Лэпбук «ВПР по окружающему миру»
учебно-методическое пособие по окружающему миру (4 класс)

Поршакова Мария Сергеевна

Материалы  лэпбука «ВПР по окружающему миру» для подготовки обучающихся 4-го класса. Лэпбук (самодельная тематическая папка или книжка по определенной теме). Особое внимание следует уделить на задание 10. Поскольку именно в нём присутствуют материалы по нашей Республике Мордовия. Шаблоны можно редактировать под своё усмотрение.

Материалы 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 1. Задание 2. Задание 3.

Слайд 2

Задание 4. Задание 5. Задание 6.

Слайд 3

Задание 7. Задание 8. Задание 9.

Слайд 4

Задание 10. Знаки Профессии Праздники Растения и животные Мордовии Народы Республики Мордовия Памятники культуры


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассмотри изображения новогодних украшений. Стрелкой с надписью «ткань» отмечен мешок для подарков, который может быть сделан из этого материала. Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из стекла и любой предмет (любую деталь) из пластика. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой. Ткань Древесина Рассмотри изображение канцелярских принадлежностей. Стрелкой с надписью «древесина» отмечена рукоятка кисти, которая может быть изготовлена из этого материала. Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из металла и любой предмет (любую деталь) из пластика. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.

Слайд 2

Рассмотри изображение садовых инструментов. Стрелкой с надписью «резина» отмечены сапоги, которые могут быть изготовлены из этого материала. Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из древесины и любой предмет (любую деталь) из металла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой. Рассмотри изображение садовых инструментов. Стрелкой с надписью «бумага» отмечены рулоны обоев, которые могут быть изготовлены из этого материала. Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из пластика и любой предмет (любую деталь) из металла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой. Резина Бумага

Слайд 3

Облачность и атмосферные осадки. Условные знаки Ясно Пасмурно (облачно) Дождь Снег Облачно с осадками Направлением ветра. С Северный ветер Ю В З Южный ветер Восточный ветер Западный ветер СЗ СВ ЮВ ЮЗ Северо-западный ветер Северо-восточный ветер Юго-западный ветер Юго-восточный ветер Условные знаки Направлением ветра. Условные знаки На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток. Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток. 1) В четверг температура воздуха днём будет самой низкой за сутки. 2) В среду вечером будет дуть северо-восточный ветер. 3) Влажность воздуха во вторник не опустится ниже 63% 4) В четверг утром будет ясная солнечная погода. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток. Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток. 1) В воскресенье днём ожидается снег. 2) Наиболее холодным из трёх суток будет понедельник. 3) В понедельник ожидается восточный ветер. 4) На протяжении трёх суток влажность воздуха будет постепенно снижаться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 17

Саранск Темников Рузаевка Краснослободск Ковылкино Инсар Ардатов

Слайд 18

Площадь тысячелетия. В центре площади — огромный фонтан диаметром 60 метров, оформленный в виде мордовской звезды, символа солнца. Площадь тысячелетия Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова Музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи Республиканский краеведческий музей им. И.Д. Воронина Церковь, имеющая статус главного храма Мордовии, построена в 2006 году. Собор носит имя адмирала Феодора Ушакова, который выиграл 43 морских сражения и не потерял ни одного судна. Флотоводец был праведным человеком и окончил свои дни в Санаксарском монастыре в Мордовии. Степан Эрьзи я — известный скульптор родом из Мордовии. Свою карьеру начинал с росписи храмов, как скульптор прославился еще в царской России, большую известность получил в Европе, а затем, после эмиграции, и в Аргентине. Работы Эрьзи в основном из дерева и мрамора. В музее хранятся предметы быта и документы, рассказывающие историю края. В фондах музея насчитывается более 200 тысяч памятников истории, есть палеонтологическая, зоологическая и ботаническая экспозиции.

