Конспект урока окружающий мир на тему "Приручение огня.Правила поведения при пожаре. Оказание первой помощи при ожогах"
план-конспект урока по окружающему миру
Окружающий мир.Программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priruchenie_ognya._pravila_povedeniya_pri_pozhare._okazanie_pervoy_pomoshchi_pri_ozhogah._3.docx | 38.13 КБ |
drovatelevizor.docx | 284.28 КБ |
hleb.docx | 135.39 КБ |
chelovekmashina.docx | 286.76 КБ |
pamyatka.pptx | 282.54 КБ |
deystviya_pri_pozhare.docx | 153.02 КБ |
pravila_okazaniya_pomoshchi_ot_ozhoga.docx | 75.46 КБ |
tablitsy_dlya_zapolneniya.docx | 14.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
Учитель: Боярова Лариса Дмитриевна, МБОУ «ООШ № 38»
Тема: Приручение огня. Правила поведения при пожаре. Оказание первой помощи при ожогах.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока:
содержательная - формирование представления об огне как источнике энергии и его роли в жизни человека, знакомство обучающихся с пользой или вредом, который может принести человеку огонь;
деятельностная - закрепление знания правил противопожарной безопасности, а также знаний и умений оказания первой помощи при ожогах.
Задачи:
- направленные на достижение личностных результатов:
– развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
– развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- направленные на достижение метапредметных результатов:
– умение работать с информацией;
– умение добывать информацию;
– формировать умения грамотно строить речевые высказывания.
- направленные на достижение предметных результатов:
– способствовать освоению первоначальных знаний об огне как источнике энергии;
– выявить положительные и отрицательные стороны использования огня.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- ориентироваться в системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Оборудование: карточки с иллюстрациями, учебник окружающий мир «Человек и природа», словарь русского языка, индивидуальные таблицы для записи выводов, компьютер, свечи.
Название, содержание и цель этапа урока | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |||
Организационный момент Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из своего класса солнечного друга. Пожелайте им удачи! | Организовывают рабочее место. Приветствуют учителя. Обмениваются солнечными зайчиками, желают друг другу удачи! | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей, разделить на группы. Проверить готовность к уроку. Создать позитивное настроение. |
Актуализация знаний (5 мин.) | Тихо звучит музыка. Горит дрожащая свеча. Не дунь на пламя сгоряча. А ты, волшебный огонёк, О чём бы нам поведать мог? -Ребята, посмотрите на этот «волшебный огонёк» и скажите, какие чувства он вызывает? -В каких ситуациях вы могли смотреть на пламя и думать о чём-то далёком и таинственным, важном и глубоком? (в походе у костра, в церкви, у бабушки в деревне, когда она топит печку) Ребята, а что вырабатывает огонь? (энергию, тепло) Показ иллюстраций: человек, машина, дрова, телевизор, хлеб. Что нужно чтобы эти тела начали действовать? Пища для человека. Бензин для машины. Для телевизора электричество. А содержится ли энергия в хлебе? Как это проверить? (съев кусочек хлеба, человек запасается энергией, накопленный в хлебе, которая приводит человека к действиям) А какой закон сохранения энергии вы знаете? -Ученые заметили, что использование энергии всегда приводит к какому-нибудь действию, движению, изменению. Это наблюдение позволило вывести закон сохранения энергии. Энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Но она может изменяться и переходить из одной формы в другую. Можем ли мы наблюдать энергию в действии? Например: возьмем дрова. – Тепловая энергия, запасенная в дровах, при горении освобождается и нагревает воду в чайнике. Какой вывод мы можем с вами сделать? (энергия выделяется при горении.) | Дают ответы на вопросы. Размышляют. Отвечают на вопросы. Делают вывод. | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют представление об огне как источнике энергии, закон сохранении энергии. | Организовать повторение изученного. Формирование чётких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Проблемная ситуация: (определение темы и цели урока) (10мин.) | Стр.104 учебника, чтение диалога. Лена: Миш, а ведь, правда, нельзя упрятать джинна в бутылку? Только в сказке можно, да? – А вы, ребята, как думаете? А кто такой Джинн? Где мы можем это посмотреть? Джинн (араб., буквально - дух), фантастическое существо из чистого (бездымного) огня, созданное аллахом. Джинны — популярнейшие сказочные персонажи. Часто изображаются как волшебные существа, заключенные в лампу или бутылку. Джинн подчиняется воле того, кто вызволил их заточения и исполняет его желания. Учитель: «Почему горючее напоминает Джинна в бутылке?» Версии учеников. – Это огонь, который человек посадил в бутылку, и заставляет делать все, что хочет, т. е. приручил. Ученики определяют тему урока: «Значит, мы будем сегодня говорить о приручении огня». Слово «приручение» записано на доске. – Что значит «приручить»? Выделите корень этого слова, подберите однокоренные слова – Рука, ручной.… Сделать ручным. – Значит, огонь можно взять в руки или как Джинна посадить в бутылку и делать с ним, что хочешь? Ответы учащихся. А давайте посмотрим толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова. Приручить – сделать ручным, послушным. Цель урока определяют дети. – Значит, мы будем говорить о том, как человек сделал огонь послушным, т.е. научился пользоваться огнём. А при горении выделяется энергия? -Значит, нам надо выяснить, как человек научился пользоваться этой энергией. | Работа с учебником, чтение диалога. Работа со словарём. Отвечают на вопросы. Размышляют. Работа со словарём. Формулируют тему и содержательную цель урока. | Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности, развитие словарного запаса, Предметные: Узнать значение джинн, приручить. Повторяют выделения корня и подбор однокоренных слов. | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Физкультминутка (4 мин.) | Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Чудеса у нас на свете Стали карликами дети. Крыльями махали. Ногами топаем. Хорошо мы погуляли И немножечко устали. | Выполняют упражнение. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя, Личностные: способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. |
