Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Безопасное поведение в лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Дьячкова Екатерина Сергеевна

Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Безопасное поведение в лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Безопасное поведение в лесу43.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.04.2021

Школа: №122 

Класс: 3 «А»

Кабинет: 212

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Безопасное поведение в лесу»

Цель деятельности учителя; 

  1. Формирование знаний учащихся о правилах поведения в лесу;
  2. Составление проекта на тему «Безопасное поведение в лесу»;

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомиться с правилами ориентирования на местности;

- расширить кругозор и знания о правилах поведения в лесу;

- подготовить сообщение о безопасном поведении в лесу;

Личностные:

- аргументировано отстаивать свою точку зрения.

- развивать самостоятельность в информационной деятельности

- делиться со сверстниками и взрослыми впечатлениями о новых знаниях.

- способность самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок «открытие нового знания»

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс  Федотова, Трафимова ,2 часть, презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Словесный

1 мин

- Здравствуйте. Меня зовут Екатерина Сергеевна. И сегодня я у вас проведу урок  Окружающего мира. (1 слайд)

- Улыбнитесь соседу по парте.. Пожелайте хорошей работы.  Присаживайтесь.

- Ребята, какие правила поведения на уроке вы знаете ?

- Отлично. Правил очень много, но давайте мы выделим с вами три самых главных правила, которые будем соблюдать на протяжении всего урока:

  • Слышать и слушать учителя;
  • Не перебивать говорящего;
  • Отвечать только по поднятой руке.

Звучит музыка «Журчание воды».

- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок

-  Приветствуют учителя.

Называют известные им правила поведения на уроке.

Воспринимают информацию.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актулизация знаний и мотивация

Словесный

беседа

3 мин

Ребята, вчера на уроке мы с вами начали изучать новую главу, называется она «Человек и природные сообщества» и тема нашего урока называлась «Значение лесов». Давайте мы с вами немного вспомним, о чем же шла речь.

Сейчас я вам раздам листочки, на которых вам нужно будет дать ответ на вопрос: «Какое значение для человека имеют леса?». На данную работу вам даётся 2 минутки.

Молодцы, все справились. А теперь скажите мне, как вы думаете, почему в народе говорят: «Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади»?

Вот мы с вами и вспомнили, о чем шла речь на вчерашнем уроке, молодцы, я вижу, что все дома готовились.

Сегодня у нас с вами будет не простой урок. К нам на урок пришли сказочные гости – всем вам знакомая Маша и Медведь (на доске появляются картинки с персонажами). Мы все с вами знаем, что Маша озорница и ей никогда на месте не сидится, а так, как она очень часто ходит в гости к Мише, то ей просто необходимо знать правила безопасного поведения в лесу. Миша очень переживает за Машеньку, ведь он не всегда может находиться с ней рядом, а в лесу с ней может приключиться всё что угодно. Вам дано важное задание, составить правила безопасного поведения  в лесу и научить им Машеньку, да и самим не забывать пользоваться!

- Формулируют ответ на вопрос, записывая его на листочке.

Ответы детей:

Беречь и не рубить лес нужно, потому, что лес – это целое сообщество. Если вырубить леса, то уйдут или погибнут звери, птицы, которые живут не только в лесу, но и на лугу, потому, что всё в природе взаимосвязано. Без лесов могут мелеть или пересыхать реки, заболачиваются луга, меняется климат, так как лес укрывает от ветра. Начинают дуть ветры-суховеи, наступает засуха. Поэтому, если нет леса, нужно его посадить.

 выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3.Постановка учебной задачи

Словесный

Беседа

Наглядный: иллюстрация

5 мин

Сформулируйте тему урока.

- Итак, какая перед нами стоит цель? Давайте сформулируем её и запишем вот на этом ватмане.

Хорошо, цель поставлена, теперь нам нужно определить задачи, благодаря которым мы подойдём к своей цели.

Давайте представим, Маша отправилась в лес (на проекторе появляется слайд – Машенька в лесу). Какие опасности её могут ожидать, что может случиться, если человек не знает лес?

