Урок окружающего мира "Великая Война - Великая Победа"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок по окружающему миру по теме "ВЕЛИКАЯ ВОЙНА -ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА".Может быть полезен учителю для подготовки к уроку или внеклассному занятию по теме "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_voyna_i_velikaya_pobeda.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Великая война и Великая Победа»
Цель:
познакомить учащихся с главными этапами хода Великой Отечественной войны.
Задачи:
- сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне;
- воспитывать патриотизм;
- воспитывать в детях уважение к людям, отстоявшим мир на земле, веру в торжество справедливости и правды.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока
Учитель включает аудиозапись песни «Священная война» (муз. А.В.Александрова, сл.В.И.Лебедева-Кумача).
- Кто узнал песню? Каким событиям она посвящена? (Великой Отечественной войне)
- К чему призывает песня? (к борьбе с фашизмом)
Песня была создана в первые дни войны композитором А.В.Александровым и поэтом В.И. Лебедевым-Кумачом. Слова этой песни в те военные годы знали все.
- Эта песня называется «Священная война».
Что значит «священная»?
- Подберите эпитеты к этой войне. Какой была эта война? (жестокая, страшная, героическая ……)
- Почему войну назвали Великой? (длилась 4 года )
- Отечественной? ( На борьбу с врагом вступила не только советская армия, но и весь советский народ. )
В истории России, было немало войн, но самая тяжёлая из них Великая Отечественная война.
Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
-Прочитайте тему урока (Слайд )
III. Работа по теме урока.
- -Когда началась ВОв? (22 июня 1941 г.)
- Когда мы отмечаем День Победы?
- Сколько лет длилась эта война?
22 июня 9 мая
1941 г. 1945 г.
1 сентября 1939 г. Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами. Гитлер – хотел завоевать весь мир.
22 июня 1941 года в 4 часа утра войска фашисткой Германии перешли границы Советского Союза.
Июнь. Ясная тёплая погода. В школах проходили выпускные балы. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир. Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало войны.
- Звучит голос Левитана.
- Именно эти слова услышали мирные жители по радио
- Как выдумаете, какую цель преследовал Гитлер, завоёвывая страны?
(Собирался лишить нас свободы, захватить наши земли и города.)
1939 г. Фашисты с нашей Родиной заключили договор о ненападении. Но всё же 22 июня 1941 года Гитлер напал на СССР без объявления войны.
Гитлер разработал специальный план завоевания Советского Союза, который назывался «Барбаросса».
Предусматривался молниеносный разгром основных сил Красной армии западнее рек Днепр и Западная Двина, в дальнейшем намечалось захватить Москву, Ленинград и Донбасс с последующим выходом на линию Архангельск — Волга — Астрахань.
Предполагаемая продолжительность основных боевых действий 2—3 месяца.
- На что рассчитывали немецкие военачальники. Нападая на СССР? (на лёгкую и быструю победу). Но Гитлер ошибся.
- У каждой войны есть свои герои, даты крупных сражений. Кто знает крупные сражения Вов? Хотите узнать?
Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями.
Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне.
Для дальнейшей работы мы разделимся на группы.
1 группа -Битва под Москвой.
2 группа -Сталинградская битва.
3 группа -Блокада Ленинграда.
4 группа -Курская битва.
5 группа -Взятие Берлина.
- В нашем городе не было военных действий. Но наш город внёс немалый вклад в победу. Какой? По этому вопросу с дополнительным материалом будет работать 6 группа.
6 группа- Вклад нашего города в победу.
IV. Работа в группах. – Давайте вспомним «Правила работы в группах».
V. Выступление групп.
-Миллионы мужчин ушли на фронт.
А кто занял их места на полях, в шахтах, на фабриках и заводах? (женщины, старики, дети.)
Дети сразу повзрослели, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.
- А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.
Учитель показывает фотографии детей военных лет.
На фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.
Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!
Был сформулирован лозунг: «Все для фронта, все для победы!», который стал девизом жизни советских людей.
-Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу и многим другим народам Европы. Мы утвердили мир на Земле... Но какой ценой!
