Мир животных: ПТИЦЫ. Главная особенность этой группы животных.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Таныгина Ольга Германовна

Тема урока: Мир животных: ПТИЦЫ. Главная особенность этой группы животных.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание детей (загадки, яркие картинки, интересные задания), развивать интерес и самостоятельность - учиться самим добывать знания, делать выводы (исследования в группах, самостоятельная работа с текстом, картинками), доступно преподнести изучаемый материал (использование слайдов, подача самими детьми дополнительного материала), воспитывать бережное отношение к природе. Компьютерная презентация способствует лучшему усвоению материала, облегчает подготовку учителя к уроку, позволяет провести работу на уроке интересно, нестандартно. Урок поможет сформировать у школьников представление о птицах, о главной отличительной особенности этой группы животных,  научит приобретать знания в практической деятельности, бережно относится к природе. На каждом этапе урока, дети выводят правила, подводят итоги. Система вопросов и заданий требует от учеников добывать знания в процессе индивидуальной, групповой, фронтальной работы, которая направлена на формирование коммуникативных компетентностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Сценарий урока (окружающий мир).

Класс: 1

Система учебников (УМК):  учебно-методический комплект «Школа России».

Автор учебника: Плешаков А.А.

Учитель:  Таныгина Ольга Германовна

Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»

Тема урока: Мир животных: ПТИЦЫ. Главная особенность этой группы животных.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения.

Основные этапы урока:

1 . Организационный момент.

 2. Актуализация знаний.

3. Определение темы и задач урока.

4. Изучение нового материала.

5. Практическая работа.

6. Обобщение, систематизация и применение знаний.

7. Подведение итогов урока и рефлексия.

8.  Рекомендации для занятий дома.

УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль:  текущий.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;  рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные -овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик  с  голосами  птиц, видеоматериал про перелетных и зимующих птицах; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А.Плешаков);  карточки с заданием;

у учителя: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

Технологическая карта урока.

Класс: 1

Система учебников (УМК):  учебно-методический комплект «Школа России».

Автор учебника: Плешаков А.А.

Учитель:  Таныгина Ольга Германовна

Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»

Тема урока: Мир животных: ПТИЦЫ. Главная особенность этой группы животных.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения.

Этап  урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Основной  акцент на этапе урока

1. Организационный момент.

 

Ребята! Сегодня мы отправимся в новое путешествие  по  царству природы. Нам предстоит  открыть новые тайны в мире животных,  находить ответы на вопросы, которые у нас возникнут.

 

Слайд 1.

2.Актуализация знаний.

 

 

3. Определение темы и задач урока.

4. Изучение нового материала.

 

 

Физкультминутка

.

 

 

5.Практическая работа.

Физкультминутка

6.Обобщение, систематизация, применение знаний.

 

7.Подведение итогов урока и рефлексия.

8. Рекомендации для занятий дома.

1) Фронтальная работа.

-Какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые, звери) 

 -Чем отличаются насекомые?

- Как отличить рыб от других животных?

2) Индивидуальная работа на карточках.  

-У каждого на парте  рисунок.

Рассмотрите его и обведите рисунок красным цветом, если это рыба,  и жёлтым, если это – насекомое.

Проверка:

 1) Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили насекомых? (У насекомых 6 ног) 

 -Назовите признак рыб. (Тело рыб покрыто чешуей) Назовите их.

 - Кто у вас остался?   Назовите одним словом животных, которых вы не обвели никаким цветом. (Птицы)

-Подумайте, о  ком  мы будем говорить на уроке?

- Какие учебные задачи мы ставим перед собой?

-Задачи урока: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц.

-Предлагаю  вам отправиться в лес.

-Каких птиц вы знаете?

1) Игра «Кто больше?»

За каждое название птицы получаете пёрышко  и кладёте на стол. Побеждает тот, у кого  пёрышек больше.

-Как можно отличить птиц от других животных?  (Они  умеют летать.)

- Давайте посмотрим на экран. Кто из этих животных умеет летать?

- Можно ли всех этих животных назвать птицами?

2) Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на стр.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга)

- Что общего у всех этих животных?  (Они умеют летать)

- Можно ли их отнести к одной группе? (Нет)  А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу)

- Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – животные, которых на земле очень много. Они  обитают и в воздухе, и на суше, и в воде,  в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья)   Значит птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

- На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать.

Давайте мы с вами отдохнём!

Физкультминутка 1:

Учащиеся  делают разные движения, имитируя птиц. Подготовленный ученик читает стихотворение и показывает движения.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. (правая рука стучит по ладони левой руки, имитируя клевание зерна)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются вправо и влево)
Дальше полетели
И на место сели  

(«улетают», дети садятся)

Обобщение:  

-Какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).

- Рассмотрите рисунок (стр.36, слайд 10).

- Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)

 - Рассмотрите тело птицы.

Выступление ученика 1:  

«В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения.  Белый голубь считается символом любви, добра, мира.

3) Знакомство со строением птицы.

-Из каких частей состоит тело голубя?  

– Что интересного знаете о голубях?

Работа в парах.

