«Зона Арктических пустынь».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
«Зона Арктических пустынь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация урока «Зона Арктических пустынь». | 1.27 МБ |
Конспект урока «Зона Арктических пустынь». | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Зона Арктических пустынь»
УЗНАТЬ: 1. Географическое положение 2. Освещенность 3. Растительный и животный мир 4. Деятельность человека
По горизонтали 2. На каком острове создан заповедник? 3. Море Северного Ледовитого океана. 10. Как называется территория со сходными условиями жизни? 11. Какое растение приспособилось к жизни в зоне Арктических пустынь?
По вертикали 1. Какая часть острова освобождается летом от снега 4. Многочисленные подводные растения. 5. Какая рыба водится в океане? 6. Какое явление можно увидеть зимой в ледяной зоне? 7. Арктикой называю земли лежащие под созвездием … 8. Опасный хищник зоны арктических пустынь. 9. Морское животное Арктики.
М не нужно додумать, обработать и осмыслить Я готов что-то взять для себя из занятия и использовать в своей деятельности Я не совсем понял все то, что было на уроке
Предварительный просмотр:
Тема: «Зона Арктических пустынь».
Цель: создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по изучению «Природных зон России», систематизировать и обобщать знания по теме, познакомить с картой природных зон России;
- дать представление об особенностях зоны арктических пустынь, животном и растительном миром этой зоны, экологических связях, использовании ресурсов арктической зоны человеком, умение находить и показывать ее на карте;
Развивающие:
- развивать связанную речь, умению работать в парах, группах, пользоваться учебной литературой, справочниками;
- расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность, умение анализировать новую информацию, выделять главное, делать выводы; развивать познавательный интерес, речь, память; умение ориентироваться по карте природных зон России.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к зоне арктических пустынь;
- воспитать умение работать в коллективе; воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к родному краю
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Вячеславовна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал.
3) Мотивация к обучению и познанию.
У: - Ребята, начинаем урок окружающего мира. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаемый,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
У.: - О чём это стихотворение?
О.: - О России, о великой державе.
У.: - Правильно. Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
У: - Кто готов помогать друг другу?
У: - Кто готов рассуждать и доказывать свое мнение?
У: - Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну, а теперь приступаем к работе.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Работа индивид.
У: - Что вы изучали на прошлом уроке?
О: - «Моря, озёра и реки России»
У: - Правильно. У вас на партах лежат задания, которое вам предстоит выполнить в парах. Можно пользоваться учебником. (Приложение 1)
У: - Приступайте к выполнению, у вас есть 3 минуты. Не забывайте подписать работу.
- Было достаточно времени для выполнения задания. Сдаём работы. Я думаю, вы хорошо выполнили задания и усвоили на отлично предыдущую тему.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
- Введение в тему
У: Чтобы узнать тему нашего урока постарайтесь отгадать название. Ваша задача выбрать только русские буквы. И предположить тему урока. (слайд 1)
ZЗUОLVНYGАSWАРVNКТDRИLQЧЕСWVКИZJRZХULПУVYСТGSWЫVНЬ
У: - Ну что кто справился с заданием, и сможет мне назвать тему, с которой мы на уроке будем знакомиться?
О: - Тема сегодняшнего нашего урока «Зона Арктических пустынь». (слайд 2)
У: - А какую цель мы поставим перед собой?
О: - Изучить зону Арктических пустынь.
У: Что мы должны узнать? Прочтите на слайде (слайд 3)
У: - Приступим к изучению арктической пустыни. Если долго - долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область Земли называют Арктикой. Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами, на которых находятся арктические пустыни. (слайд 4)
У: - В Арктике очень суровый климат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длинная и морозная (до -60°), дуют ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. С середины октября солнца уже не видно – начинается долгая полярная ночь (длится до 6 месяцев).
- Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Я сейчас вам загадку, а вы внимательно слушайте, чтобы отгадать.
Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит – пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет,
Это с неба льётся свет!
О: - Полярное сияние.
У: - Кто-нибудь из вас видел полярное сияние?
О: - Да, нет, не знаю.
У: - А каким вы его представляете?
О: - Разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе.
