Урок: Окружающий мир. 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по теме: "Жизнь луга".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.4_klass_zhizn_luga.docx | 587.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РФМЛИ г.Владикавказ РСО-Алания
Учитель: Чувилкина Елена Юрьевна
УМК: «Школа России»
Урок: Окружающий мир 4 класс
Тема урока: Жизнь луга.
Тип урока: ОНЗ.
Цель урока: Формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
Задачи урока:
- Познакомить с разнообразием животных и растений луга, показать связи между ними;
- Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 4 класс, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационное начало.
- На уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.
II. Проверка домашнего задания. Тест.
- Какое растение образует верхние ярусы леса?
1) орешник 2) ясень 3) жимолость 4) ежевика
2. В каком ярусе растёт лесная малина?
1) деревьев 2) кустарников 3) трав 4) мхов
3. Какое животное обитает в верхнем ярусе леса?
1) белка 2) кабан 3) шелкопряд 4) ласка
4. Кто живёт в лесной подстилке?
1) лесная мышь 2) ёж 3) бурундук 4) личинки насекомых
5. Какой гриб служит лекарством для лосей?
1) подосиновик 2) сыроежка 3) мухомор 4) белый гриб
6. К какому ярусу леса относятся черника, брусника, ежевика?
1) к деревьям 2) к травам 3) к кустарникам 4) к кустарничкам
7. Какую пользу приносят деревьям грибы?
1) помогают всасывать из почвы воду и минеральные соли
2) способствуют образованию перегноя
3) являются удобрением для растений
4) отгоняют вредных насекомых
(Проверка: 2; 2; 1; 4; 3; 4; 1,2)
Игра «Да - Нет»
- Отвечая на вопросы, поднимите большой палец вверх, если считаете, что утверждение верное и перекрестите руки, если считаете, что утверждение неверное:
1) Самый верхний ярус леса образован деревьями.
2) Средний ярус – это мхи и лишайники.
3) На дереве обитают кроты и землеройки.
4) Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
5) Плоды всех кустарников употребляют в пищу.
6) Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку.
7) Живые организмы леса составляют природное сообщество.
- Что такое природное сообщество?
(Природное сообщество - это сложное единство живых организмов (растений, животных, бактерий, грибов) и неживой природы на определенной территории.)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Тема сегодняшнего урока: «Жизнь луга».
План.
- Нам предстоит узнать:
1. Что такое луг.
2. Растительный мир луга.
3. Животный мир луга.
4. Луг и человек.
Готовясь к уроку, я заглянула в толковый словарь. Вот как объясняет значение слова луг Владимир Иванович Даль:
Луг или луга (мн.) – травная земля, покос, пастбище; мелкотравная равнина; обычно луга бывают поёмные, поймы, низы, заливные берега рек, до кряжа, венца. (пойма – весь простор полосы вдоль реки, по край или венец, сколько захватывает вода)
- Как вы представляете луг после этого объяснения? (Ответы детей)
IV. Постановка проблемного вопроса.
- Красота луга вдохновила известного русского поэта Ивана Захаровича Сурикова:
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Можем ли мы назвать луг природным сообществом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с растениями и животными луга.
V. Растения луга.
Просмотр видео Что такое луг? (youtube.com) https://www.youtube.com/watch?v=n8HZ1zncUWM
- Что называют лугом? (СЛАЙД 2) (Луг – участок, покрытый травянистой растительностью.)
- Луга делятся на заливные, суходольные и альпийские. (СЛАЙД 3)
- Какие луга есть в Северной Осетии?
- В.А.Станкевич в книге «Природа Северной Осетии и забота о ней» рассказывает, что южный склон и вершины Пастбищного хребта «покрыты высокой густой травой, которую в августе косят жители горных сёл, заготавливая на зиму сено для крупного рогатого скота».
- На какой высоте располагаются альпийские луга в Северной Осетии? (более 2000 метров)
- Какие же растения мы встретим на лугу? (СЛАЙДЫ 4-7)
- Это кормовые травы: ежа сборная, мятлик луговой, люцерна, клевер, тимофеевка, полевица белая. Лекарственные растения: тысячелистник обыкновенный, зверобой продырявленный, горец змеиный, лапчатка прямостойкая. Ядовитые растения: хвощ, вех, калужница, лютик едкий. Медоносные травы: клевер, чина луговая, смолка. Все эти травы любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
- Запомнить, какие растения населяют луг, поможет стихотворение:
На лугу растёт: ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
— Что ещё?
— Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ — как ёлка.
— А ещё?
— Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки,
Ещё много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных, и душистых! Г. Лагздынь
VI. Животные луга.
- А если есть медоносные растения, то есть и …пчёлы. (Рассказ о жизни пчёл.)
