Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Россия на карте"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Хураськина Ирина Борисовна

Тема урока: Россия на карте

 

Класс: 2

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с физической картой России, условными знаками на карте, правилами чтения карты; научить использовать карту для получения информации.

 

Учебные задачи:

 

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Ознакомление с понятием «географическая карта», условными обозначениями;
  2. Формирование умений читать карту;
  3. Воспитание чувства любви к Родине.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
  2. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
  3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

 

Знать:  Знать, что такое карта

Понимать:  понимать приёмы чтения карты, понимать различия между картой и глобусом.

Применять: находить на глобусе и на карте Россию, правильно показывать объекты на настенной карте( по инструкции учебника)

Анализ: осознавать значение умения читать карту для своей повседневной жизни

Синтез:

Оценка: оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей в ходе освоения приемов чтения карты

Оборудование: глобус, физическая карта, компас,  презентация, учебник, рабочая тетрадь, фишки.

Литература:

  • Учебник «Окружающий мир» 2 класс,2 часть. А.А. Плешаков, А.Е. Соловьева
  • Рабочая Тетрадь «Окружающий мир» 2 Класс
  • Методические рекомендации «Окружающий мир» 2 класс,2 часть.
  • Интернет ресурсы

 

 

 

Ход урока

Время

1.Орг.момент.

 

-Здравствуйте,  ребята!  А сейчас поприветствуйте друг друга. Дайте пять друг другу и улыбнитесь! И я дарю свою улыбку всем вам. Давайте с таким хорошим настроением и начнем наш урок.  Вы готовы? Отлично!

 

1 мин.

2. Актуализация знаний и умений

- Вспомним пройденный материал.  Блиц-опрос.

1. Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? ( горизонт)

-Чем она ограничена? (Линией горизонта)

- Ориентирование на местности – это …? ( определение своего местоположения и направления пути)

- Определить стороны горизонта можно с помощью …? ( Компаса и природных признаков)

- Что такое компас? ( Прибор для определения сторон горизонта)

Назовите основные стороны горизонта.( С,Ю,З,В)

- Перечислите промежуточные стороны горизонта.

- Как пользоваться компасом? Правила. (Ровная горизонтальная поверхность, определить  север)

-Ориентирование по солнцу:? -  утром, в 7 часов, солнце - …на востоке, в полдень - … на юге, вечером, в 19 часов, -на западе.

- А еще по каким признакам можно ориентироваться? (По местным природным признакам)

- Назовите их.

- Ровные или почти ровные  участки земной поверхности называются - … (Равнины)

-Небольшие возвышения на равнинах –это.. (Холмы)

- А углубления с  скрутыми склонами – это (Овраги)

 -Неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью – это .. (Горы)

- Назовите части холма и горы. (Вершина, склон, подошва)

- Что составляют водные богатства нашей планеты? (океаны,  моря, реки, озера, каналы, пруды, водохранилища

- Назовите естественные водоемы. (…)

-Искусственные водоемы – это …

-Исток  - это… (начало реки)

- Место, где река впадает в другую реку, озеро, море.. называется …(Устье)

- Русло- это …(углубление, по которому течет река)

Отлично! Молодцы!

5 мин

3.Введение

в тему урока, озвучивание цели. Самоопределение деятельности.

 

-Послушайте стихотворение:

Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,
И гудят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля...

-Вам понравилось стихотворение?

-А о какой стране говорится в данном стихотворении? (Россия)

 -Почему так решили? (очень большая).Что вы можете сказать о нашей стране?

-Отгадайте загадку:

Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя. (Карта)

Карта России на стене.

- Правильно! Как вы догадались?

-А для чего нам нужна карта?

Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о карте России)

- Тема урока: Россия на карте.

-Какие цели мы поставим на данный урок?

1. Узнать, что такое карта.

2. Научиться читать карту.

3. Научиться правильно показывать объекты на карте.

 

-Я вам предлагаю отправиться в путешествие по родной стране с помощью карты.

-Как вы думаете, что же такое карта? (ответы детей)

- А что такое глобус? (Модель Земли)

- Правильно ли мы ответили? Проверим. Откройте учебники на стр. 90-91. Прочитаем.

- Допишите определение карты в рабочих тетрадях.

