Презентация "Планеты Солнечной системы"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)
Презентация к уроку по окружающему миру 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Солнечная система | 1.77 МБ |
Статья | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Солнечная система Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца.
Планеты Планета (греч. «странник») — это небесное тело, вращающееся по орбите вокруг звезды или её остатков, достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации, но недостаточно массивное для начала термоядерной реакции.
Солнечная система состоит из одной звезды – Солнца; девяти планет и ряда менее крупных небесных тел (спутников, комет, астероидов, метеоров, метеоритов и космической пыли).
Все планеты движутся вокруг Солнца по огромным кругам – орбитам.
Меркурий. Ближайшей к солнцу планетой является Меркурий. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. На Меркурии нет атмосферы и воды. На солнечной стороне – очень жарко, а на противоположной – ледяной холод. Днём на Меркурии жара (до + 480 ), а ночью – ледяной холод (до – 180 градусов). Небо над Меркурием черно и днём и ночью, т.к. там практически нет атмосферы. Поверхность каменистая и пустынная.
Венера Вторая от Солнца планета, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют «утренней звездой». Венера похожа на Землю, почти такого же размера, она самая горячая планета Солнечной системы. Венера всегда окутана облаками, удерживающими тепло. На её поверхности очень высокая температура, более 450°С. Тяжёлая атмосфера Венеры состоит из ядовитых газов. На планете нет ни растений, ни животных, лишь горы да вулканы.
На её поверхности жарче, чем внутри раскалённой печки. Венера покрыта слоем густого жёлтого газа – будто толстым одеялом. Этот газ накапливает солнечное тепло и не выпускает его наружу, поэтому температура на Венере практически не снижается. Под облаками стоит сильная жара.
Земля. Третья планета от Солнца – Земля. Её называют «Голубая планета» - потому, что на ней много воды и она имеет воздушную оболочку, атмосферу, она придаёт планете голубизну. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы. У Земли есть один единственный спутник - Луна
Сутки длятся 24 часа. Большую часть поверхности занимает Мировой океан, суша образует 6 материков и острова. Главная особенность этой планеты – наличие живых существ. Она всегда обращена к Земле одной Земля состоит из камня и металлов и имеет сложное строение. Название Земля исходит от первоначального корня, который несёт в себе смысл «низкий»
За одни сутки Земля делает один оборот вокруг своей оси. Когда та часть нашей планеты, где мы живём, обращена к Солнцу, там день. Когда же она «отворачивается» от Солнца, солнечный свет перестаёт падать на Землю – и наступает ночь. Земля – единственная планета, на поверхности которой есть вода. Ни на одной другой планете признаков жизни пока не обнаружено.
Марс . Марс - четвёртая планета от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы. Поверхность планеты содержит много железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет . Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Демос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны)
Марс выглядит красным, потому что он покрыт красными камнями, цвета ржавчины, пылью. Ветер поднимает пыль и образует пыльные бури. В 1971 г. на планете бушевали пыльные бури такой силы, что её поверхность полностью скрылась из виду!
Юпитер. Следующая планета от Солнца – самая большая в Солнечной системе. Состоит главным образом из различных газов. Можно назвать его газовым гигантом. Твёрдой поверхности у Юпитера нет. Он почти целиком состоит из водорода и гелия На планете температура близка к минус 130 градусам. Юпитер имеет цветастую атмосферу, где постоянно бушуют мощные ураганы.
Сатурн . Сатурн — шестая планета от Солнца и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера, газовый гигант. Вокруг планеты обращается 62 спутника. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.
Уран. Состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов. Это первая планета, обнаруженная с помощью телескопа, а также единственная планета в Солнечной системе, которая оборачивается вокруг Солнца, «лежа на боку». У Урана 27 спутников. Температура на поверхности Урана составляет примерно минус 220 градусов.
Здесь дуют самые сильные ветра. Его поверхность покрыта льдом. На этой планете тоже есть тёмное пятно, величиной с землю. Это циклон. Нептун. Нептун — восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов.