В руинах были города и сёла, миллионы советских людей остались калеками и инвалидами, 27 миллионов героев не дожило до светлого праздника Победы.
Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибали ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить.
Помните!
Через века, через года-
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда-
Помните!
-Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.
Минута молчания.
- Сколько лет прошло с окончания ВОв?
В этом году мы отметим 67 годовщину. Оставшихся в живых героев-защитников нашей Родины с каждым годом становится всё меньше. Это пожилые люди, но ходят они по улицам гордо. Они не зря прожили свою жизнь.
В День Победы они надевают свои военные награды6 боевые ордена и медали.
Ребята, будьте внимательны и добры к ним. Если 9 мая вы увидите ветеранов ВОв, поздравьте их с праздником Победы, пожелайте им здоровья, поклонитесь и скажите им спасибо за то, что они для нас сделали.
- Звучит песня «День Победы».
VI. Итог урока. Рефлексия
Битва под Москвой.
Осенью 1941 года фашистские войска подошли к столице нашей Родины Москве. Немцы были уверены, что вот – вот войдут в нее и закончат войну. На защиту столицы встали все ее жители, на помощь защитникам шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего востока. В городе было введено осадное положение. На улицах были установлены «ежи», на крышах домов дежурили наблюдатели за фашистскими самолётами. Они гасили зажигательные снаряды, которые сбрасывали вражеские самолёты. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, в голод, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.
30 сентября 1941 года началось сражение. Немцы были настолько уверены в своей победе, что Гитлер приказал напечатать пригласительные билеты на парад фашистских войск, который должен был пройти в Москве. Гитлер планировал провести парад на Красной площади, а затем уничтожить столицу, оставив на её месте огромное озеро.
Парад на Красной площади в 1941 году действительно состоялся, но это был парад Красной армии, бойцы которой прямо с парада отправлялись на линию фронта.
Шли кровопролитные бои. Несмотря на то, что Красная армия заметно уступала фашистам в численности войск, количестве бронетехники и оружия, благодаря мужеству и героизму, проявленному нашими солдатами и офицерами во время сражения, уже 5 декабря советские войска смогли перейти в наступление, и немцы были вынуждены отступить.
В результате успешного контрнаступления советских войск зимой 1941-1942 годов было разгромлено 38 дивизий противника, освобождены десятки городов и сёл. Враг был отброшен почти на 300 км от Москвы. Поражение под Москвой стало первым крупным поражением Германии в войне. Планы Гитлера по молниеносному захвату СССР были сорваны.
Советский народ доказал всему миру, что поработить нашу Родину не удастся никому. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К.Жуков.
- В каком году произошла битва под Москвой?
-Что было сделано для победы в битве под Москвой?
- Кто командовал в битве советскими войсками?
- Чем закончилась битва?
Блокада Ленинграда(8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г. 872 дня)
Когда фашисты напали на Ленинград (так в годы войны назывался современный Санкт-Петербург), Гитлер был уверен, что этот город после нескольких недель осады, словно спелое яблоко, упадёт к его ногам. Но город остался неприступным, немцы не смогли взять его штурмом. Началась блокада. В сентябре 1941 года немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром.
Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянные обстрелы, которые иногда длились 26 часов подряд. Ленинград лишился всего – отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Жители героического города сносили тяготы. Не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаваться в плен, в рабство к фашистам.
Вражеская авиация уничтожила почти все продуктовые склады города. Начался голод. Подвести в Ленинград продовольствие было очень сложно, ведь город был заблокирован со всех сторон. Власти Ленинграда нашли возможность выдавать людям хлеб. Каждый житель города получал один раз в сутки маленький кусочек хлеба (250 граммов выдавали рабочим, остальным – всего по 125 граммов), что от голода это всё равно не спасало.
Кроме того фашисты почти каждый день обрушивали на город бомбёжки (в небе над городом кружили вражеские самолёты) и артобстрелы (фашистские пушки не умолкали). Ночью осаждённый город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту – на ленинградские крыши и чердаки. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо и выслеживая траекторию полёта вражеских бомбардировщиков. Чтобы избежать пожаров, люди специально приготовленными щипцами, а иногда и голыми руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали горящие фитили песком.
