Богатство Земли – полезные ископаемые внеурочное занятие
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
- Здравствуйте, меня зовут Татьяна Юрьевна и внеурочное занятие сегодня проведу я.
- Мне пришло приглашение от Незнайки побывать вместе с ним сегодня исследователями, но, а что мы будем исследовать вы узнаете, отгадав загадки:
-Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске, оставляет белый след. (МЕЛ)
-Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)
-Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. (ГЛИНА)
- Верно. В какую группу мы можем объединить мел, песок и глину? (ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ)
- Верно, тема внеурочного занятия «Богатство Земли – полезные ископаемые»
- Цель внеурочного занятия: расширить знания о полезных ископаемых
- Чтобы добиться цели будем следовать плану:
- что нам нужно узнать? Чему нужно научиться?
План:
- Узнать, что такое полезные ископаемые, где они применяются
- Научиться их сравнивать
(ОТКРЫВАЮ ГИПОТЕЗУ)
- Предположим, что полезные ископаемые имеют свойства, которые человек использует в хозяйстве
Сегодня нам нужно будет определить так ли это.
- Недра Земли и её поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Эти богатства называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф). С некоторыми из горных пород мы сталкиваемся почти каждый день.
- Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит.
- Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.
- Полезные ископаемые имеют разные свойства, которые человек может использовать в хозяйстве. Познакомимся с некоторыми из них.
- Обратите внимание, у вас на столе памятка, которую по ходу выполнения заданий мы будем заполнять.
- Первая наша станция «Лаборатория». Незнайка приготовил для нас опыты.
- Вспомним правила работы при проведении опытов. Какие вы знаете? (слайд)
- Отлично. Приступим к первому опыту.
Опыт 1 «Песок и его свойства»
Цель опыта: выявить свойства песка
Оборудование и ресурсы: чаша, песок, перчатки
Ученики берут песок и пытаются что-то слепить из него.
Вывод: сухой песок рыхлый, сыпучий.
- Где это свойство использует человек? ( в жилищном и дорожном строительстве, в медицине, при гололеде на дорогах, при производстве стекла, в сельском хозяйстве для улучшения структуры почвы и повышения ее плодородия. )
( Вспомнить о том, что песок используется в строительстве, например, для производства стекла)
Опыт 2 «Песок и его свойства»
Цель опыта: выявить свойства песка, формочки
Оборудование и ресурсы: чаша, песок, вода
Ученики по чуть-чуть наливают воду в песок и смотрят, что изменилось. Пробуют что-то слепить из него.
Вывод: Песок может впитывать влагу и менять свои свойства (становиться более пластичным, удерживать форму).
У вас на столе есть свойства песка приклейте их сюда – (ПОКАЗЫВАЮ)
Опыт 3 «Исчезающий мелок». Посмотрим видео.
Цель опыта: убедиться в том, что мел – это известняк
Оборудование и ресурсы: вода, уксус, мел
НУЖНО опустить мел в чашу с уксусом и понаблюдать, что получится. Мел начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет
Можем сделать вывод, что: мел – это горная порода, разновидность известняка. При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
Показываю известняк (2 вида). Известняк бывает разного цвета. Вы знаете, где его используют? (Известняк используют в строительстве для создания стен, потолков и полов. Он также используется для изготовления цемента и бетона.)
- У вас на столе есть информация про мел и известняк. Приклейте её в памятку (показываю куда)
- Молодцы, вы справились со всеми опытами.
Чтобы перейти к следующему заданию предлагаю размяться. Встаем. Потянулись, наклонились, руки на пояс, повернулись вправо, влево. Наклонились назад вперед. Садимся.
Следующая станция «Где используются полезные ископаемые?»
- Знаете ли вы, где и какие используют полезные ископаемые? (спрашиваю 2-3 человека)
- Хорошо. У вас на столе лист с заданием: нужно соединить природное ископаемое и то, где оно применяется. На это задание у вас 2 минуты. Время пошло.
- Время вышло. Проверяем (беру чью-то работу и с помощью документ камеры проверяю)
- Итак. Где применяется .. (название, имя)? Верно.
- Где применяется ….(название, имя)? Правильно.
- Вы все справились с этим заданием. Молодцы.
- Обратимся к теме нашего внеурочного занятия. Как она звучала? (Богатство Земли – полезные ископаемые)
- Как ты думаешь, … (имя) почему полезные ископаемые называют богатством Земли?
- Всё верно, молодец.
- Обратимся к плану. Что нам нужно было сделать на занятии? (узнать.., научиться..)
- Мы узнали и научились? (Да)
- Что нам помогло это сделать? (проведение опытов, выполнение заданий)
- Обратимся к гипотезе. «Предположим, что полезные ископаемые имеют свойства, которые человек использует в хозяйстве» Подтвердим мы это или опровергнем и почему, … (имя)?
- Всё верно. Полезные ископаемые имеют свойства, которые человек использует в хозяйстве. Незнайка благодарит вас, что вы помогли ему узнать, что такое полезные ископаемые, какими свойствами они обладают и как используют их человек.
- Если сегодняшнее внеурочное занятие было для вас интересным и вы узнали новое, то поднимите зеленый флажок, если же вы ничего нового не узнали, то поднимите красный флажок.
- Я очень рада, что занятие для всех было интересным и познавательным. Памятка, которую мы с вами сделали, поможет вам лучше запомнить информацию о полезных ископаемых и их свойствах.
- На этом наше внеурочное занятие подходит к концу. Спасибо за вашу активную работу. До свидания.
Видео
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""
Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области" 4 класс. Программа Занкова....
"Путешествие в кладовые земли.Полезные ископаемые."
Конспект урока с использованием ИКТ....
Полезные ископаемые: Кладовые земли , 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Полезные ископаемые: Кладовые земли"....
Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....
Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Полезные ископаемые: кладовые земли
Полезные икопаемые: кладовые земли УМК Гармония 4 класс...
«Путешествие в кладовые земли. Полезные ископаемые»
Цели урока:Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их.Задачи урокаКоммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, ...