В царстве грибов
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «В царстве грибов»
Класс: 3
Цель: создание условий для формирования представления об отличительных признаках грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
Задачи:
Дидактические:
- Познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе; познакомить с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;
- Учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов.
Развивающие :
- Развивать мышление, память, внимание, умение слушать и слышать друг друга;
- Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- Развивать коммуникативные навыки: умение работать в парах, группах.
Воспитательные:
- Воспитывать экологическую культуру учащихся;
- Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе и осознание своей значимости в решении экологических проблем.
Этапы урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обуч-ся | Форма организации уч. деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимо контроля, самоконтроля | Предметные УУД | Мета-предметные УУД | Личностные УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Цель – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований к учебной деятельности | Словесный(беседа) | Приветствует учащихся, настраивает на учебную деятельность. - Возьмите конверт и выполните задание в группе: составьте из слов предложение и определите девиз нашего урока. «Мир освещается солнцем, а голова – знанием» - Как вы понимаете эти слова? Зачем человеку знания? - Солнце - символ жизни, оно несет свет, развитие, без него все живое перестало бы существовать. О человеке, который обладает знанием или стремится его получить, говорят «светлая голова». Знания дают человеку возможность жить, развиваться и принимать правильные решения. Я желаю вам сегодня на уроке получить новые знания, которые пригодятся в жизни. | Приветствуют учителя. Дети составляют из слов предложение. Обучающиеся высказывают предположения | Фронтальная и групповая | Интерактивная доска, слайд презентации | Устный контроль учителя | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. | Сформированы мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения. | |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальногозатруднений в пробном учебном действии | Цель – организация актуализации раннее изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий. | Словесный(беседа) Практический метод | -Ребята, а что такое лес? - Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные. - Какое значение имеет лес в природе? - А для нас, человека, какое значение имеет лес? - Молодцы! - А что такое природа? -Какая бывает природа? -Что относится к живой природе? К неживой природе? Приведите примеры, обоснуйте ответы. - Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежат картинки, разложите их на группы. - На какие 2 группы вы их распределили? - Как они называются? | Это место, где много деревьев. Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи). (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха). Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека. Живая и неживая. Живая природа: это всё, что растёт, дышит, питается, размножается, движется (кошка цветок, люди); неживая природа: горы, воздух, вода, свет. Обучающиеся работают в парах и распределяют картинки по группам. Растения и животные. Царство растений, царство животных. | Фронтальная В парах | Презентация, карточки с заданием | Фронтальный контроль | Коммуникативные: - умение работать с информацией Познавательные: - структурирование знаний, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии споставленной задачей. | ||
3. Выявление места и причины затруднения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Словесный (беседа) | - По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений? - Найдите карточку с признаками царства растений: 1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами. 2. Питаются растворенными минеральными солями. 3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания. 4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении. -Найдем карточку с характерными признаками для царства животных: 1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению. 2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных. 3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами. 4. Могут жить и развиваться в различных условиях. Создание проблемной ситуации. - Какие картинки вы не отнесли к этим царствам? - К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись? - Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству. | Дети анализируют изображения на карточках, подходят к доске и прикрепляют карточки. | Парная | Карточки | Фронтальный контроль | Коммуникативные: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные:выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и построения плана. | Словесный метод | - Сегодня нам предстоит выяснить: как отличить грибы от других представителей и какие признаки и строение они имеют? - О чем пойдет речь на уроке? -Кто может сформулировать тему урока? - Итак, тема нашего урока «В царстве грибов». -Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? -Какие цели поставим? (Постановка целей и составление плана) 1.Узнать строение гриба 2. Научиться различать съедобные грибы и несъедобные. | О грибах Мир грибов Различать виды грибов | Фронтальная | Презентация | фронтальная | Коммуникативные: - умение работать с информацией | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности | |
5. Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Словесный(беседа) | Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов. - Как вы думаете, из каких частей состоят грибы? - Сейчас проверим, правы ли мы были. Прочитаем текст на стр. 112 по цепочке по абзацам, слушаем друг друга внимательно. - Давайте сделаем небольшой вывод, из каких же частей состоит гриб? - Верно. - Что располагается в самом верху? -В ней созревают споры - это маленькие семена. - Что находится ниже? - Шляпка и ножка называется плодовое тело. - Как называется подземная часть гриба? (грибница) Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними. Грибница растёт более 100 лет, а плодовое тело вырастает за 3-7 дней. Ученые насчитали на Земле около 120 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными. -Как же питаются грибы? Найдите ответ в учебнике. -Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения (растения на свету производят сахар и крахмал). Им не нужен, как растениям, свет. Они могут расти даже в темноте. Поэтому их нельзя отнести к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов. Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют их разрушению и образованию перегноя. -Можно ли грибы назвать санитарами леса? Как они «лечат» лес? -Часто в названии гриба можно услышать название дерева. Какие это грибы? Почему их так назвали? (показ муляжей подберёзовика и подосиновика). -Многие грибы дружат с определёнными видами деревьев и часто селятся под ними. Грибница оплетает корни растений и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы. Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ в природе. | Внимательно слушают Затрудняются, предполагают, что из шляпки и ножки. Читают текст по цепочке. Шляпки, ножки и грибницы Шляпка Ножка Грибница Ищут ответы в учебнике Обучающиеся высказывают предположения Подосиновик, подберёзовик Потому что растут под осинами и берёзами | Фронтальная | презентация | Фронтальный контроль | Регулятивные: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные:действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
Физминутка | Обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности | «Грибы» Влез опенок на пенек, Простоял один денек. Низко наклоняется, Шляпку к солнышку потянет Еще выше станет. Прибежали тут ребятки – Тонконогие опятки. Они вместе наклонялись, Дружно к солнцу поднимались. А когда пришел грибник, Они все в корзину прыг! | Фронтальная | Регулятивные: обеспечение активности детей. | ||||||
5. Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Словесный (беседа) Практический метод | - Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» . -Почему так говорят? - Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? - Существуют грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик. - А вот это – грибы-карлики. Они очень-очень маленькие, но очень нужны человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин – это очень нужное лекарство. -Посмотрите, какие еще существуют грибы. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко. -Ребята, как вы понимаете поговорку «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в корзинку кладу? -Да, грибы бывают съедобные (мы употребляем их в пищу без опаски) и несъедобные (некоторые из них содержат яд, смертельно опасный для человека) -А нужны ли несъедобные грибы? - Прочитайте правила сбора грибов. - Как же надо правильно собирать грибы? Игра «Собери съедобные грибы» (Перечисляются названия грибов. Если гриб съедобен – дети хлопают в ладоши, если несъедобен – топают ногами). | Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю. Влага, тепло, питательная среда. Рассматривают картинки и слушают учителя Читают названия грибов занесённых в Красную книгу. Есть грибы, которые опасны для нашего здоровья, их лучше не собирать Да, т. к. помогают дереву добывать питание, лечат некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых. Учащиеся читают правила. Рассказывают правила своими словами. Играют в игру | Фронтальная | презентация | Фронтальный контроль | Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Словесный(беседа) | - А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…» Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет» Итак, верите ли вы, что…:
10) что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и пользу? Да 11) что некоторые виды грибов занесены в Красную книгу? Да. 12) что медведи лечатся мухоморами? Нет 13) что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет | Ответы детей | Фронтальная | Фронтальный контроль | Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха | Практический метод | - А сейчас ребята, мы с вами проверим как вы запомнили материал. Вам нужно решить тест. Тестовая работа 1. К какому царству относятся грибы? А) Животные, б) грибы, в) растения 2. Какой гриб один из лучших по вкусовым качествам? А) подберезовик, б) подосиновик, в) белый гриб 3. Какой из этих грибов смертельно ядовит? А) ложный опенок, б) мухомор, в) бледная поганка. 4 Кто лечится мухоморами? А) медведи, б) лоси, в) зайцы. 5. Найди лишний гриб. А) мухомор, б) желчный гриб, в)шампиньон, г)поганка. Проверка по эталону. | Выполняют тестовую работу. | Индивидуальная | Карточки с заданием | Самопроверка по эталону | Регулятивные: Умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. Волеваясаморегуляция в затруднения | Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности | |
8. Этап рефлексии учебной деятельности | Подведение итогов урока | Словесный(беседа) | - Вспомните тему нашего сегодняшнего урока. - Какие цели мы ставили перед собой? - Достигли ли мы их? - Что вы нового узнали на уроке? -У каждого на парте лежат разноцветные круги. Пожалуйста, поднимите круг соответствующего цвета: Красный – У меня не получилось, но я буду стараться; Жёлтый - Я хорошо справился, но были ошибки; Зеленый - Я старался, у меня все отлично получилось. (Дети поднимают круг соответствующего цвета) Домашнее задание Подготовить рассказ о любом грибе, занесённым в Красную книгу. | Подводят итог, отвечают на вопросы | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | Коммуникативные- уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные-оценивать успехи своей деятельности | Сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Царство грибов"
Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...
Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".
Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....
урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"
разработка урока окружающего мира в 3 классе...

В царстве грибов
урок окружающего мира, 3 класс, виды грибов, ядовитые, съедобные, шляпочные, плесневые, самостоятельная работа...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»
название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...
презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"
презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...
Урок окружающего мира Тема: В царстве грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир»....