Сценарий урока окружающего мира "Размножение и развитие растений" 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Урок соответствует обновлённым ФГОС. Содержание и построение урока способствует воспитанию интереса к жизни растений, стремления больше знать;
развитию читательской грамотности, естественно-научной грамотности, через умения извлекать информацию из текста и других источников информации;
развитию навыков сотрудничества, развитию коммуникативных умений: выражать и оформлять свои мысли в устной речи, высказывать предположения, работать в группе: обсуждать, сравнивать, слушать и понимать речь других;
развитию наблюдательности детей, навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razmnozhenie_rasteniy.docx | 289.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Размножение и развитие растений
Цель:
- расширение знаний детей о жизни растений, о способах размножения и распространения растений.
Задачи урока:
-Воспитание интереса к жизни растений, стремления больше знать.
-Развитие читательской грамотности, естественно-научной грамотности, через умения извлекать информацию из текста и других источников информации
-Развитие навыков сотрудничества, развитие коммуникативных умений: выражать и оформлять свои мысли в устной речи, высказывать предположения, работать в группе: обсуждать, сравнивать, слушать и понимать речь других
-Развитие наблюдательности детей, навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Ход урока:
1 Эпиграф (слайд)
Орешек знаний твёрд, но мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет стремление всё знать. (картинка)
2. Проверка ДЗ
Парковка вопросов: (согласие или несогласие - знаками)
- Как называется наука о растениях?
- Докажите, что растения – живые организмы.
- Какие 5 групп растений мы изучили?
- Какой газ поглощают и выделяют растения при дыхании ?
- Какой газ поглощают и выделяют растения при питании?
- Чем хвойные растения отличаются от цветковых?
3. Постановка проблемного вопроса. Родители тоже хотят задать вам вопросы? Видео от родителей.
Почему цветы и растения пахнут?
Почему цветы такие красивые, разноцветные?
4. Опыт с грушами (гипотезы)
Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали 2 ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной!
Выскажи предположение, почему это произошло. (гипотезы)
5. Определение темы и целей урока.
- Зачем нужен плод растению? (размножение)
- Можете уже предположить, какова тема сегодняшнего урока?
- Цели?
- Муравьишка уточняет. Читаем хором. Какие еще цели нам обозначил Муравьишка?
Запись в РЛ темы урока.
- Сегодня мы будем говорить о размножении цветковых растений. Чем они размножаются?
- Давайте проверим наши знания до изучения темы. (Моя школа) в РЛ таблица
6. Изучение нового. Что такое опыление? (ответы учащихся)
А) Рассказ учителя, использование модели цветка.
У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зёрнышки, маленькие жёлтые крупинки – пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик.
Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу – опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.
- Каких еще насекомых - опылителей знаете?
(+ в жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка.)
Б) - Работа с понятием «опыление» в РЛ. + Заполните кластер в РЛ
Опыление – это процесс переноса пыльцы с одного цветка на другой.
В) - Итак, произошло опыление, на месте цветка образовался плод.
Плод - это орган растения для распространения семян.
- Почему необходимо распространять семена? (чтобы они не поросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду)
- Давайте подумаем, как же распространяются семена в природе? (на листочке гипотезы)
- Обобщение. Проверим наши гипотезы. Рассматривание семян растений из книги. С.81 + семена на подложке.
9. Работа в группах с информацией. + найти пример семени.
- Теперь поработаете в группах с познавательным текстом, из которых узнаете что – то новое, как распространяются семена. + разные виды семян для практической работы (дуб, ясень, каштан, репейник, липа, клен + фасоль и горох)
Читаете, находите семена для примеров.
А) Каждый читает текст с целью знакомства. По сигналу – обсуждение в группе.
1 группа (2 карточки разные)
- Большинство семян - любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева очень своеобразно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю.
А мелкие орешки берёзы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели.
Доп информация от учителя:
Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати-поле».
Б) - Только легкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжелые и нет крылышек, парашютиков. Давайте посмотрим, ка другие растения приспособились распространять семена.
2 группа (2 разные карточки)
Есть растения «зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком или животным. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое.
На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки череды, репейника, крючков, зацепок, зубчиков – приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше.
