Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»
города Котовска Тамбовской области
Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.
Цель: познакомить детей с особенностями зоны арктических пустынь.
Задачи:
Обучающая: дать представление об особенностях зоны арктических пустынь, животном и растительном миром этой зоны, экологических связях.
Развивающая: расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность, умение анализировать новую информацию.
Воспитывающая: воспитание экологического мировоззрения, коммуникативной культуры.
Оборудование:
Для учителя:
персональный компьютер с программой PowerPoint,
медиа-проектор
Для учащихся:
задание на листочках,
индивидуальный лист для выполнения теста,
учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» - 4 класс,
А.А. Плешаков Атлас – определитель «От земли до неба»
Ход урока.
(слайд № 2-6) Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины России»
А) Письменный тест «Горы и равнины России»
- Ребята, на столах у вас листочки для выполнения теста по теме домашнего задания «Горы и равнины России». На доске 2 варианта вопросов. Каждый выполняет свой вариант. Удачи.
Б) (слайд № 7) Взаимопроверка.
- Поменяйтесь листочками. Внимательно посмотрите на слайд и проверьте работу своего соседа. За все правильные ответы – 5 баллов. За каждый неправильный ответ – минус один балл.
- Кто получил оценку -5, поднимите руки. Оценку – 4. Оценку – 3.
- Молодцы горы и равнины нашей страны. Вы знаете хорошо, а теперь проверьте свои знания рек и озёр России.
Сообщение темы урока.
(слайд №8) На карточках отметить названия рек и озёр России.
- Возьмите карточки, лежащие у вас на столах как на слайде. Найдите среди разбросанных букв названия реки озёр и закрасьте их разноцветными карандашами.
(слайд №9) Проверка
- Назовите – какие реки и озёра вы нашли.
- Из оставшихся букв составьте слово.
(слайд №10)
- Это тема нашего сегодняшнего урока. Мы будем говорить об Арктике или о зоне арктических пустынь.
3. Работа по теме урока.
- Арктика… Прочитайте на слайде, что означает это слово.
«Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.
(слайд №11) Географическое положение
- Посмотрите на слайд. Там выделена арктическая зона или зона арктических пустынь.
Эта зона занимает самый север нашей страны — острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья.
В зоне арктических пустынь лежат Земля Франца Иосифа, северная часть Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.
- Откройте учебник стр.64-65 – найти на карте арктическую зону. Покажите друг другу.
- Итак, сделаем вывод:
Где расположена изучаемая нами зона? (в районе Северного полюса, на северной оконечности России)
(слайд №12) Внешний облик зоны
- Давайте посмотрим – как выглядит эта зона. Что вы можете рассказать по фотографии? (толстый слой льда, нет почвы, очень низкие температуры, почти всегда лежит снег)
Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина льда достигает от 1 до 25—30 м. Арктика — край удивительной природы, край контрастов, царство снега и льда. Лишь кое-где на островах его нет. Суша промерзает на много метров в глубину. Почва почти не образуется.
(слайд №13-14) Климат
Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь. Это очень суровое время года. Температура понижается до - 40 °С и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. Летом — круглосуточное освещение, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше О °С. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом). Весна и осень очень короткие.
- Делаем вывод о неживой природе этого района:
Низкие температуры.
Вечная мерзлота.
Почвы очень мало и она очень бедна.
- Так что же это за место? Безжизненная пустыня или все же здесь есть жизнь? Выскажите свое мнение.
- Вы правы, жизнь здесь все-таки есть, несмотря на сложные условия.
(слайд №15) Растительный мир
- Какие растения встречаются в Арктике можно увидеть на слайде.
- Прочитайте.
- Здесь господствуют мхи и лишайники.
Работа со справочным материалом – Атлас-определитель «От земли до неба» - стр.117
- Прочитайте 1 и 2 абзац и вы узнаете, что такое лишайники и какие они бывают.
- Чаще всего лишайники поселяются на камнях и скалах. Некоторые отличаются исключительно яркими расцветками – оттенками желтого и оранжевого. Лишайники похожи на накипь, поэтому их называют накипными.
(слайд №16) Кроме мхов и лишайников здесь можно увидеть и другие растения. Арктические растения ютятся лишь в низинах, трещинах и других защищенных от ветра местах. Несмотря на очень суровые условия, здесь существует группа высших цветковых растений
- Посмотрите на фотографии и прочитайте названия таких растений.
