НПК "История семьи"
творческая работа учащихся по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
МО Иволгинский район
МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа
Районная научно-практическая конференция учащихся
«Первые шаги - 2020»
История семьи
Тема: «Потомки тайши»
Выполнил: учащийся 3 е класса
Гунзенов Аюр
(с.Иволгинск ул.Дорожная, д.28
тел. 89834214405)
Руководитель: Рулёва И.М.
с.Иволгинск
2020 г.
Оглавление.
Введение……………………………………………………….…...…….…3-4
1.Генеалогия. Генеалогическое древо………………………….…..……..5-6
2.Схема-таблица генеалогического древа моего рода….…………….….7-8
3.История Бурятии в биографиях моих предков…………………..……..9
3.1.О селенгинских бурятах………………...…..………………………….9-10
3.2.Мой прадедушка Анги Вандан Жамбалтаров ……………………….10
3.3.Мой дедушка Дармаев Владимир Жалсанович……………….……...11
Заключение………………………………………………………………….11
Литература……………………………………………………………..……12
Приложения…………………………………………………………………13
Введение
«Человек, не знающий своей родословной, что яйцо без скорлупы».
(Бурятская мудрость)
Меня всегда интересовала история моей страны, моей семьи и моего рода. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю родины в отрыве от истории родного края. История моего рода, сохранившаяся в воспоминаниях моих предков, - это часть истории моей страны.
В данной работе я хочу рассказать о моих предках. Я выбрал эту тему, так как считаю ее актуальной во все времена, так как незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
Почитать и уважать предков, хранить память о них - раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает проявляться. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания – генеалогия. Главным консультантом в моей работе была моя мама Дармаева Светлана Владимировна.
Информацию о предках семьи Дармаевых начинали собирать мой дедушка Володя – отец мамы и его сестра Евдокия. Значительный вклад в исследование и сохранение родового древа внес их двоюродный брат Сергей. Сейчас родственники готовят родословную для книги о селенгинских бурятах.
Предки семьи Дармаевых выходцы из Монголии. Начиная с 1631 г. в родовом древе семьи Дармаевых 17 поколений. Я с интересом слушаю рассказы, изучаю фото и документы о наших предках.
Гипотеза: Если я исследую «корни» моей семьи, фотографии, документы, письма, то смогу увидеть своих предков в истории Бурятии.
Цель моей исследовательской работы – это изучение и сохранение истории моей семьи.
Задачи:
- Изучить историю возникновения фамилии моей семьи
- Изучить материалы семейного архива
- Изучить литературу по теме
- Научиться приемам составления родословной моей семьи.
Актуальность. Мы, нынешнее поколение, плохо знаем своих предков, а испокон веков нашим предкам было принято знать свои родственные связи до 9-го колена. Именно поэтому я и занялся изучением истории своей семьи.
Практическое значение. На факультативных занятиях научить одноклассников составлять генеалогическое древо с помощью компьютерной программы.
Методы исследования:
- Опрос родственников.
- Изучение семейных архивов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.
- Анкетирование.
- Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.
.
- Генеалогия. Генеалогическое древо.
Каждый человек хоть раз в жизни задумывался о том, какое происхождение у его фамилии, кем были его предки, чем они занимались, как сложилась их судьба и какую роль в становлении государства сыграла их жизнь. Человек, не знающий истории своего рода теряет нить времени, проходящую от предков до настоящего момента. Череда исторических событий, оказавших серьезное влияние на идеалы и устои страны, привела к тому, что многие не знают имен предшественников рода по причине потери информации.
Восполнить пробелы истории семьи и восстановить нить времени поможет такая наука, как генеалогия. Она позволяет получить больше информации о предках, узнать о сословиях, занятиях и профессиях предшествующих поколений, а также составить семейное древо.
В настоящее время генеалогия открывает большие возможности для розыска новых документов, хранящихся у населения. В этом случае речь идёт об установлении ныне живущих потомков известных деятелей прошлого и людей из их окружения.
В прошлом генеалогии родословные были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось».
Родословная, или, как говорили раньше, родословие, - это последовательный перечень поколений людей твоего рода.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена.
В последнее время генеалогия - модное хобби, однако это и удивительная возможность осознать свою причастность к группе интересных, уникальных и особенных людей - своих предков.
