Технологическая карта урока окружающий мир "Берегите воду"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
На уроке закрепляются знания о значимости воды в природе, показать влияние деятельности человека на состояние окружающей среды и желание охранять наши водоёмы от загрязнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. педагога | Артамонова Ольга Валерьевна |
Образовательная организация | МБОУ БГО СОШ №5 |
Предмет, курс, модуль | Окружающий мир, «Эта удивительная природа», экологический |
Класс | 3 «Б» класс |
Тема урока | Берегите воду! |
Цель урока | Закрепить знания о значимости воды в природе, показать влияние деятельности человека на состояние окружающей среды и желание охранять наши водоёмы от загрязнения |
Задачи урока 1) обучающие; 2) развивающие; 3) воспитательные | - раскрыть причины загрязнения водоёмов; - познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; - развивать познавательную активность детей, логическое мышление, речь, воображение; - развивать умение работать с текстом учебника, выделять главное; - учить детей бережному отношению к воде, экономному использованию её |
Ведущая технология | ИКТ, технология деятельностного метода обучения, проблемное обучение, игровая |
Методы обучения | продуктивный метод. |
Планируемые результаты | уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать работу одноклассников, свою работу, выявлять причины загрязнения водоемов и меры охраны от загрязнения; бережно относиться к воде; знать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей; формулировать выводы на основе изученного материала |
Формы организации образовательного пространства на уроке | индивидуальная, парная, групповая; самостоятельная. |
Средства обучения, в том числе ЭОР | Учебник, рабочая тетрадь1,сигнальные карточки, рисунки с изображением капелек, презентация «Берегите воду!» https://cloud.mail.ru/public/5Mru/5fSniU9RC |
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Формы деятельности | Дидактическое электронное сопровождение | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Предметные УУД | Метапредметные УУД | ||||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Фронтальная Индивидуальная | Презентация https://cloud.mail.ru/public/5Mru/5fSniU9RC Презентация https://cloud.mail.ru/public/5Mru/5fSniU9RC | Проверяет готовность учащихся к уроку Настрой на работу: Все красиво встали, Головы подняли, Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Организует проверку домашнего задания - Отгадайте загадку: Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая? -Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. -Расскажите по модели о круговороте воды Сообщение сведений о воде Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда. А знаете ли вы, что ... (Выводит на экран сведения о воде) ● По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки. ●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. ●Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды. ●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту. ●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час. Но чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. - Вода занимает три четверти поверхности Земли. Если на Земле так много воды, почему люди постоянно говорят о том, что воду нужно беречь? Выдвигает проблему. - Ребята, кто сможет сказать, какую проблему мы будем решать на нашем уроке? - Итак, проблемный вопрос нашего урока: Почему нужно беречь воду? - Вам предстоит на уроке подтвердить или опровергнуть мою гипотезу, а я предполагаю, что воду можно не экономить, т.к. запасы воды на Земле огромны. - Посмотрите на карту Земли и скажите, какие водоемы занимают большую площадь на Земле: соленые или пресные? - Значит, моя гипотеза ошибочна? | Демонстрируют готовность к уроку. Дети отгадывают. Дети с помощью модели, изготовленной дома, рассказывают о круговороте воды Слушают учителя. Высказывают предположения. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы учителя. Обосновывают выбор . | Предметные – применять полученные знания Обобщить и систематизировать знания о воде | Регулятивные — владеют умением организовывать рабочее место. Личностные — владеют умением эмоционально и психологически настраиваться на урок. Коммуникативные - учатся слушать и вступать в диалог. Оформлять свое высказывание в виде развернутого предложения. Регулятивные - учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока, подтверждать или опровергать гипотезу |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Фронтальная | Презентация https://cloud.mail.ru/public/5Mru/5fSniU9RC Сказка Н.А.Рыжова «Жила-была Река» | - Я предлагаю вам окунуться в волшебство и послушать сказку. Чтение экологической сказки Н.А. Рыжова «Жила-была Река». (Приложение 1) – Интересно, что же старый и мудрый горожанин ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. | Дети слушают Соотносят содержание текста и личный опыт. | Личностные - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. | |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Групповая | Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, часть 1 | Организует самостоятельную работу с учебником. -Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей. -Каждая группа будет работать над решением определенной проблемы: 1 группа. Раскрыть тему “Источники загрязнения воды» 2 группа. «Чем опасно загрязнение воды?”. 3 группа. «Как люди охраняют воду от загрязнения?» 4 группа «Как каждый человек должен беречь воду» | Работа в группах с текстом в учебнике (с 59-61 «Почему воду нужно беречь», «Как охраняют воду от загрязнений»). Находят в тексте информацию по данному вопросу Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Выступление учащихся, дополнение или корректировка ответа. | Предметные – знать основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, её экономному использованию, уметь проводить несложные исследования | Коммуникативные - проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, строить со сверстниками продуктивное взаимодействие, и сотрудничество Регулятивные - уметь вносить необходимые корректировки в действие на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Фронтальная | Сказка Н.