"Югра - наша Родина" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Краеведение. О  правилах поведения в природе, о взаимоотношениях  человека с растительным и животным миром и  о любви к  родному краю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yugra_-nasha_rodina.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Середа Ольга Ивановна

МБОУ «Центр образования №7 им. Дунина-Горкавича А.А.»

Окружающий мир 3 класс

Тема урока: "Югра-наша Родина" 3 класс

Цели:

1. Формировать основы экологических знаний; представления об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней; потребность в глубоком познании окружающего мира.

2. Развивать речь, наблюдательность, общий кругозор.

3.  Прививать интерес и любовь к своей малой Родине, формировать чувство ответственности за сохранность природных богатств родного края.

Ход урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы поговорим о правилах поведения в природе, о взаимоотношениях  человека с растительным и животным миром и  попытаемся внести  свой вклад   в охрану нашей малой Родины.  

2. Актуализация знаний учащихся.

-Послушайте стихотворение мансийского и писателя поэта Ювана Шесталова.

Здравствуй край, мансийский милый,

Со смолистою тайгой,

С молодой отцовской силой, с материнской добротой.

Шепчет мне рукой осина, улыбается вода.

Слышу лепет лебединый, словно в детские года.

 - Как вы думаете, почему поэт называет свой край милым?

- Как поэт относится к родному краю?

- Подумайте, о каком крае идет речь?

Наш край - Ханты-Мансийский автономный округ - часть России. Своим названием округ обязан коренным жителям – ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую называли Югрой или Югорией.

Теперь Югра – имя короткое и звучное все чаще используется как неофициальное название Ханты – Мансийского автономного округа.

3.Работа по теме урока.

 – Как вы понимаете строки, написанные Ю. Шесталовым?

- Как вы думаете, что означает слово Родина?

- Почему мансийский поэт называет Сибирь - второй Родиной?

Родина – это место, в котором человек родился и живет. Родина - это место, которое любит человек. Родина- это место, откуда произошли предки, корни человека, это - уголок, в который всегда хочет вернуться.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он живет. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.  Слайд

На территории Ханты-Мансийского округа проживает около 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народов Севера.

- Люди, каких национальностей ещё проживают в нашем крае?

- Что значит коренные народы?

- Какие коренные народы проживают на территории нашего края?

Не просто было коренным народам сохранить свои обычаи, традиции, праздники. Люди, приехавшие в Югру, принесли много нового: механизмы, машины, оборудование. Вся их деятельность была подчинена одной цели: любой ценой добыть нефть и природный газ. О необходимости сохранения оленьих пастбищ, лесов, водоемов они, даже не думали. И последствия такого отношения к природе не замедлили сказаться: местные люди лишились привычных для себя условий существования, оказались отчужденными от собственности на дары природы. В результате началось  сселение с мест привычного  обитания. Но и сейчас коренные народы продолжают жить так, как жили их предки, уважают и чтят законы их жизни.

Сообщение учащегося.

Ханты, манси, ненцы, издавна считают, что  человек должен соблюдать особые правила поведения среди  растительного и животного мира.  В  основе этих  правил  лежит почитание духов, уважение к окружающей среде. Люди знают, что дары природы небезграничны. Поэтому много лет назад они вывели для себя особые правила. Они учатся этим правилам у своих родителей с самого раннего детства. В свою очередь, природа дарит народу красоту, обеспечивает продуктами питания, необходимым  материалом для жизни.

- Ребята,  а как природа обеспечивает  питанием народы Севера?

-Какие основные занятия у коренного населения Югры?

-Охота и рыбалка.

- А на кого  они охотятся?   Какую рыбу ловят?

Ханты и манси всегда селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остается одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.

Для ловли рыбы использовали сети и обласок. Слайд.

Охотничий промысел разделялся на мясной и пушной.

- На какого зверя и птицу охотятся коренные народы нашего края?

"Лесовать" ханты и манси начинали с конца сентября, когда выпадал первый снег. В середине декабря возвращались домой для сдачи пушнины и закупки товаров. Далее "лесовали" до апреля. Со вскрытием рек начиналось рыболовство и охота на птиц.

Ружья у коренных народов появляются в ХVIII в. При охоте на
крупного зверя применялись копья. На белку ходили с собаками, которые выслеживали зверьков. Ещё до ХХв. на промысле белки и бобра использовали лук со стрелами. Добывали мелких пушных зверьков также ловушками: плашками и черканами. Слайд.

На боровую дичь, лису, медведя и соболя устанавливали специальные ловушки из бревен - слопцы. Слайд.

Охота- это очень тяжёлый труд. Все охотники - как одна большая семья. Без взаимопомощи, взаимовыручки в тайге не обойтись.

- Что еще дает природа человеку?

Предметы домашнего обихода изготавливались из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги.

4. Физкультминутка.  « У оленя дом большой»

5. Закрепление материала.

а) - Ребята, как нужно охотиться, чтобы не истребить  всех зверей, птиц  и рыб?

б) Сообщение учащегося.

Четко соблюдая сроки, время, место охоты, никогда народы Севера не забывали строгого правила: добывать столько, сколько необходимо для проживания, и не больше.  Не ходили на рыбную ловлю  во время нереста. Нерест – это когда  самки рыб  откладывают икру. Не стреляли птиц,  когда те   высиживали птенцов. Во время ношения и выращивания детенышей самками охота прекращалась.

И помимо всего вышесказанного,  северные народы поклоняются силам природы. Они  точно знают: вред,  нанесенный природе,  не пройдет  бесследно для человека.  

         - Как могла бы природа наказать людей?  

Нарушение правил непременно ведет к наказанию нарушителя.

в) Народы Севера говорят:

- «Стрелять всегда нельзя».

- «Ничего не трогать зря».

- «Бери столько, сколько необходимо и не больше»

- Как вы понимаете эти правила?

Какой вывод можно сделать из всего сказанного нами?

 - Природе нельзя вредить, потому что  не только ей будет плохо, но и человеку. В природе все взаимосвязано!

6. Обобщение.

- Какова главная мысль нашего занятия?

- Что должен делать каждый человек, чтобы сохранить животный и растительный мир нашего края?

Берегите природу! Охраняйте ее, соблюдайте правила поведения в природе,в каком бы уголке нашей Родины вы ни находились. Любите  свою малую родину – Югру!

Чтение отрывка стихотворения народного художника России В. Игошева о любви к нашему краю.

Люблю тебя, Югорский край!
Ты вечный зов, ты божество.
С тобой я плачу в неудачу,
С тобой ликую в торжество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме "Югра – наша малая родина"

Разработанное мероприятие к юбилею округа .Презентация состоит из 46 красочных аннимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении внеклассного мероприятия по теме:“Югра...

"Югра Многоликая" к празднованию 900 лет Югры

Цели:    - сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра;- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к...

Мониторинг успеваемости выпускников 4 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО

Мониторинг успеваемости выпускников  4 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕханты-Мансийского автономного округа – югр...

Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО

Анализ работы    индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...

Проект "Каша- пища наша" 2 класс

В проекте исследуются полезные свойства каши...

Дистанционное мероприятие на тему:"Каша- сила наша", 4 класс. Кружок "Формула правильного питания.

Во время Великой Отечественной войны солдаты восстанавливали силы с помощью каши. Солдатская каша славилась всегда. Во многих фильмах и книгах мы видим с каким аппетитом ели кашу. Ребята получили зада...