Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Россия на карте"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Тема урока: Россия на карте
Класс: 2
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с физической картой России, условными знаками на карте, правилами чтения карты; научить использовать карту для получения информации.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов:
- Ознакомление с понятием «географическая карта», условными обозначениями;
- Формирование умений читать карту;
- Воспитание чувства любви к Родине.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
- Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.
Направленные на достижение личностных результатов:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.
Знать: Знать, что такое карта
Понимать: понимать приёмы чтения карты, понимать различия между картой и глобусом.
Применять: находить на глобусе и на карте Россию, правильно показывать объекты на настенной карте( по инструкции учебника)
Анализ: осознавать значение умения читать карту для своей повседневной жизни
Синтез:
Оценка: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в ходе освоения приемов чтения карты
Оборудование: глобус, физическая карта, компас, презентация, учебник, рабочая тетрадь, фишки.
Литература:
- Учебник «Окружающий мир» 2 класс,2 часть. А.А. Плешаков, А.Е. Соловьева
- Рабочая Тетрадь «Окружающий мир» 2 Класс
- Методические рекомендации «Окружающий мир» 2 класс,2 часть.
- Интернет ресурсы
№ | Ход урока | Время |
1.Орг.момент.
| -Здравствуйте, ребята! А сейчас поприветствуйте друг друга. Дайте пять друг другу и улыбнитесь! И я дарю свою улыбку всем вам. Давайте с таким хорошим настроением и начнем наш урок. Вы готовы? Отлично!
| 1 мин. |
2. Актуализация знаний и умений | - Вспомним пройденный материал. Блиц-опрос. 1. Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? ( горизонт) -Чем она ограничена? (Линией горизонта) - Ориентирование на местности – это …? ( определение своего местоположения и направления пути) - Определить стороны горизонта можно с помощью …? ( Компаса и природных признаков) - Что такое компас? ( Прибор для определения сторон горизонта) Назовите основные стороны горизонта.( С,Ю,З,В) - Перечислите промежуточные стороны горизонта. - Как пользоваться компасом? Правила. (Ровная горизонтальная поверхность, определить север) -Ориентирование по солнцу:? - утром, в 7 часов, солнце - …на востоке, в полдень - … на юге, вечером, в 19 часов, -на западе. - А еще по каким признакам можно ориентироваться? (По местным природным признакам) - Назовите их. - Ровные или почти ровные участки земной поверхности называются - … (Равнины) -Небольшие возвышения на равнинах –это.. (Холмы) - А углубления с скрутыми склонами – это (Овраги) -Неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью – это .. (Горы) - Назовите части холма и горы. (Вершина, склон, подошва) - Что составляют водные богатства нашей планеты? (океаны, моря, реки, озера, каналы, пруды, водохранилища - Назовите естественные водоемы. (…) -Искусственные водоемы – это … -Исток - это… (начало реки) - Место, где река впадает в другую реку, озеро, море.. называется …(Устье) - Русло- это …(углубление, по которому течет река) Отлично! Молодцы! | 5 мин |
3.Введение в тему урока, озвучивание цели. Самоопределение деятельности.
| -Послушайте стихотворение: Есть на свете различные страны, Глубоки наши светлые воды, Широка и привольна земля, -Вам понравилось стихотворение? -А о какой стране говорится в данном стихотворении? (Россия) -Почему так решили? (очень большая).Что вы можете сказать о нашей стране? -Отгадайте загадку: Моря есть – плавать нельзя, Карта России на стене. - Правильно! Как вы догадались? -А для чего нам нужна карта? Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о карте России) - Тема урока: Россия на карте. -Какие цели мы поставим на данный урок? 1. Узнать, что такое карта. 2. Научиться читать карту. 3. Научиться правильно показывать объекты на карте.
