Размножение животных
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира, 3 класс. Цель: познакомить с размножением и развитием животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razmnozhenie_zhivotnyh.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Размножение животных
(3 класс).
Цели урока:
- познакомить с размножением и развитием животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих);
- развивать мышление, учить сравнивать, обобщать;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: мультимедиа, выставка книг о животных, куриное и перепелиное яйцо.
Ход урока
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний. (СЛАЙД №1)
/Учитель проводит краткий фронтальный опрос. А трое учащихся работают по карточкам./
- Ребята, кто вспомнит, тему прошлого урока?
- На какие группы можно разбить животных по типу питания?
- Внимание на экран. (СЛАЙД №2)
- Какие цепочки питания можно выделить в этой сети?
- Сколько цепей питания всего?
- Кто напрямую в этой сети связан с осиной?
- С кем напрямую связаны мыши?
- Что произойдёт, если в цепи питания выпадет одно звено? (Исчезнут животные и растения, входящие в эту цепь питания).
- Почему говорят, что лес – это единое целое? (Все лесные обитатели связаны друг с другом напрямую или косвенно).
- Постановка учебной задачи.
- Кто скажет, в каком порядке мы изучали тему «Растения»? (Разнообразие, размножение и охрана растений.)
- Теперь вспомните, как строилось знакомство с животными и подумайте, какая тема урока будет сегодня?
- Правильно сегодня мы будем говорить о размножении и развитии животных разных групп (СЛАЙД №3)
- Работа над темой урока.
- Для начала давайте вспомним, какие 6 основных групп животных мы выделили. (СЛАЙД №4)
- Сегодня мы должны рассмотреть размножение и развитие животных этих групп и по ходу урока заполнить эту таблицу – выделить стадии развития каждой группы. А в рабочей тетради в таблице на стр.48 будем заполнять способ размножения групп животных.
1. Первая группа животных, о которых пойдёт речь, – это насекомые.
- Сейчас, работая в группах, прочитайте текст о насекомом, найдите этапы его развития. Затем эти этапы нужно изобразить на листочках.
Самостоятельная работа в группах:
- Жук долгоносик
- овод
По одному представителю от групп рассказывают о стадиях размножения того насекомого, о котором прочитали.
- Что общего в развитии и размножении этих насекомых? (У них одинаковые стадии развития)
- Значит, насекомые проходят следующие стадии развития:
(СЛАЙД №5)
яйца, гусеницы, куколки, взрослое насекомое.
- Отметим способ размножения насекомых в рабочей тетради на стр. - 48 (в таблице)
- Но есть исключения из правил. Таким исключением в группе насекомых является кузнечик, сверчок. (СЛАЙД №6)
- Какая стадия развития отсутствует у сверчка? (куколка)
- Значит, каким другим способом размножаются насекомые? (яйца -личинка-взрослое насекомое)
- Какими способами размножаются разные виды насекомых?
(СЛАЙД №7)
2. – Каких животных мы относим к группе земноводных?
- А теперь на странице 106 учебника прочитаем о развитии этой группы животных, а вы по ходу подчеркните стадии их развития.
/Один из учащихся читает вслух текст в учебнике о размножении лягушки./
- Какие стадии развития земноводных вы отметили? (Икра – головастик – лягушка, т.е. взрослое животное). (СЛАЙД №8)
- Отметим способ размножения в рабочей тетради.
ФИЗМИНУТКА
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
- Третья группа животных – это рыбы. (СЛАЙД №9)
3.
- Попробуйте в парах восстановить стадии развития рыб в рабочих тетрадях – задание 2.
- Проверить себя вам поможет сообщение, которое подготовил (один из подготовленных учащихся) (СЛАЙД №10-12)
Рыбы мечут икру, из которой появляются мальки, а из мальков вырастают взрослые рыбы. Рыбы мечут огромное количество икринок. Например, лещ мечет до 400 000 икринок, щука – около миллиона.
Большинство рыб не заботится об икре. Икринки сами созревают на водорослях, корягах, камнях. Некоторые рыбы строят для икринок гнёзда. Лосось хвостом выметает ямку на дне, в неё откладывает икру и сторожит её. Колюшка строит для икры подводный шалашик. Морской конёк и морская игла носят свою икру всегда с собой, в особой сумке на животе. Чем меньше у рыбы икринок, тем больше она о них заботится.
- Так какие же стадии развития у рыб? (СЛАЙД №13)
- Оцените себя, кто справился с работой так же?
- Как в любом правиле есть исключения, так и у рыб. Есть живородящие рыбы: акулы и скаты. (СЛАЙД №14)
Они вынашивают икринки внутри тела и мечут сразу живых рыбок.
- Какой способ размножения отметим в тетради?
- У остальных животных стадии развития в задании 2 закончите дома.
Физминутка для глаз
4. - О размножении пресмыкающихся мы посмотрим маленький отрывок из мультфильма.
/Учитель показывает фрагмент мультфильма «Рикки-Тикки-Тави» - кладка яиц кобры./
- Какой способ размножения показан в этом отрывке, на примере кобры?
- Послушайте сообщение __________из рубрики «Это интересно!»
