Почему радуга разноцветная?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Цель урока: Формирование представлений о причинах возникновения радуги

Задачи урока:

Дидактические: Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и ихпоследовательности.

Развивающие: Развивать речь, мышление; расширять кругозор учащихся.

ВоспитательныеВоспитывать интерес к познанию природных явлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: Почему радуга разноцветная?

Класс: 1 «Б»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: Формирование представлений о причинах возникновения радуги

Задачи урока:

Дидактические: Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и ихпоследовательности.

Развивающие: Развивать речь, мышление; расширять кругозор учащихся.

ВоспитательныеВоспитывать интерес к познанию природных явлений.

Формы контроля: Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

(П - познават. Р - регулятивные,

К - коммуникатив.)

Личностные

Научатся - описывать чувства, возникающие при виде радуги; - называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги; - высказывать предположения о причинах возникновения радуги; - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок; - осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.

П: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 

Р: учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

К: слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться. 

Развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы

Содержание деятельности учителя и обучающихся

Методы, приемы работы

Дидактические средства, оборудование

1этап:Мотивационный

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Фронтальная форма работы

2 этап:

Постановка учебной задачи

- Прочитайте слова: слайд 3

ветер дождь град

- Докажите, что у этих слов есть общий признак. (Ветер, дождь, радуга - природные явления.)

- Объясните причину возникновения ветра. (Теплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место.)

- Объясните причину возникновения дождя. (Капли дождя, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю.)

- Объясните причину возникновения града. (капельки дождя замерзают и превращаются в льдинки)

- Сегодня у нас с вами будет красивый урок. Явление природы о котором мы сегодня будем говорить – очень красивое.

- Послушайте сказку. Слайд 4

Жил на свете дождик. И был он очень грустный. Чуть что- сразу плачет.

Пожалело его солнышко, выглянуло из-за туч и сказало: - эй, дождик, хватит плакать!

А дождик опять: знай себе плачет. Солнышко ещё больше из-за тучки выглянуло, а дождик будто его и не заметил.

Вышло тогда солнышко совсем из-за туч, протянуло к дождику свои лучики.

А лучики сквозь капельки воды прошли и стали разноцветными! Встало над землёй чудо.

Дождик как увидел эту красоту, сразу плакать перестал.

-Что увидел дождик, отгадайте загадку.

Разноцветные ворота 
В небесах построил кто-то.
Хоть всю землю обойдешь,

Краше в мире не найдешь…(Радуга) слайд 5

ТЕМА УРОКА. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА. Слайд 6

- О чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? (о радуге).

- Что бы вы хотели узнать о ней? (Что такое радуга? Как появляется радуга? Почему радуга разноцветная? Из каких цветов состоит радуга?)

Фронтальная форма работы

Беседа

Проектор

Презентация

3 этап:

Учебное

действие

– Дети, кто из вас видел радугу?   (поднимаютруки) слайд 7

- Какое настроение у вас бывает, когда вы видите радугу? (радостное)

- От какого слова происходит слово радуга? (радость)

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» назвали ее в старину и верили, что оно приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

- Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.

- Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

- Посмотрите мультфильм и найдите ответ на вопрос «Как возникает радуга?». (просмотр видеосюжета) слайд 8

- Что нового и интересного для себя вы узнали? (Кажется, что свет белый, но он состоит из различных цветов). Каждый цвет распространяется разными волнами.

Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга.

Если мы будем находиться над дождем, то увидим, что радуга имеет форму круга.

Радугу можно увидеть вечером, когда солнце находится низко над горизонтом.

- Смогли вы найти ответ на вопрос «Как возникает радуга?» (Да.)

Вывод: радуга появляется тогда, когда светит солнце и идёт дождь. Слайд 9

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Фронтальная форма работы

Беседа

Наглядный – видео и аудио сопровождение  

Проектор

Презентация

Колонки

Видео

Физкультминутка

1 мин

Видео – физминутка

Фронтальная форма работы

Проектор

Видео

Колонки

4 этап:

Продолжение работы по теме. Вторичный синтез

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА И РЕШЕНИЕ

-А почему радуга разноцветная?

Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из разных цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги) слайд 11

Так и в капельке лучик распадается на разные цвета.

- Сколько цветов у радуги? (семь) слайд 12

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

- Как запомнить их по порядку и очень быстро?

- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (Учить порядок радуги)

-Повторим этот стишок. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

РАБОТА В ПАРЕ

У вас на партах лежат конверты с полосками: расположите цветные полоски так, чтобы получился кусочек радуги. (проверь себя на экране) слайд 13

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ТЕТРАДИ С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ. (СТР 27)

- Представьте, что на радуге живут радужные человечки, у каждого из них есть шарик своего цвета, раскрась эти шарики в той последовательности, что и на радуге.

- Откройте учебник с. 41. Рассмотрите рисунок.

- Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

- Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

- Может ли получиться у них радуга? (Да. )

- Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

Фронтальная форма работы

Беседа

Парная форма работы

Индивидуальная форма работы

Проектор

Презентация

Учебник

Рабочие тетради

5 этап:

Рефлексия и подведение итогов

- Какая тема урока была?

-Что узнали нового на уроке?

-Чему научились?

1. - Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

2. - Из каких цветов состоит радуга? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

«ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

Учитель задаёт вопросы, учащиеся самостоятельно отвечают «да» или «нет».

Ответ «да» - кружок красный цвет;

Ответ» нет» - кружок зелёный цвет.

  1. У радуги семь цветов?
  2. Все цвета расположены в определённом порядке?
  3. В радуге есть коричневый цвет?
  4. Строители радуги – солнце и дождь?

ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».

Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.

• Оранжевый, коричневый, желтый.

• Зеленый, голубой, белый.

• Фиолетовый, малиновый, желтый.

• Красный, черный, синий.

Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.

- Осталось лишь только оценить себя.

Оцените свои достижения на уроке. Слайд 16

Критерии оценивания:

  • (зеленый) - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
  • (жёлтый) - понял причину возникновения радуги, но рассказать затрудняюсь; могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
  • (красный) - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.

Фронтальная форма работы

Беседа

Проектор

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему радуга разноцветная" 1 класс. Окружающий мир.

урок окружающего мира в 1 классе с использованием ИКТ...

Почему радуга разноцветная? Окружающий мир. 1 класс. Презентация.

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Почему радуга разноцветная? Можно использовать и на уроках ИЗО....

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....

"Почему радуга разноцветная"

УМК "Школа России", конспект "Почему радуга разноцветная"...

Почему радуга разноцветная?

Изучение цветов радуги и их последовательности....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....