Слайд 19

Парк находится на месте бывшего городского сада. Имя А.С. Пушкина сад получил в честь 100-летия со дня рождения поэта, в 1899 г. В 1935 г. он был расширен, получил другой статус, но имя осталось прежним. Парк им. А.С. Пушкина Мордовия Арена Иоанно -Богословская церковь Свято-Никольская церковь Стадион спроектирован специально к чемпионату мира по футболу 2018. Здесь прошли четыре матча ЧМ 2018. В основу внешнего вида стадиона легло солнце — главный символ древних мифов и легенд мордовского народа. Прямоугольник сооружения плавно закруглён и напоминает замкнутую кольцом трубу. Иоанно -Богословская церковь является архитектурным памятником федерального значения. Это старейший храм, сохранившийся на территории города. Предположительно, деревянная церковь была построена раньше, чем основана крепость, приблизительно в 1600 г. Свято-Никольская церковь одна из сохранившихся во времена СССР. Она была построена в 1906 г. Храм возведён из красного кирпича с трёхъярусной колокольней. До революции он назывался Петропавловским.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 1. Задание 2.

Слайд 2

Рассмотри изображение садовых инструментов. Стрелкой с надписью «резина» отмечены сапоги, которые могут быть изготовлены из этого материала. Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из древесины и любой предмет (любую деталь) из металла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой. Резина

Слайд 3

Облачность и атмосферные осадки. Условные знаки Ясно Пасмурно (облачно) Дождь Снег Облачно с осадками Направлением ветра. Условные знаки С Северный ветер Ю В З Южный ветер Восточный ветер Западный ветер Направлением ветра. Условные знаки СЗ СВ ЮВ ЮЗ Северо-западный ветер Северо-восточный ветер Юго-западный ветер Юго- восточныйветер

Слайд 4

Выбери все верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток. 1) В четверг и пятницу ожидается малооблачная погода без осадков. 2) В субботу ожидается повышение температуры. 3) Днём в четверг будет дуть юго-восточный ветер. 4) В течение всех трёх суток влажность воздуха не превысит 87%. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток.

Слайд 5

Животный и растительный мир зоны арктических пустынь Белый медведь Тюлень Крачка Чайка Гагарка

Слайд 6

Животный и растительный мир зоны тундры Ягель или олений мох Морошка Голубика Брусника Кайра Полярная ива Животный и растительный мир зоны арктических пустынь Лишайник Полярный мак Сайка Карликовая берёза

Слайд 7

Животный и растительный мир зоны тундры Кречет Дикий северный олень Кулик Песец Серый журавль Лебеди Серый гусь Лемминг Белая куропатка Полярная сова Животный и растительный мир зоны тундры Данные птицы прилетают на лето в зону тундры.

Слайд 8

Животный и растительный мир зоны тайги Белка Благородный олень Пихта Лось Ель Сосна Лиственница Соболь Сокол-дербник Летяга Животный и растительный мир зоны тайги Кедровая сосна Кедровка

Слайд 9

Животный и растительный мир зоны смешенных и широколиственных лесов Липа Лиса Полёвка Ёж Бурый медведь Бурундук Рысь Бобр Дуб Клён Животный и растительный мир зоны тайги Рябчик Глухарь

Слайд 10

Животный и растительный мир зоны степей Ковыль Ясень Зубр Степной жаворонок Кузнечик Кобылка Куница Вяз Тюльпан Ирисы Волк Косуля Животный и растительный мир зоны смешенных и широколиственных лесов

Слайд 11

Животный и растительный мир зоны степей Журавль-красавка Степной хорёк Шмель Степной орёл Хомяк Суслики Степная гадюка Ящерицы Серая куропатка Дрофа Животный и растительный мир зоны степей

Слайд 12

Животный и растительный мир зоны пустыни Верблюд Верблюжья колючка Тушканчик Ящурка быстрая Скарабей Песчаный удавчик Джузгун Колосняк Корсак Сайгак Песчанки Ушастый ёж Животный и растительный мир зоны пустыни

