Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Безопасное поведение в лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Безопасное поведение в лесу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Безопасное поведение в лесу | 43.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 13.04.2021
Школа: №122
Класс: 3 «А»
Кабинет: 212
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Безопасное поведение в лесу»
Цель деятельности учителя;
- Формирование знаний учащихся о правилах поведения в лесу;
- Составление проекта на тему «Безопасное поведение в лесу»;
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомиться с правилами ориентирования на местности;
- расширить кругозор и знания о правилах поведения в лесу;
- подготовить сообщение о безопасном поведении в лесу;
Личностные:
- аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- развивать самостоятельность в информационной деятельности
- делиться со сверстниками и взрослыми впечатлениями о новых знаниях.
- способность самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок «открытие нового знания»
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс Федотова, Трафимова ,2 часть, презентация, раздаточный материал.
Этапы урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1.Этап самоопределения к деятельности Словесный | 1 мин | - Здравствуйте. Меня зовут Екатерина Сергеевна. И сегодня я у вас проведу урок Окружающего мира. (1 слайд) - Улыбнитесь соседу по парте.. Пожелайте хорошей работы. Присаживайтесь. - Ребята, какие правила поведения на уроке вы знаете ? - Отлично. Правил очень много, но давайте мы выделим с вами три самых главных правила, которые будем соблюдать на протяжении всего урока:
Звучит музыка «Журчание воды». - Сегодня я вас приглашаю на необычный урок | - Приветствуют учителя. Называют известные им правила поведения на уроке. Воспринимают информацию. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актулизация знаний и мотивация Словесный беседа | 3 мин | Ребята, вчера на уроке мы с вами начали изучать новую главу, называется она «Человек и природные сообщества» и тема нашего урока называлась «Значение лесов». Давайте мы с вами немного вспомним, о чем же шла речь. Сейчас я вам раздам листочки, на которых вам нужно будет дать ответ на вопрос: «Какое значение для человека имеют леса?». На данную работу вам даётся 2 минутки. Молодцы, все справились. А теперь скажите мне, как вы думаете, почему в народе говорят: «Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади»? Вот мы с вами и вспомнили, о чем шла речь на вчерашнем уроке, молодцы, я вижу, что все дома готовились. Сегодня у нас с вами будет не простой урок. К нам на урок пришли сказочные гости – всем вам знакомая Маша и Медведь (на доске появляются картинки с персонажами). Мы все с вами знаем, что Маша озорница и ей никогда на месте не сидится, а так, как она очень часто ходит в гости к Мише, то ей просто необходимо знать правила безопасного поведения в лесу. Миша очень переживает за Машеньку, ведь он не всегда может находиться с ней рядом, а в лесу с ней может приключиться всё что угодно. Вам дано важное задание, составить правила безопасного поведения в лесу и научить им Машеньку, да и самим не забывать пользоваться! | - Формулируют ответ на вопрос, записывая его на листочке. Ответы детей: Беречь и не рубить лес нужно, потому, что лес – это целое сообщество. Если вырубить леса, то уйдут или погибнут звери, птицы, которые живут не только в лесу, но и на лугу, потому, что всё в природе взаимосвязано. Без лесов могут мелеть или пересыхать реки, заболачиваются луга, меняется климат, так как лес укрывает от ветра. Начинают дуть ветры-суховеи, наступает засуха. Поэтому, если нет леса, нужно его посадить. | выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
3.Постановка учебной задачи Словесный Беседа Наглядный: иллюстрация | 5 мин | Сформулируйте тему урока. - Итак, какая перед нами стоит цель? Давайте сформулируем её и запишем вот на этом ватмане. Хорошо, цель поставлена, теперь нам нужно определить задачи, благодаря которым мы подойдём к своей цели. Давайте представим, Маша отправилась в лес (на проекторе появляется слайд – Машенька в лесу). Какие опасности её могут ожидать, что может случиться, если человек не знает лес? Правильно, в лесу можно заблудиться, а чтобы этого не случилось нужно знать правила ориентирования на местности. Значит, запишем под целью первую задачу – знать правила ориентирования на местности. Давайте составлять план дальше, а дальше будет проще – всё, что бы ни сделала Маша в лесу – это будет её поведением, значит, мы запишем вторую задачу: вывести правила поведения в лесу. А третья задача будет ещё проще, чтобы Маша узнала о том, что мы сделали ей нужно об этом рассказать, значит, третья задача будет звучать так: «Подготовить сообщение для Маши о правилах безопасного поведения в лесу», записываем. | - Безопасное поведение в лесу. Записывают цель и задачи урока: Цель урока: составить правила безопасного поведения в лесу. Задачи урока:
| логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
