Дидактические игры используемые на уроках "Окружающего мира"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Кожанова Оксана Григорьевна

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «В гостях у Лесовичка»

Цель: обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы».  

Ход игры: в игре участвуют 1 – 2 ребёнка, ребята находятся за столом рядом с педагогом, игру ведёт педагог. Учитель предлагает ребёнку отправиться в лес в гости к Лесовичку, но чтобы встретить Лесовичка, ему необходимо выполнить ряд заданий, а ещё нужно быть добрым и внимательным к природе. Сначала учитель совместно с детьми повторяем правила поведения в природе.  

  1. Задание «Посади цветы»: предлагается высадить луговые и садовые цветы правильно (на луг и в сад). Учитель кладет на стол картинку луга и сада, карточки садовых и луговых цветов. Предлагает детям определить, какие цветы, где растут и почему. Дети распределяют картинки (Например, роза – садовая и тд.)
  2. Задание «Узнай и назови птицу»: учитель раздает детям карточки с названием птиц и карточки с их изображением. Детям необходимо сопоставить название птицы с ее изображением. При возникновении вопросов, учитель помогает.
  3. Задание «Найди детёныша»: помоги заблудившимся малышам найти свою маму. Дети с учителем рассматривают картинки домашних животных. Учитель просит назвать животных, спрашивает, какие звуки они произносят (курочка ко-ко, собачка гав-гав и т.п.). Потом раскладывает карточки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то учитель поясняет детям, например: это мама кошка, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие карточки.

Так же просит детей найти на плакате то животное, которое он опишет. Ребенок выходит и находит картинку с кошкой.

  1. Задание «Собери лекарственные растения». Учитель предлагает детям  рассмотреть гербарии лекарственных растений, назвать знакомые растения, рассказать об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, педагог уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем):

  • выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.;
  • отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);
  • подбери «посуду» для приготовления лекарства;
  • расскажи о своем лекарстве.



Предварительный просмотр:

Игра «Вода чудесница»

Цель: создание условий для знакомства детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

Ход игры: на столах стоят игровые поля, вверху  каждого  игрового  поля  изображены картинки с состояний воды. Три поля для карточек, обозначающих определенное состояние воды. На эти поля дети помещают карточки, которые указывают на определенное свойство воды. В игре принимают участие 3 группы. Детям, учитель раздает игровые поля со свойствами воды. Учитель показывает карточки и объясняет, какие состояния, цвет и т.д. воды изображены на картинке, потом дети  по аналогии играют сами, раскладывая карточки на свои места. Для углубления знаний можно задать группам выполнить дополнительные задания, например, объяснить физические свойства воды или привести примеры ее использования в повседневной жизни.

Далее, можно предложить детям провести эксперименты с водой, чтобы увидеть некоторые из ее удивительных свойств на практике. Например, можно показать им, как вода может менять свою форму в зависимости от температуры или давления. Также можно провести эксперименты с плавучестью и плотностью воды, чтобы дети смогли увидеть, как вода способна поддерживать различные предметы на поверхности. Дополнительно, можно поговорить с детьми о том, как вода играет ключевую роль в жизни на Земле и почему она так важна для нашего организма и окружающей среды. Дети могут узнать о цикле воды, о том, как вода очищается и используется людьми, а также об экологических проблемах, связанных с загрязнением водных ресурсов.
И наконец, можно попросить детей создать коллективную доску с фактами о воде, на которой будут отображены все узнанные ими свойства и интересные факты. Таким образом, дети не только учатся новым знаниям о воде, но и развивают свои навыки командной работы и творческого мышления. В итоге, такая игра не только помогает детям углубить свои знания о воде, но и делает процесс обучения увлекательным и запоминающимся.



Предварительный просмотр:

Игра «Кто поможет малышу?»

Цель: уточнение знаний детей о приспособлении животных к среде обитания.

Содержание игровой ситуации заключалось в том, что педагог выбирал картинку с одним из животных, картинка «оживала», т.е. появлялась игрушка животного, изображенного на картинке. Учитель показывает на примере, один из детей бросает кубик, на котором изображены разные среды обитания (море, пустыня, лес и т.д.). Дети игрушку отправляют в ту среду обитания, которая выпала на кубике. Учитель задает вопросы: Верно ли это?

Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Учитель предлагает детям для спасения путешественника, подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников. Например, педагог выбрал зайца. Заяц упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? и т.д.



Предварительный просмотр:

Игра «Найди пару»

Цель:  формирование умения детей сравнивать картинки с изображением времен года, явлений природы, находить в них признаки сходства и различия.

Ход игры: для данной игры учитель подбирает разные картинки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать картинки, чтобы усложнить задание. Учитель говорит: «Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задания; здесь лежат на столе картинки. Я сосчитаю до 3-х, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые картинки. Будьте внимательны! 1-2-3! Одинаковые, найди!» – заканчивает учитель. Дети, увидевшие 2 одинаковые картинки, поднимают руки, а затем показывают их и называют, что на них изображено. Чтобы усилить внимание детей, учитель кладет картинки (почти одинаковые) среди других: затем учитель дает сигнал. Дети сразу же пытаются отыскать и показать картинки, но учитель напоминает, что картинки должны быть одинаковые. Дети молчат, далее учитель перемешивает картинки и незаметно добавляет другие картинки.  Учитель привлекает чаще к этой игре детей рассеянных, невнимательных.



Предварительный просмотр:

Игра «Найди растение по описанию».

Цель: создание условий для знакомтсва детей с отличительными признаками растений.

Ход игры.

  1. Учитель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого растения. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительные признаки каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение.
  2. Учитель предлагает кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, мохнатый), окраску (темно-зеленый, светлый, пестрый, с полосками и т.п.).



Предварительный просмотр:

Игра «Что вредно и полезно для воды»

Цель: закрепление знаний детей о воде.

Материал:

  • карточки с изображением действий человека, наносящих вред воде и применение воды в полезных целях;
  • цветные фишки, обозначающие пользу или вред воде.

Ход игры: педагог предлагает детям внимательно рассмотреть рисунки на карточках, на которых изображено отрицательное воздействие человека на воду, отметив их черными фишками, например, загрязнение воды нефтепродуктами, сточными водами. И применение воды в полезных целях, отметив их красными фишками, например, очистка ее для питья из крана. Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он это действие считает вредным или полезным, используя фишки соответствующего цвета.

b2e5ec59eb82125ec22672866637df2e3c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках окружающего мира.

Представляю Вашему вниманию серию дидактических игр на уроках окружающего мира по разным темам ( цель, задачи, ход игры)...

Дидактические игры для уроков окружающего мира

Примерные варианты игр для уроков окружающего мира...

Использование дидактической игры на уроках окружающего мира

Среди педагогических средств активизации учебного процесса особое место принадлежит дидактической игре. Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в котор...

Дидактические игры на уроках окружающего мира.

Дидактические игры по теме "Космос"...

Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и...