Слайд 13

Животный и растительный мир зоны субтропических лесов Морской конёк Инжир Краб Цикада Богомол Жужелица Кипарис Каштан Дельфин Медуза Абрикос Магнолия Животный и растительный мир зоны субтропических лесов

Слайд 14

А Б Рассмотри карту России. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны. 3.1. Запиши название каждой природной зоны. Природная зона А_ ________________________________________________________. Природная зона Б __________________________________________________________. 3.3. Какие из животные обитают и растения (см. задание 3.2.) произрастают в естественной среде (не в зоопарке и не в ботаническом саду) на территории природной зоны А, а какие – природной зоны Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных и растений . Природная зона А_ ________________________________________________________. Природная зона Б __________________________________________________________.

Слайд 15

3.2. Ниже представлены изображения дрофы, глухаря, ириса, ели. Запиши название каждого животного и растения рядом с номером, соответствующим изображением. 1) 2) 3) 4) ______________________ 2)_____________________ 3) _______________________ 4) _____________________ ______________________ 2)_____________________ 3) _______________________ 4) _____________________ 1) 2) 3) 4)

Слайд 16

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка. 3.1. Запиши название каждого материка.. Материк А_ ________________________________________________________. Материк Б __________________________________________________________. 3.3. Какие из животные обитают и растения (см. задание 3.2.) произрастают в естественной среде (не в зоопарке и не в ботаническом саду) на материке А, а какие – на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных и растений . Материк А_ ________________________________________________________. Материк Б __________________________________________________________. А Б

Слайд 17

Голова Ухо Щека Шея Ключица Плечо Предплечье Запястье Ладонь Подмышка Локоть Кисть Бедро Колено Голень Икра Стопа Лодыжка Пятка

Слайд 18

Череп Лопатка Рёбра Плечо Ключица Грудная клетка Предплечье Позвоночник Таз Кисть Бедро Голень Стопа

Слайд 19

Сердце Кровеносные сосуды

Слайд 20

Глотка Пищевод Желудок Печень Толстая кишка Тонкая кишка

Слайд 21

Головной мозг Спинной мозг Нервы

Слайд 22

Трахея Бронхи Легкие

Слайд 23

Составь два правила: подбери к началу каждой фразы из левого столбца продолжение из правого столбца. Начало фразы А) Выполнять режим дня Б) Начинать закаливание Продолжение фразы Нужно постепенно 2) нужно по рабочим дням 3) Нужно регулярно Напиши какая цифра соответствует каждой фразе - букве. фраза А ___________ фраза Б____________ Составь два правила: подбери к началу каждой фразы из левого столбца продолжение из правого столбца. Начало фразы А) Если тебя укусила оса, Б) Если на улице к тебе подбежала незнакомая собака, Продолжение фразы не следует её гладить. 2) нужно промыть это место раствором лимонной кислоты или соды, или водой с мылом. 3) нужно принять прохладный душ. Напиши какая цифра соответствует каждой фразе - букве. фраза А ___________ фраза Б____________

Слайд 24

Ученики проводили опыты по изучению свойств воды. Ребята взяли две колбы с мерными делениями и налили в обе холодную воду из-под крана. В первую колбу налили воды в два раза меньше, чем во вторую. Обе колбы учитель поставил нагревать на одинаковых спиртовках. Ребята заметили, что в первой колбе вода испарилась быстрее, чем во второй. 1. Сравни условия опыта. Подчеркни слово, которое верно отражает эти условия. 2. На основании опыта сделай вывод, как влияет объём воды на время, за которое эта вода полностью испаряется при нагревании. Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Если бы ученики захотели выяснить, как влияет температура воды на время испарения, с помощью какого опыта они могли бы это сделать? Опиши в своей тетради этот опыт. Исходная температура воды в каждой колбе: Температура нагрева воды: Объём воды в колбах: Одинаковая/ различная Одинаковая/ различная Одинаковый/ различный

