Мир животных: ПТИЦЫ. Главная особенность этой группы животных.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Тема урока: Мир животных: ПТИЦЫ. Главная особенность этой группы животных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание детей (загадки, яркие картинки, интересные задания), развивать интерес и самостоятельность - учиться самим добывать знания, делать выводы (исследования в группах, самостоятельная работа с текстом, картинками), доступно преподнести изучаемый материал (использование слайдов, подача самими детьми дополнительного материала), воспитывать бережное отношение к природе. Компьютерная презентация способствует лучшему усвоению материала, облегчает подготовку учителя к уроку, позволяет провести работу на уроке интересно, нестандартно. Урок поможет сформировать у школьников представление о птицах, о главной отличительной особенности этой группы животных, научит приобретать знания в практической деятельности, бережно относится к природе. На каждом этапе урока, дети выводят правила, подводят итоги. Система вопросов и заданий требует от учеников добывать знания в процессе индивидуальной, групповой, фронтальной работы, которая направлена на формирование коммуникативных компетентностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_zhivotnyh_ptitsy._glavnaya_osobennost_etoy_gruppy_zhivotnyh.docx | 39.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока (окружающий мир).
Класс: 1
Система учебников (УМК): учебно-методический комплект «Школа России».
Автор учебника: Плешаков А.А.
Учитель: Таныгина Ольга Германовна
Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»
Тема урока: Мир животных: ПТИЦЫ. Главная особенность этой группы животных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения.
Основные этапы урока:
1 . Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Определение темы и задач урока.
4. Изучение нового материала.
5. Практическая работа.
6. Обобщение, систематизация и применение знаний.
7. Подведение итогов урока и рефлексия.
8. Рекомендации для занятий дома.
УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Предполагаемый контроль: текущий.
Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные -овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с голосами птиц, видеоматериал про перелетных и зимующих птицах; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А.Плешаков); карточки с заданием;
у учителя: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
Технологическая карта урока.
Класс: 1
Система учебников (УМК): учебно-методический комплект «Школа России».
Автор учебника: Плешаков А.А.
Учитель: Таныгина Ольга Германовна
Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»
Тема урока: Мир животных: ПТИЦЫ. Главная особенность этой группы животных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Основной акцент на этапе урока |
1. Организационный момент.
| Ребята! Сегодня мы отправимся в новое путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые у нас возникнут. |
Слайд 1. | |
2.Актуализация знаний.
3. Определение темы и задач урока. 4. Изучение нового материала.
Физкультминутка .
5.Практическая работа. Физкультминутка 6.Обобщение, систематизация, применение знаний.
7.Подведение итогов урока и рефлексия. 8. Рекомендации для занятий дома. | 1) Фронтальная работа. -Какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые, звери) -Чем отличаются насекомые? - Как отличить рыб от других животных? 2) Индивидуальная работа на карточках. -У каждого на парте рисунок. Рассмотрите его и обведите рисунок красным цветом, если это рыба, и жёлтым, если это – насекомое. Проверка: 1) Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили насекомых? (У насекомых 6 ног) -Назовите признак рыб. (Тело рыб покрыто чешуей) Назовите их. - Кто у вас остался? Назовите одним словом животных, которых вы не обвели никаким цветом. (Птицы) -Подумайте, о ком мы будем говорить на уроке? - Какие учебные задачи мы ставим перед собой? -Задачи урока: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц. -Предлагаю вам отправиться в лес. -Каких птиц вы знаете? 1) Игра «Кто больше?» За каждое название птицы получаете пёрышко и кладёте на стол. Побеждает тот, у кого пёрышек больше. -Как можно отличить птиц от других животных? (Они умеют летать.) - Давайте посмотрим на экран. Кто из этих животных умеет летать? - Можно ли всех этих животных назвать птицами? 2) Работа по учебнику. - Рассмотрите рисунок на стр.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга) - Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать) - Можно ли их отнести к одной группе? (Нет) А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу) - Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие. - Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья) Значит птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. - На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Давайте мы с вами отдохнём! Физкультминутка 1: Учащиеся делают разные движения, имитируя птиц. Подготовленный ученик читает стихотворение и показывает движения. Птички прыгают, летают (Дети прыгают) («улетают», дети садятся) Обобщение: -Какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями). - Рассмотрите рисунок (стр.36, слайд 10). - Какую птицу вы узнали? (Это голубь.) - Рассмотрите тело птицы. Выступление ученика 1: «В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. Белый голубь считается символом любви, добра, мира. 3) Знакомство со строением птицы. -Из каких частей состоит тело голубя? – Что интересного знаете о голубях? Работа в парах. - Найдите указанные части тела у птицы на странице 36 (учебника) Выступление ученика 2: - У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они добывают пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри- длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. -А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)
