Технологическая карта урока окружающий мир "Берегите воду"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ольга Валерьевна Артамонова

На уроке  закрепляются знания  о значимости воды в природе, показать влияние деятельности человека на состояние окружающей среды и желание охранять наши водоёмы от загрязнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога

Артамонова Ольга Валерьевна

Образовательная организация

МБОУ БГО СОШ №5

Предмет, курс, модуль

Окружающий мир, «Эта удивительная природа», экологический

Класс

3 «Б» класс

Тема урока

Берегите воду!

Цель урока

Закрепить знания  о значимости воды в природе, показать влияние деятельности человека на состояние окружающей среды и желание охранять наши водоёмы от загрязнения

Задачи урока

1) обучающие;

2) развивающие;

3) воспитательные

- раскрыть причины загрязнения водоёмов;

- познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения;

 - развивать познавательную активность детей, логическое мышление, речь, воображение;

 - развивать умение работать с текстом учебника, выделять главное;

 - учить детей бережному отношению к воде, экономному использованию её

Ведущая технология

ИКТ, технология  деятельностного метода обучения, проблемное обучение, игровая

Методы обучения

продуктивный  метод.

Планируемые результаты

уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать работу одноклассников, свою работу, выявлять причины загрязнения водоемов и меры охраны от загрязнения; бережно относиться к воде; знать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей; формулировать выводы на основе изученного материала

Формы организации образовательного пространства на уроке

 индивидуальная, парная, групповая;  самостоятельная. 

Средства обучения, в том числе ЭОР

Учебник, рабочая тетрадь1,сигнальные карточки, рисунки с изображением  капелек, презентация «Берегите воду!» https://cloud.mail.ru/public/5Mru/5fSniU9RC 

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Формы деятельности

Дидактическое электронное сопровождение

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Фронтальная

Индивидуальная

Презентация https://cloud.mail.ru/public/5Mru/5fSniU9RC

Презентация https://cloud.mail.ru/public/5Mru/5fSniU9RC

Проверяет готовность учащихся к уроку

Настрой на работу:

Все красиво встали,

Головы подняли,

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Организует  проверку домашнего задания

- Отгадайте загадку:

Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?

-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

-Расскажите по модели о круговороте воды

Сообщение сведений о воде

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда.

А  знаете ли  вы,  что  ...

(Выводит на экран сведения о воде)

 По нормам на каждого жителя города приходится  220 литров воды в сутки. ●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. ●Каждый раз, когда вы

чистите зубы, вы расходуете 1 литр  воды. ●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час.

 Но  чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.

- Вода занимает три четверти поверхности Земли. Если на Земле так много воды, почему люди постоянно говорят о том, что воду нужно беречь?

Выдвигает проблему.

- Ребята, кто сможет сказать, какую проблему мы будем решать на нашем уроке?

- Итак, проблемный вопрос нашего урока: Почему нужно беречь воду?

- Вам предстоит на уроке подтвердить или опровергнуть мою гипотезу, а я предполагаю, что воду можно не экономить, т.к. запасы воды на Земле огромны. 

- Посмотрите на карту Земли и скажите, какие водоемы занимают большую площадь на Земле: соленые или пресные?

- Значит, моя гипотеза ошибочна?

Демонстрируют готовность к уроку.

Дети отгадывают.

Дети с помощью модели, изготовленной дома, рассказывают о круговороте воды

Слушают учителя.

Высказывают предположения.

Высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы учителя.

Обосновывают выбор

.

Предметные – применять полученные знания

Обобщить и систематизировать знания о воде

Регулятивные — владеют умением организовывать рабочее место.

Личностные — владеют умением эмоционально и психологически настраиваться на урок.

Коммуникативные - учатся слушать и вступать в диалог. Оформлять свое высказывание в виде развернутого предложения.

Регулятивные - учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока, подтверждать или опровергать гипотезу

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Фронтальная

Презентация https://cloud.mail.ru/public/5Mru/5fSniU9RC

Сказка Н.А.Рыжова «Жила-была Река»

- Я предлагаю вам окунуться в волшебство и послушать сказку. Чтение

экологической сказки Н.А. Рыжова «Жила-была Река». (Приложение 1)

– Интересно, что же старый и мудрый горожанин ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы.

Дети слушают

Соотносят содержание текста и личный опыт.

Личностные -

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

3.  Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Групповая

Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, часть 1

Организует самостоятельную работу с учебником.

-Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.

-Каждая группа будет работать над решением определенной проблемы:

1 группа. Раскрыть тему “Источники загрязнения воды»

2 группа. «Чем опасно загрязнение воды?”.

3 группа. «Как люди охраняют воду от загрязнения?»

4 группа «Как каждый человек должен беречь воду»

Работа в группах с текстом в учебнике (с 59-61 «Почему воду нужно беречь», «Как охраняют воду от  загрязнений»).