Слайд 25

При засушивании фруктов влага из них испаряется и фрукты теряют вес. Матвей решил провести опыт с засушиванием яблок. Он взял несколько одинаковых яблок и разделил их на две одинаковые по весу части. Одну часть яблок Матвей нарезал тонкими кусочками и положил на первый поднос, а другую часть яблок он нарезал толстыми кусочками и положил на второй поднос. Подносы он поставил в комнате рядом друг с другом. Кусочки яблок на обоих подносах Матвей регулярно переворачивал. Через некоторое время он обнаружил, что общий вес кусочков яблок на первом подносе стал меньше, чем на втором. 2. По результатам опыта сделай вывод о том, как зависит скорость засушивания яблок от толщины кусочков, на которые они порезаны. Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________ 3. Если бы Матвей захотел выяснить, влияет ли сорт яблок на скорость их засушивания, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши в своей тетради этот опыт. Исходный вес яблок на первом и втором подносах: Толщина кусочков яблок на первом и втором подносах: Температура окружающего воздуха для первого и второго подносов: Одинаковый/различный Одинаковая/ различная Одинаковая/ различная 1. Сравни условия опыта. Подчеркни слово, которое верно отражает эти условия.

Слайд 26

Здесь запрещается кататься на роликовых коньках. Здесь место для катания на велосипеде. Здесь расположен выход. Здесь находится площадка для отдыха водителей.

Слайд 27

Запрещается вырубать деревья. Автомобилям запрещается двигаться со скоростью более 60 км/час. Эту вещь можно стирать только руками в тёплой воде. Запрещается ловить бабочек.

Слайд 28

На рисунках изображены знаки. Рассмотри их и ответь на вопросы. Какой из этих знаков можно встретить в библиотеке? Ответ: _________________ Какое правило отражает этот знак? Запиши в свою тетрадь. 2. Какие правила отражают остальные знаки? Запиши ответ. Знак____________________ Правило_________________________________________________________________ Знак____________________ Правило_________________________________________________________________ А Б В На рисунках изображены знаки. Рассмотри их и ответь на вопросы. А Б В Какой из этих знаков можно встретить в лесу или парке? Ответ: _________________ Какое правило отражает этот знак? Запиши в свою тетрадь. 2. Какие правила отражают остальные знаки? Запиши ответ. Знак____________________ Правило_________________________________________________________________ Знак____________________ Правило_________________________________________________________________

Слайд 29

Профессия – комбайнёр . Не будь такой профессии как комбайнёр, в следующем же году, когда в стране закончатся запасы муки, с наших столов исчезнет такой незаменимый для человека продукт, как хлеб. Профессия – повар. Профессия повара очень важна для общества. Она обеспечивает людей питанием в различных учреждениях, таких как рестораны, кафе, больницы, школы и т.д. Профессия – фотограф. Без фотографии невозможно получение документов (паспорта, водительского удостоверения), именно фотография помогает идентифицировать человека. Профессия – пожарный. Работники этой сферы спасают людей, гасят пламя, направляют действия на сохранение объектов, представляющих материальную ценность.

Слайд 30

Рассмотри фотографии людей разных профессий за работой. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, под которой она приведена. Представитель какой профессии изображён на выбранной фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу? Запиши по порядку ответы на вопросы в свою тетрадь. 1) 2) 3) Рассмотри изображения предметов, с которыми работают представители одной из профессий. Представители какой профессии используют в своей работе эти предметы? Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем эта работа полезна обществу? Запиши по порядку ответы на вопросы в свою тетрадь.