- Иногда можно встретить карликовую березку, почти целиком спрятавшуюся в мох.
- Посмотрите на фотографию и скажите, чем она отличается от нашей берёзки, растущей в нашей местности?
- Почему она практически лежит на земле?
Сделаем вывод:
- Как растения приспособились к суровым условиям Арктики?
(слайд №17) Животный мир
- Практически все обитатели этого края так или иначе связаны с морем, где много рыбы – - Прочитайте названия рыб.
- Верно, это камбала, треска, морской окунь, сайка, пикша и другие.
(слайд №18) Основная масса птиц Арктического бассейна также связана с морем.
- Рассмотрите птиц на фотографиях и прочитайте их названия.
- Что вы знаете про этих птиц? (ответы детей)
На утесе гнездится чайка моевка. Кайры кладут яйца прямо на голые скалы. Гагарки — в расщелинах между камней. На самых верхних площадках гнездятся буревестники и серебристые чайки. И добывают пищу эти птицы по-разному. Серебристая чайка охотится вдоль побережья, питаясь мышами, полевками, рыбой. Моевки улетают за рыбой подальше в море. Кайры, гагарки, буревестники, бакланы — прекрасные пловцы и ныряльщики, но все охотятся за разными видами рыб. Эти птицы не соперничают: у каждого вида своя пища (а если и одинаковая, то охотятся за ней по-разному), свои места обитания, гнездования, свои друзья и враги, то есть своя экологическая ниша.
Поморник живет разбоем. Разоряет гнезда тундровых птиц, таскает птенцов, отнимает добычу у чаек. Внимательно следит он за стаей маленьких чаек моевок. Заметит, что какая-нибудь летит тяжелее других, — тут же отбивает слетай и начинает гонять, пока птичка, измучившись, не отрыгнет наполовину переваренную рыбу. Если чайки сидят на воде, разбойник, пролетая на бреющем полете, ударами крыльев и ног заставляет птиц взлететь. Тут уж он выберет жертву! «Жандармом» зовут поморника рыбаки. А некоторые — тунеядцем, он ведь старается жить за чужой счет.
(слайд №19-21) Тупик. ( рассказ ученицы) Клюв у него особый, может удержать, не роняя, много мелких рыбешек.
А летают тупики не очень хорошо: крылышки у них короткие. Бывает даже, что тупик не удержится в воздухе и упадет на землю.
- У нас есть возможность услышать голос тупика. (звук на слайде)
(слайд №22-25) Из крупных млекопитающих для этой зоны характерен белый медведь.
- Про него нам расскажет ученик.
Это самый крупный наземный хищник. Длина тела достигает 3 м, я вес — 600 кг (а по некоторым источникам — до 1000 кг). Ноги у медведя высокие, толстые, мощные. Меховой покров очень густой, длинный, окраска белая, с желтовато-золотистым оттенком вдоль спины. Под кожей толстый слой жира. Проводит жизнь в постоянных кочевках, не имеет ни индивидуального участка, ни убежищ.
Хорошо плавает, ныряет. Очень силен и вынослив. Однажды белого медведя видели в 100 км от ближайшей суши или кромки льда. «Крейсерская» скорость передвижения полярного медведя в воде — до 7 км/ч; под водой может находиться до 2 минут.
Основная пища — тюлени, но ест и рыбу, падаль, песцов, моржат. Запах тюленя чувствует за 6—7 км, а лежащее на снегу животное видит за 2—3 км.
- А теперь мы услышим голос белого медведя.
(слайд №26-29)
- Следующее животное, я думаю вы тоже узнали.
Тюлень. (рассказ ученика) Облик тюленей всем знаком: вытянутое, плотно сбитое тело, как у всех водных животных; голова маленькая, заостренная, безухая, с большими грустными глазами. Задние конечности превратились в ласты. Передние имеют лишь вспомогательное значение. Имеется и небольшой хвост. Шерсть короткая, жесткая, обильно смазана жиром. Под кожей — толстый слой жира (сохраняет тепло, облегчает плавание). Все тюлени — полуводные животные, без суши обойтись не могут. На земле или на больших ледяных полях они размножаются, линяют, просто отдыхают. Никогда не удаляются от большой воды. Чуть опасность — сразу в воду. Питаются крабами, рыбой.
- Голос тюленя очень своеобразен, послушайте, что он вам напоминает?
(слайд №30-32)
- Морж - это самый крупный из ластоногих нашей фауны зверь. Послушайте про него интересную информацию.