- Найдите  указанные  части тела  у птицы на странице 36 (учебника)

 Выступление ученика 2:      

  - У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они  добывают  пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у  птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри- длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара.

-А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)

     

 Практическая работа.

-Рассмотрите предложенные перья.

-Одинаковые они или разные?

-Чем они различаются?

 Вывод: (перья прочные, легкие.)

(Упражнения: -Положите перо на ладонь и подуйте на него.

(Летит, легкое.)

-Практическая работа: Учитель отрезает  кончик пера ножницами. Всем показывает. Вывод делают дети.

  (Внутри оно пустое, полое.)

-Вот почему перья легкие.

-Капните водой из пипетки на перо.

(Капелька скатилась, перо не намокает.)

-Вот почему перья могут защитить птицу от воды.

-Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь.

(Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.)

(Строение пера: очи’н, стержень, опаха’ло

Очи’н - полая нижняя часть стержня пера птиц.)

-Для чего птице нужны разные перья?

Выступление ученика 3:

Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения.

Муравей Вопросик говорит, что очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать.

Физкультминутка 2:

Вот под елочкой зеленой

(Встали ровно.)

Скачут весело вороны:

(Прыгаем тихонечко.)

Кар-кар-кар!

(Повторяем все вместе)

(Хлопки над головой в ладоши с произношением кар-кар-кар.)

Целый день они кричали,

(Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар!

(Хлопки над головой в ладоши с произношением кар-кар-кар.)

Только к ночи умолкают

(Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают:

(Садятся за парту.)

-Все ли птицы летают?

(Нет, не умеют летать пингвин и страус)

- Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему?

(Тело этих животных покрыто перьями.) 

-  Выступление ученика 4:

Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги!

Страусов уже давно одомашнили, их разводят на фермах, т.е. встретить этих птиц можно по всему миру. Но дикие страусы проживают только в Африке.

Страусы – всеядные животные. Они питаются травой, плодами, листиками. Предпочитают собирать корм с земли, а не рвать с веток деревьев. Также они любят насекомых, любую мелкую живность, в том числе черепах, ящериц, т.е. то, что могут проглотить и схватить.

1) Работа по наглядному материалу.

Беседа о зимующих и

перелетных птицах.

- Назовите  птиц, которых вы видите?

- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены?

(Перелетные и зимующие)

- Почему их так называют?

(Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.

Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.)

- Наше путешествие по царству природы завершается.

  -Вспомним   учебную задачу урока. Каких животных называют птицами?

 (Птицы - животные, тело  которых покрыто перьями.)

– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? 

- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)

    -Оцените свою работу на уроке.

Нарисовать птичку и написать интересный факт про птицу на листе А4.

 

Познавательные: логические УУД

Игра “Кто в группе лишний»

 1.Жук, ворона, щука.

2.Комар, карась, снегирь.

3.Сом, воробей, муха.

Регулятивные УУД

Познавательные

УУД

(общеучебные)

Регулятивные

УУД

Познавательные

УУД

(общеучебные)

Познавательные:

логические УУД

Регулятивные

УУД

(Учащиеся называют, учитель\физрук показывает)

Коммуникативные

УУД

Коммуникативные

УУД

Коммуникативные

УУД

Работа в парах.

На столе у учителя лежат перья.

(Дети называют разные признаки — цвет, размер, форму и т. д.)

Сравнивают.

Познавательные:

логические УУД

Учащиеся находят у разных перьев стержень и бородки. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (учитель демонстрирует такую застежку).

Дети высказываются.

 

 

Регулятивные УУД

Дети рассматривают в учебнике изображения страуса и пингвинов и рассказывают, что знают о них.

+выступления ребят.

Познавательные УУД

Познавательные УУД.

Личностные  УУД.

 

Слайд 2

Образец

листочка с заданием.

(После выполнения задания – проверка)

Самостоятельная

работа.

Слайд 3. Название темы урока.

Просмотр видеоролика «Птицы нашего леса»

Слайд 4.

Иллюстрации в учебнике

( стрекоза, летучая мышь, страус).

Работа с иллюстрациями в учебнике.

 

 

Сообщение ученика про голубя.

Слайд 5.

Сообщение ученика.

 

Слайд 6-7.

Сообщение ученика.

Перелетные – утки, лебеди, ласточки,  скворцы, кукушки.

Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь,  сова, дятел.

Просмотр видеофрагмента (по времени)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животные группы животных

АннотацияПрезентация «Животные. Группы животных» составлена к уроку окружающего мира по теме «Животные. Группы животных» в 1 классе по программе Н.Я.Дмитриевой (развивающая система Л.В. Занкова)...

Классификация животных (группы животных)

Данная презентация содержит слайды, показывающие учащимся, какие различают основные группы животных....

Тема: «Главные особенности космоса».

Цель урока; Дать первоначальное представление о Вселенной, космосе значение Солнца для жизни на Земле. Предметные задачи: 1) научить определять Вселенную как необъятное пространство со звёздами, ...

Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой прогр...

Презентация у уроку: Мир животных: ПТИЦЫ. Главная особенность этой группы животных.

Презентация к уроку: Мир животных: ПТИЦЫ. Главная особенность этой группы животных.Тип урока:  урок усвоения новых знаний.Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, те...