Зимой, когда замерзало Ладожское озеро, появлялась Дорога жизни. По неокрепшему льду озера к городу подтягивались небольшие колонны машин с продовольствием. Однако перевозить большое количество груза, прежде всего муки, было невозможно: тяжёлую гружёную машину попросту не выдержал бы лёд. Часто случалось, что машины действительно проваливались и тонули. Кроме того немецкие самолёты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу.
В январе 1943 года, после того как советские войска начали наступление, в кольце фашистских войск, окружавших город, был пробит небольшой коридор, приблизительно в 10 км шириной. По этому коридору в Ленинград стали завозить продовольствие. Но окончательно город удалось освободить только в январе следующего, 1944 года.
Наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешла в наступление, в ожесточённом бою победили гитлеровских солдат и погнали их прочь от города. Таким образом, город находился в блокаде больше двух лет, 872 дня
Ленинград выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух настоящего народа сокрушить невозможно!
- Что такое блокада Ленинграда?
- Как ленинградцы жили во время блокады, как они смогли справиться с трудностями осаждённого города?
- Что такое «Дорога жизни»?
- Когда Ленинград был освобождён от вражеской блокады?
- Сколько времени находился Ленинград в блокаде?
Сталинградская битва
(17 июля 1942 – 2 февраля 1943)
Чтобы победить нашу страну, фашистам нужно было лишить русскую армию горючего для танков и самолётов и продуктов для армии. Самые большие запасы нефти расположены на Кавказе, а продуктами богата Кубань. Фашисты стремились выйти у Волге и захватить Кавказ и Кубань. Им очень хотелось закончить войну быстрой победой. Гитлеровцы прорвались к Волге и начали штурм города Сталинграда. Сейчас он называется Волгоградом. Немецкие войска бомбили город с самолётов, расстреливали танками и пушками. Они почти полностью разрушили город, но никак не могли его захватить.
Все понимали, что в Сталинграде решалась судьба России. Если бы фашисты выиграли эту битву, то могли бы победить в войне. Поэтому солдаты ожесточённо бились за каждый метр, за каждый дом, за каждый этаж.
И вот все наши войска были подготовлены к наступлению. В середине лета 1942 года началась масштабная битва на Волге, которая вошла в историю как Сталинградская, и продолжалась она более полугода.
Сначала артиллерия обстреляла вражеские позиции. Потом ударили миномёты и знаменитые «катюши». Пошли вперёд танки. В этой битве наши солдаты творили чудеса героизма. Фашистские войска понесли большие потери. Все гитлеровцы, что остались в живых после той грандиозной битвы, сдались в плен. Немцы потеряли не только огромное количество боевой техники, но и веру в непобедимость своей армии.
Победа на Волге переломила ход войны. Наша армия начала наступать.
- Почему фашисты стремились захватить Кавказ и Кубань?
- Каким образов советскому командованию удалось развернуть ход войны в свою пользу?
- С какими результатами закончилась битва?
Курская битва
(5 июля-23 августа 1943 г)
Фашисты хотели взять реванш за поражение под Сталинградом и в июле 1943 года перешли в новое наступление. Немецкая армия получила на вооружение новые танки – «тигр» и «пантера», а также самоходные орудия «Фердинанд». Главное внимание вермахта было приковано к районам Курска и Белгорода.
5 июля 1943 года немцы обрушили всю мощь своих орудий на советские укрепления. Красная армия приняла на себя страшный удар.
12 июля в районе деревни Прохоровка началось крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 120танков.
Битва за Курск была одной из самых тяжёлых, но к 23 августа 1943 года враг был остановлен повсюду. Гитлеру так и не удалось отбросить наши войска, мы выстояли. Выстояв, мы перешли в наступление и прогнали врага, освобождая всё новые и новые города и сёла.
В результате крупных побед, одержанных Красной армией в 1943 году, характер войны изменился в корне: теперь уже наступала наша армия, а фашисты отступали всё дальше и дальше.
