План конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Семейный бюджет»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Головачева Татьяна Валентиновна

План конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Семейный бюджет»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Семейный бюджет»

Выполнила учитель МБОУ Челховской ООШ

Головачева Т.В.

Тема урока: «Семейный бюджет»

Цели урока: 

-познакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента;

- воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.        

Планируемые результаты:

Предметные: усвоить понятия «семейный бюджет», «доход»,»расход» «рента».

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по окружающему миру; понимать причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализе и самоконтроле результата.
Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, рабочая тетрадь.

Ход урока

1.Оргмомент

- Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы?

- Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

2.  Актуализация знаний учащихся (о государственном бюджете и основных экономических понятиях) и проверка домашнего задания.

– Какой большой раздел мы изучаем? (Экономика.)

– Что такое экономика? Задачи экономики?

- На прошлом уроке вы изучали тему «Государственный бюджет». Давайте проверим, что вы запомнили.

-Откроем учебник на стр.74 и ответим на вопросы «Проверь себя»:

1.Что такое бюджет? (План доходов и расходов)

2. Зачем нужен государственный бюджет? (Чтобы вести хозяйство страны, планировать, вести экономику)

3. Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы)

4.Что такое налоги? (Налоги- это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства)

4.На что расходуются деньги из государственного бюджета? (На образование, здравоохранение, содержание армии, полиции, науки и культуры, охрану природы и другие цели)

-Молодцы, ребята!

 3. Самоопределение к деятельности

-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю разгадать вам кроссворд, где узнаете ключевое слово .Работать вы будете сейчас в парах.

(Учащиеся работают в парах- Читательская грамотность развивается)

5.Д

Е

3. Э

Н

   К

Е

   О

4.  Д

Ж

 1.Р

   Н

  Е

Н

    А

2.Ц

   О

  Н

А

   С

  Е

  М

  Ь

Я

    Х

   Н

   И

   Г

   О

   А

   к  

   И

   Д

   а

Кроссворд:

  1. Деньги, которые тратят на те или иные нужды (расход).
  2. Стоимость одной вещи (цена).
  3. Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика).
  4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги).
  5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает…..сумка.

-Каждая пара читает задание и называет ответ. Ключевое слово получилось «Семья».

-Давайте, вспомним, что мы называем «семья»? (Группа, живущих вместе родственников.)

- Может ли у семьи быть свой бюджет? (Да)

-Какая же сегодня тема урока? (Семейный бюджет.)

 4.Открытие и усвоение новых знаний. 

-Бюджет составляет не только государство. Его составляют заводы, фабрики, различные фирмы и даже семьи. Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о семейном бюджете.

-Давайте подумаем, из чего же складывается бюджет семьи?

На доске: (Таблица 1)      

Бюджет

Доходы

Расходы

-Останется ли такая схема в семье?

-Каждая семья имеет свои доходы и расходы. На какой срок может составляться бюджет семьи? (На один месяц)

-Познакомимся с доходами семьи.

Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся).

- Мама и папа работают. Что они получают за свой труд?  (Зарплату).

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).

- Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам)

- Дочка (или сын) учится в университете и за хорошую учебу получает …? (Стипендию)

- Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в аренду и другие).

- А что такое расходы? (Ответы детей). Слайд №7

Учитель обобщает ответы детей.

-А теперь вспомним все виды доходов ,которые могут поступать в семейный бюджет ,и занесем их в таблицу (на доске, у каждого ученика на парте).

(Таблица 2)

Семейный бюджет

Доходы

Расходы (графа заполнится к концу урока)

Зарплата, пенсия, стипендия, пособие, прибыль

Кварплата, образование (секции, кружки, детский сад), транспорт, питание, одежда, культурный досуг, лечение, отпуск, мебель, бытовая техника.

Практическая работа.(Развивается финансовая грамотность)

-Ребята, каждый из вас в будущем будет планировать свой семейный бюджет. Давайте представим, что перед вами нужно свой семейный бюджет распределить на месяц. На листах, которые находятся у вас на партах, составьте список товаров и услуг, которые вам будут необходимы на месяц (вы можете опираться на свою семью, как родители планируют бюджет).

-А теперь я вам раздам листы, на которых стоят цена товаров и услуг в «зайчиках». На своих листах поставьте цену(учитель раздает лист 2,ребята проставляют цену, если нет такой услуги или товаров, обговаривают с учителем цену).

-Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 «зайчиков».

-Сложите все «зайчики». Какая сумма у вас получилась? Ели у кого больше  получилось, что в вашем семейном бюджете образовалось?(Дефицит «зайчиков»- не хватает средств за все заплатить)

-У кого меньшая сумма получилась? Что вы сделали?(Сэкономили-отложили сбережения)

Что в этом случае нам делать? /Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить/

- Какая ситуация может складываться в семейном бюджете? (Доходы могут превышать расходы, доходы равны расходам, доходы меньше расходов) (Обучающиеся делают вывод- развивается креативное мышление)

-Мы с вами немного поиграли в семейный бюджет, но ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на, что они потратят в первую очередь. Иногда вы от них требуете ту или иную игрушку или то, что вам захотелось, а в ответ вы слышите: «Сейчас денег нет!».Это не значит, что у родителей денег в кошельке нет- они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы пойдут, куда в течение месяца.

-У нас с вами появился опыт составления семейного бюджета, поэтому закончим заполнение таблицы. (Таблица 2)

5.Физминутка.

На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.

 (Дорого – прыгаем вверх, дёшево – прыгаем на корточках).

6.Первичное закрепление нового материала. 

Работа с учебником.

- Прочитайте 2-ой абзац текста на с.75.

- Можно ли было избежать такой ситуации?

-Прочитайте на стр.77 задание 1 и 2.

-Какие же могут появиться доходы, которые не запланированы? (Выигрыш в лотерею, подарок в виде денежной суммы)

7.Самостоятельная работа. Применение знаний на практике

Работа с  рабочей тетрадью

теперь откроем тетради на стр.46, выполним задание 1,2,3.

8.Итог урока.

Что такое семейный бюджет? (План доходов и расходов семьи.)

– Для чего нужен семейный бюджет? (Чтобы правильно вести домашнее хозяйство.)

9.Домашнее задание.

Внимательно прочитайте текст темы «Семейный бюджет » на с. 75-77: закончить выполнение заданий из рабочей тетради на с.48 зад.4,5. Особое внимание уделить заданию 6,где вам нужно распределить свой бюджет, который вам подарили на день рождение. (При выполнении задания у учащихся будет формироваться математическая, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление)

10.Рефлексия

На партах у вас лежат смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"

Данный материал предназначается  для урока в  з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...

Презентация по окружающему миру 4 класс по теме : "Семейный бюджет и его составление"

Каждого ребёнка надо приучать к деньгам , к экономиии. Эта презентация поможит доступно объяснить эту тему....

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс по теме "Семейный Бюджет"

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет» Задачи урока: ·        Формировать представление о структуре семейного бюджета;·...

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие насекомые?

Урок для учащихся 2 класса по программе "Школа России" под ред. Плешакова А.А....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Семейный бюджет"

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Семейный бюджет"...

план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Страна, открывшая путь в космос.

Предмет: Окружающий мирУМК «Школа России»Класс: 4Тема урока: Страна, открывшая путь в космосЦель урока: Знакомство учащихся с жизнью страны, важнейшими моментами р...