-Я вам предлагаю отправиться в путешествие по родной стране с помощью карты. -Как вы думаете, что же такое карта? (ответы детей) - А что такое глобус? (Модель Земли) - Правильно ли мы ответили? Проверим. Откройте учебники на стр. 90-91. Прочитаем. - Допишите определение карты в рабочих тетрадях. Карта- это богатый источник информации. Надо научиться лишь ее читать. А что значит- читать карту? (Знать и понимать условные знаки) - Рассмотрите карту. Её границы отмечены красной линией. - Определим стороны горизонта. (Сверху – север, внизу – юг, слева- запад, справа – восток.) - Какая красивая разноцветная карта?! Каких только цветов нет. Интересно, что обозначают эти цвета?
| 3-4 мин |
4.Освоение нового материала и его применение. А) Знакомство с понятием «карта»
Б) Чтение карты.
| Давайте сравним изображение нашей страны на глобусе и на карте. В чем же различия? (условные обозначения, на карте нашу страну рассмотреть удобнее, масштабнее) Поэтому путешествие по стране с помощью карты гораздо удобнее, чем с помощью глобуса. Итак, карта у нас есть. Что такое карта мы узнали. Компас в руках. Рюкзаки со знаниями есть, но еще не завязаны и не закинуты за плечи. Можем отправляться в путешествие? (нет.) Почему? (Обратить внимание на цели урока: 1 пункт мы выполнили. 2 пункт – еще нет.) -Надо научиться читать карту. - Открыли стр.94 учебника. (Читаем вслух.) 1. Определение сторон горизонта; (Мы их определили.) СЛАЙД 2. Значение различных цветов на карте. СЛАЙД - Голубым цветом обозначена вода, зеленым, желтым, коричневым – суша. Зеленым и желтым цветом обозначают равнины, а коричневым – горы. На равнинах низкие места -низменности- обозначают зеленым цветом. А более высокие места на равнинах – возвышенности – желтым. - Найдите и покажите их на карте. 3. Значение других условных знаков. - Столица, города, гос. граница, реки, озера, водохранилища, каналы, болота, острова, равнины, горы, ледники. - Вот мы и научились читать карту. Теперь можем отправляться в путешествие! Закинули рюкзаки за плечи и вперед!
| 10-11 |
В) Знакомство с Россией (краткий обзор) | -Давайте вспомним, что мы знаем о родной стране. (Презентация слайд: -Россия является самой крупной страной в мире. -Россия имеет одну границу с 18 странами. -Леса в России расстилаются на 60%всей территории. слайд: -Россию омывает 12 морей трёх океанов: Азовское, Черное, Балтийское – это моря Атлантического океана. Белое, Карское, Лаптевых, Баренцево, Чукотское, Восточно-Сибирское - моря Северного Ледовитого океана, Японское, Охотское, Берингово – моря Тихого океана, Каспийское озеро из-за больших размеров называют морем. - В Каспийское море впадает наша Волга-матушка. Вот здесь у устья реки Волга мы сделаем привал. - А сколько в России длинных рек, речек! Всех не перечесть. Великая русская река Волга- самая крупная в Европе.
Продолжим наше путешествие пешим ходом. - В России есть глубокие озера. Самое большое озеро Байкал, глубже него нет на всей планете.
- Отправимся к озеру Байкал. Это самое крупное и глубокое озеро в мире. Байкал – это целая кладовая пресной воды. Недаром оно внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
слайд: Величественные горы России - В России есть высокие горы. Выше всех –потухший вулкан Эльбрус, удивительная гора с двумя вершинами.
-Россия седьмая страна в мире по численности населения. В ней проживает порядка 145 миллионов человек. -В Москве, столице России проживает около 11 миллионов человек. Этот город входит в число 20-ти крупнейших городов в Мире. 5 слайд: Территорию России покрывают густые леса. Лес –богатство России. В нем – здоровый и целебный воздух и полезные съедобные и лекарственные растения. Самой большой и богатый –это сибирская тайга. В лесах растут хвойные (ели, сосны, кедры) и лиственные деревья (березы, осины, дубы, клены) 6 слайд-Мы также умеем находить нашу страну на глобусе( один ученик- показывает Россию на глобусе).
| 5мин. |
Г) Практическая работа «Соотнеси фото с картой»
. | - Продолжим наше путешествие. Работать будем в парах. Открыли страницу 92-93. У вас на парте находятся фишки, ваша задача соотнести фотографии с картой и разместить на карте фишки с номерами. Основным ориентиром послужат подписи к фотографиям, где точно указан адрес каждого объекта. На карте вы будете ориентироваться с помощью надписей. (работа детей в парах) -Теперь мы проверим задание. (1 ученик показывает один объект на карте у доски) 1. Северный Ледовитый океан 2. Охотское море. 3. Черное море. 4.Уральские горы. 5. Волга. 6. Таежные просторы Западной Сибири. 7. Вулканы на Камчатке.