Информация от учителя:
Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро… Тысячи водных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоем
3 группа (2 разные карточки)
Плоды некоторых растений тяжёлые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – жёлуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них – вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.
Птицы, наземные животные могут быть «носильщиками» семян и плодов, например, сочных ягод рябины, брусники, черемухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповрежденные семена съедобных плодов.
Информация от учителя:
Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держатся на воде, есть много клеток и полостей , наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.
4 группа (2 разные карточки)
Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами». Во многих районах нашей страны можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семени в его плодах скапливается слизь, которая вместе семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.
У кислицы, растущей в тенистых хвойных лесах, под давлением набухающей ткани резко загибаются назад створки коробочки. Семена получают толчок и разлетаются в разные стороны.
10. Отчёт групп. Составление кластера «Распространение растений» в РЛ.
1. Ветер
2. Растения – зайцы
3. Переносят «носильщики»
4. Артиллеристы
11 Семена культурных растений сажает человек. Где их взять? Купить.
- Давайте изучим пакетик. Какую информацию мы можем на нём найти?
- Почему семена в пакетиках не прорастают?
- Какие условия нужны семени, чтобы оно проросло?
- С чего начинается весь процесс прорастания? (гипотезы)
- Давайте посмотрим видеоролик. (Моя школа. Урок 17)
- Обсуждение, сравнение гипотез.
- При прорастании семени какой орган появился первым?
- Какой орган растения пророс после появления корня?
- Как ты думаешь, семя какого растения положили в землю?
- ДЗ провести опыт – исследование, прорастить семя фасоли по инструкции, записать свои наблюдения в таблицу (в РЛ)
Положи семя в сухую ёмкость, поставь в тёплое место. | Положи семя в сырую тряпочку, следи, чтобы тряпочка не высыхала. Поставь в теплое место. | Положи семя в ёмкость, залей водой. Поставь в теплое место. Прикрой крышкой. | Положи семя в сырую тряпочку, следи, чтобы тряпочка не высыхала. Поставь в прохладное место (например, на балкон). | |
Опиши, что происхо дит, что видишь, что чувству ешь | ||||
Вывод | ||||
Общий вывод | Для прорастания семени нужны условия: _____________________________________________________ ________________________________________________ __________________________________________________ | |||
Какие методы исследова ния использо вал | ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
Следующий урок начнем с анализа ваших опытов.
12. Вернемся к эпиграфу: Какой плод там упомянули? Зачем орех нужен дереву? Как распространяется орех?
13. Рефлексия
- Заполнение таблицы «после». Анализ.
- Какие приращения сделали? (совы)
- Отметки
- Как урок повлиял на вас лично? Ваши личные достижения?
- Какое настроение? (с помощью классрумcкрин)
Мне было интересно на уроке, я активно работал.
Мне было интересно, но я был неактивен.
Мне было неинтересно.
- Фото на память
Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока окружающего мира в 4 классе по теме"Металлы"
Предлагаю вашему вниманию урок окружающего мира по теме:"Металлы", который я подготовила и провела в своем классе. Я работаю по программе "Школа 2100", но думаю, что этот материал можно использовать ...
Сценарий урока окружающего мира "Что мы знаем о птицах"для учащихся1 класса
Тема:«Птицы. Что мы знаем о птицах». Цель:1)познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;2) учить выделять существенные признаки природных объектов;3) продолжить обучение...
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе.
Сценарий урока окружающего мира с использованием ИТК. Урок разработан по УМК "Перспектива" с использованием программы ПервоЛого....
Сценарий урока. Окружающий мир 1 класс. Проект "Моя школа. Мой класс"
Разработка урока по окружающему миру в 1 классе (А.А.Плешаков) по теме: Проект "Моя школа. Мой класс"...
Сценарий урока "Окружающий мир". 3 класс. "Школа ХХI века".
Сценарий урока «Окружающий мир»(«Школа ХХI века»3 класс) Разработалаучитель начальных классов высшей категории РФМЛИ г. ВладикавказаРСО - АланияЧувилкина Елена Юрьевна...
Сценарий урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наука и техника в 19-20 в." 4 класс "Планета Знаний"
4 класс "Планета Знаний" технологическая карта урока "Наука и техникав 19-20 в."...