«Зона Арктических пустынь».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Жирякова Надежда Вячеславовна

«Зона Арктических пустынь»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ZЗUОLVНYGАSWАРVNКТDRИLQЧЕСWVКИZJRZХULПУVYСТGSWЫVНЬ

Слайд 2

«Зона Арктических пустынь»

Слайд 3

УЗНАТЬ: 1. Географическое положение 2. Освещенность 3. Растительный и животный мир 4. Деятельность человека

Слайд 8

По горизонтали 2. На каком острове создан заповедник? 3. Море Северного Ледовитого океана. 10. Как называется территория со сходными условиями жизни? 11. Какое растение приспособилось к жизни в зоне Арктических пустынь?

Слайд 9

По вертикали 1. Какая часть острова освобождается летом от снега 4. Многочисленные подводные растения. 5. Какая рыба водится в океане? 6. Какое явление можно увидеть зимой в ледяной зоне? 7. Арктикой называю земли лежащие под созвездием … 8. Опасный хищник зоны арктических пустынь. 9. Морское животное Арктики.

Слайд 11

М не нужно додумать, обработать и осмыслить Я готов что-то взять для себя из занятия и использовать в своей деятельности Я не совсем понял все то, что было на уроке



Предварительный просмотр:

Тема: «Зона Арктических пустынь».

Цель: создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях.

Задачи:

Образовательные: 

- способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по изучению «Природных зон России», систематизировать и обобщать знания по теме, познакомить с картой природных зон России;

- дать представление об особенностях зоны арктических пустынь, животном и растительном миром этой зоны, экологических связях, использовании ресурсов арктической зоны человеком, умение находить и показывать ее на карте;

Развивающие: 

- развивать связанную речь, умению работать в парах, группах, пользоваться учебной литературой, справочниками;

- расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность, умение анализировать новую информацию, выделять главное, делать выводы; развивать познавательный интерес, речь, память; умение ориентироваться по карте природных зон России.

Воспитательные: 

- способствовать воспитанию интереса к зоне арктических пустынь;

- воспитать умение работать в коллективе; воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к родному краю

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Вячеславовна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку.

У: Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал.

3) Мотивация к обучению и познанию.

У: - Ребята, начинаем урок окружающего мира. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте. 

Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет,

А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаемый,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе ещё мы знаем.

Как много изучить нам предстоит.

У.: - О чём это стихотворение?

О.: - О России, о великой державе.

У.: - Правильно. Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

У: - Кто готов помогать друг другу?

У: - Кто готов рассуждать и доказывать свое мнение?

У: - Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну, а теперь приступаем к работе.

II. Актуализация умений и знаний.

1.Работа индивид.

У: - Что вы изучали на прошлом уроке?

О: - «Моря, озёра и реки России»

У: - Правильно. У вас на партах лежат задания, которое вам предстоит выполнить в парах. Можно пользоваться учебником. (Приложение 1)

У: - Приступайте к выполнению, у вас есть 3 минуты. Не забывайте подписать работу.

- Было достаточно времени для выполнения задания. Сдаём работы. Я думаю, вы хорошо выполнили задания и усвоили на отлично предыдущую тему.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

  1. Введение в тему


У: Чтобы узнать тему нашего урока постарайтесь отгадать название. Ваша задача выбрать только русские буквы. И предположить тему урока. (слайд 1)

ZЗUОLVНYGАSWАРVNКТDRИLQЧЕСWVКИZJRZХULПУVYСТGSWЫVНЬ

У: - Ну что кто справился с заданием, и сможет мне назвать тему, с которой мы на уроке будем знакомиться?

О: - Тема сегодняшнего нашего урока «Зона Арктических пустынь». (слайд 2)

У: - А какую цель мы поставим перед собой?

О: - Изучить зону Арктических пустынь.

У: Что мы должны узнать? Прочтите на слайде (слайд 3)

У: - Приступим к изучению арктической пустыни. Если долго - долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область Земли называют Арктикой. Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами, на которых находятся арктические пустыни. (слайд 4)

У: - В Арктике очень суровый климат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длинная и морозная (до -60°), дуют ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. С середины октября солнца уже не видно – начинается долгая полярная ночь (длится до 6 месяцев). 

- Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Я сейчас вам загадку, а вы внимательно слушайте, чтобы отгадать.