- А теперь проверим что у вас получилось. Проверяем на доске по карте ( по очереди прикрепляют фишки на карте) | 10 мин. |
5.Контроль и оценка достижений. | -Отвечаем на вопросы на стр.95 в рамочке. - Выполним задание №1 на стр. 61 рабочей тетради | 4 мин. |
6.Обобщение | Вот и подошло наше путешествие к концу. Но мы с вами ещё не прощаемся, нас ждут еще много открытий. А в этом нам помогут карта и глобус. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей) - Прочитайте вывод в учебнике на странице 95(выделенный жирным шрифтом) - Велика и прекрасна наша страна – Россия. С помощью карты и глобуса можно совершить путешествие в любую точку мира. Чему мы с вами сегодня учились? (слайд – цели урока) | 2 мин. |
7.Домашнее задание | Повторите определение «карта». С помощью карты вам нужно научиться показывать на карте океаны, моря, которые омывают территорию России, приводить примеры морей, рек, гор, равнин, городов России. Стр.90-91 по учебнику прочитать текст, выполнить задания № 3,4 | 2 мин |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир 2 класс | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Хураськина Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Табар-Черкийская СОШ»
Апастовского района Республики Татарстан
Тема урока: Россия на карте
Класс: 2
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с физической картой России, условными знаками на карте, правилами чтения карты; научить использовать карту для получения информации.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов:
- Ознакомление с понятием «географическая карта», условными обозначениями;
- Формирование умений читать карту;
- Воспитание чувства любви к Родине.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
- Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.
Направленные на достижение личностных результатов:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.
Знать: Знать, что такое карта
Понимать: понимать приёмы чтения карты, понимать различия между картой и глобусом.
Применять: находить на глобусе и на карте Россию, правильно показывать объекты на настенной карте( по инструкции учебника)
Анализ: осознавать значение умения читать карту для своей повседневной жизни
Синтез:
Оценка: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в ходе освоения приемов чтения карты
Оборудование: глобус, физическая карта, компас, презентация, учебник, рабочая тетрадь, фишки.
Литература:
- Учебник «Окружающий мир» 2 класс,2 часть. А.А. Плешаков, А.Е. Соловьева
- Рабочая Тетрадь «Окружающий мир» 2 Класс
- Методические рекомендации «Окружающий мир» 2 класс,2 часть.
- Интернет ресурсы
№ | Ход урока | Время |
#1054;рг.момент. | -Здравствуйте, ребята! А сейчас поприветствуйте друг друга. Дайте пять друг другу и улыбнитесь! И я дарю свою улыбку всем вам. Давайте с таким хорошим настроением и начнем наш урок. Вы готовы? Отлично! | 1 мин. |
2. Актуализация знаний и умений | - Вспомним пройденный материал. Блиц-опрос. 1. Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? ( горизонт) -Чем она ограничена? (Линией горизонта) - Ориентирование на местности – это …? ( определение своего местоположения и направления пути) - Определить стороны горизонта можно с помощью …? ( Компаса и природных признаков) - Что такое компас? ( Прибор для определения сторон горизонта) Назовите основные стороны горизонта.( С,Ю,З,В) - Перечислите промежуточные стороны горизонта. - Как пользоваться компасом? Правила. (Ровная горизонтальная поверхность, определить север) -Ориентирование по солнцу:? - утром, в 7 часов, солнце - …на востоке, в полдень - … на юге, вечером, в 19 часов, -на западе. - А еще по каким признакам можно ориентироваться? (По местным природным признакам) - Назовите их. - Ровные или почти ровные участки земной поверхности называются - … (Равнины) -Небольшие возвышения на равнинах –это.. (Холмы) - А углубления с скрутыми склонами – это (Овраги) -Неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью – это .. (Горы) - Назовите части холма и горы. (Вершина, склон, подошва) - Что составляют водные богатства нашей планеты? (океаны, моря, реки, озера, каналы, пруды, водохранилища - Назовите естественные водоемы. (…) -Искусственные водоемы – это … -Исток - это… (начало реки) - Место, где река впадает в другую реку, озеро, море.. называется …(Устье) - Русло- это …(углубление, по которому течет река) Отлично! Молодцы! | 5 мин |
