- Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. #1055;овторение пройденного материала О чем мы с изучили на прошлом уроке (Природные зоны России. Степи и пустыни). Ребята, давайте проверим ваши знания, ответив на вопросы теста «Природные зоны России. Степи и пустыни». Взаимопроверка. Слайд. - Молодцы! Хорошо справились с заданием. 3. Постановка темы и цели урока. Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Представьте, что вы находитесь не в классе, а в учебной лаборатории. А мы с вами исследователи. Все записи будем вести в листе исследователя. Прежде чем приступим к нашему исследованию, давайте послушаем рассказ М.Ильина «Чудесная кладовая». -Ребята, как вы думаете, что писатель Ильин назвал «кладовой»? (Земля, почва…) - Так о какой же чудесной кладовой пойдет сегодня речь на нашем уроке? - Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется? - Действительно, тема урока - "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва")
4. Коллективное составление плана урока - Научные сотрудники работают по плану. - Я предлагаю и вам составить план работы на уроке. - Знаете ли Вы, что такое почва? - Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (карточка "Что такое почва?") - Что еще хотели бы узнать о почве? - Какими свойствами она обладает? (карточка "Свойства почвы") - Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет) - Значит, с чем познакомимся? - Кто догадался? - С видами почв. (карточка "Виды почв") - А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? ("Почва человеку") На доске закрепляются карточки с пунктами плана урока: "Что такое почва?" "Свойства почвы" "Виды почв" "Почва человеку" - Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей) Приступим к работе, ответим на вопрос первого пункта нашего плана: - Что же такое почва? (ответы детей) - Найдите определение слова «Почва» в учебнике с.37. (работа в парах). Один ученик зачитывает. Почва-это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы. - Как вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородием) - Как вы понимаете смысл этого слова? - Найдём значение этого слова в толковом словаре. ( Сегодня со словарем работают ученики за 1 партой) Выдвижение гипотезы. - У вас на столах почва и лупа, рассмотрите её и предположите, что входит в состав почвы. Проверить ваши предположения нам помогут опыты. Сейчас вы будете выполнять исследования, а результаты запишите в листе исследователя. Будьте внимательны, наблюдательны, помните о правилах работы в группе. (Инструктаж по ТБ) У каждой группы на столе есть инструкция по которой вы будете работать.
5. Практическая работа в группах (4группы) Каждая группа получает инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы. Группа 1. - Возьмите стакан с водой
- Опустите туда комочек почвы
- Запишите, что вы видите и сделайте вывод?
| Вывод: |
(Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух, он помогает растениям дышать). Группа 2. - Возьмите бумажную салфетку
- положите на нее немного почвы
- сильно сожмите.
- Стряхните почву в лоток. Что осталось на салфетке?
| Вывод: |
(Влажное пятно. В почве есть вода, необходимое вещество для жизни растений) Группа 3. - Бросьте комочек почвы в воду
- что произошло в стакане
- Что вы видите на дне стакана?
- Стакан поставить под документ-камеру.
| Вывод: |
(Вода в стакане стала мутной .На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина. Песок разрыхляет почву, глина- удерживает влагу) Группа 4. - Рассмотрим почву под микроскопом
- Что еще входит в состав почвы?
| Вывод: |
(листья, остатки насекомых, песок, трава. В составе почвы есть перегной) Опыт 5. (Проводит учитель) - Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.) Стекло положить под документ-камеру. - Кто догадался, что это такое? (Это минеральные соли.) Молодцы. Делаем вывод. В почве есть соли. Опыт 6. (Проводит учитель) - Высушенный комочек почвы кладу в керамическую чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? (Появление дыма с запахом) -Что может гореть? (остатки насекомых, листьев). Значит, что входит в состав почвы? Перегной (гумус) Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы, при возникновении трудностей одноклассники помогают сделать правильный вывод. Все ответы детей учитель записывает на доске в виде Кластера «Состав почвы». #1056;абота по учебнику. Стр.39 Фронтальный опрос. Задание. Прочитайте текст. -Какой вред наносит неразумная деятельность человека? (неправильная обработка удобрений, строительство зданий; вырубка лесов; выпас скота) - А как вы думаете какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю? (надо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, зимой проводить снегозадержание, применять удобрения и ядохимикаты в меру) 6. Этап закрепления новых знаний. Работа в парах. В течение 5 минут ответить на вопросы: - Почему земля – «кормилица»?
- Возможна ли жизнь без почвы?
- Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?
- Отчего зависит плодородие почвы?
5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона? (Одна пара отвечает, другие дополняют)
|