4. «Открытие» нового знания Словесный: беседа Наглядный: иллюстрация | 10 мин | - Итак, план работы мы себе составили, осталось только ответить на поставленные вопросы. Скажите, кто-нибудь знает, как можно определить стороны света? Молодцы, много знаете, а теперь Влад Степанов дополнит наши знания дополнительной информацией, пожалуйста, Влад. Влад расскажет нам, как ориентироваться в лесу по местным признакам. (Во время рассказа ученика идёт презентация) Молодец, Влад. Клава Лапина нам расскажет, как ориентироваться по Солнцу. Правильно, Клава. О том, как ориентироваться по компасу нам расскажет Захаров Дима. Ребята, теперь вы знаете, как ориентироваться в лесу. Только ещё одно важное дополнение – отправляясь в лес, вам нужно будет взять с собой карту или план местности. А теперь давайте откроем первую часть учебника на странице 29. Итак, если наша Машенька отправится от школы в северо-западном направлении, то в каком направлении ей нужно будет вернуться? Итак, давайте сформулируем первое важное правило. Когда мы заходим в лес, что мы должны с вами сделать? Правильно, а зачем нам это нужно? Правильно, давайте запишем на нашем ватмане следующее правило: Отправляясь в лес от школы, каждый должен по сторонам горизонта определить направление пути от школы к лесу. Тогда путешественник сможет сориентироваться по сторонам горизонта и при возвращении из леса к школе. А теперь давайте узнаем ещё один способ ориентирования на местности. Миша прислал нам из леса письмо, откройте конверт, разберите данные в нем сообщения и каждый прочитайте шёпотом. Прочитали? Что вы узнали? | - Ученики говорят то, что знают. Муравьи строят муравейники с южной стороны стволов деревьев или высоких пней. Мхи чаще всего вырастают с северной стороны камней, пней, стволов деревьев. На южной стороне дерева, стоящего на опушке веток всегда больше, чем на северной. Смола на деревьях в хвойном лесу больше всего натекает с южной стороны. У берёзы с южной стороны кора чистая, белая, а с северной в трещинах, наростах, пятнах. Зимой снега больше налипает на стволах деревьев и пнях с северной стороны. Утром солнце всегда восходит на востоке. Когда входишь в лес - нужно запомнить, светит ли солнце тебе в лицо. Возвращаться будешь в обратную сторону (спиной к солнцу). В полдень солнце стоит в самой высокой точке горизонта и светит с юга. Если встать лицом к солнцу, то за спиной будет север, слева восток, справа – запад. Нужно положить компас на ровную поверхность. Синий конец стрелки покажет северное направление. Чтобы определить другие стороны горизонта, осторожно поворачиваем компас до тех пор, пока синий конец стрелки не совпадёт с направлением на север. Если встать лицом к северу, то позади будет юг, справа – восток, а слева – запад». И нужно запомнить, с какой стороны ты зайдёшь в лес. Выходить будешь в противоположную сторону. В юго-восточном. Осмотреться и определить, в каком направлении мы пойдём. Чтобы при возвращении мы могли по сторонам света определить, куда нужно идти. Текст письма: Просеки в лесу прокладывают с севера на юг и с запада на восток. На перекрёстках стоят столбы. На них указаны номера лесных участков - кварталов. Например, на одной стороне столба записаны цифры 11и 12, а с другой 35 и 36. Меньшие цифры столба указывает направление на север. Зная это, во время экскурсии можно и без компаса определить стороны горизонта. Если во время экскурсии группа двигалась только на северо-запад, по номерам квартальных столбов легко можно узнать, в каком направлении юго-восток. А это направление приведёт к школе. | выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
Физминутка Давайте немного прервёмся и разомнёмся. Так как у нас на уроке присутствовал и помогал нам Миша, давайте вспомним детское стихотворение, его все должны знать, про Мишку косолапого. Встаём и выполняем движения под слова: Мишка косолапый По лесу идёт, Шишки собирает, Песенки поёт, Шишка отскочила, Прямо Мишке в лоб, Мишка рассердился и ногою топ. | ||||
5. Первичное закрепление Словесный: беседа | 5 мин | Ребята, вам не стоит забывать о том, что в местах, где в Великую Отечественную войну шли бои, всё ещё находят заржавевшие патроны, гранаты и мины. Эти находки могут стать причиной тяжёлых травм, поэтому вам нужно запомнить и записать одно очень важное правило: «Никогда не бери в руки заржавевшие предметы! Тем более не разбирай их, не стучи по ним, не бросай в костёр! В них могут быть взрывчатые вещества!» А теперь скажите мне, с кем мы можем повстречаться в лесу? Правильно, посмотрите внимательно на доску (слайд «Клещи и змеи»). Кого вы там узнали? Да, это так. Сейчас вы обратите внимание на свои стульчики, у кого-то на спинках приклеены картинки с изображением клещей, а у кого-то изображена змея, также у кого-то есть мышь. Сгруппируйтесь, пожалуйста, по группам. В каждую группу Миша прислал письмо. Вам даётся минутка для прочтения письма. А ещё вам нужно будет пересказать содержание другим командам, значит нужно читать очень внимательно, а правило, которое у вас получится записать на наш ватман. Готовы? Время пошло! | - можем, не можем. | выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой Практическое Упражнение | 7 мин | Работа в группах. Ребята, вам не стоит забывать о том, что в местах, где в Великую Отечественную войну шли бои, всё ещё находят заржавевшие патроны, гранаты и мины. Эти находки могут стать причиной тяжёлых травм, поэтому вам нужно запомнить и записать одно очень важное правило: «Никогда не бери в руки заржавевшие предметы! Тем более не разбирай их, не стучи по ним, не бросай в костёр! В них могут быть взрывчатые вещества!» - А теперь скажите мне, с кем мы можем повстречаться в лесу? - Правильно, посмотрите внимательно на доску (слайд «Клещи и змеи»). Кого вы там узнали? Да, это так. Сейчас вы обратите внимание на свои стульчики, у кого-то на спинках приклеены картинки с изображением клещей, а у кого-то изображена змея, также у кого-то есть мышь.
