Конспект "Пётр Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 А
Дата: 13.03.2023
УМК: «Школа России»
Учитель: Шевцова Наталья Николаевна
Тема урока: « Петр Великий»
Тип урока: Урок открытия нового знания (ОНЗ).
Цели урока:
Обучающие:
- продолжить знакомство с Россией начала XVIII века;
- уметь устанавливать связь исторических событий и явлений;
- узнать о времени правления Петра I, его реформах.
Развивающие:
- развивать умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами;
- способствовать развитию образное представление о России начала XVIII века.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к нашим предкам;
- прививать чувство любви к истории Отечества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с историческими документами, организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение.
Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Оборудование:
- "Окружающий мир. 4 класс" (часть II);
- мультимедийный проектор;
- презентация к уроку "Необычный царь" (среда POWERPOINT);
- портрет Петра Великого.
Основные понятия : Петр Великий., реформа, император.
Ход урока:
I.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
История страны богата,
А мы о ней уж знаем очень маловато.
Будем на уроке стараться многое узнать,
Чтоб историю России знать на "5"!
- Сядьте, пожалуйста, девочки.
- Сядьте, пожалуйста, мальчики.
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой.
II.Актуализация знаний.
Учитель.
- Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие во времени по страницам истории Российского государства. А любому путешественнику требуется багаж, а в нашем случае – багаж знаний, содержимое которого мы сейчас и проверим. (тестирование с дальнейшей проверкой)
Тест:
1. Кто призвал русский людей постоять за родную землю?
а) Александр Невский
б) Кузьма Минин
в) Дмитрий Донской
2. В каком городе это произошло?
а) в Нижнем Новгороде
б) В Екатеринбурге
в) в Москве
3. Что создали для борьбы с врагами?
а) народный фронт
б) народное собрание
в) народное ополчение
4.Кого пригласили возглавить народное ополчение?
а) Князь Дмитрий Пожарский
б) Ермак
в) Иван III
5.Когда народное ополчение двинулось к Москве?
а) в1612г.
б) в1613г.
в) в1611г.
6.Когда в России начали править цари из рода Романовых?
а) 1564г.
б) 1612г.
в) 1613г.
7. Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612 года?
а) День России – 12 июня.
б) День народного единства – 4 ноября.
в) День Конституции – 12 декабря.
Работа в парах
Учитель: Ребята, обменяйтесь тестами с соседом, выскажите свои замечания друг другу.
Оцените свой ответ, проверив с правильными ответами: 1б, 2а, 3в, 4а, 5а, 6в,7б,
III. Постановка учебной задачи.
- О ком говорит нам Александр Сергеевич Пушкин?
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- Конечно же, это слова о великом первом императоре нашего государства Петре 1. Мы узнаем , каким он был правителем, какие реформы он ввёл? (РЕФОРМА - преобразование, изменение в какой-либо сфере общественной жизни, области знаний. )
(учитель показывает портрет Петра Великого)
IV. Открытие новых знаний.
1 ученик (Ветков Иван)
Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца – Алексея Михайловича. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Он не получил традиционного православного образования московских царей. Его учитель, дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Петр затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками.
После смерти своего старшего брата Фёдора, царем был провозглашен Петр. Но так как ему было 10 лет, то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи .Она была дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Софья была властной и умной . Пока она правила, Пётр рос в селе, на свободе, одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом. Эта крепость называлась «потешная» (для потехи, забав). Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы два потешных полка – Семеновский и Преображенский.
Потешные солдатики со всей точностью настоящих солдат выполняли все команды своего маленького командира, они были одеты в настоящую военную форму. Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.
Учитель:
Царем Петр I был провозглашен в 10 лет. Вы можете себе представить, что на вас возложили такую ответственность – управление огромной страной?! Но бразды правления он получил позже. Пока он был маленьким страной управляла его сестра Софья. В 17 лет Пётр стал править самостоятельно.
Учитель
- В конце XVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Пётр, наша страна переживала переломный момент своей истории, она была отсталой страной. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.
Она не имела выхода к морям - ни к Чёрному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю с Англией, Голландией, Германией, Францией. Не имела Россия и собственного военного флота, который охранял бы её рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам. А Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств, таких как Швеция, которая захватила северные земли.
Ученик 2 ( Анохин Назар)
Создание Российского Флота.
Это был действительно необычный царь. Его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.
С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Однажды, в голландском городке , на верфи, где строили морские корабли, появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: “Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители городка, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр Первый, отправившийся в заграничное путешествие.
Учитель:
Сколько себя помнил царь Пётр I - его всегда интересовали корабли. Однажды рассматривая вещи своего деда, он увидел старое судно-ботик. Он узнал от своего учителя, что такие суда ходят на парусах и могут плыть против ветра. Ботик починили. Этот ботик прозван дедушкой русского флота, так как с этого и началась постройка военных кораблей в России. Дедушка российского флота, на котором юный царь учился парусной науке, жив и по сей день хранится в музее.
В России появился военный флот.
- Для чего нам понадобился флот?
Ученик 3 (Баранов Никита)
Северная война.
Русскому флоту было выгодно выйти в Балтийское море, но шведы в тяжёлые для нас времена завладели нашими землями по берегу этого моря. И хотя сильным противником была Швеция, в 1700 году Пётр I начинает войну. Эта война называлась Северной и продолжалась почти 21 год. Самое крупное сражение произошло в 1709 году у города Полтава. Много крови было пролито, много было убитых и раненых.