А.Рыжова «Жила-была Река» | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний – Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть? - А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями? Чтение продолжения сказки Н.А.Рыжова «Жила-была Река» (Приложение 2) – Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? - Почему, как вы думаете? – В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки? | Высказывают свое мнение. Дети слушают окончание сказки, сравнивают свои предположения с автором. Высказывают свое мнение. Формулируют выводы наблюдений. | Предметные - освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей | Познавательные - устанавливать причинно-следственные действия, строить логические цепи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные – слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные соотнесение знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в тексте |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Индивидуальная. | Рабочая тетрадь, ч.1 | Организует самостоятельную работу в рабочей тетради: задание №1, стр. 35. Организует взаимопроверку | Учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради. Взаимопроверка | Предметные – применять полученные знания Знать, почему и как нужно беречь воду | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, проводить взаимопроверку |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. Показать значение воды для живых организмов. | Фронтальная | Презентация https://cloud.mail.ru/public/5Mru/5fSniU9RC | Организует беседу о значении воды, бережном отношении к воде Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду? Ставит проблемный вопрос: -Почему же к воде нужно относиться бережно, ведь её итак много на Земле? Что нужно сделать, чтобы водоёмы были чистые? Помогает сделать вывод. | Отвечают на вопросы. Уточняют и расширяют свои знания о воде, высказывают свое мнение. Уточняют свои знания по данному вопросу. Отвечают, высказывают свои мнения Формулируют выводы | Предметные– знать, почему вода необходима для жизни на земле,
| Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения знаниями Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Оформлять мысли в устной форме |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. Уточнить и расширить знания учащихся о значении бережного отношения к воде | Фронтальная | Сигнальные карточки «Светофорчики» Презентация https://cloud.mail.ru/public/5Mru/5fSniU9RC | Организует игру, помогает сделать вывод. Игра « Экологический светофор». -А теперь поиграем. Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, загорается зелёный цвет, если нет – красный. Ситуация 1. Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс. - Почему красный цвет? Ситуация 2. На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь, Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше. Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше». - Почему зелёный кружок? - Как же надо расходовать воду? | Работают с сигнальными карточками - светофорчиками Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения и предположения. | Предметные – применять полученные знания, понимать способы экономного использования воды | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности |
8. Итоги урока. Рефлексия | Самооценка учебной деятельности и достигнутых результатов | Фронтальная | На доске рисунки с изображением 3 капелек: «Весёлая» – отлично поработал, узнал много нового, мне всё удалось. «Капелька» – хорошо поработал, но мне не всё удалось «Грустная» – не доволен своей работой, многое не получилось | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. -Какое открытие сегодня на уроке вы сделали? -Почему нужно бережно относиться к воде? - Что особенно понравилось? Почему? -Что вызвало особое затруднение? Почему? -Какие знания, умения, навыки помогли сегодня на уроке? Осуществляет комментарий к домашнему заданию; | Отвечают на итоговые вопросы. Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек-капелек. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. | Усвоить правила нравственного поведения в мире природы и людей | Регулятивные - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку |
Приложение 1.
Сказка Н.А.Рыжова «Жила-была Река.»
Жила-была Река..
Река очень любила путешествовать.
Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?”
Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река разноцветной пленкой, Стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. . И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе.
И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее
Приложение 2
Продолжение сказки Н.А.Рыжова «Жила-была Река»
– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной.
Попросили люди Речку вернуться, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу.
Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям.
.А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс "Вода и ее свойства"
УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. Урок составлен в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"...
Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе по теме "На воде и в лесу" (Школа России).
Цели и задачи: Уточнить знания об основных правилах безопасного поведения на воде и в лесу;сформировать умение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых;умение анализиров...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Вода и её свойства".
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Вода и её свойства"....
Технологическая карта урока (Окружающий мир 2 класс) Вода и ее свойства
Технологическая карта урока (Окружающий мир 2 класс) Вода и ее свойства...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...
Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)
Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...