Слайд 31

Рассмотри изображения предметов, с которыми работают представители одной из профессий. Представители какой профессии используют в своей работе эти предметы? Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем эта работа полезна обществу? Запиши по порядку ответы на вопросы в свою тетрадь. На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители определённых профессий. Выбери одну из фотографий и запиши букву, под которой она приведена. Представители какой профессии работают с изображённым(-и) на выбранной фотографии предметом(-ами)? Если ты знаешь много профессий, представители которых работают с выбранным(-и) тобой предметом(-ами), назови любую из них. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу? Запиши по порядку ответы на вопросы в свою тетрадь. 1) 2) 3)

Слайд 32

Растения и животные Мордовии Профессии Праздники Знаки Народы Республики Мордовия Памятники культуры

Слайд 33

Именно в этот день было принято чествовать защитников нашей Родины, а также поздравлять молодое поколение мужчин, которые в будущем должны были вступить в ряды вооруженных сил. Международный день детской книги был учрежден для того, чтобы привлечь внимание к проблеме важности чтения детям и детьми. Главная его цель - вовлечь ребят в прекрасный мир литературы, показать все его разнообразие и привить вкус к чтению книг . Является важным праздником для каждого, кто заботится о своём благополучии, здоровом теле и крепком духе, а также стремится к защите окружающей среды, что непосредственно влияет на укрепление общественного здоровья. Важен прежде всего потому, что он призван напомнить славянским народам об их общих культурных, языковых, а значит, и мировоззренческих истоках, поскольку именно в языке мы отражаем наш мир и именно язык во многом формирует наше представление о нём. День защитника Отечества. День детской книги – 2 апреля. День здоровья – 7 апреля. День славянской письменности и культуры – 24 мая.

Слайд 34

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно во многих странах мира, в том числе и в России. В этот день в 1948 году вступил в силу Устав Всемирной организации здравоохранения. В 2023 году этот день приходится на первую пятницу апреля. Обведи этот день в календаре. Запиши, какого числа ежегодно отмечается День Героев Отечества. Ответ _____________________________________________________________________________________________________________ Подумай и запиши, какое значение имеет здоровье для каждого человека. Объём ответа до 5 предложений. Ответ _______________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 35

Саранск Темников Рузаевка Краснослободск Ковылкино Инсар Ардатов

Слайд 36

Площадь тысячелетия. В центре площади — огромный фонтан диаметром 60 метров, оформленный в виде мордовской звезды, символа солнца. Площадь тысячелетия Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова Музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи Республиканский краеведческий музей им. И.Д. Воронина Церковь, имеющая статус главного храма Мордовии, построена в 2006 году. Собор носит имя адмирала Феодора Ушакова, который выиграл 43 морских сражения и не потерял ни одного судна. Флотоводец был праведным человеком и окончил свои дни в Санаксарском монастыре в Мордовии. Степан Эрьзи я — известный скульптор родом из Мордовии. Свою карьеру начинал с росписи храмов, как скульптор прославился еще в царской России, большую известность получил в Европе, а затем, после эмиграции, и в Аргентине. Работы Эрьзи в основном из дерева и мрамора. В музее хранятся предметы быта и документы, рассказывающие историю края. В фондах музея насчитывается более 200 тысяч памятников истории, есть палеонтологическая, зоологическая и ботаническая экспозиции.

Слайд 37

Парк находится на месте бывшего городского сада. Имя А.С. Пушкина сад получил в честь 100-летия со дня рождения поэта, в 1899 г. В 1935 г. он был расширен, получил другой статус, но имя осталось прежним. Парк им. А.С. Пушкина Мордовия Арена Иоанно -Богословская церковь Свято-Никольская церковь Стадион спроектирован специально к чемпионату мира по футболу 2018. Здесь прошли четыре матча ЧМ 2018. В основу внешнего вида стадиона легло солнце — главный символ древних мифов и легенд мордовского народа. Прямоугольник сооружения плавно закруглён и напоминает замкнутую кольцом трубу. Иоанно -Богословская церковь является архитектурным памятником федерального значения. Это старейший храм, сохранившийся на территории города. Предположительно, деревянная церковь была построена раньше, чем основана крепость, приблизительно в 1600 г. Свято-Никольская церковь одна из сохранившихся во времена СССР. Она была построена в 1906 г. Храм возведён из красного кирпича с трёхъярусной колокольней. До революции он назывался Петропавловским.

