Открытый урок по окружающему миру на тему "Размножение и развитие растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ячменева Анна Анатольевна

Открытый урок включает в себя практическую работу учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира. 3 класс.

Методическая разработка учителя начальных классов МБОУ «Приморская СОШ» Ячменевой Анны Анатольевны

Тема: Размножение и развитие растений

УМК: «Школа России

Тип урока: Урок освоения новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования умения объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, познакомиться на практике с вариантами размножения цветковых растений, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знакомство с понятием опыление растений, с ролью насекомых в опылении растений;
  • уметь определять взаимосвязь между строением плода и способом его распространения;
  • познакомиться с различными способами размножения растений;
  • узнать об этапах развития растения из семени.

Метапредметные:

Познавательные:

  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
  • извлечение информации, представленной в разных источниках и в разных формах,
  • осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала;

Коммуникативные:

  • использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
  • владение монологической и диалогической формами речи;
  • умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

  • определение общей цели и путей её достижения;
  • формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия;
  • корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий;
  • оценка и самооценка

Личностные:

  • способность и стремление к саморазвитию;
  • осознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ресурсы:

Основные: Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - 11-е изд. - Москва: Просвещение, 2020. (Школа России) (ФГОС), Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - 10-е изд. - Москва: Просвещение, 2022. (Школа России) (ФГОС)

Дополнительные: раздаточный печатный материал, материал для практической работы

Технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения, игровая технология

Оборудование: компьютер учителя, проектор

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

#1054;рганизационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку

– Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

Садитесь!

Подумайте, с каким настроением вы пришли на урок. Если вы позитивно настроены на урок, то поднимите вверх розу, а если вам грустно или вас что-то беспокоит, то поднимите кактус.

Надеюсь, наш урок пройдет в прекрасном настроении. Присаживайтесь.

Настраиваются на урок. Анализируют своё настроение в начале урока.

Познавательные:

  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

Регулятивные: формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия.

2. Мотивационный этап

– Ребята, я задумала слово. Попробуете его отгадать? Тогда слушайте: «Это» на планете Земля составляет большое количество организмов от общего количества. Люди редко уделяют им серьезное внимание, а ведь именно благодаря им происходит обеспечение большей части мирового кислорода на планете. «Это» называют Зеленой одеждой Земли?

- Верно!

Растения относятся к живой или неживой природе?

Назовите основные признаки живой природы.

Отлично, правильно! Давайте вспомним принцип питания и дыхания растений. А сделаем мы это с помощью схем, которые лежат у вас на партах. Работаем в парах. Вам необходимо правильно собрать схему питания и дыхания растений, вклеив подходящие карточки на места пропусков. У вас 5 мин.

Закончили? Прошу сделать вывод о проделанной работе.

Молодцы, садитесь!

Отгадывают слово «растения»

Растения – это живая природа

Они питаются, дышат, размножаются

Работают в парах

2 ученика выходят со схемами.

1 уч. Дышат растения так: из воздуха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ.

2 уч. Питаются растения так: из воздуха они поглощают углекислый газ, через корни – воду и растворенные минеральные соли, а выделяют в воздух кислород.

Познавательные:

  • осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала;
  • умение представлять продукт поискового проекта в устном виде и контрольно-измерительных материалов (тест, таблица и другое).

Регулятивные: формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия;

  • корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий;
  • оценка и самооценка.

3. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадки: Летит – гудит, сядет – молчит, целый день в трудах, то в лугах, то в садах. И кто ей друг – тот всегда с медком. А кто ей не люб – спасайся бегом!

Червяком она была, только ела и спала. Потеряла аппетит, смотришь – по небу летит.

Его фигура подвела – гораздо толще, чем пчела. Полоски словно у осы, на брюшке – капельки росы. Смотри, он плюхнулся на хмель. Большой мохнатый толстый …..

- Что объединяет наши отгадки?

- Молодцы! Над цветком растений всегда летают пчелы, бабочки, шмели. Как вы думаете почему?

- Верно. Но это не вся их работа. Насекомые опыляют растение. Попробуем показать наглядно.

- Ребята, посмотрите. Что происходит, когда наша пчелка летает с цветка на цветок?

- Верно. Прошу вас познакомиться с материалом на стр. 80 в учебнике.

Что нового вы узнали про опыление?