Нептун – самая маленькая из планет-гигантов. Планета носит имя римского бога морей. У Нептуна есть спутники, самый большой из которых – Тритон.
Плутон. Самая маленькая планета Солнечной системы. Планета так далека от Солнца, что на её поверхности царит невероятный холод – до минус 230 градусов. У Плутона твёрдая поверхность из скалистых пород. С августа 2006 г. астрономы перестали считать Плутон настоящей планетой. Масса этого небесного тела меньше той, которая должна быть у планеты Солнечной системы, а по размеру он меньше Луны. Поэтому Плутон теперь именуют карликовой планетой.
У планеты один спутник Харон. Планета и спутник близки по своим размерам, их часто называют двойной планетой. Плутон назван в честь римского бога – повелителя царства мёртвых.
Солнце. Солнце – это главная планета Солнечной системы. Солнце – это такая же звезда, как и остальные звёзды, которые мы видим на ночном небе, но она расположена гораздо ближе к Земле . Солнце – это огромное шарообразное тело, состоящее из раскалённого газа и выделяющее тепло, которое обогревает Землю. А ещё Солнце даёт нам свет.
Источники 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Солнечная_система 2. https://kipmu.ru/solnechnaya-sistema/ 3. https://umnazia.ru/blog/all-articles/detjam-pro-planety
Предварительный просмотр:
Министерство Просвещения Российской Федерации
Комитет по образованию Санкт- Петербурга
Администрация Калининского района Санкт- Петербурга
ГБОУ СОШ №128
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе.
Учитель начальных классов: Смирнова Ирина Анатольевна
Санкт –Петербург
2023 год
Аннотация
В современном мире мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации.
И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.
Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.
Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.
Оглавление
1.Введение................................................................................4
2.Основная часть....................................................................6
3.Заключение...........................................................................10
4.Список использованных источников..............................12
Введение
Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно – примерно в 70-е годы XX века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений. По уровню функциональной грамотности российские дети находятся на среднем уровне среди стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Тестирование PISA по функциональной грамотности проводится каждые три года, и в последний раз, в 2018 году, результаты школьников из РФ снизились – особенно это коснулось читательской грамотности. Эксперты связывают это с тем, что страна достигла «зоны комфорта» по этому показателю. При этом среди приоритетов национального развития РФ до 2024 года – вхождение в число 10 ведущих стран по качеству общего образования, поэтому формирование функциональной грамотности особенно важно.
Функциональная грамотность - это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Сущность функциональной грамотности состоит в способности обучающихся самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Цель: формирование функционально грамотных людей, теоретическое обоснование условий формирования функциональной грамотности как важного механизма реализации системных инициатив государства по модернизации образования.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
Провести теоретический анализ состояния проблемы формирования функциональной грамотности.
Выявить причины необходимости внедрения развития функциональной грамотности у школьников.
Обозначить признаки и условия формирования функциональной грамотности школьников.
Планируемый результат: Результатом реализации представленной модели будет повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников. И если изучим теоретический материал по данной теме и будем использовать на практике, то докажем, что развитие функциональной грамотности школьников является важным механизмом реализации системных инициатив по модернизации образования.
2.Основная часть
Функциональная грамотность - сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Функциональную грамотность составляют:
· элементы логической грамотности;
· соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;
· требования технологических процессов, в которые он вовлечен;
· информационная и компьютерная грамотность. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий.
В опытно-педагогической работе, необходимо ориентироваться на предметные результаты освоения содержательной линии начального языкового образования: позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, регулятивных и коммуникативных задач. У функциональной грамотности есть свои особые отличительные черты: в отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.
Функциональная грамотность:
1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
2. направлена на решение бытовых проблем;
3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;
В начальной школе основной линией развития является умение грамматически и эффективно пользоваться русским языком в устной и письменной речи. Наличие функциональной грамотности по русскому языку предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания). Для того, чтобы у обучающихся на уроках русского языка развивалась функциональная грамотность, необходимо, чтобы у него был, прежде всего, интерес к данному предмету. Необходимо развивать интерес обучающихся к изучению русского языка посредством самого языка, а именно: показать обучающимся богатство и систематичность языка, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока.
ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности. Как же развивать у обучающихся в начальной школе функциональную грамотность по русскому языку, чтобы достичь требований результатов ФГОС? На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1) содержание образования (стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) наличие дружелюбной образовательной среды,
6) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей. От того, будут ли сформированы эти умения и навыки у младшего школьника, зависит его дальнейшее обучение в школе и будущее в целом. Поэтому формирование простых навыков правописания и речи недостаточно, необходимо развивать функциональную грамотность у младших школьников. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла. Основная задача – обеспечить обучающимся получение качественного образования с учетом их потребностей и особенностей, обеспечить формирование функционально грамотной личности.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения , но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными текстами можно читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому учитель должен научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.
Маленькой личности, приходящей на урок, необходимы знания, умения и навыки. Урок должен быть четко спланированный, продуманный, со слаженной работой, используя современные педагогические технологии и учащиеся незамедлительно дадут результаты – замечательные, достойные восхищения, (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, детей.
Функционально грамотный обучающийся – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные знания, умения, навыки, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
· обучение должно носить деятельностный характер – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности,
· учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
· в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
· применять такие образовательные технологии, как:
· проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
· технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
· технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
· обучение на основе «учебных ситуаций», ( при изучении величин – – покупка а, вместимость - литр)
· уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
· информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
· технология оценивания учебных достижений учащихся.
Заключение
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.
В заключении перечислим советы, которыми руководствуемся при формировании ключевых компетенций в работе :
1. Главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.
2. На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий.
3. Помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебнопознавательной деятельности, учить иx учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить, понимать причинно-следственные связи является обязательным условием развивающего обучения.
5.Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.
6. Необходимо учеников учить думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивать всесторонним анализом проблем, чаще практиковать творческие задачи.
8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
9. Нужно использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучать и учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12. Поощрять исследовательскую работу учеников.
13. Учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
14. Объяснять ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Список использованных источников
1. Акатова. Т.И. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: [Текст] — Психолого-педагогический аспект: Монография. - М., 2006 - 237 с 2.
2.Алексеев. Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – №1. – С. 24 – 33
3. Ашмарин. Б.А. Методика педагогических исследований. Учебное пособие [Текст] ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2009.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2008.– С.214.
5. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, переиздан, 2009.- 82с.
6. Гершунский, Б.С. Грамотность для 21 века [Текст] // Советская педагогика. – 1990. - №4.
7. Громова, О.П. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке [Текст] // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2006. – № 17. – С. 42.
8.Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое
сопровождение. Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И.
Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. –
М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской
академии образования», 2018 – 468 с.
9.Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся:
Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева,
Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019 —
160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Планеты солнечной системы". Презентация - ознакомление. 1 класс.
Данная презентация для многих ребят - первое знакомство с планетами солнечной системы....
Планеты Солнечной системы
Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешакова...
Урок окружающего мира по теме "Солнечная система" (презентация "Космос")
Урок окружающего мира по теме "Солнечная система" составлен по учебнику О.Т.Поглазовой 2 класс ("УМК "Гармония"). К данному уроку создана презентация "Космос"....
Презентация "Планеты солнечной системы"
Презентация содержит изображение планет и их описание....
Система Л.В. Занкова.Методическая разработка."Планеты Солнечной системы.Обобщение знаний-гласные после шипящих,чк,чн,щн.
Конспект интегрированного урока (окружающий мир + русский язык), 1 класс....
тест по теме "Планеты Солнечной системы" 2 класс система Занкова
Данный тест поможет учителю оценить знания учащихся по теме "Планеты Солнечной системы"...
«Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе».
Цель: Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом; познакомить с планетами солнечной системы....