Слайд 38

К 500-летию вхождения мордовского народа в состав РФ, на добровольных началах, в 1986 году был установлен памятник «Навеки с Россией». Скульптура представлена в виде двух женщин, одетых в мордовские национальные костюмы и несущих в руках колос пшеницы. Памятник «Навеки с Россией» Памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову Памятник Е. Пугачеву Памятник Семье Всю красоту Соборной площади и, расположенного на ней Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова, дополняет памятник этому знаменитому флотоводцу. Федор Федорович Ушаков является великим флотоводцем, адмиралом и командующим Черноморского флота, который достиг больших успехов в тяжких сражениях. Единственный, на территории всей России, памятник Е. Пугачеву находится в Саранске. Он установлен на пересечении улиц Волгоградской и Короленко. В 1774 году на берегу Инсара, городская знать встретила войско Пугачева с хлебом-солью. Данный памятник является символом незыблемых семейных ценностей - истинного фундамента общества. Монумент представляет собой скульптурную композицию, изображающую счастливую многодетную семью: папу, маму «в положении» и их троих детей.

Слайд 39

Памятник-самолет МиГ-17. Памятник расположен на развилке между улицами Советская и Пролетарская, и посвящен боевым подвигам смелых авиаторов Мордовского края, которые храбро защищали свою Родину от немецкого врага в годы Великой отечественной войны. Памятник «Самолет» Памятник основателям Саранска Скульптура «Лиса с лисятами» Памятник C. Д. Эрьзе Практически каждый город, имеет свою интересную историю зарождения и памятник его основателям. Саранск не стал исключением, и на Фонтанном спуске, где в 1641 году была заложена крепость, установили памятную скульптурную композицию, посвященную строителям Саранска. Лиса является символом Республики Мордовия. Она присутствует как на гербе республики, так и на гербе Саранска-столицы Мордовии. Впервые красная лиса появилась на гербе города Саранска в 18 веке и тогда она символизировала богатство окрестных лесов ценными пушными зверями и охотничий промысел. Скульптура установлена на гранитном, невысоком постаменте. Сам скульптор изображен в положении сидя, задумчиво смотрит в сторону, скрестив руки.

Слайд 40

Лиственница Дуб Подорожник Медуница Вяз Рябина Ирис безлистный Занесён в Красную книгу России Венерин башмачок настоящий Занесён в Красную книгу России

Слайд 41

Белка Выхухоль Камышовый лунь Зубр – занесён в Красную книгу России Крапчатый суслик Синица Махаон Занесён в Красную книгу России Благородный олень Занесён в Красную книгу России

Слайд 42

Яушев Илларион Максимович (1902-1961) Советский певец, заслуженный артист РСФСР, заслуженный и народный артист Мордовской АССР. Родился в селе Лобаски Ичалковском районе Мордовии. Яушев был первым из мордовских певцов, получивших профессиональное музыкальное образование. С 1937 года был солистом оперного театра в Саранске, впоследствии названного его именем. Был солистом Московской и Мордовской государственных филармоний. Яушев обладал сильным голосом красивого тембра (баритональный бас) большого диапазона. Исполнял оперные партии, романсы, народные песни на русском, мордовском, украинском, башкирском, чувашском и марийском языках, песни современных композиторов. В честь Иллариона Максимовича был назвал Государственный музыкальный театр в г. Саранск. Эрьзя(Нефёдов) Степан Дмитриевич (1876–1959) Скульптор Степан Нефёдов, который позже взял себе псевдоним Эрьзя, увлекался лепкой и рисованием с детства. Он учился иконописи, живописи и рисунку у известных мастеров, изучал скульптуру в Италии, работал с разными материалами: мрамором, бетоном, чугуном и экзотическими породами дерева. Многие работы Эрьзя высекал без предварительных набросков, и искусного виртуозного мастера прозвали за границей «русским Роденом». Самая большая коллекция его произведений хранится в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи в г. Саранске. Возле музея установлен памятник скульптору, его именем назван бульвар в одном из районов г. Саранска. На родине скульптора в с. Баево Ардатовского района открыт Дом-музей С. Д. Эрьзи.