Я решил провести анкетирование своих одноклассников - учеников 3 класса МАОУ Иволгинская СОШ на тему «Родословная моей семьи».
Результаты данного опроса следующие.
1. Знаком ли ты с родословной своей семьи?
2. Кто тебе о ней рассказал?
3. Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»?
4.Хочется ли тебе узнать что-то новое о своих родных (прабабушках, прадедушках и т.д.)
Вывод
Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что в большинстве случаев одноклассники знакомы с родословной своей семьи, в первую очередь, от своих родителей. Но большинство хотели бы узнать еще что-то новое о своих прабабушках и прадедушках. Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый знакомится одновременно и с историей своей Родины.
- Схема-таблица генеалогического древа моего рода
1631 он Монголос гаража ересэн байна Далай хyлэг
Буханай
Усан
Таташа
БYYбэй
Шараб
Цагадан Цахюудай Цэдэн Аюша
Ехэ Соном Бага Соном Цэцэн Лубзай Жамца-лама
Нанжин Дэнжин
Дамиран БYYбэй Жотной Банди
Цэдэн-Дамба Сандан-лама Дугаржав (Чойсан)
Жамбалтар Цэдэн-Гэбгы (Шанзай) Цыбик
Гармапренлэй Дорги Цэвэндоржи Бадма Самбу Вандан (Селенгин тайша) Цэдэв-лама Рэгзэн Цэрэн-Мунхэ Гармажап
Данзан Найдан Очир Жалсарай (Гур-Дарма) (ж Буда-Ханда) Сэгсы Содном Александр
Содном Бальчин Дондок Галсан Жалсан * Хубарак Бальжи Дадия
Цырендаша Данзан-Доржи Сергей (ж Боди-Сурун) (ж Юмху) (Гармажап) Норбо Данзан-Нима
Ринчин Александр Цыден-Еши Цыпилма Намжилма Дамба Чагдар Бальчин
Очир Борис Цырен-Доржи (м Дамдин) (м Мунко) Лузан Бургэд Жэмбэ
Цэдэнеши Владимир Цыбик-Ханда Норбо Сэнгэ Егор
Жимбэ Баир Тамсурун Жаргал Владимир ?
Раднажав Бато Нима
Балдан-Самбу Гомбо
Сергей Валера Дарисурун Геннадий Содном Нимасурун Дамдин-Доржо Борис Владимир Евдокия
(ж Намжилма) (ж Галина) (м Мэлс) (ж Зинаида) (ж Надежда) (ж Вера) (ж Дарима) (ж Чимит-Цырен) (м Вячеслав)
Оюна Бэлигто Виктория Римма Саяна Светлана Елена Баир Игорь (м Жаргал) (ж Ирина) Виталий Маргарита Дина (м Амгалан) Эржена (ж Оюна) (ж Наталья) Леонард Галсан Рыгзема Сурэн Дугар (м Насаг) Светлана Ирина Батор (ж Евгения) Виктория (ж Майя) Баярма (м Василий) Егор (ж Людмила) Сэлмэг Ирина Данзан (м Юрий) Жаргал (ж Норсана)
Чойгалсан Лубсан Эржена Алдар Амгалан Александр (ж Юлия) Буянто Мария Баярма София Эрдэм
Доржи Артем Данзан Галсан Аюр (ж Жаргалма)
Дамиран Амина Сойжина Ардан Жаргал
Жаргалма Алина Дмитрий Жалсан
Номин Дарья Булат
Дулсан Намсарай
Татьяна Сурэна
Алима
Лосол Цыбик-Ханда Дулма Валера (ж Нелля) Дымбрылма Пурбо
(ж Александра) (м Радна) (м Базаржап) Владимир (ж Виктория) Галсан (ж Юлия) Валера
Сергей Ринчин-Ханда Галина Туяна (м Бэлигто) Сэрэгма Саяна
Баир Нина Ольга Алдар Жалсан Сэнгэ
Жалсан Жаргал Алтана Тамир Сэлмэг
Мунко Цыден-Бал Намжил Арюна
Бато Цырен-Доржо Адиса Тумэн
Роза Сэсэгма Баярто
Эржена Зоригто Санжи
* Вандан и Буда-Ханда усыновили внуков брата Самбу, детей Жалсарая – Жалсана и Намжилму.
- История Бурятии в биографиях моих предков (из рассказов родственников и изучения семейного архива).