Что за чудо – чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет,

Это с неба льётся свет!

О: - Полярное сияние. 

У: - Кто-нибудь из вас видел полярное сияние?

О: - Да, нет, не знаю.

У: - А каким вы его представляете?

О: - Разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе.

У: - Полярное сияние – возникают во время полярной ночи. Сила излучения порой может равняться 5-6 бальному землетрясению. Пульсирующие полярные сияния могут сопровождаться ещё и слабо свистящими звуками или лёгким треском. Полярные сияния наблюдаются в различных видах и формах: пятнах, однородных дугах и полосках, пульсирующих дугах и поверхностях, проблесках, всполохах, лучах и лучистых дугах, коронах. (слайд 5,6-полярн сияние)

IV. Работа над новой темой (слайд 7)

У: Для того, чтобы нам найти ответы на все вопросы, я предлагаю вам разделиться на три группы: «Географы» - выяснят, почему здесь так холодно; «Ботаники» - выяснят, действительно ли здесь не растут растения; «Зоологи» - выяснят, какие здесь обитают животные и чем они питаются.

Дети работают в группах, а затем выступают.

У:1 группа: Раздаточный. для географов: картины «Северное сияние», «Ледяная пустыня», учебник с. 76, 77. Прочитать текст и вместе заполнить пропуски в тексте

Учащиеся зачитывают текст карточки – помогайки вслух.

Арктика – это огромное пространство … (Северного Ледовитого океана), с … (морями) и … (островами). Солнце направляет на это пространство …(косые) лучи. Оно … (светит), но не греет. Зимой в Арктике … (полярная ночь). Дуют … (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до … (–60) градусов. Летом в Арктике … (полярный день), но … (тепла) тоже нет. Это зависит от географического … (положения) арктической зоны.

У: 2 группа: Раздаточный материал для ботаников: учебник с. 80, 81.

Карточка - помогайка.

На островах прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники), они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество … (водорослей).

У: 3 группа: учебник с. 79-82.

Карточка - помогайка.

Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими – … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и … (гагарки), здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики).

Все звери – прекрасные – … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу)

V. Физкультминутка

У: Чем занимаются здесь люди?

У: Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью.

У: О том, как люди осваивают Арктику, прочитайте текст на с. 83–84 учебника.

У: Чем же занимаются люди в данной природной зоне?

О: Ставят научные станции, занимаются рыбным промыслом и охотой …

У: Но здесь есть заповедник «Остров Врангеля»

О: ЧИТАЕТ ПЕРЕД КЛАССОМ. Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. «Прирожденные кочевники» полярных льдов выводят здесь свое потомство, и не только они. Белые медведи также облюбовали остров для рождения детёнышей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

VI. Подведение итогов(парная работа) рефлексия.

У: Во втором столбике напишите географическое положение, освещенность, растительный и животный мир, а также деятельность человека

 Географическое положение

Северный Ледовитый океан.

Северные моря.

Острова

Освещенность

Полярный день и полярная ночь.

Северное сияние

Растительный и животный мир

Лишайники, мхи, полярный мак, водоросли.

Рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь

Деятельность человека

Научные станции, рыбный промысел, охота.

Северный морской путь

 «Чемодан, корзина, мясорубка»

Доп.задание:

Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

2. Живой организм, который встречается на камнях в Арктике.
4. Пища многих морских обитателей Арктики.
5. Полярный цветок.
6. Крупный белый зверь Арктики.

По вертикали:

1. Птица Арктики.
2. Судно, прокладывающее путь во льдах.
3. Природное явление удивительной красоты во время полярной ночи.

Домашнее задание: сообщение о любом арктическом животном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией  к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....

Природные зоны: зона арктических пустынь

Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК "Гармония" (Пошлазова) по теме "Природные зоны: зона арктических пустынь"....

презентация "Зона Арктических пустынь Ледяная зона"

Цель Узнать о природных условиях Арктики,растительном и животном мире ледяной зоны....

Тест по окружающему миру по теме "Природные зоны. Зона арктических пустынь. Тундра"

Тест по природным зонам. Составлен по материалам учебника УМК "Начальная школа 21 века", 4 класс....

"Природные зоны России. Зоны Арктических пустынь."

Урок-путешествие в зону арктических пустынь...