Кейс-урок по окружающему миру.
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Кейс урок по окружающему миру 4 класс. Природные зоны."Тундра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_urok_po_okruzhayushchemu_iru_4_klass.docx | 40.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №32 г.Улан-Удэ
Индивидуальный проект урока с использованием кейс – метода «Инновационные технологии организации учебной деятельности
младшего школьника в современных условиях»
Выполнила: учитель начальных классов
Калашникова А.Ф
Улан-Удэ
2024 г
Урок окружающего мира.
Класс: 4
Программа: УМК «Школа России».
Авторы: Плешаков
Тема: Тундра.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
Задачи урока:
1. образовательные:
Познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
2. развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты и атласа-определителя "От земли до неба".
3. воспитывающие:
- воспитание аккуратности;
- воспитание заботливого отношения к товарищам;
- воспитание адекватной самооценки;
- воспитание коммуникативности;
- воспитание интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
- организовать и упорядочить знания;
- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
- отстаивать свои права.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные
- получить представление о природной зоне тундры;
- познакомиться с географическим положением тундры;
- познакомиться с климатическими условиями зоны;
- узнать особенности растительного и животного мира тундры;
- познакомиться с населением тундры и его деятельностью.
Оборудование:
- кейсы с материалами и заданиями;
- атласы-определители "От земли до неба;
- игровое табло (ватман А1);
- жетоны белые с номерами групп (I, II, III, IV);
- жетоны с 1 баллом, для получения при работе с тестом при проверке домашнего задания;
- презентация "Тундра";
- кроссворд, начерченный на доске;
- интерактивная доска;
- проектор;
- ноутбук
Ход урока:
- Оргмомент.
При входе в кабинет учащиеся берут жетоны с номером группы (I, II, III, IV) и рассаживаются за столы, на которых лежит выбранный ими номер. Образуется 4 группы: географы, ботаники, зоологи, экологи.
- Жетоны храним до конца урока. Нам они будут нужны при подведении итогов.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с её географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
Название природной зоны вы узнаете, разгадав кроссворд (схема кроссворда на доске начерчена мелом, дети походят и записывают слова, по мере разгадывания, в красных квадратиках кроссворда появляется название природной зоны).
- Вопросы к кроссворду (связаны с предыдущим уроком на тему «Арктические пустыни»):
1) Короткое название ледяной зоны.
2) Птица с необычным красным клювом.
3) Название острова, где расположен заповедник.
4) Арктика- царство снега и ...
5) Растения, живущие в толще воды.
6) Вид рыбы, обитающий в северных морях
- Ключевое слово - тундра. - Молодцы! Вы узнали название природной зоны, которую будем изучать сегодня на уроке. 3. Проверка знаний. Тест "Арктика" поможет проверить, как вы усвоили предыдущую тему. Группа, которая первой ответит на вопрос, получит жетон с 1 баллом для своей группы. 1) На островах, какого океана расположена зона арктических пустынь? (на островах Северного Ледовитого океана) 2) Имеется ли на территории зоны коренное население? (нет) 3) Какие растения произрастают в ледяной зоне? (лишайники, мхи, полярные маки ) 4) Найдите верную цепь питания: а) водоросли------рачки------рыбы------гагарки-----белый медведь; б) водоросли------рачки------сайки------тюлени.(+) 5) Как называют большое скопление птиц на скалах? (птичьи базары) 6) Какие меры приняты для защиты природы арктической зоны? (ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары") Подведение итогов по группам. |
4. Организация работы с кейсами.
На столах у вас лежат несколько источников информации. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете ответить на вопросы, которые даны вашей группе. Затем, озвучить выступление классу на свою тему. Выступающего вы выбираете в группе сами, его можно дополнять, но не перебивать, не допускать спора или критики, сопереживать говорящему.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов, получают «5», 25 - 20 баллов - «4».
Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого | |
1-я группа |
|
|
| |
2-я группа | ||||
3-я группа | ||||
4-я группа |
- А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.