Правильно, в лесу можно заблудиться, а чтобы этого не случилось нужно знать правила ориентирования на местности. Значит, запишем под целью первую задачу – знать правила ориентирования на местности.

Давайте составлять план дальше, а дальше будет проще – всё, что бы ни сделала Маша в лесу – это будет её поведением, значит, мы запишем вторую задачу: вывести правила поведения в лесу. А третья задача будет ещё проще, чтобы Маша узнала о том, что мы сделали ей нужно об этом рассказать, значит, третья задача будет звучать так: «Подготовить сообщение для Маши о правилах безопасного поведения в лесу», записываем.

- Безопасное поведение в лесу.

Записывают цель и задачи урока:

Цель урока: составить правила безопасного поведения в лесу.

Задачи урока:

  1. Составить правила ориентирования на местности.
  2. Вывести правила поведения в лесу.
  3. Подготовить сообщение о безопасном поведении в лесу.

логический анализ объектов с целью выделения признаков.

4. «Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Наглядный:

иллюстрация

10 мин

- Итак, план работы мы себе составили, осталось только ответить на поставленные вопросы.

Скажите, кто-нибудь знает, как можно определить стороны света?

Молодцы, много знаете, а теперь Влад Степанов дополнит наши знания дополнительной информацией, пожалуйста, Влад. Влад расскажет нам, как ориентироваться в лесу по местным признакам.   (Во время рассказа ученика идёт презентация)

Молодец, Влад. Клава Лапина нам расскажет, как ориентироваться по Солнцу.

Правильно, Клава. О том, как ориентироваться по компасу нам расскажет Захаров Дима.

Ребята, теперь вы знаете, как ориентироваться в лесу. Только ещё одно важное дополнение – отправляясь в лес, вам нужно будет взять с собой карту или план местности.

А теперь давайте откроем первую часть учебника на странице 29. Итак, если наша Машенька отправится от школы в северо-западном направлении, то в каком направлении ей нужно будет вернуться?

Итак, давайте сформулируем первое важное правило. Когда мы заходим в лес, что мы должны с вами сделать?

Правильно, а зачем нам это нужно?

Правильно, давайте запишем на нашем ватмане следующее правило: Отправляясь в лес от школы, каждый должен по сторонам горизонта определить направление пути от школы к лесу. Тогда путешественник сможет сориентироваться по сторонам горизонта и при возвращении из леса к школе.

А теперь давайте узнаем ещё один способ ориентирования на местности. Миша прислал нам из леса письмо, откройте конверт, разберите данные в нем сообщения и каждый прочитайте шёпотом.

Прочитали? Что вы узнали?

- Ученики говорят то, что знают.

Муравьи строят муравейники с южной стороны стволов деревьев или высоких пней.

Мхи чаще всего вырастают с северной стороны камней, пней, стволов деревьев.

На южной стороне дерева, стоящего на опушке веток всегда больше, чем на северной.

Смола на деревьях в хвойном лесу больше всего натекает с южной стороны. У берёзы с южной стороны кора чистая, белая, а с северной в трещинах, наростах, пятнах.

Зимой снега больше налипает на стволах деревьев и пнях с северной стороны.

Утром солнце всегда восходит на востоке.

Когда входишь в лес - нужно запомнить, светит ли солнце тебе в лицо. Возвращаться будешь в обратную сторону (спиной к солнцу). В полдень солнце стоит в самой высокой точке горизонта и светит с юга. Если встать лицом к солнцу, то за спиной будет север, слева восток, справа – запад.

Нужно положить компас на ровную поверхность. Синий конец стрелки покажет северное направление. Чтобы определить другие стороны горизонта, осторожно поворачиваем компас до тех пор, пока синий конец стрелки не совпадёт с направлением на север. Если встать лицом к северу, то позади будет юг, справа – восток, а слева – запад». И нужно запомнить, с какой стороны ты зайдёшь в лес. Выходить будешь в противоположную сторону.

