Полезные ископаемые
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока знакомит учащихся с полезными ископаемыми. Полезные ископаемые - основа промышленности и благополучия человека. Потребность в полезных ископаемых двигает вперёд науку, способствует развитию транспортных артерий, совершенствованию разнообразной техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_k_uroku_po_okruzhayushchemu_miru.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

УМК «Школа России»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема:  «Полезные ископаемые»

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

•Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

•Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

•Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

•Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

•Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

•Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

•Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

•Воспитывать толерантности.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив.

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действий, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Оборудование: Окружающий мир 3 кл. ч2. А.А Плешаков. Издательство «Просвещение» 2019г.

Этап, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

 

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

Л: формировать положительное отношение к урокам;

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

3

-Чтоб определить тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадки:

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина) (слайды с 1- 5)

-Каким общим словом можно назвать все эти предметы? (полезные ископаемые)

- Верно, какая же тема нашего сегодняшнего урока (Полезные ископаемые) (слайд 6)

- Молодцы, правильно.

- Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое «Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?) (слайд 7)

- Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

- Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

-Что же такое полезные ископаемые? (Предположения детей)

- Правильно, полезные – значит, приносящие  пользу, а ископаемые - добываемые из  недр   земли.(Видео. Что такое полезные ископаемые) (слайд 8)

-Ребята, что же самое главное из рассказа Гномика вы запомнили. (Вместе с детьми  приходим к выводу: Говоря слово «камни» мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы – это природные вещества. Из них состоят горные породы. Минералы и горные породы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемыми.)

- Молодцы, правильно.

-Про полезные ископаемые мы говорили с вами ранее, а теперь давайте  вспомним, на какие группы они делятся  (ответы детей) (твердые, жидкие, газообразные)

-Молодцы, правильно.

- А теперь предлагаю вам немножко поиграть. Внимание на экран. (слайд 9) https://learningapps.org

- Молодцы, но ещё все полезные ископаемые делятся на 3 группы: горючие (горючие полезные ископаемые это: каменный уголь, торф, природный газ – основное топливо для фабрик, заводов, жилых домов и теплоэлектростанций. Каменный уголь используют для выплавки металлов из железных руд; рудные (металлические) полезные ископаемые которые содержат различные металлы; строительные – это песок, глина, мрамор, гранит.) На экран определение (слайды с 10 -12)

- Ребята, как добывают полезные ископаемые? (Ответы детей) (слайд 13)

-Назовите  профессию людей, которые занимаются изучением и поиском природных богатств. (геологи) (слайд 14)

-Я предлагаю сегодня на уроке стать вам научными сотрудниками лаборатории по изучению полезных ископаемых. Ваша задача на сегодня

 исследовать  горные породы и минералы. На столах у каждой группы лежит путевой лист (бланк изучения) в него будете вносить результаты ваших наблюдений. (У ребят на столах лежат образцы горных пород и минералов)

Группа 1 исследует  гранит (слайд 15)

Группа 2 исследует  кварц (слайд 16)

Группа 3 исследует  торф (слайд 17)

Группа 4 исследует известняк (слайд 18)

Запиши свои исследования в таблицу

Название образца

Состав и свойства

Цвет,  блеск, запах,

прозрачность, твёрдость

 ( твёрдые, рыхлые, жидкие, слоистые,  пористые), свойства

Где применяется

Где и как добывают

________________

Цвет___________________

Блеск__________________

Запах__________________

Прозрачность___________

Твёрдость( твёрдые, рыхлые, жидкие, слоистые,  пористые)

нужное подчеркни

Из чего состоит________________

_______________________

_______________________

_______________________

Свойства _______________________

_______________________

_______________________

________________________

Вывод : __________________ относится к горным  породам или минералам

( нужное подчеркни)  .

- Прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним правила работы в группе.

  • Слушай, что говорят другие.
  • Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  • Говори спокойно ясно, только по делу.
  • Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  • Помогай товарищам, если они об этом просят.
  • Точно выполняй возложенную на тебя роль.

- Распределите свои роли в группе и можете приступать к работе.( приблизительно 3 мин.)

-начинать свой рассказ будете со слов «Мы, геологи, только что вернулись с экспедиции, исследовав полезное ископаемое …

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

 

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Дин.пауза

2

Динамическая пауза. (на внимание горные породы – приседание), минерали (прыжок) названия минералов и горных пород: песчаник, каменная соль, полевой шпат, слюда, гранит, кварц, торф, известняк, мрамор, малахит, янтарь, бирюза, нефть, глина, железная руда.

Выполнять физ.упр.

Практический: 

5

- Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? - У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?

-  Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает их месторождения?

Мы построили большие города, получили новые материки которых в природе нет, например пластмассу, создали различи могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность Земли: взрывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение полезного ископаемого становится непригодной для жизни.

- Предложите свое решение этой проблемы. (Люди должны восстанавливать нарушенный ландшафт. Надо аккуратно удалять почву, чтобы затем, вернув ее на прежнее место посадить лес, парк, обустроить зону отдыха.)

Помните: полезные ископаемые — такое богатство, которое нельзя восстановить, так как оно образовалось в недрах Земли миллионы лет тому назад.

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

- Наш урок походит к концу, давайте проверим на сколько прочны ваши знания, сможете ли вы по описанию узнать полезное ископаемое: вот первое……(пол.иск.) (слайды с 19 – 29)

 - Молодцы, как вы считаете, наша цель достигнута?

- Оцените свою работу на уроке. У вас на парте лежат человечки. («Лестница успеха», на одну из ступенек лестницы поставьте своего человечка. Если вы довольны своей работой на уроке и вам все понятно, то ваш человечек становится на верхнюю ступень, если на уроке работали не плохо, но испытывали затруднения - ваше место на второй ступени, а если на уроке вы испытывали большие сложности, то на нижней ступени).

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

5.

Домашнее задание

составить кроссворд о полезных ископаемых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...