Слайд 43

Сычков Федот Васильевич (1870–1958) Федот Васильевич Сычков родился 1(13 марта) 1870 года в небольшом селе Кочелаево. Возможности проявить свой талант в детстве у мальчика не было – он рос в бедной крестьянской семье. В раннем детстве он лишился отца, семья жила в большой нужде. Федот не пожелал расставаться с мечтой стать художником и стал усиленно работать. Еще подростком он писал за небольшую плату картины, создавал фрески в составе иконописной артели и копил на визит в Санкт-Петербург. В Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений. На родине художника в с. Кочелаево Ковылкинского района открыт Дом-музей Ф. В. Сычкова. Полежаев Александр Иванович (1804 – 1838) Русский поэт. Родился в г. Рузаевка, детство провел в г. Саранске. Поэзия Полежаева отличается преобладанием отрицательных или подчёркнуто «низменных» эмоций и повышенной экспрессивностью образов, иногда нарушавших эстетические и моральные нормы своего времени. Герой его лирики – чаще всего ожесточённый грешник, преданный «очарованиям Содома» и странствующий по миру «как вампир гробовой». Духовную значительность ему придаёт исключительность переживаемых им страданий, готовность подвергнуться казни. Именем Полежаева названа самая протяженная улица г. Саранска, на которой установлен памятник поэту; есть музей, посвященный памяти Полежаева.

Слайд 44

Пуркаев Максим Алексеевич (1894–1953) Советский военачальник, полководец Великой Отечественной войны, генерал армии. Родился в с. Налитово (ныне Пуркаево) Дубенского района. Под его руководством подготовлены и проведены Ржевско-Сычёвская, Великолукская, Ржевско-Вяземская, Сунгарийская операции. После окончания войны – командующий войсками Дальневосточного военного округа (1945–1947 гг.). В Саранске есть улица, названная в честь М. А. Пуркаева. В сквере Славы в центре города установлен бюст полководца. Девятаев Михаил Петрович (1917–2002) Михаил Девятаев — выдающийся военный лётчик, которому удалось невероятное – совершить побег из секретной фашистской части и доставить в СССР стратегически важные сведения. Девятаев мастерски спланировал побег, захватив фашистский бомбардировщик. Рискуя собственной жизнью, Девятаев не только обеспечил свободу себе и девятерым своим сослуживцам, но также передал советскому правительству документы под грифом «секретно», которые помогли нашим учёным, занимавшимся ракетостроением, продвинуться вперед в своих разработках. За свой уникальный в масштабах мировой истории подвиг Михаил Девятаев был удостоен звания Героя Советского Союза. Его имя остается для всей планеты синонимом стойкости, мужества и беззаветной любви к Родине.

Слайд 45

Отрасли экономики Республики Мордовия Производство транспортных средств и оборудования Производство электрооборудования Сельское хозяйство. Производство электронного и оптического оборудования Производство строительных материалов Пищевая промышленность Тавлинская игрушка Игрушки из Подлесной Тавлы - одни из самых уникальных явлений мордовской культуры. Главная особенность этих игрушек заключается в стиле их исполнения: достаточно грубая резьба и брутальные фигуры, но в то же время — ювелирно выполненные прялки, чашки и другие атрибуты. Тавлинская игрушка выделяется своим сочетанием точности и выразительности пластики. «Наши герои – это сельские жители. Но, к сожалению, село вымирает, и теперь не увидишь прежних ярких образов. Поэтому, всё чаще используем сюжеты эрзянской мифологии. Это богиня любви – Анге, богиня леса - Вирьава, богиня воды – Ведьава. А Тавлинскую лошадку можно увидеть на гербе нашего Кочкуровского района», - говорит мастер, резчик по дереву Петр Рябов.

