Окружающий мир "Огонь, вода и газ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Огонь, вода и газ.
Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;
- познакомить детей с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;
- довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
- отрабатывать правильность действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода;
- развивать такие качества, как находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации
Планируемые результаты:
Личностные
- Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
- Оценивать жизненные ситуации, самостоятельно определять и высказывать правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные
Познавательные умения:
- Формулировать тему урока.
- Искать и выделять нужную информацию.
- Адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
- Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты.
- Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи.
- Рассуждать, доказывать.
Регулятивные умения:
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
- Коррекция (соотнесение знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике).
Коммуникативные умения:
- Слушать и вступать в диалог.
- Участвовать в коллективном обсуждении.
- Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие.
Предметные
- Познакомить с правилами действий при утечке газа и прорыве водопровода.
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш … (урок)
II. Минутка синоптика
Сегодня…(число, месяц, день недели)
Облачность…
Температура воздуха…
Ветер….
Осадки…
III. Проверка домашнего задания
Сообщения к проекту «Моё любимое блюдо». Рецепт любимого блюда.
IV. Сообщение темы урока
Отгадав загадки, вы узнаете тему нашего урока.
Превращает дом в дрова? (Огонь)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём? (Водопровод)
- В словаре Ожегова лексическое значение этого слова
Водопровод – система сооружений и устройств, по трубам доставляющая воду в места потребления.
Он на кухне обитает
Еду готовить помогает
За ним нужен глаз да глаз
Потому что это ... (Газ)
- Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке?
Слайд 1.
Сегодня на уроке будем говорить и о нашей безопасности.
V. Работа по теме урока
1. Слово учителя «История огня» Слайд 2.
Все вы, наверное, знаете, что огонь добрый друг человека. Когда-то люди жили в пещерах, огонь согревал их и помогал защищаться от хищников.
Люди узнали огонь, когда от грозы загорелись деревья. Попытались перенести огонь в пещеру, но он потух, его надо было поддерживать сухой травой. Огонь получали при помощи вращения палочки и очень его берегли.
С тех пор огонь поселился рядом с человеком.
Давайте сделаем вывод, когда огонь друг человека?
2. Опережающее задание
Печь-громада мартен пышет жаром,
Варят сталь для страны сталевара.
Чтобы все были сыты,
Ставят пищу в духовку, на плиты.
Хлеб и булки огонь выпекает
И от холода нас защищает.
Слайд 3. «Вы запомните, друзья, что с огнём шутить нельзя!»
Слайд 4. Нельзя включать в одну розетку большое количество электрических приборов!
Слайд 5. Спички, зажигалки, свечи - это не игрушки!
Слайд 6. Не оставляй без присмотра утюг и другие электроприборы!
3. Работа с текстом учебника
Слайд 7. Ответь на вопросы словами из учебника.
- Как нужно действовать, если возник пожар?
- Если в квартире что-то загорелось…
- Для этого лучше всего…
- Затем надо…
- Если ты в квартире с младшим братом или сестрой…
- Убегая, закрой…
- Чтобы уберечься от дыма…
4. Игра «Вызов по телефону 101 пожарной службы».
Назвать: адрес, где горит; свою фамилию.
5. Физкультминутка.
6. Вода – наш друг. Опережающее задание
Воду нужно уважать!
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться,
Ни природой, ни пейзажем,
Без воды угаснет каждый!
Но бывает вода и врагом. Кто знает когда?
Слайд 8, 9
- Вода тоже может стать причиной несчастья. Может произойти авария водопровода. В этом случае надо завернуть специальный вентиль, который перекрывает воду в квартире. Таких вентилей обычно 2: один на кухне, а другой – в туалетной комнате.
Если не можешь этого сделать попроси кого-то из взрослых, затем сообщи родителям.
Воду нужно беречь. Её запасы очень малы. А вода, которая в морях и океанах непригодна для питья. Человек в сутки использует до 500 литров воды, хотя по расчётам специалистов требуется ему всего 250 литров. Поэтому нужно её использовать экономно и сразу же устранять все неполадки.
- Рассмотрите рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?
Словарь.
Вентиль – клапан (кран) для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной службы, аварийной части, водопровода, службы газа).
7. Газ – наш друг. Опережающее задание
Знают взрослые и дети
Газ наш самый лучший друг.
В каждом доме солнцем светит,
С ним надежен мир вокруг.
Открывая кран конфорки,
Зажигаем спичку, вмиг −
Голубой огонь комфортно,
Под горелкою горит.
На заводе и в машине
Газ работает для нас.
Настоящие мужчины,
Добывают в недрах газ.
В города идёт, в посёлки
Газ по трубам — благодать!
Тратить газ нам нужно с толком,
Безопасность соблюдать.
Если газа дух в квартире,
Быть беде! Ты не тяни:
При утечке — «04»
Поскорее позвони!
И примчатся из Горгаза
Дяди в форме в тот же час,
Неисправности все сразу,
В доме устранят у нас.
И опять зажжём горелки,
Печь согреет нас теплом,
Задымится суп в тарелке,
За обеденным столом.
Слайд 10.
Газ невиден, его утечку можно почувствовать.
Он имеет неприятный запах.
Правила:
1.Открой окна и двери.
2. Не включай свет, не зажигай спички. Газ может взорваться!
3.Вызвать мастера по телефону 104
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа в группах. Собрать пословицу или поговорку.
- Дыма без огня не бывает.
- Не шути с огнём – обгоришь.
- Где дым, там и огонь.
2. Проверь себя. Выполнение заданий. Слайд 11.
VII. Итог урока
Оцените работу групп стикерами.
1. Знаю, какую опасность несут в себе огонь, вода и газ.
2.Могу справиться с чрезвычайной ситуацией.
- Что нового узнали на уроке?
- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
- Как действовать при аварии водопровода?
- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
VIII. Домашнее задание. Стр. 42. Придумайте новый знак безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды"
Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды" 3 классПрограмма и УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...
Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".
Урок окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....
Урок окружающего мира.Вода. Свойства воды.
Конспект и презентация к уроку....
Урок окружающего мира -Вода.Свойства воды
Урок окружающего мира -Вода.Свойства воды...
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс
Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...