Кейс для ботаников:
- гербарий;
- атлас "От земли до неба" (стр.116,117,91);
- учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» (стр.134 - 135);
- карточки с изображением растений;
- карточка с вопросами:
1) Какие растения растут в тундре?
2) Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о корнях, стеблях листьях на примере лишайника, травянистого растения, дерева).
Кейс для зоологов:
- Карточки с изображением зверей и птиц;
- учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» (стр.135 - 137);
- карточка с вопросами:
1) Какие животные и птицы обитают?
2) Как они приспособились к жизни?
- Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
- Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
- Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
- Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
Кейс для экологов:
- учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» (стр. 138 - 139);
- карточка с вопросами:
1) Основные занятия населения тундры?
2) Экологические проблемы тундры?
3) Охрана природы тундры.
Кейс для географов:
- учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» (стр. 134 - 135);
- карта природных зон;
- карточка с вопросами:
1) Где протянулась зона тундры?
2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой тундрой (равнина, горы, возвышенность).
3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).
4) Почему в тундре много болот? Какая там почва? Почему?
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
- Физминутка. Видеоролик.
6. Анализ работы в группах.
Заслушиваются выступления представителей от каждой группы. Работа группы оценивается, результаты заносятся в игровое табло. Подсчитываются баллы каждой группы: 30 - 25 баллов получают «5», 25 - 20 баллов - «4». Группы, заработавшие менее 20 баллов, выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
- Закрепление материала.
- Просмотр презентации "Тундра".
- Работа в тетради: стр. 52 № 117 (В тундре не может расти ель, т. к. почва в тундре оттаивает всего на 40 см, глубже находится многолетняя мерзлота, которая никогда не оттаивает. Для корневой системы ели не хватает не промерзающего слоя почвы).
Стр. 53 № 119 – 121 (№ 119 В тундре найдены месторождения полезных ископаемых: руды, угля, нефти, газа. Ведётся их добыча. Эта деятельность привела к возникновению городов в тундре.
№ 120 Суровые условия тундры не позволяют жителям заниматься растениеводством, поэтому, важнейшими отраслями специализации сельского хозяйства здесь являются традиционные занятия жителей Крайнего Севера — оленеводство, охота и рыболовство. А также народные промыслы: шитьё национальной одежды, резьба по кости.
№ 121 Животные тундры, занесённые в Красную книгу России: тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет, розовая чайка, белый журавль.)
- Рефлексия.
- Посмотрите, пожалуйста, на презентацию, 6 слайд ( разноцветные смайлики). При входе в класс каждый из вас получил белый жетон. Настало время его сделать цветным. Возьмите, пожалуйста, цветные карандаши и закрасьте свой жетон в тот цвет, который вам ближе всего, дорисуйте простым карандашом глазки и ротик – у вас получится смайлик. (красный – я всё очень хорошо понял, мне было интересно; жёлтый – мне всё понятно, но материал не всегда интересен; зелёный – я не всё понял, но мне было интересно; синий – я ничего не понял и на уроке скучал) Смайлики положите мне на стол и мы подведём итоги нашего урока.
#1044;омашнее задание.
Прочитать текст на стр. 134 - 139, ответить на вопросы № 1 – 4 стр. 138, № 1 – 2 стр. 139, в тетради стр. 53 № 118, стр. 54 № 122.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни
Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни. Разработка урока 3 класс УМК Школа России...
Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...
Кейс урока по окружающему миру на тему "Пустыни" ( 4 класс)
Тема: Пустыни. Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для развития исследовательской, аналитической деяте...
Кейс - урок окружающего мира. Обобщение по теме: "Органы чувств".
Представлена разработка кейс - урока по окружающему миру для 4 класса по УМК ПНШ....
Кейс- урок по окружающему миру
Кейс урок по окружающему миру «Познакомимся с дыхательной системой»...
КЕЙС – УРОК УМК «Школа России» Урок окружающего мира
Цель: обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Планируемые результаты:Личностные: формировать мотивации к учению и целенаправленной познаватель...
КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».
Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....