В юго-восточном.

Осмотреться и определить, в каком направлении мы пойдём.

Чтобы при возвращении мы могли по сторонам света определить, куда нужно идти.

Текст письма: Просеки в лесу прокладывают с севера на юг и с запада на восток. На перекрёстках стоят столбы. На них указаны номера лесных участков - кварталов. Например, на одной стороне столба записаны цифры 11и 12, а с другой 35 и 36. Меньшие цифры столба указывает направление на север. Зная это, во время экскурсии можно и без компаса определить стороны горизонта. Если  во время экскурсии группа двигалась только на северо-запад, по номерам квартальных столбов легко можно узнать, в каком направлении юго-восток. А это направление приведёт к школе.

 выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

 логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Физминутка

Давайте немного прервёмся и разомнёмся. Так как у нас на уроке присутствовал и помогал нам Миша, давайте вспомним детское стихотворение, его все должны знать, про Мишку косолапого. Встаём и выполняем движения под слова:

Мишка косолапый

По лесу идёт,

Шишки собирает,

Песенки поёт,

Шишка отскочила,

Прямо Мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

5. Первичное закрепление

Словесный: беседа

5 мин

Ребята, вам не стоит забывать о том, что в местах, где в Великую Отечественную войну шли бои, всё ещё находят заржавевшие патроны, гранаты и мины. Эти находки могут стать причиной тяжёлых травм, поэтому вам нужно запомнить и записать одно очень важное правило: «Никогда не бери в руки заржавевшие предметы! Тем более не разбирай их, не стучи по ним, не бросай в костёр! В них могут быть взрывчатые вещества!»

А теперь скажите мне, с кем мы можем повстречаться в лесу?

Правильно, посмотрите внимательно на доску (слайд «Клещи и змеи»). Кого вы там узнали?

Да, это так. Сейчас вы обратите внимание на свои стульчики, у кого-то на спинках приклеены картинки с изображением клещей, а у кого-то изображена змея, также у кого-то есть мышь. Сгруппируйтесь, пожалуйста, по группам. В каждую группу Миша прислал письмо. Вам даётся минутка для прочтения письма. А ещё вам нужно будет пересказать содержание другим командам, значит нужно читать очень внимательно, а правило, которое у вас получится записать на наш ватман. Готовы? Время пошло!

- можем, не можем.

 выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 логический анализ объектов с целью выделения признаков.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практическое

Упражнение

7 мин

Работа в группах.

Ребята, вам не стоит забывать о том, что в местах, где в Великую Отечественную войну шли бои, всё ещё находят заржавевшие патроны, гранаты и мины. Эти находки могут стать причиной тяжёлых травм, поэтому вам нужно запомнить и записать одно очень важное правило: «Никогда не бери в руки заржавевшие предметы! Тем более не разбирай их, не стучи по ним, не бросай в костёр! В них могут быть взрывчатые вещества!»

- А теперь скажите мне, с кем мы можем повстречаться в лесу?

- Правильно, посмотрите внимательно на доску (слайд «Клещи и змеи»). Кого вы там узнали?

Да, это так. Сейчас вы обратите внимание на свои стульчики, у кого-то на спинках приклеены картинки с изображением клещей, а у кого-то изображена змея, также у кого-то есть мышь.

 

Сгруппируйтесь, пожалуйста, по группам. В каждую группу Миша прислал письмо. Вам даётся минутка для прочтения письма. А ещё вам нужно будет пересказать содержание другим командам, значит нужно читать очень внимательно, а правило, которое у вас получится записать на наш ватман. Готовы? Время пошло!

Вот мы ещё узнали с вами новую информацию, не забудем добавить её к нам на ватман.

Ребята, сейчас у нас у всех есть сотовые телефоны, как вы думаете, куда можно позвонить, если с вами что-нибудь случится?

Молодцы, ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали. Но все ли поставленные задачи мы выполнили?


Слушают, воспринимают информацию.

- С жителями леса.

- Клещи, змеи, кабан, лось, мыши.