Слайд 46

Традиции ми праздники русского народа: празднование нового года, рождества Христова, святки, Крещение, масленица, пасха, троица, Ивана купало. Русские Мокша Эрзя Татары Праздники: «Акша келу» [Белая береза] Основу культуры мокшан составляют традиционные верования. И хотя сегодня многие представители этого народа исповедуют христианство, старинные ритуалы ещё сохранились в отдалённых уголках их края. Праздники: «Раськень озкс» [Родовое моление] Основу культуры мокшан составляют традиционные верования. И хотя сегодня многие представители этого народа исповедуют христианство, старинные ритуалы ещё сохранились в отдалённых уголках их края. Праздники: «Сабантуй» [Праздник плуга]. Главная — это гостеприимство. При визите гостя татары по традиции расстилают праздничную скатерть дастархан и подают самые лучшие угощения: обычай требует обязательно накормить пришедшего в дом.

Слайд 47

Почти у каждого жителя Республики Мордовия, при упоминании села Урусово Ардатовского района, возникает ассоциация с валенками. А связано это с тем, что именно жители этого села занимаются изготовлением валяной обуви более 300 лет. Ассортимент продукции разнообразный: валенки, чёсанки, валенки для детей и прочее. Там же находится уникальный музей валенок, прославляющий живое, не потерянное во времени ремесло. В этом музее выставлены образцы валяной обуви, инструменты и приспособления промысловиков, фотографии, биографические данные и многое другое. Урусовские валенки Мордовская народная вышивка Вышивку мордовский народ освоил ещё в глубокой древности. Она выполняется вручную и использует различные цвета ниток, техники и материалов. Как можно заметить, в мордовском костюме преобладает много красного цвета. Этот цвет символизирует радость и жизнелюбие. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона. В свою очередь, мордва-эрзя применяла бисер как отделочный материал в цветах красного, белого, желтого и черного, в то время как мокша создавала из него нагрудные и шейные украшения.

Слайд 48

У мордвы с давних пор большая часть посуды и утвари для хранения и переработки пищевых продуктов изготовлялась из дерева, лыка, бересты, лозы. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения (например, ивовый прут) способный при определенной обработке с гнуться, а в обычных условиях держать форму. Снятую с березы бересту просушивали, прессовали под гнетом и нарезали на ленты, отделяя ненужные слои. Из неё же делали туесы для хранения хлеба, соли, ягод и других продуктов. Если предмет имел утилитарное значение, то орнамент на него не наносился, а нарядность ему придавала оплёточка по краям. Подарочные вещи же украшали орнаментом. Лозоплетение

Слайд 49

Запиши название региона: республики, или области, или края, или автономного округа, в котором ты живёшь. Ответ _____________________________________________________________________________________________________________ Как называется главный город твоего региона? Ответ _____________________________________________________________________________________________________________ 2. Что изображено на гербе твоего региона? Ответ _____________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ Какие природные или культурно-исторические достопримечательности есть в твоём регионе (укажи не менее двух)? Напиши об одной из этих достопримечательностей в свою тетрадь. Запиши название региона: республики, или области, или края, или автономного округа, в котором ты живёшь. Ответ _____________________________________________________________________________________________________________ Как называется главный город твоего региона? Ответ _____________________________________________________________________________________________________________ 2. В какой природной зоне расположен твой регион? Ответ _____________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ Какие известные люди живут или жили в твоём регионе (укажи не менее двух известных людей)? Напиши об одном из известных твоих земляков в свою тетрадь. Чем он прославил свой регион?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...