#1042;ведение в тему урока, озвучивание цели. Самоопределение деятельности. | -Послушайте стихотворение: Есть на свете различные страны, Глубоки наши светлые воды, Широка и привольна земля, -Вам понравилось стихотворение? -А о какой стране говорится в данном стихотворении? (Россия) -Почему так решили? (очень большая).Что вы можете сказать о нашей стране? -Отгадайте загадку: Моря есть – плавать нельзя, Карта России на стене. - Правильно! Как вы догадались? -А для чего нам нужна карта? Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о карте России) - Тема урока: Россия на карте. -Какие цели мы поставим на данный урок? 1. Узнать, что такое карта. 2. Научиться читать карту. 3. Научиться правильно показывать объекты на карте. -Я вам предлагаю отправиться в путешествие по родной стране с помощью карты. -Как вы думаете, что же такое карта? (ответы детей) - А что такое глобус? (Модель Земли) - Правильно ли мы ответили? Проверим. Откройте учебники на стр. 90-91. Прочитаем. - Допишите определение карты в рабочих тетрадях. Карта- это богатый источник информации. Надо научиться лишь ее читать. А что значит- читать карту? (Знать и понимать условные знаки) - Рассмотрите карту. Её границы отмечены красной линией. - Определим стороны горизонта. (Сверху – север, внизу – юг, слева- запад, справа – восток.) - Какая красивая разноцветная карта?! Каких только цветов нет. Интересно, что обозначают эти цвета? | 3-4 мин |
#1054;своение нового материала и его применение. А) Знакомство с понятием «карта» Б) Чтение карты. | Давайте сравним изображение нашей страны на глобусе и на карте. В чем же различия? (условные обозначения, на карте нашу страну рассмотреть удобнее, масштабнее) Поэтому путешествие по стране с помощью карты гораздо удобнее, чем с помощью глобуса. Итак, карта у нас есть. Что такое карта мы узнали. Компас в руках. Рюкзаки со знаниями есть, но еще не завязаны и не закинуты за плечи. Можем отправляться в путешествие? (нет.) Почему? (Обратить внимание на цели урока: 1 пункт мы выполнили. 2 пункт – еще нет.) -Надо научиться читать карту. - Открыли стр.94 учебника. (Читаем вслух.) 1. Определение сторон горизонта; (Мы их определили.) СЛАЙД 2. Значение различных цветов на карте. СЛАЙД - Голубым цветом обозначена вода, зеленым, желтым, коричневым – суша. Зеленым и желтым цветом обозначают равнины, а коричневым – горы. На равнинах низкие места -низменности- обозначают зеленым цветом. А более высокие места на равнинах – возвышенности – желтым. - Найдите и покажите их на карте. 3. Значение других условных знаков. - Столица, города, гос. граница, реки, озера, водохранилища, каналы, болота, острова, равнины, горы, ледники. - Вот мы и научились читать карту. Теперь можем отправляться в путешествие! Закинули рюкзаки за плечи и вперед! | 10-11 |
В) Знакомство с Россией (краткий обзор) | -Давайте вспомним, что мы знаем о родной стране. (Презентация слайд: -Россия является самой крупной страной в мире. -Россия имеет одну границу с 18 странами. -Леса в России расстилаются на 60%всей территории. слайд: -Россию омывает 12 морей трёх океанов: Азовское, Черное, Балтийское – это моря Атлантического океана. Белое, Карское, Лаптевых, Баренцево, Чукотское, Восточно-Сибирское - моря Северного Ледовитого океана, Японское, Охотское, Берингово – моря Тихого океана, Каспийское озеро из-за больших размеров называют морем. - В Каспийское море впадает наша Волга-матушка. Вот здесь у устья реки Волга мы сделаем привал. - А сколько в России длинных рек, речек! Всех не перечесть. Великая русская река Волга- самая крупная в Европе. Продолжим наше путешествие пешим ходом. - В России есть глубокие озера. Самое большое озеро Байкал, глубже него нет на всей