Карта- это богатый источник информации.

Надо научиться лишь ее читать.

А что значит- читать карту? (Знать и понимать условные знаки)

- Рассмотрите карту. Её границы отмечены красной линией.

- Определим стороны горизонта. (Сверху – север, внизу – юг, слева- запад, справа – восток.)

- Какая красивая разноцветная карта?! Каких только цветов нет. Интересно, что обозначают эти цвета?

 

3-4 мин

4.Освоение нового материала и его применение.

А) Знакомство с понятием «карта»

 

 

 

 

 

Б) Чтение карты.

 

Давайте сравним изображение нашей страны на глобусе и на карте. В чем же различия?  (условные обозначения, на карте нашу страну рассмотреть удобнее, масштабнее)   Поэтому путешествие по стране с помощью  карты гораздо удобнее, чем с помощью глобуса.

Итак, карта у нас есть. Что такое карта мы узнали. Компас в руках. Рюкзаки со знаниями есть, но еще  не завязаны и не закинуты за плечи. Можем отправляться в путешествие? (нет.) Почему? (Обратить внимание на цели урока: 1 пункт мы выполнили. 2 пункт – еще нет.)

-Надо научиться  читать карту.

- Открыли стр.94 учебника. (Читаем вслух.)

1. Определение сторон горизонта; (Мы их определили.) СЛАЙД

2. Значение различных цветов на карте. СЛАЙД

- Голубым цветом обозначена вода, зеленым, желтым, коричневым – суша. Зеленым и желтым цветом обозначают равнины, а коричневым – горы.

На равнинах низкие места  -низменности-  обозначают зеленым цветом. А более высокие места на равнинах – возвышенности – желтым.

- Найдите и покажите их на карте.

3. Значение других условных знаков.

- Столица, города, гос. граница, реки, озера, водохранилища, каналы, болота, острова, равнины, горы, ледники.

- Вот мы и научились читать карту. Теперь можем отправляться в путешествие! Закинули рюкзаки за плечи и вперед!

 

10-11

В) Знакомство с Россией (краткий обзор)

-Давайте вспомним, что мы знаем о родной стране.

(Презентация

 слайд:

-Россия является самой крупной страной в мире.

-Россия имеет одну границу с 18 странами.

-Леса в России расстилаются на 60%всей территории.

 слайд:

-Россию омывает 12 морей трёх океанов: Азовское, Черное, Балтийское – это моря Атлантического океана. Белое, Карское, Лаптевых, Баренцево, Чукотское, Восточно-Сибирское - моря Северного Ледовитого океана,

Японское, Охотское, Берингово – моря Тихого океана, Каспийское озеро из-за больших размеров  называют морем.

- В Каспийское море впадает наша Волга-матушка.

Вот здесь у устья реки Волга мы сделаем привал.

- А сколько в России длинных рек, речек! Всех не перечесть. Великая русская река Волга- самая крупная в Европе.

 

Продолжим наше путешествие пешим ходом.

- В России есть глубокие озера. Самое большое озеро Байкал, глубже него нет на всей планете. 

 

- Отправимся к озеру Байкал. Это самое крупное и глубокое озеро в мире. Байкал – это целая кладовая пресной воды. Недаром оно внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

слайд: Величественные горы России

В России есть высокие горы. Выше всех –потухший вулкан Эльбрус, удивительная гора с двумя вершинами.

 

-Россия седьмая страна в мире по численности населения. В ней проживает порядка 145 миллионов человек.

-В Москве, столице России проживает около 11 миллионов человек. Этот город входит в число 20-ти крупнейших городов в Мире.

5 слайд: Территорию России покрывают густые леса. Лес –богатство России. В нем – здоровый и целебный воздух и полезные съедобные и лекарственные растения. Самой большой и богатый –это сибирская тайга. В лесах растут хвойные (ели, сосны, кедры) и лиственные деревья (березы, осины, дубы, клены)

6 слайд-Мы также умеем находить нашу страну на глобусе( один ученик- показывает Россию на глобусе).

 

5мин.

Г) Практическая работа

«Соотнеси фото с картой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

- Продолжим наше путешествие. Работать будем в парах. Открыли страницу 92-93.  