Практическая работа. -Рассмотрите предложенные перья. -Одинаковые они или разные? -Чем они различаются? Вывод: (перья прочные, легкие.) (Упражнения: -Положите перо на ладонь и подуйте на него. (Летит, легкое.) -Практическая работа: Учитель отрезает кончик пера ножницами. Всем показывает. Вывод делают дети. (Внутри оно пустое, полое.) -Вот почему перья легкие. -Капните водой из пипетки на перо. (Капелька скатилась, перо не намокает.) -Вот почему перья могут защитить птицу от воды. -Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. (Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.) (Строение пера: очи’н, стержень, опаха’ло Очи’н - полая нижняя часть стержня пера птиц.) -Для чего птице нужны разные перья? Выступление ученика 3: Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. Муравей Вопросик говорит, что очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать. Физкультминутка 2: Вот под елочкой зеленой (Встали ровно.) Скачут весело вороны: (Прыгаем тихонечко.) Кар-кар-кар! (Повторяем все вместе) (Хлопки над головой в ладоши с произношением кар-кар-кар.) Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.) Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.) Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши с произношением кар-кар-кар.) Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.) И все вместе засыпают: (Садятся за парту.) -Все ли птицы летают? (Нет, не умеют летать пингвин и страус) - Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Тело этих животных покрыто перьями.) - Выступление ученика 4: Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги! Страусов уже давно одомашнили, их разводят на фермах, т.е. встретить этих птиц можно по всему миру. Но дикие страусы проживают только в Африке. Страусы – всеядные животные. Они питаются травой, плодами, листиками. Предпочитают собирать корм с земли, а не рвать с веток деревьев. Также они любят насекомых, любую мелкую живность, в том числе черепах, ящериц, т.е. то, что могут проглотить и схватить. 1) Работа по наглядному материалу. Беседа о зимующих и перелетных птицах. - Назовите птиц, которых вы видите? - На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие) - Почему их так называют? (Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.) - Наше путешествие по царству природы завершается. -Вспомним учебную задачу урока. Каких животных называют птицами? (Птицы - животные, тело которых покрыто перьями.) – Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? - Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.) -Оцените свою работу на уроке. Нарисовать птичку и написать интересный факт про птицу на листе А4. |
Познавательные: логические УУД Игра “Кто в группе лишний» 1.Жук, ворона, щука. 2.Комар, карась, снегирь. 3.Сом, воробей, муха. Регулятивные УУД Познавательные УУД (общеучебные) Регулятивные УУД Познавательные УУД (общеучебные) Познавательные: логические УУД Регулятивные УУД (Учащиеся называют, учитель\физрук показывает) Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Работа в парах. На столе у учителя лежат перья. (Дети называют разные признаки — цвет, размер, форму и т. д.) Сравнивают. Познавательные: логические УУД Учащиеся находят у разных перьев стержень и бородки. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (учитель демонстрирует такую застежку). Дети высказываются.
Регулятивные УУД Дети рассматривают в учебнике изображения страуса и пингвинов и рассказывают, что знают о них. +выступления ребят. Познавательные УУД Познавательные УУД. Личностные УУД. |
Слайд 2 Образец листочка с заданием. (После выполнения задания – проверка) Самостоятельная работа. Слайд 3. Название темы урока. Просмотр видеоролика «Птицы нашего леса» Слайд 4. Иллюстрации в учебнике ( стрекоза, летучая мышь, страус). Работа с иллюстрациями в учебнике.
Сообщение ученика про голубя. Слайд 5. Сообщение ученика.
Слайд 6-7. Сообщение ученика. Перелетные – утки, лебеди, ласточки, скворцы, кукушки. Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь, сова, дятел. Просмотр видеофрагмента (по времени) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Животные группы животных
АннотацияПрезентация «Животные. Группы животных» составлена к уроку окружающего мира по теме «Животные. Группы животных» в 1 классе по программе Н.Я.Дмитриевой (развивающая система Л.В. Занкова)...
Классификация животных (группы животных)
Данная презентация содержит слайды, показывающие учащимся, какие различают основные группы животных....
Открытое внеурочное занятие для 1 класса по Веселым урокам этикета. Тема: «Новый год. Главные волшебники этой сказки»
Конспект открытого занятия. Веселые уроки этикета...
Тема: «Главные особенности космоса».
Цель урока; Дать первоначальное представление о Вселенной, космосе значение Солнца для жизни на Земле. Предметные задачи: 1) научить определять Вселенную как необъятное пространство со звёздами, ...
Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс
Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой прогр...
Презентация у уроку: Мир животных: ПТИЦЫ. Главная особенность этой группы животных.
Презентация к уроку: Мир животных: ПТИЦЫ. Главная особенность этой группы животных.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, те...