?
- Что должен делать каждый человек, чтобы сохранить животный и растительный мир нашего края?
Берегите природу! Охраняйте ее, соблюдайте правила поведения в природе,в каком бы уголке нашей Родины вы ни находились. Любите свою малую родину – Югру!
Чтение отрывка стихотворения народного художника России В. Игошева о любви к нашему краю.
Люблю тебя, Югорский край!
Ты вечный зов, ты божество.
С тобой я плачу в неудачу,
С тобой ликую в торжество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по теме "Югра – наша малая родина"
Разработанное мероприятие к юбилею округа .Презентация состоит из 46 красочных аннимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении внеклассного мероприятия по теме:“Югра...
Технологическая карта урока по модулю "Светская этика" "Россия - Родина наша" 4 класс
Технологическая разработка урока...
"Югра Многоликая" к празднованию 900 лет Югры
Цели: - сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра;- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к...
Мониторинг успеваемости выпускников 4 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО
Мониторинг успеваемости выпускников 4 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕханты-Мансийского автономного округа – югр...
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...
Проект "Каша- пища наша" 2 класс
В проекте исследуются полезные свойства каши...
Дистанционное мероприятие на тему:"Каша- сила наша", 4 класс. Кружок "Формула правильного питания.
Во время Великой Отечественной войны солдаты восстанавливали силы с помощью каши. Солдатская каша славилась всегда. Во многих фильмах и книгах мы видим с каким аппетитом ели кашу. Ребята получили зада...