Длина тела — более 3 м, весит около 1,5 т. Тело крупное, массивное. Голова небольшая по сравнению с огромным туловищем. Окраска бурая, зависит в основном от цвета кожи, а не волос. Кожа толстая, вся в складках. На верхней губе длинные толстые усы — вибрисы. С их помощью морж обследует дно в поисках пищи: ведь на глубине 20—50 м, особенно подо льдом, почти ничего не видно. Особенность моржа — два могучих бивня, торчащих вниз изо рта. Это сильно разросшиеся верхние клыки, которые особенно велики у самцов (до 60—80 см). Этими клыками-бивнями морж на дне раскапывает грунт и выбирает из него моллюсков, ракообразных, червей. Среди моржей изредка встречаются и хищники, нападающие на нерп и даже на птиц, сидящих на воде. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные метки, животное приобретает вертикальное положение, качается, как поплавок. У моржей почти нет врагов. В море опасными для них могут быть лишь хищные киты — касатки, а на лежбищах — белые медведи.
- Прослушайте голос этого животного.
(слайд №33) Чудеса Арктики
- В самом начале урока я сказала, что Арктика - край удивительной природы. И самое удивительное — полярное сияние.
- Послушайте, как описывается это явление в художественной литературе.
Взметнутся от земли в небо лучи, и загорается оно светлым пламенем. Оно сверкает и горит, кружится, словно вихри ветра, лучи летают взад и вперед, то красные, то красно-фиолетовые, то желтые, зеленые и ослепительно белые... Выше и выше поднимается пламя, словно тысячи прожекторов выстраиваются в извилистые линии над землей и бьют вверх. Внизу они зеленого цвета, а вверху — красного. Иногда загораются в небе ровным светом длинные полоски, иногда пятна, а иногда — быстро меняющиеся формы столбов и лучей.
(слайд №34) Деятельность Человека
- Как вы думаете, может ли в таких суровых условиях жить человек?
- Что он там делает?
Загадочные земли, увенчанные ледниками, ослепительно сияющие в лучах солнца, моря, покрытые льдами, и обитающие и них удивительные животные — все это с давних пор привлекало отважных путешественников. Преодолевая неимоверные трудности, они проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.
- Как человек осваивал Арктику и какие проблемы возникли вследствие этого мы прочитаем на стр.83-84 учебника.
- Итак, что делает человек в Арктике?
- Чем привлекает этот край людей?
- Каковы последствия такого взаимодействия?
(слайд №35)
- К сожалению, человек не всегда бережно относится к тому, что его окружает. В результате его существования в Арктике находятся на грани исчезновения многие виды животных. Занесены в Красную книгу такие виды, как белый медведь, морж, тюлени, гренландский кит, нарвал. В результате широкого хозяйственного освоения Арктики все большие ее пространства становятся непригодными для жизни северных животных, все заметнее сокращается их численность. Основные причины — загрязнение морей и побережий, сокращение количества пищи, усиливающийся фактор беспокойства (суда, вездеходы, вертолеты, поселки).
(слайд №36) Закрепление. Ответим на вопросы.
Где расположена зона арктических пустынь?
Каковы природные условия этой зоны?
Какие растения и животные характерны для этой зоны?
Какие экологические проблемы возникли в Арктике?
4. Домашнее задание.
- Из дополнительных источников подготовить информацию об арктических растениях и животных, про которые не было рассказано на уроке.
Олейникова Валентина Николаевна,
учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные зоны России. Зона Арктических пустынь
Разработка урока с презентацией к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/09/picture-983468-1512835024.jpg)
Технологическая карта урока "Природные зоны России. В жаркой пустыне."
Технологическая карта к уроку "Природные зоны России. В жаркой пустыни" поможет организовать урок по ФГОС, работающим по УМК «Перспектива»....
Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»
Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе «Перспектива». Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-1218656-1581588252.jpg)
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природные зоны России. Степи и пустыни»
Тема: «Природные зоны России. Степи и пустыни». Проектная деятельность на уроке....
Природные зоны России. Зона арктических пустынь
Сборник презентаций 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/08/picture-1476892-1686197943.jpg)
Конспект урока , окружающий мир , 4 класс "Природные зоны России. Зона Арктических пустынь"
Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.Цели: сформировать у обучающихся представление о зоне арктических пустынь. Продолжить работу по созданию комплексного представления о богатстве и ...