У вас на парте находятся фишки, ваша задача соотнести фотографии с картой и разместить на карте фишки с номерами. Основным ориентиром послужат подписи к фотографиям, где точно указан адрес каждого объекта. На карте вы будете ориентироваться с помощью надписей.

(работа детей в парах)

-Теперь мы проверим задание. (1 ученик показывает один объект на карте у доски)

1. Северный Ледовитый океан

2. Охотское море.

3. Черное море.

4.Уральские горы.

5. Волга.

6. Таежные просторы Западной Сибири.

7. Вулканы на Камчатке.

 

- А теперь проверим что у вас получилось. Проверяем на доске по карте ( по очереди прикрепляют фишки на карте)

10 мин.

5.Контроль и оценка достижений.

-Отвечаем на вопросы на стр.95 в рамочке.

- Выполним задание №1 на стр. 61 рабочей тетради

4 мин.

6.Обобщение

Вот и подошло наше путешествие к концу. Но мы с вами ещё не прощаемся, нас ждут еще много открытий. А в этом нам помогут карта и глобус. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей)

- Прочитайте вывод в учебнике на странице 95(выделенный жирным шрифтом)

- Велика и прекрасна наша страна – Россия. С помощью карты и глобуса можно совершить путешествие в любую точку мира.

Чему мы с вами сегодня учились? (слайд – цели урока)

2 мин.

7.Домашнее задание

Повторите определение «карта». С помощью карты вам нужно научиться  показывать на карте океаны, моря, которые омывают территорию России, приводить примеры морей, рек, гор, равнин, городов России.

Стр.90-91 по учебнику прочитать текст,   выполнить задания № 3,4

2 мин

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл окружающий мир 2 класс29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Хураськина Ирина Борисовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Табар-Черкийская СОШ»

Апастовского района Республики Татарстан

Тема урока: Россия на карте

Класс: 2

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с физической картой России, условными знаками на карте, правилами чтения карты; научить использовать карту для получения информации.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Ознакомление с понятием «географическая карта», условными обозначениями;
  2. Формирование умений читать карту;
  3. Воспитание чувства любви к Родине.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
  2. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
  3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Знать: Знать, что такое карта

Понимать: понимать приёмы чтения карты, понимать различия между картой и глобусом.

Применять: находить на глобусе и на карте Россию, правильно показывать объекты на настенной карте( по инструкции учебника)

Анализ: осознавать значение умения читать карту для своей повседневной жизни

Синтез:

Оценка: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в ходе освоения приемов чтения карты

Оборудование: глобус, физическая карта, компас, презентация, учебник, рабочая тетрадь, фишки.

Литература:

  • Учебник «Окружающий мир» 2 класс,2 часть. А.А. Плешаков, А.Е. Соловьева
  • Рабочая Тетрадь «Окружающий мир» 2 Класс
  • Методические рекомендации «Окружающий мир» 2 класс,2 часть.
  • Интернет ресурсы

Ход урока

Время

#1054;рг.момент.

-Здравствуйте, ребята! А сейчас поприветствуйте друг друга. Дайте пять друг другу и улыбнитесь! И я дарю свою улыбку всем вам. Давайте с таким хорошим настроением и начнем наш урок. Вы готовы? Отлично!

1 мин.

2. Актуализация знаний и умений

- Вспомним пройденный материал. Блиц-опрос.

1. Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? ( горизонт)

-Чем она ограничена? (Линией горизонта)

- Ориентирование на местности – это …? ( определение своего местоположения и направления пути)

- Определить стороны горизонта можно с помощью …? ( Компаса и природных признаков)

- Что такое компас? ( Прибор для определения сторон горизонта)

Назовите основные стороны горизонта.( С,Ю,З,В)

- Перечислите промежуточные стороны горизонта.

- Как пользоваться компасом? Правила. (Ровная горизонтальная поверхность, определить север)

-Ориентирование по солнцу:? - утром, в 7 часов, солнце - …на востоке, в полдень - … на юге, вечером, в 19 часов, -на западе.

- А еще по каким признакам можно ориентироваться? (По местным природным признакам)

- Назовите их.