Конверт 1. В лесу следует остерегаться гадюк. Это ядовитые змеи. Укус гадюки редко бывает смертельным, но очень болезнен. Место укуса отекает, у человека появляется тошнота, повышается температура. При укусе гадюки необходимо как можно быстрее обратиться за медицинской помощью. Но лучше избегать этой опасности, соблюдая простое правило: В лес необходимо надевать одежду из плотной ткани, а также сапоги или высокие ботинки. Увидев змею или услышав её шипение, надо тихо отойти в сторону и немедленно сообщить взрослому.

Конверт 2. Весной и в начале лета появляются клещи. Многие из них являются переносчиками очень тяжёлого заболевания – клещевого энцефалита. У многих детей, перенёсших эту болезнь, остаются неподвижными руки и ноги. Если в крае существует такая угроза, то следует сделать специальную прививку. Но и там, где этой опасности нет, следует соблюдать простые меры предосторожности и помнить следующее правило: «регулярный осмотр себя и своей одежды позволяет избежать укусов клещей. После прогулки в лес следует раздеться, внимательно осмотреть складки одежды и тело».

Конверт 3. В лесу необходимо остерегаться таких крупных зверей, как лось, кабан. Не надо навязывать им своё знакомство, особенно если они с детёнышами. Даже маленькие обитатели леса, мышевидные грызуны, могут быть опасными для человека. Некоторые из них являются переносчиками инфекционных заболеваний. Поэтому не следует брать в руки живых или мёртвых зверьков.

В службу спасения МЧС по номеру 010.

Нет. Нам ещё осталось подготовить сообщение для Маши о безопасном поведении в лесу и оформить наш плакат.

 осуществлять итоговый контроль;

7. Включение в систему знаний

Словесный

беседа

5 мин

Давайте сейчас разобьёмся на две группы.

Первая группа займётся оформлением плаката, вторая – подведёт итог урока, подготовив сообщения о безопасном поведении в лесу.

В итоге вы должны будете защитить тот проект, который мы с вами сделали – используя наш плакат рассказать подготовленное сообщение.

Во время защиты должен участвовать весь класс.

Дома вам нужно будет повторить все правила безопасного поведения в лесу, для этого я вам раздам памятки. А в рабочей тетради выполните №36, 37 на страницах 27 – 28.

 

-Оформляют плакат, готовят сообщение о безопасном поведении в лесу. Делают выводы по пройденной теме.

Записывают д.з

 осуществлять итоговый контроль.

8. Рефлексия деятельности (по продукту)

 Словесный

Беседа

3 мин

Миша и я очень довольны вашему успеху. Теперь Миша будет спокоен, что, отправляясь в лес, Маша не заблудится, и будет вести себя правильно, ведь вы рассказали ей о правилах «Безопасного поведения в лесу».

Теперь вы видите перед собой такую запись:

Запомнил, узнал        

    Я  повторил научился   затрудняюсь

вам нужно будет составить предложения с данными словосочетаниями, оценив свою работу на уроке.

Оцените себя по лестнице успеха.

Спасибо за урок.

Высказывают свою точку зрения.  Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников и оценивают своё и чужое  высказывание по поводу темы занятия.

 рефлексия способов и условий действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"

Конспект открытого урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века" 2 класс. Тема урока "Насекомые леса"....

Конспект урока окружающего мира «Невидимые нити в зимнем лесу» ( "УМК Перспектива", 2 класс")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о связях в природе, создание условий для выявлений связей в зимнем лесу на конкретных примерах, развитие умений составления схем связей между елью и...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Безопасное поведение в лесу». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: расширение и углубление знаний детей о правилах поведения в лесу.Планируемые результатыПредметные: знать правила поведения в лесу; многообразие лесных обитателей; уметь форм...

Конспект урока окружающего мира «Безопасное поведение в лесу» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование знаний о безопасном поведении в лесу.  Планируемые результаты:Предметные:Уметь использовать полученные знания при выполнении практических заданийЗнать прави...