В моей родословной есть люди, участвующие в жизнедеятельности и развитии родной Бурятии, в формировании культуры нашего народа, а именно, в развитии Селенгинского района. Это были и есть достойные, уважаемые люди, с по-своему интересными биографиями. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.
- О селенгинских бурятах.
Основная часть селенгинских бурят сформировалась за счет пребывания сюда три с половиной века назад выходцев из Монголии и Добайкалья.
Под Селенгинскими бурятами подразумевается часть бурятского народа, проживающая в течение последних столетий по левому берегу реки Селенги, по рекам Джида, Чикой, Темник, то есть жители Селенгинского, Иволгинского и Кяхтинского районов.
Селенгинские буряты состоят из восьми западных родов Монголии и шести восточных родов Добайкалья. К первым относятся атаганы, ашибагаты, сартулы, табангуты, цонголы, удзоны, хатагины и подгородные, ко вторым – роды харанутский, алагуевский, бабай-хурамшинский, готол-бумальский, ользоновский и чиноевский.
Известно, что первым тайшой селенгинских родов был Окин Хонтогоров. Далее титул тайши унаследовали его сыновья и потомки: с 1723 по1757 годы-тайша Лубсан Сосой, с 1757 по 1772 годы-тайша Унагажин, с 1772 по1786 годы-тайша Зодбо, с 1786 по 1793 годы-тайша Дугар Забтан и Буни Цаганов, с 1793 по 1804 годы-тайша Цыдып Бунинов, с 1804 по 1835 годы - тайша Бадма Цыдыпылов.
Со времени создания Селенгинской степной думы главными тайшами были сын главы инородческой конторы Туртуева Ломбоцырена-Ломбоцыренов Юмдэлэк (Дамби-Жалсан) из бабай-хурумшинского рода. Следующим главным тайшой был сын шуленги рода атаганов Ринчинова Вампила-Вампилов Ниндак, правивший с 1837 по 1853 год. С 1853 по 1860 годы главным тайшой служил староста рода ользонов Буянтуев Жамбал-Доржи. За ним с 1860 по 1875 годы глава рода готол-бумалов Минеев Дмитрий, принявший православие и заслуживший чин 14-й степени и две медали. С 1875 по 1882 голы главным тайшой был заседатель рода ашебагатов Дансорунов Эрдэни, тоже заслуживший медаль. Далее главными тайшами были с 1882 по 1885 годы староста рода готол-бумалов Дарма Михайлов, с 1885 по 1895 годы - Юмов Сайнцак.
Последним главным тайшой Селенгинской степной думы с 1895 по 1907 годы служил заседатель 1-го атагановского рода Анги Вандан Жамбалтаров, награжден 2 шейными золотыми медалями, 1 серебряной медалью, 3 шейными медалями Ширабинай, от царя и царицы получил в дар ремень украшенный драгоценными камнями, кортик, портсигар, золотые часы.
В 1907 году степные думы были упразднены, вместо них было введено волостное управление.
- Анги Вандан Жамбалтаров.
Анги Вандан Жамбалтаров (1853 г.р.) главный тайша селенгинской думы с 1895 года до конца существования Степной думы.
По приезду Государя Императора Николая II во время путешествия по Забайкалью 1890-1891 годы, Анги Вандан Жамбалтаров подарил ему серебряный нож, огниво, серебряный сосуд в виде чаши на кипарисовой подставке. Серебряная чаша 1,5 метра высотой по эскизу и проекту Вандана была отлита в городе Петровский Завод, ныне Петровск-Забайкальский. В настоящее время чаша находится в музее Эрмитаж г. Санкт-Петербург.
В 1895 г. Вандан Жамбалтаров присутствовал на коронации Императорского величества в г. Петербурге.
Эта поездка длилась около двух лет. По возвращению домой Вандана ждала страшная весть. Его жена, сын и дочь умерли от неизвестной болезни. Вандан женился во второй раз на Буда-Ханде (1879 г.р.) дочери Юможапа Лумбунова, владельца Удунгинского участка Великого чайного пути.
Вандан и Буда-Ханда усыновили внуков брата Самбу (1851 г.р.), детей Жалсарая (Гур-Дарма) – Жалсана (1904 г.р.) и Намжилму (1908 г.р.).