- Ровные или почти ровные участки земной поверхности называются - … (Равнины)

-Небольшие возвышения на равнинах –это.. (Холмы)

- А углубления с скрутыми склонами – это (Овраги)

-Неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью – это .. (Горы)

- Назовите части холма и горы. (Вершина, склон, подошва)

- Что составляют водные богатства нашей планеты? (океаны, моря, реки, озера, каналы, пруды, водохранилища

- Назовите естественные водоемы. (…)

-Искусственные водоемы – это …

-Исток - это… (начало реки)

- Место, где река впадает в другую реку, озеро, море.. называется …(Устье)

- Русло- это …(углубление, по которому течет река)

Отлично! Молодцы!

5 мин

#1042;ведение

в тему урока, озвучивание цели. Самоопределение деятельности.

-Послушайте стихотворение:

Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,
И гудят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля...

-Вам понравилось стихотворение?

-А о какой стране говорится в данном стихотворении? (Россия)

-Почему так решили? (очень большая).Что вы можете сказать о нашей стране?

-Отгадайте загадку:

Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя.
(Карта)

Карта России на стене.

- Правильно! Как вы догадались?

-А для чего нам нужна карта?

Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о карте России)

- Тема урока: Россия на карте.

-Какие цели мы поставим на данный урок?

1. Узнать, что такое карта.

2. Научиться читать карту.

3. Научиться правильно показывать объекты на карте.

-Я вам предлагаю отправиться в путешествие по родной стране с помощью карты.

-Как вы думаете, что же такое карта? (ответы детей)

- А что такое глобус? (Модель Земли)

- Правильно ли мы ответили? Проверим. Откройте учебники на стр. 90-91. Прочитаем.

- Допишите определение карты в рабочих тетрадях.

Карта- это богатый источник информации.

Надо научиться лишь ее читать.

А что значит- читать карту? (Знать и понимать условные знаки)

- Рассмотрите карту. Её границы отмечены красной линией.

- Определим стороны горизонта. (Сверху – север, внизу – юг, слева- запад, справа – восток.)

- Какая красивая разноцветная карта?! Каких только цветов нет. Интересно, что обозначают эти цвета?

3-4 мин

#1054;своение нового материала и его применение.

А) Знакомство с понятием «карта»

Б) Чтение карты.

Давайте сравним изображение нашей страны на глобусе и на карте. В чем же различия? (условные обозначения, на карте нашу страну рассмотреть удобнее, масштабнее) Поэтому путешествие по стране с помощью карты гораздо удобнее, чем с помощью глобуса.

Итак, карта у нас есть. Что такое карта мы узнали. Компас в руках. Рюкзаки со знаниями есть, но еще не завязаны и не закинуты за плечи. Можем отправляться в путешествие? (нет.) Почему? (Обратить внимание на цели урока: 1 пункт мы выполнили. 2 пункт – еще нет.)

-Надо научиться читать карту.

- Открыли стр.94 учебника. (Читаем вслух.)

1. Определение сторон горизонта; (Мы их определили.) СЛАЙД

2. Значение различных цветов на карте. СЛАЙД

- Голубым цветом обозначена вода, зеленым, желтым, коричневым – суша. Зеленым и желтым цветом обозначают равнины, а коричневым – горы.

На равнинах низкие места -низменности- обозначают зеленым цветом. А более высокие места на равнинах – возвышенности – желтым.

- Найдите и покажите их на карте.

3. Значение других условных знаков.

- Столица, города, гос. граница, реки, озера, водохранилища, каналы, болота, острова, равнины, горы, ледники.

- Вот мы и научились читать карту. Теперь можем отправляться в путешествие! Закинули рюкзаки за плечи и вперед!

10-11

В) Знакомство с Россией (краткий обзор)

-Давайте вспомним, что мы знаем о родной стране.

(Презентация

слайд:

-Россия является самой крупной страной в мире.

-Россия имеет одну границу с 18 странами.

-Леса в России расстилаются на 60%всей территории.

слайд:

-Россию омывает 12 морей трёх океанов: Азовское, Черное, Балтийское – это моря Атлантического океана. Белое, Карское, Лаптевых, Баренцево, Чукотское, Восточно-Сибирское - моря Северного Ледовитого океана,

Японское, Охотское, Берингово – моря Тихого океана, Каспийское озеро из-за больших размеров называют морем.