- Если на лугу растут только травянистые растения, то какими должны быть животные луга? (маленькими, чтобы прятаться или жить в траве)
- Какую окраску должны иметь животные? (зеленую, пеструю)
- Что является для них пищей? (Пыльца, нектар цветов, листья, корни, семена растений)
-Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой? ( хоботок, крылья)
-Хищники должны быть? (Да, чтобы не развелось много животных, питающихся растительной пищей.)
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 172-173.
- Прочтите в учебнике статью «Природное сообщество луга» и назовите представителей животного мира луга.
- Почему крупные животные не живут на лугу? (Им негде там спрятаться.)
Рассказ о насекомых-санитарах: жуке-навознике и жуке-могильщике (стр. 177).
- Интересно, что цветочная муха кормится нектаром цветов, опыляет цветки. Многие цветочные мухи похожи на пчёл или ос. Сходство с жалящими насекомыми защищает безобидных мух от врагов.
- Насекомыми питаются жабы и ящерицы. Насекомые являются основной пищей и для луговых птиц.
Работа в парах.
- Догадайтесь, кто изображён на рисунках. Соедините стрелками рисунки и названия.
- Сравните пчелу и цветочную муху; кобылку и кузнечика; жука-навозника и жука-могильщика. Выделите признаки, по которым их можно различить в природе.
- Растительный и животный мир лугов очень богат. Все живые существа связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.
- Можем ли мы сделать вывод, что луг – это природное сообщество? (Да.)
- Луг — это природное сообщество, жизнь которого проходит среди трав. Чтобы росла трава нужны солнце, воздух, вода, почва.
- Трава является основным производителем на лугу: её листвой, плодами, цветами питаются различные насекомые, птицы, грызуны. Это потребители первого уровня.
- На втором уровне находятся хищники. Это птицы, которые питаются насекомыми, земноводные, хищные птицы и звери.
- Высыхающая осенью трава попадает в землю, там же скапливаются отходы жизнедеятельности животных. Всё это измельчается некоторыми насекомыми, их личинками, червями, а потом перерабатывается бактериями и грибами, превращаясь в перегной и минеральные соли.
Работа в парах.
- Впишите правильное слово в пищевую цепочку:
Мятлик — мышь полёвка — уж — (орёл)
Клевер — — трясогузка (бабочка)
Мышиный горошек — кузнечик — (жаба)
VII. Луг и человек.
– Последний пункт нашего плана – «Луг и человек».
- Луга играют большую роль в сельском хозяйстве: луговые травы издавна используются для заготовки кормов скоту, поэтому люди постоянно заботятся о них – очищают от мелких кустарников, засевают ценными кормовыми травами, удобряют луговые почвы.
В середине лета начинается сенокос. Там, где могут пройти сельхозмашины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажненных местах, заросших кустарниками, траву косят вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно как корм домашним животным в зимнее время.
- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие? (уничтожают гусениц, рвут цветы, поджигают сухую траву весной)
– Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам
– Прочитайте рассказ. Все ли вам понравилось в поведении детей? Какие ошибки в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом.
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
– Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5.) Какие?
- К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.
- Луг является местом отдыха для людей, местом, где пасётся скот, местом заготовки корма для скота.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
VIII. Закрепление изученного. Викторина (СЛАЙДЫ 8 – 13)
1.Какое утверждение верно?
А) На лугу растут только травянистые растения.
Б) На лугу живет множество крупных животных.
В) Мелкие животные на лугу не живут.
2. Какие растения растут на лугу?
А) тимофеевка, клевер, колокольчик, тысячелистник
Б) брусника, черника, ежевика, жимолость
В) полынь, ковыль, пион тонколистый, типчак
3. Укажите строчку, в которой указаны только животные луга?
А) рябчик, глухарь, соболь, белка
Б) кузнечик, трясогузка, шмель, полёвка
В) кобылка, перепел, сова, лебедь
4. Какие грибы растут на лугу?
А) белый гриб, подосиновик, подберезовик
Б) шампиньон, дождевик, опенок луговой
В) лисичка, сыроежка, масленок
5. Укажите насекомых луга, которые являются насекомыми-санитарами?
А) шмели, бабочки, кузнечики
Б) кобылки, пчелы, жужелицы
В) жуки-навозники, жуки-могильщики
6. Почему луг называют природным сообществом?
А) Потому что на лугу друг с другом растут разнообразные растения.
Б) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа.
В) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой.
IX. Рефлексия.
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Какие трудности возникли в работе?
- Что показалось наиболее интересным?
XI. Домашнее задание.
Написать конспект по теме «Жизнь луга» используя план на стр. 165. Подготовить рассказ по теме урока, уметь отвечать на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр. 176.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Урок. Окружающий мир. Класс. 3-г.
Урок. Окружающий мир.Класс. 3-г.Тема:Земля – наш общий дом....
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...