Сгруппируйтесь, пожалуйста, по группам. В каждую группу Миша прислал письмо. Вам даётся минутка для прочтения письма. А ещё вам нужно будет пересказать содержание другим командам, значит нужно читать очень внимательно, а правило, которое у вас получится записать на наш ватман. Готовы? Время пошло! Вот мы ещё узнали с вами новую информацию, не забудем добавить её к нам на ватман. Ребята, сейчас у нас у всех есть сотовые телефоны, как вы думаете, куда можно позвонить, если с вами что-нибудь случится? Молодцы, ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали. Но все ли поставленные задачи мы выполнили? |
- С жителями леса. - Клещи, змеи, кабан, лось, мыши. Конверт 1. В лесу следует остерегаться гадюк. Это ядовитые змеи. Укус гадюки редко бывает смертельным, но очень болезнен. Место укуса отекает, у человека появляется тошнота, повышается температура. При укусе гадюки необходимо как можно быстрее обратиться за медицинской помощью. Но лучше избегать этой опасности, соблюдая простое правило: В лес необходимо надевать одежду из плотной ткани, а также сапоги или высокие ботинки. Увидев змею или услышав её шипение, надо тихо отойти в сторону и немедленно сообщить взрослому. Конверт 2. Весной и в начале лета появляются клещи. Многие из них являются переносчиками очень тяжёлого заболевания – клещевого энцефалита. У многих детей, перенёсших эту болезнь, остаются неподвижными руки и ноги. Если в крае существует такая угроза, то следует сделать специальную прививку. Но и там, где этой опасности нет, следует соблюдать простые меры предосторожности и помнить следующее правило: «регулярный осмотр себя и своей одежды позволяет избежать укусов клещей. После прогулки в лес следует раздеться, внимательно осмотреть складки одежды и тело». Конверт 3. В лесу необходимо остерегаться таких крупных зверей, как лось, кабан. Не надо навязывать им своё знакомство, особенно если они с детёнышами. Даже маленькие обитатели леса, мышевидные грызуны, могут быть опасными для человека. Некоторые из них являются переносчиками инфекционных заболеваний. Поэтому не следует брать в руки живых или мёртвых зверьков. В службу спасения МЧС по номеру 010. Нет. Нам ещё осталось подготовить сообщение для Маши о безопасном поведении в лесу и оформить наш плакат. | осуществлять итоговый контроль; |
7. Включение в систему знаний Словесный беседа | 5 мин | Давайте сейчас разобьёмся на две группы. Первая группа займётся оформлением плаката, вторая – подведёт итог урока, подготовив сообщения о безопасном поведении в лесу. В итоге вы должны будете защитить тот проект, который мы с вами сделали – используя наш плакат рассказать подготовленное сообщение. Во время защиты должен участвовать весь класс. Дома вам нужно будет повторить все правила безопасного поведения в лесу, для этого я вам раздам памятки. А в рабочей тетради выполните №36, 37 на страницах 27 – 28. |
-Оформляют плакат, готовят сообщение о безопасном поведении в лесу. Делают выводы по пройденной теме. Записывают д.з | осуществлять итоговый контроль. |
8. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный Беседа | 3 мин | Миша и я очень довольны вашему успеху. Теперь Миша будет спокоен, что, отправляясь в лес, Маша не заблудится, и будет вести себя правильно, ведь вы рассказали ей о правилах «Безопасного поведения в лесу». Теперь вы видите перед собой такую запись: Запомнил, узнал Я повторил научился затрудняюсь вам нужно будет составить предложения с данными словосочетаниями, оценив свою работу на уроке. Оцените себя по лестнице успеха. Спасибо за урок. | Высказывают свою точку зрения. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников и оценивают своё и чужое высказывание по поводу темы занятия. | рефлексия способов и условий действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"
Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....
Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс
Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"
Конспект открытого урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века" 2 класс. Тема урока "Насекомые леса"....
Конспект урока окружающего мира «Невидимые нити в зимнем лесу» ( "УМК Перспектива", 2 класс")
Цели деятельности учителя: формирование знаний о связях в природе, создание условий для выявлений связей в зимнем лесу на конкретных примерах, развитие умений составления схем связей между елью и...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Безопасное поведение в лесу». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: расширение и углубление знаний детей о правилах поведения в лесу.Планируемые результатыПредметные: знать правила поведения в лесу; многообразие лесных обитателей; уметь форм...
Конспект урока окружающего мира «Безопасное поведение в лесу» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование знаний о безопасном поведении в лесу. Планируемые результаты:Предметные:Уметь использовать полученные знания при выполнении практических заданийЗнать прави...