В результате умело организованной обороны наших войск танковое наступление фашистов было сорвано. Курская битва завершила коренной перелом в Великой Отечественной войне. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
-Где и как проходила Курская битва?
- Результаты Курской битвы.
Взятие Берлина (17 апреля – 2 мая 1945)
Европа была освобождена. Войска СССР уже находились на немецкой территории. Фашисты создали глубокую и прочную оборону на подступах к столице Германии, Берлину. Здесь находилось около 1 миллиона воинов. Гитлер приказал оборонять Берлин до последнего солдата.
16 апреля 1945 года в 5 часов утра началось советское наступление на Берлин. Несмотря на ожесточённое сопротивление немцев, Берлин был окружён. И вот советское знамя, Знамя Победы, начинает развеваться на крыше одного из главных зданий Берлина - Рейхстага.
А вечером 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством. Он понимал, что ему предстоит ответить перед всем миром за то, что он начал войну, принёс много боли и страданий всему человечеству.
2 мая Берлин сдался, но война всё ещё продолжалась. И вот, наконец, в ночь на 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции (проигрыше) фашисткой Германии. 9 мая навсегда вошёл в историю как День Победы.
- Расскажите, как проходило взятие Берлина?
- Когда это произошло?
Город - Герой - высшая степень отличия, присваиваемая Президиумом Верховного Совета СССР городам за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне.
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года первыми городами-героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. На сегодня звание города-героя также имеют: Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость (крепость-герой).
За годы Великой Отечественной войны орденом был удостоен всего один город - Ленинград, ставший 26 янв. 1945 г. первым городом в стране, получившим "за мужество и героизм, дисциплину и стойкость`, проявленные его жителями в борьбе с фашистскими захватчиками в трудных условиях вражеской блокады" орден Ленина.
Вклад города Новокузнецка в победу Великой Отечественной войны
Сразу же после начала войны советское руководство во главе со Сталиным приняло решение о перевозе заводов и фабрик как можно дальше от фронта – за Урал и в Сибирь. Многие предприятия в первые месяцы войны были уничтожены авиацией или захвачены фашистами.
В город были эвакуированы заводы ферросплавов, металлоконструкций, машиностроительный из Запорожья, Волхова и прочие. Продукция Кузнецкого металлургического комбината, использовалась в изготовлении тяжелой военной техники. Из металла КМК Было изготовлено 50 000 танков, 45 000 самолетов, 100 млн. снарядов. Это было почти половиной всего военного производства страны. В качестве памятника на Площади Побед был установлен танк Т-34, который прошел до Берлина и даже участвовал в съемках фильма «Горячий снег». Сама же Площадь Побед была так названа благодаря огромному вкладу КМК в борьбу за победу над фашизмом.
Наш город был награжден двумя орденами: Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.
-Расскажите какой вклад внёс наш город в победу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великая война, Великая победа!
Классный час, посвященный теме "Великая война, великая победа!". Материал содержит исторические данные, стихи о ВОВ, конкурсы....
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Великая война-Великая победа"
Презентация может пригодиться учителю во время подготовки к внеклассным занятиям и урокам по теме "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА"...
Урок окружающего мира в 4 классе "Великая война, великая Победа"
Урок по программе А.Плешакова "Школа России". Используется группова работа, ИКТ и другие современные технологии....
Конспект урока по теме "Великая война. Великая Победа"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Великая война. Великая Победа"...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ»
Данное мероприятие способствует развитию личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества, воспитанию уважения к славным страницам прошлого. любьви и уважению к матерям, которые провожа...
Методическая разработка воспитательного мероприятия патриотической направленности, посвященная 75-летию Победы. Урок мужества «Великая война – великая Победа»
Данное мероприятие позволит привлечь внимание младших школьников к событиям Великой Отечественной войны.В ходе реализации мероприятия у детей формируются представления о воинах, защищавших свою Родину...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 79-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ»
Внеклассное мероприятие посящено 79 - летию Победы в Великой Отечественной Войне Цель: Способствовать формированию патриотических чувств детей. Задачи:Развитие личностных качеств...