- В Каспийское море впадает наша Волга-матушка.

Вот здесь у устья реки Волга мы сделаем привал.

- А сколько в России длинных рек, речек! Всех не перечесть. Великая русская река Волга- самая крупная в Европе.

Продолжим наше путешествие пешим ходом.

- В России есть глубокие озера. Самое большое озеро Байкал, глубже него нет на всей планете.

- Отправимся к озеру Байкал. Это самое крупное и глубокое озеро в мире. Байкал – это целая кладовая пресной воды. Недаром оно внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

слайд: Величественные горы России

- В России есть высокие горы. Выше всех –потухший вулкан Эльбрус, удивительная гора с двумя вершинами.

-Россия седьмая страна в мире по численности населения. В ней проживает порядка 145 миллионов человек.

-В Москве, столице России проживает около 11 миллионов человек. Этот город входит в число 20-ти крупнейших городов в Мире.

5 слайд: Территорию России покрывают густые леса. Лес –богатство России. В нем – здоровый и целебный воздух и полезные съедобные и лекарственные растения. Самой большой и богатый –это сибирская тайга. В лесах растут хвойные (ели, сосны, кедры) и лиственные деревья (березы, осины, дубы, клены)

6 слайд-Мы также умеем находить нашу страну на глобусе( один ученик- показывает Россию на глобусе).

5мин.

Г) Практическая работа

«Соотнеси фото с картой»

.

- Продолжим наше путешествие. Работать будем в парах. Открыли страницу 92-93.

У вас на парте находятся фишки, ваша задача соотнести фотографии с картой и разместить на карте фишки с номерами. Основным ориентиром послужат подписи к фотографиям, где точно указан адрес каждого объекта. На карте вы будете ориентироваться с помощью надписей.

(работа детей в парах)

-Теперь мы проверим задание. (1 ученик показывает один объект на карте у доски)

1. Северный Ледовитый океан

2. Охотское море.

3. Черное море.

#1059;ральские горы.

5. Волга.

6. Таежные просторы Западной Сибири.

7. Вулканы на Камчатке.

- А теперь проверим что у вас получилось. Проверяем на доске по карте ( по очереди прикрепляют фишки на карте)

10 мин.

#1050;онтроль и оценка достижений.

-Отвечаем на вопросы на стр.95 в рамочке.

- Выполним задание №1 на стр. 61 рабочей тетради

4 мин.

#1054;бобщение

Вот и подошло наше путешествие к концу. Но мы с вами ещё не прощаемся, нас ждут еще много открытий. А в этом нам помогут карта и глобус. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей)

- Прочитайте вывод в учебнике на странице 95(выделенный жирным шрифтом)

- Велика и прекрасна наша страна – Россия. С помощью карты и глобуса можно совершить путешествие в любую точку мира.

Чему мы с вами сегодня учились? (слайд – цели урока)

2 мин.

#1044;омашнее задание

Повторите определение «карта». С помощью карты вам нужно научиться показывать на карте океаны, моря, которые омывают территорию России, приводить примеры морей, рек, гор, равнин, городов России.

Стр.90-91 по учебнику прочитать текст, выполнить задания № 3,4

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Россия на глобусе и карте"

Конспект урока и презентация к уроку в 4 классе по теме "Россия на глобусе икарте". Можно использовать к любому УМК....

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира по теме "Растениеводство"

В данной разработке содержится технологисеская карта, коспект урока и презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Растениеводство" УМК "Школа России"...

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...

Конспект урока окружающего мира "Историческая карта"

Конспкект урока окружающего мира 4 класса на тему "Историческая карта". УМК "Планета знаний"....

Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте;Планируемые результатыПредметные:знать, что такое карта и приёмы чтения карты;знать отличие глобуса от карты;уметь находить на к...

Конспект урока окружающему миру по теме: "Россия на карте"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о географической карте; формирование первоначальных умений, связанных с чтением картПланируемые результатыПредметные: знать понятие «географ...

Конспект урока окружающего мира "Учимся читать карту" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения ориентироваться на карте полушарий, физической карте России, с помощью условных обозначений находить и показывать на карте физические объекты.Планируемые...