Кто сможет поставить цель нашего урока?

Физминутка

Отгадывают загадки.

- Пчела

- Бабочка

- Шмель.

- Это насекомые.

- Они кушают сладкий нектар.

Выходит ученик. С помощью цветков и мела показывает, как пчелка переносит пыльцу с одного цветка на другой.

- Пыльца с одного цветка переносится на другой.

Дети самостоятельно читают.

Делают выводы

- Узнать, как размножаются растения.

Познавательные:

  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
  • извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах;
  • осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала.

Коммуникативные:

  • использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

  • определение общей цели и путей её достижения;
  • корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.

4. Организация восприятия и осмысления новой информации. Групповая работа.

– Сегодня мы познакомимся со способами размножения комнатных растений. Размножение цветковых растений делится на 2 вида: 1 – семенной, 2 – вегетативный, который подразумевает несколько способов: детками, отпрысками, делением корневища, черенками (стеблевым и листовым).

– Мы с вами выполним практическую работу, разделившись на 3 группы. Чтобы наша работа сложилась удачно, давайте вспомним правила работы в группе.

Инструктаж учителя.

– Задача каждой группы: размножить растения, сделать вывод о способе размножения.

Желаю успехов в работе!

- Хорошо потрудились! Что теперь мы будем делать с нашими цветочками?

Называют правила работы в группе.

Выполняют практическую работу.

Один ученик из группы рассказывает о своем растении.

- Заботиться о них: поливать, вытирать с них пыль.

Познавательные:

  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
  • извлечение информации, представленной в разных источниках и в разных формах,
  • осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала;
  • умение представлять продукт поискового проекта в устном виде и контрольно-измерительных материалов (тест, таблица и другое).

Коммуникативные:

  • использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
  • владение монологической и диалогической формами речи;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

  • определение общей цели и путей её достижения;
  • формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия;

5. Закрепление материала.

– Вам отправили гостинец (корзина с яблоками). А с яблоками лежит письмо. Давайте прочитаем его и узнаем кто отправил вам гостинец.

«Почему в лесу нет столько яблонь, сколько берез и елей?»

- Кто может ответить прямо сейчас?

- Попробуем найти ответ на этот вопрос? Прошу открыть учебники на стр. 81 и узнать еще один способ размножения растений.

- Как распространяются семена?

- Что происходит с семенем, когда оно попадает в теплую влажную почву?

Молодцы!

Зачитывают письмо.

Проблемная ситуация.

Самостоятельно изучают материал в учебнике

- С помощью ветра, животных и человека.

Отвечают.

Познавательные:

  • извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах;
  • умение представлять продукт поискового проекта в устном виде и контрольно-измерительных материалов (тест, таблица и другое).

Регулятивные:

  • оценка и самооценка

6. Подведение итогов. Рефлексия

– Теперь мы можем ответить на вопрос Муравьишки?

Молодцы! Сегодня вы поработали на славу!

Домашняя работа: РТ Стр.

Кому было интересно на уроке? Что именно понравилось. Какую оценку ты бы себе поставил?

Делают выводы, что семена яблок тяжелые, и поэтому им тяжело распространяться на большие расстояния.

Записывают ДЗ

Оценивают работу на уроке.

Самооценка.

Познавательные:

осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала;

Коммуникативные:

  • умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные:

  • учебные действия;
  • корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий;

оценка и самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Разнообразие растений»

подробный конспект урока + презентация к уроку; на уроке учащиеся знакомятся  с основной классификацией растений....

Открытый урок по "Окружающему миру" 2 класс по системе Л.В. Занкова на тему "Цветковые и хвойные растения"

Конспект урока поокружающему мируво 2 классепо теме:«Цветковые и хвойные растения»,  учитель начальных классовПодорога Ульяна Владимировна...

Открытый урок по окружающему миру на тему" Разнообразие растений" по УМК Школа России, 3 класс

Открытый урок по окружающему миру на тему " Разнообразие растений"...

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...

Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»

Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...

Открытый урок по окружающему миру Тема: « Разнообразие растений»

Предмет: Окружающий мир  Класс: 3 Урок: 13Учитель: Санина Е.В.Дата: 19.10.2016 г.Тема: « Разнообразие растений»Педагогическая цель: создание условий для ознакомления с разнообразием гру...