планете. - Отправимся к озеру Байкал. Это самое крупное и глубокое озеро в мире. Байкал – это целая кладовая пресной воды. Недаром оно внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. слайд: Величественные горы России - В России есть высокие горы. Выше всех –потухший вулкан Эльбрус, удивительная гора с двумя вершинами. -Россия седьмая страна в мире по численности населения. В ней проживает порядка 145 миллионов человек. -В Москве, столице России проживает около 11 миллионов человек. Этот город входит в число 20-ти крупнейших городов в Мире. 5 слайд: Территорию России покрывают густые леса. Лес –богатство России. В нем – здоровый и целебный воздух и полезные съедобные и лекарственные растения. Самой большой и богатый –это сибирская тайга. В лесах растут хвойные (ели, сосны, кедры) и лиственные деревья (березы, осины, дубы, клены) 6 слайд-Мы также умеем находить нашу страну на глобусе( один ученик- показывает Россию на глобусе). | 5мин. |
Г) Практическая работа «Соотнеси фото с картой» . | - Продолжим наше путешествие. Работать будем в парах. Открыли страницу 92-93. У вас на парте находятся фишки, ваша задача соотнести фотографии с картой и разместить на карте фишки с номерами. Основным ориентиром послужат подписи к фотографиям, где точно указан адрес каждого объекта. На карте вы будете ориентироваться с помощью надписей. (работа детей в парах) -Теперь мы проверим задание. (1 ученик показывает один объект на карте у доски) 1. Северный Ледовитый океан 2. Охотское море. 3. Черное море. #1059;ральские горы. 5. Волга. 6. Таежные просторы Западной Сибири. 7. Вулканы на Камчатке. - А теперь проверим что у вас получилось. Проверяем на доске по карте ( по очереди прикрепляют фишки на карте) | 10 мин. |
#1050;онтроль и оценка достижений. | -Отвечаем на вопросы на стр.95 в рамочке. - Выполним задание №1 на стр. 61 рабочей тетради | 4 мин. |
#1054;бобщение | Вот и подошло наше путешествие к концу. Но мы с вами ещё не прощаемся, нас ждут еще много открытий. А в этом нам помогут карта и глобус. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей) - Прочитайте вывод в учебнике на странице 95(выделенный жирным шрифтом) - Велика и прекрасна наша страна – Россия. С помощью карты и глобуса можно совершить путешествие в любую точку мира. Чему мы с вами сегодня учились? (слайд – цели урока) | 2 мин. |
#1044;омашнее задание | Повторите определение «карта». С помощью карты вам нужно научиться показывать на карте океаны, моря, которые омывают территорию России, приводить примеры морей, рек, гор, равнин, городов России. Стр.90-91 по учебнику прочитать текст, выполнить задания № 3,4 | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Россия на глобусе и карте"
Конспект урока и презентация к уроку в 4 классе по теме "Россия на глобусе икарте". Можно использовать к любому УМК....
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира по теме "Растениеводство"
В данной разработке содержится технологисеская карта, коспект урока и презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Растениеводство" УМК "Школа России"...
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...
Конспект урока окружающего мира "Историческая карта"
Конспкект урока окружающего мира 4 класса на тему "Историческая карта". УМК "Планета знаний"....
Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте;Планируемые результатыПредметные:знать, что такое карта и приёмы чтения карты;знать отличие глобуса от карты;уметь находить на к...
Конспект урока окружающему миру по теме: "Россия на карте"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о географической карте; формирование первоначальных умений, связанных с чтением картПланируемые результатыПредметные: знать понятие «географ...
Конспект урока окружающего мира "Учимся читать карту" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).
Цели деятельности учителя: формирование умения ориентироваться на карте полушарий, физической карте России, с помощью условных обозначений находить и показывать на карте физические объекты.Планируемые...