/Подготовленный учащийся делает сообщение. (СЛАЙД №15-17)
Все рептилии несут яйца. Больше всех яиц откладывает морская черепаха – до 400. Яйца у рептилий белые; у змей и ящериц – с кожистой оболочкой, у крокодилов и черепах – с известковой. Все рептилии прячут яйца. Черепахи закапывают яйца в песок, крокодилы, змеи, ящерицы – в землю, кучи лесного мусора, в опавшие листья. Они делают это для того, чтобы солнце лучше согревало яйца, так как сами не высиживают их.
Не все бросают кладку яиц. Так, например, королевская кобра строит для яиц гнездо и сторожит его. Сторожат гнёзда с яйцами и аллигаторы. Тигровый питон свивает гнездо для яиц из собственного тела. Он обвивает кладку яиц кольцами и «вылёживает» их 2 месяца. Это время животное не ест и не пьёт. Из яиц рептилий появляются малыши, которые отличаются от взрослых животных только ростом.
Есть среди рептилий живородящие. Они несут не яйца, а живых детёнышей. К таким рептилиям относится гадюка.
- И, так, какие стадии развития пресмыкающихся? (Яйца, детёныши, взрослые животные) (СЛАЙД №18 )
- Отметьте способ их размножения в таблице.
- - Какая группа животных размножается таким же способом? (птицы)
- Что можете рассказать об их размножении из своего жизненного опыта?
- Значит, какие стадии их развития? Какой способ размножения отметим? (Яйца- птенцы – взрослая птица.
- Птицы откладывают разное количество яиц, чаще всего их 4-6 штук. Они бывают разного размера и разной окраски. (Учитель показывает образцы яиц). Чаще всего яйца высиживает самочка. Но есть немало птиц, где потомство высиживает самец.
Интересны и гнёзда для будущего потомства. Об этом и многом другом о жизни животных вы узнаете, прочитав замечательные книги Николая Сладкова, Виталия Бианки и другие.
– Последняя группа в нашей таблице знакомая вам группа – звери.
- Кто знает, как размножаются млекопитающие (звери)? Что мы запишем в таблицу
- Более подробно размножение этой группы животных вы изучите дома, прочитав статью учебника (стр. 108-109) и дополнительную литературу. Это и будет вашим домашним заданием
В ходе урока не раз звучала фраза: «В каждом правиле есть исключения». Среди зверей так же есть исключения. Что бы вы ответили, если бы вам загадали загадку: «Не птица, а с клювом, несёт яйца, а детёнышей выкармливает молоком»?
(СЛАЙД – гиперссылка)
- Об этом млекопитающем подготовят сообщение на следующий урок учащиеся 3 группы.
- Закрепление
- Фронтальная работа.
- Итак, какая группа животных размножается, откладывая яйца? (птицы, пресмыкающиеся, насекомые)
- Какая группа животных размножается, откладывая икру? (рыбы и земноводные)
- Почему в определённое время года запрещена охота и рыбная ловля?
(Период размножения, появляется потомство)
- Самостоятельная работа в парах.
(В рабочей тетради на стр.49 задание 3 – нужно вставить пропущенные слова) (СЛАЙД №19)
- Проверка
- Итог урока
- Какой вывод можно подвести всего сказанного? (СЛАЙД №20)
Все животные в зависимости от группы и вида размножаются по-своему.
Развиваясь, все детёныши превращаются во взрослое животное.
- Как вы думаете, какая тема будет на следующем уроке? (Охрана животных)
(Что нам осталось ещё рассмотреть о животных)
- РЕФЛЕКСИЯ
Покажите сигнальной карточкой:
* интересно ли было на уроке
* узнали ли что-то новое для себя из жизни животных
* хорошо ли вы работали
- Домашнее задание (СЛАЙД №21)
- Стр. 105-111
- Выполнить задание в рабочей тетради на стр. 49 №2
- Третьей группе подготовить сообщение об утконосе.
По желанию - подготовить сообщение об интересных фактах размножения и развития животных.
Автор составитель:
Дмитриченко Ольга Аркадьевна
учитель начальных классов
высшей категории
МАОУ г.Нягани «СОШ№1»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проверочная работа "Размножение животных" карточка
материал к проверочной работе, тестовые задания, составить соответствие "Развитие животных"....
Урок - проект "Размножение животных" 3 класс УМК "Школа России"
Через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, у детей формируются знания, о размножении разных групп животных....
Презентация "Размножение животных"
Слайд-шоу по теме "Размножение животных" презентация по теме к учкбнику А. А. Плешакова "Мир вокруг нас" 3 класс...
презентация 3 кл окр.мир "размножение животных"
слайды для 3 класса . яркие и интересные....
Презентация "Размножение животных"
Материал к учебнику Плешакова по развитию и размножению животных....
Размножение животных. Карточка для индивидуальной работы.3 класс
Карточка индивидуальной работы на уроке окружающего мира по теме: "Размножение животных" 3 класс. Может использоваться учителем на любом этапе. Задание учащимся: установите соответствие, к слова...
Размножение животных. 3 класс. Дополнительный материал к уроку.
Дополнительный материал содержит тексты о размножении различных групп животных. Тексты можно использовать как для организации групповой, так и для индивидуальной работы на уроке....