Находят в тексте информацию по данному вопросу

Анализируют, формулируют выводы наблюдений.

Выступление учащихся, дополнение или корректировка ответа.

Предметные – знать основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, её экономному использованию, уметь проводить несложные исследования

Коммуникативные - проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, строить со сверстниками продуктивное взаимодействие, и сотрудничество

Регулятивные - уметь вносить необходимые корректировки в действие на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок

Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Фронтальная

Сказка Н.А.Рыжова «Жила-была Река»

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

– Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?

- А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?

Чтение продолжения сказки  Н.А.Рыжова «Жила-была Река»

(Приложение 2)

– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор?  

- Почему, как вы думаете?

– В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?

Высказывают свое мнение.

Дети слушают окончание сказки, сравнивают свои предположения с автором.

Высказывают свое мнение.

Формулируют выводы наблюдений.

Предметные - освоить основы экологической

грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

Познавательные - устанавливать причинно-следственные действия, строить логические цепи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные – слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные  соотнесение знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в тексте

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Индивидуальная.

Рабочая тетрадь, ч.1

Организует самостоятельную работу

 в рабочей тетради: задание №1,  стр. 35.

Организует взаимопроверку

Учащиеся  самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради. Взаимопроверка

Предметные – применять полученные знания

Знать, почему и как нужно беречь воду

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, проводить взаимопроверку

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Показать значение воды для живых организмов.

Фронтальная

Презентация https://cloud.mail.ru/public/5Mru/5fSniU9RC

Организует беседу о  значении воды, бережном отношении к воде

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок  не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду? 

Ставит проблемный вопрос:

-Почему же к воде нужно относиться бережно, ведь её итак много на Земле?

Что нужно сделать, чтобы водоёмы были чистые?

 Помогает сделать вывод.

Отвечают на вопросы. Уточняют и расширяют свои знания о воде, высказывают свое мнение.

Уточняют свои знания по данному вопросу.

Отвечают, высказывают свои мнения

Формулируют выводы

Предметные–  знать, почему вода необходима для жизни на земле,

 

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения знаниями

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.      

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Уточнить и расширить знания учащихся о значении бережного отношения к воде

Фронтальная

Сигнальные карточки

«Светофорчики»

Презентация https://cloud.mail.ru/public/5Mru/5fSniU9RC

Организует игру, помогает сделать вывод.

Игра « Экологический светофор».

-А теперь поиграем. Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, загорается зелёный цвет, если нет – красный.

Ситуация 1.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс.

- Почему красный цвет?

Ситуация 2.

На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь,  Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше. Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше».

- Почему зелёный кружок?

- Как же надо расходовать воду?

Работают с сигнальными карточками - светофорчиками

Устанавливают причинно-следственные связи.

Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения и предположения.

Предметные – применять полученные знания,  понимать способы  экономного использования воды

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности

8. Итоги урока.  

Рефлексия

Самооценка учебной деятельности и достигнутых результатов

Фронтальная

На доске рисунки с изображением 3 капелек:

«Весёлая»  – отлично поработал, узнал много нового, мне всё удалось.

«Капелька» – хорошо поработал, но мне не всё удалось

«Грустная»  – не доволен своей работой, многое не получилось

 Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

-Какое открытие сегодня на уроке вы сделали?

-Почему нужно бережно относиться к воде?

- Что особенно понравилось? Почему?

-Что вызвало особое затруднение? Почему?

-Какие знания, умения, навыки помогли сегодня на уроке?

Осуществляет комментарий к домашнему заданию;

Отвечают на итоговые вопросы.

Оценивают свою работу на уроке

 с помощью сигнальных карточек-капелек.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Усвоить правила нравственного поведения в мире природы и людей

Регулятивные - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку

Приложение 1.

Сказка  Н.А.Рыжова «Жила-была Река

Жила-была Река..

 Река очень любила путешествовать.

Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной.  В ней мыли машины, стирали белье. И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?”

Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти.  Покрылась Река разноцветной пленкой,  Стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. . И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки.   Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов   Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе.

И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее

Приложение 2

Продолжение сказки Н.А.Рыжова «Жила-была Река»

– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной.

Попросили люди Речку вернуться, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу.

Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям.

.А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс "Вода и ее свойства"

УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"...

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе по теме "На воде и в лесу" (Школа России).

Цели и задачи: Уточнить знания об основных правилах безопасного поведения на воде и в лесу;сформировать умение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых;умение анализиров...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Вода и её свойства".

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Вода и её свойства"....

Технологическая карта урока (Окружающий мир 2 класс) Вода и ее свойства

Технологическая карта урока (Окружающий мир 2 класс) Вода и ее свойства...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)

Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...