Россия одержала победу и получила выход к Балтийскому морю , стала морской державой. В 1721 году Пётру I за выдающиеся заслуги торжественно присвоен титул Петра Великого, Императора Всероссийского, а страна стала называться Российской империей.
Учитель:
ИМПЕРИЯ - могущественное, сильное государство, в состав которого входят разные народности.
V. Физминутка.
(выполняют под музыку марша Преображенского полка)
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Мы теперь Петра полки!
Раз! Два! Три!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
И направо, и еще
Через левое плечо.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
VI. Продолжение изучения нового материала
Строительство Санкт-Петербурга.
Не любил Петр Москву. Непохожа она была на города, которые он видел за границей: одни заборы да огороды, каменные дома по пальцам пересчитать можно — большая деревня да и только. Столица могучего государства должна быть другой — многоэтажной, каменном, с прямыми, широкими улицами, дворцами и портом.
Но в России нет такого города. Нет? Значит, надо построить!
Место выбрал удобное (где Нева в Финский залив впадает): до Европы близко, море рядом, да и шведам теперь неповадно будет на российские земли ходить. Одна беда — земли здесь болотистые, речушек и ручейков не сосчитать. Любой дом под воду уходит. Но, коли царь, Петр решил, значит, городу быть. Можно сказать, вся страна город строила. Болота камнями засыпали и возводили дворцы.
- Россия стала империей, стала набирать мощь и силу. И у такой страны должна быть красивая и новая столица. 1703-1713 г. строился Санкт-Петербург.
Ученик 4
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
-Хочу поделиться личным опытом ( фото достопримечательностей Санкт-Петербурга)
VII. Включение в систему знаний и повторение.
- За его время правления было проведено много реформ. В результате Петра называли ещё и царём-реформатором.
- Прочитайте текст в учебнике стр.95-96 и с помощью карточки-помощницы в парах назовите новшества, которые ввёл Петр 1.
(работа в парах)
- новый календарь;
- денежная реформа;
- появление крупных заводов и мануфактур;
- регулярная армия (рекруты и срок службы-25 лет);
- первая печатная газета «Ведомости»;
- первый российский музей - Кунсткамера;
- открыты школы;
- европейского обычаи (культура);
- построил новые города
- новый год, картофель и др.
- Это только малая часть всех реформ.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Учитель.
- Пришло время ответить на вопрос
- Чем же был велик Петр? Кто он?
- Составьте синквейн (работа в группах)
1 Петр 1
2 Образованный, мудрый
3 Воевал, строил, учился
4 Внес множество преобразований в Россию.
5 Великий!
1 Император
2 Образованный, великий
3 Учился, строил, «болел».
4 Самый Великий император России!
5 Вот так!
IX. Домашнее задание.
- Ваше домашнее задание на следующий урок : стр. 94-100 в учебнике; подготовить доклады (по желанию).
Ресурсный материал.
- Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.
Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.
- Петр I увлекался медициной. А больше всего — стоматологией. Ему нравилось выдирать больные зубы. При этом иногда царь увлекался. Тогда под раздачу могли попасть и здоровые.
- Согласно историческим документам, Петр I был достаточно высоким, даже по нынешним мерам, человеком. Его рост, по некоторым источникам, составлял больше двух метров. Но при этом, обувь он носил лишь 38-го размера. При таком высоком росте он и богатырским телосложением не отличался. Сохранившаяся одежда Императора — 48-го размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста. Голова его тоже была мала по сравнению с телом.
- В свое время, чтобы солдаты могли различать где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.
- Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто напросто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинков Пётр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.
- Вначале елку украшали со смыслом: яблоками (символ грехопадения) и облатками (символ спасения). Затем появились бумажные цветы, гирлянды, позолоченные орехи, сласти. Стеклянные же игрушки появились случайно. В год, когда не уродились яблоки и орехи, искусные стеклодувы Лотарингии заменили их стеклянными. Новшество имело такой успех, что сейчас мы уже не представляем новогодней елки без сверкающих стеклянных украшений.
- Согласно указу Петра I от 1714-го года, каждый прибывший в Санкт - Петербург должен был доставить камни : пеший - 1 небольшой камень., въезжавшие на телегах - не меньше 3-х камней, не меньше 5-и футов весом каждый ,въезжавшие на барках - не меньше 30-и камней. Если камней было меньше указанного, то взимался штраф в размере 1-ой гривны за каждый недостающий камень. Если камни вовсе отсутствовали, то наказывали очень жестоко. Указ был отменён в 1741 году.
- Из Голландии Петр I привез много интересных вещей в Россию. Среди них и тюльпаны. Луковицы этих растений появились в России в 1702 году. Реформатор был настолько очарован растущими в дворцовых садах, растениями, что учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов.
Пётр получил слабое образование, и до конца жизни писал с ошибками, используя бедный словарный запас
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА"
Мероприятие посвящённое 65-летию великой победы над фашизмом...
Великая война, Великая победа!
Классный час, посвященный теме "Великая война, великая победа!". Материал содержит исторические данные, стихи о ВОВ, конкурсы....
Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс
Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа"
Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа", форма урока- заседание клуба " Поиск Истины" Урок представлен с методическим обоснованием. Использование ИКТ ...
Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года
Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...
Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года
Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...
Великий подвиг великого народа ( разработка праздника к 70-летию Великой Победы).
Предлагаю разработку сценария праздника к 70-летию Победы Советского народа в ВОВ....