ние самоконтроля по образцу Осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь |
Изучение нового материала: Первичное осмысление и закрепление: (20 мин.) | Сначала мы с вами выясним, что такое огонь? (освобождение энергии) А как вы думаете, откуда произошёл огонь? Презентация «Огонь в истории человечества». На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. (1 слайд) Однажды начался лесной пожар. Люди в ужасе разбежались. Но самые смелые догадались взять горящую ветку и отнести её в свою пещеру. (4 слайд) В пещере человек заметил, что рядом с огнём ему стало тепло.(5 слайд) Люди заметили, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую, палочка нагревается и тлеет. На ней можно раздуть пламя. (6 слайд) Когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. Вот и стали люди высекать искры и разжигать огонь, когда им это нужно. (7 слайд) При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. (8 слайд) Огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолёты, ракеты помогает вырабатывать электроэнергию, печёт хлеб, варит сталь.(9 слайд) Огонь может стать и врагом человеку. (11 слайд) Почему? Правила работы в группах Задание по карточкам (работа в группах) Составьте памятку (правила) «Действия при пожаре». Проверка знаний! Вывесить действия при пожаре на доску. Помните, что на пожар нужно реагировать быстро и не поддаваться панике. При возгорании в квартире: Если огонь нельзя ликвидировать в кратчайшее время, выключите электричество, перекройте газ, срочно вызовите пожарных, уведите из опасной зоны детей, престарелых, и только потом начинайте тушить огонь своими силами. Ни в коем случае не открывайте окна, так как с поступлением кислорода огонь вспыхнет сильнее. При возгорании одежды на человеке немедленно повалите горящего, облейте его водой или накройте ковриком, курткой или пальто. При пожаре в здании не пытайтесь использовать для эвакуации лифт, который может остановиться в любой момент. При невозможности самостоятельной эвакуации обозначьте свое местоположение, свесив из окна белую простыню. Если к спасению один путь – окно, бросьте вниз матрасы, подушки, ковры, сократите высоту прыжка, используя привязанные к батареям шторы (простыни). Выберите правильные варианты оказания первой помощи пострадавшему при ожогах (таблица). Проверка знаний! Вывесить правила оказания первой помощи пострадавшему от ожога на доску. Молодцы! | Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы, размышляют. Выполняют задания в группах Организуют самопроверку, взаимопроверку. Обсуждают, оформляют. Контролируют друг друга. | Познаватель ные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы | Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |
Итог урока, оценивание. (4 мин.) | Всё ли на уроке мы узнали о приручении огня? Для того, чтобы проверить наши знания, продолжите фразу: | Отвечают на вопросы. Анализируют, оценивают. | Коммуникатив ные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание (1 мин.) | Домашнее задание: оформить памятки о действиях при пожаре, приготовить сообщение о полезном ископаемом, о торфе, угле, нефти, природном газе (на выбор). | Нахождение информации в доступных источниках, оформление. | Коммуникатив ные: развитие рефлексивных умений Регулятивные: развивать волевую саморегуляцию. | Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, планировать распорядок дня. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Правила оказания первой помощи пострадавшему от ожога. | |
Не менее 10 минут охлаждай обожжённую поверхность тела холодной водой или льдом в полиэтиленовых пакетах | + |
Прокалывайте волдыри, появившиеся на месте ожога | - |
Аккуратно снимите обгоревшую одежду (но не отрывайте её, если она прилипла к телу) | + |
Напоите пострадавшего чаем, дайте обезболивающее средство | + |
Смазывайте ожоги жиром, маслом, вазелином, марганцовкой или зелёнкой | - |
Вызовите 01 | - |
Вызовите 03 | + |
Рефлексия
Ф.И. |
Сегодня на уроке я узнал |
Сегодня на уроке я научился |
Сегодня на уроке я повторил(а) |
Я поставлю себе за урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему Первая помощь при ожогах
Презентация 3 класс по программе Школа России на тему Первая помощь при ожогах...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЛЕГКИХ ТРАВМАХ».
Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в области естествознания. На данном уроке используется специальная система зада...
Конспект внеклассного мероприятия по теме: "Оказание первой помощи при травмах."
Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устран...
Конспект урока окружающего мира 3 класс «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»
Тема: «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»Тип урока: открытие новых знанийЦель: познакомить учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и ...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Безопасное поведение на водоёмах». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: расширение и углубление знаний детей о правилах поведения на водоёмах.Планируемые результатыПредметные: знать правила безопасного поведения на льду и на водоёмах в теплое вр...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Безопасное поведение в лесу». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: расширение и углубление знаний детей о правилах поведения в лесу.Планируемые результатыПредметные: знать правила поведения в лесу; многообразие лесных обитателей; уметь форм...
Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Безопасное поведение в лесу"
Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Безопасное поведение в лесу"...