В годы коллективизации Жалсан поменял фамилию Жамбалтаров на Дармаев, взяв за основу второе имя своего отца Жалсарая - Гур-Дарма. Все имущество, скот был отдан в колхоз. Таким образом, его семью обошла репрессия.
В 30-е годы Жалсан работал на стеклозаводе г. Улан-Удэ. Перед войной он вернулся в родное село, выучился на тракториста, был назначен бригадиром тракторной бригады. Дважды был осужден и отбывал срок как враг народа за то, что ломались трактора. В начале Великой Отечественной войны был отпущен из тюрьмы и призван на фронт. Воевал под Москвой, был тяжело ранен, 8 месяцев провел в госпитале, после отправлен домой. Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», 1945 г, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», 1945 г. После войны работал лесничим. В 1950 году женился на Юмху Жаповой (1918 г.р.). Жалсан был искусным мастером на все руки и охотником, Юмху – рукодельница. У них было 4 детей: три сына и дочь. Третий сын был мой дедушка Владимир.
- Мой дедушка – Дармаев Владимир Жалсанович.
Мой дедушка Владимир родом из с. Инзагатуй Джидинского района Бурятии.
В 1972 году. Закончив Инзагатуйскую среднюю школу, три года служил в морских пограничных войсках. Затем учился в педагогическом училище на отделении художественная графика. После окончания училища работал в Инзагатуйской школе, затем мастером по чеканке в лицее №38 в Иволгинске.
Его отец искусный мастер по металлу стал его первым учителем, который показал и научил традиционной бурятской чеканке, филиграни. Вместе с братом Борисом дедушка работал над созданием мозаичного панно в селе Петропавловка Джидинского района на фасаде здания Дворца спорта. Дедушка работал над реставрацией Агинского, Гэгэтуйского дацанов, изготовил множество буддийских атрибутов в Иволгинский дацан. Но главное его увлечение и работой было ювелирное дело. Моя бабушка Чимит-Цырен Гармаевна - была учителем начальных классов, удостоена звания «Отличник народного образования». Вместе они воспитали 2 детей – дядю Баира и мою маму Светлану.
Заключение
История каждого народа, большого и малого, представляет собой уникальную ценность, которая достойна бережного хранения, глубокого изучения и осмысления.
Собирая по крупицам информацию из книг, исторических музеев, документов, архивных материалов, рассказывая детям семейные истории, передавая родословную из поколения в поколение, мои родственники сохранили свою историю. Я также буду хранить историю семьи Дармаевых, изучать историю семьи моего отца Василия.
Моя гипотеза нашла подтверждение: я увидел роль моих предков в истории Бурятии, в формировании культуры нашего народа.
Данная работа обязательно будет иметь продолжение. В дальнейшем хочу научиться и самостоятельно составить генеалогическое древо рода Гунзеновых, а потом научить одноклассников составлять свою родословную с помощью компьютерной программы. А еще мне хотелось бы глубже исследовать своё генеалогическое древо, сделать его ветви более разветвлёнными (указать более дальних родственников) и подключить к этой работе родных. А еще неплохо было бы собраться всем дальним родственникам и пообщаться между собой, ведь мы же родные.
Список литературы
- Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. – 2015. – № 2 (9). Статья Нимаева Д.Д. Селенгинские буряты: общие сведения, расселение, родоплеменной состав.
- Домашние архивы, воспоминания родных
- Интернет-источники:
http://letopisi.org/index.php/Предки_бурят
http://irkipedia.ru/sites/default/files/pdf/automat/baldaev-predanija-buryat.pdf
https://travelask.ru/articles/buryaty-drevneyshiy-narod-baykala
www.baikal.ru/ru/peoples/buryats/history/history_2.html
https://pomnirod.ru/articles/otdelnye-regiony/племенной-состав-бурят-в-xix-веке.html
https://zen.yandex.ru/media/history_world/buriaty--kto-takie
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дармаев Жалсан Жалсан, его двоюродный брат Галсан,
с сестрой Намжилмой сыновья Борис и Владимир, дочь Евдокия
Владимир и Борис Дармаевы Мозаичное панно в с. Петропавловка на фасаде
Дворца спорта (совместная работа с Борисом)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Сценарий праздника "Моя семья - моя радость" (8 июля - День семьи, любви и верности)
ДОЛ "Юбилейный"...
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...
Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».
Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...
Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"
Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...