У: - Полярное сияние – возникают во время полярной ночи. Сила излучения порой может равняться 5-6 бальному землетрясению. Пульсирующие полярные сияния могут сопровождаться ещё и слабо свистящими звуками или лёгким треском. Полярные сияния наблюдаются в различных видах и формах: пятнах, однородных дугах и полосках, пульсирующих дугах и поверхностях, проблесках, всполохах, лучах и лучистых дугах, коронах. (слайд 5,6-полярн сияние)
IV. Работа над новой темой (слайд 7)
У: Для того, чтобы нам найти ответы на все вопросы, я предлагаю вам разделиться на три группы: «Географы» - выяснят, почему здесь так холодно; «Ботаники» - выяснят, действительно ли здесь не растут растения; «Зоологи» - выяснят, какие здесь обитают животные и чем они питаются.
Дети работают в группах, а затем выступают.
У:1 группа: Раздаточный. для географов: картины «Северное сияние», «Ледяная пустыня», учебник с. 76, 77. Прочитать текст и вместе заполнить пропуски в тексте
Учащиеся зачитывают текст карточки – помогайки вслух.
Арктика – это огромное пространство … (Северного Ледовитого океана), с … (морями) и … (островами). Солнце направляет на это пространство …(косые) лучи. Оно … (светит), но не греет. Зимой в Арктике … (полярная ночь). Дуют … (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до … (–60) градусов. Летом в Арктике … (полярный день), но … (тепла) тоже нет. Это зависит от географического … (положения) арктической зоны.
У: 2 группа: Раздаточный материал для ботаников: учебник с. 80, 81.
Карточка - помогайка.
На островах прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники), они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество … (водорослей).
У: 3 группа: учебник с. 79-82.
Карточка - помогайка.
Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими – … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и … (гагарки), здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики).
Все звери – прекрасные – … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу)
V. Физкультминутка
У: Чем занимаются здесь люди?
У: Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью.
У: О том, как люди осваивают Арктику, прочитайте текст на с. 83–84 учебника.
У: Чем же занимаются люди в данной природной зоне?
О: Ставят научные станции, занимаются рыбным промыслом и охотой …
У: Но здесь есть заповедник «Остров Врангеля»
О: ЧИТАЕТ ПЕРЕД КЛАССОМ. Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. «Прирожденные кочевники» полярных льдов выводят здесь свое потомство, и не только они. Белые медведи также облюбовали остров для рождения детёнышей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
VI. Подведение итогов(парная работа) рефлексия.
У: Во втором столбике напишите географическое положение, освещенность, растительный и животный мир, а также деятельность человека
Географическое положение | Северный Ледовитый океан. Северные моря. Острова |
Освещенность | Полярный день и полярная ночь. Северное сияние |
Растительный и животный мир | Лишайники, мхи, полярный мак, водоросли. Рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь |
Деятельность человека | Научные станции, рыбный промысел, охота. Северный морской путь |
«Чемодан, корзина, мясорубка»
Доп.задание:
Разгадай кроссворд.
По горизонтали:
2. Живой организм, который встречается на камнях в Арктике.
4. Пища многих морских обитателей Арктики.
5. Полярный цветок.
6. Крупный белый зверь Арктики.
По вертикали:
1. Птица Арктики.
2. Судно, прокладывающее путь во льдах.
3. Природное явление удивительной красоты во время полярной ночи.
Домашнее задание: сообщение о любом арктическом животном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.
Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....
Природные зоны России. Зона Арктических пустынь
Разработка урока с презентацией к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....
Природные зоны: зона арктических пустынь
Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК "Гармония" (Пошлазова) по теме "Природные зоны: зона арктических пустынь"....
презентация "Зона Арктических пустынь Ледяная зона"
Цель Узнать о природных условиях Арктики,растительном и животном мире ледяной зоны....
Природные зоны России. Зона арктических пустынь
Сборник презентаций 4 класс...
Тест по окружающему миру по теме "Природные зоны. Зона арктических пустынь. Тундра"
Тест по природным зонам. Составлен по материалам учебника УМК "Начальная школа 21 века", 4 класс....
"Природные зоны России. Зоны Арктических пустынь."
Урок-путешествие в зону арктических пустынь...