урок окружающего мира в 3 классе по теме "Грибы - особое царство"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок открытия новых знаний. На уроке используется групповая форма работы. Учащиеся на основе изучаемого материала составляют схемы. На уроке применяется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_griby.docx | 51.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Класс: 3
Тема: В царстве грибов
Цель: сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве природы
Планируемые результаты:
Предметные
- знать о существовании особого царства грибов;
- знать строение грибов;
- знать значение грибов в природе, использование грибов человеком.
Метапредметные
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;
- строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения, обосновывать свою позицию;
- осознанно читать текст с целью понимания информации и умения её использовать в разных формах.
Личностные
- осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека;
- осознавать значение бережного отношения к природе.
Тип урока: «открытие новых знаний»
Формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная
Ход урока
- Организованное начало урока.
- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку.
- Предлагаю сегодня отправиться в небольшое путешествие в лес. Будьте внимательны. Вспомните, что в лесу надо соблюдать определённые правила. Какие?
- Актуализация знаний.
- Вспомните, что такое лес.
- Какое значение имеет лес в природе?
- А какую роль он играет в жизни человека?
- А что такое природа?
- Какая бывает природа?
На слайде появляется схема
- А теперь проверим как вы знаете предметы живой или неживой природы. Поиграем в игру «Кто самый внимательный?»
- Я называю слово. Если это относится к живой природе, то вам надо хлопнуть в ладоши, если относится к неживой природе, то поднимите руки вверх.
- А теперь посмотрите внимательно на схему (на столах карточки). Дополните её пустые «окошки»ю
- Всем ли удалось заполнить схему?
- В чем испытали трудность? (Вспомнили животных и растения. Третье окошко не заполнили).
- Откройте учебник, прочитайте текст. Может это поможет заполнить «окошко»?
- Открытие новых знаний
- Отгадайте загадку.
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
- Как вы догадались?
- Сегодня мы поговорим о грибах?
- Как вы думаете грибы - это живая или неживая природа? Объясните.
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? Почему?
- Предположим, что это растения. Тогда назовите части растений и найдите их у грибов.
- Можно ли отнести грибы к миру растений?
- А к миру животных?
- Тоже нет. Так что же такое грибы?
- Верно, грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (Дополняем схему, вносим в отдельное «окно»).
- Вспомните, какая часть гриба упоминалась в загадке?
- Все грибы, которые вам хорошо известны, называют шляпочными.
- Сейчас вы поработаете в группах (по человека). Рассмотрите картинки грибов и попробуйте составить рассказ о внешнем строении гриба (5мин на работу).
Учащиеся докладывают (по картинке мы видим, что одна часть гриба находится под землей, а другая над землей. Наверное, эти части можно назвать подземная и надземная.Под землей есть корни, а надземная часть состоит из шляпки и ножки).
Учитель дополняет: важную роль в жизни гриба играет шляпка. В ней созревают грибные спор, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе ножка и шляпка имеют название «плодовое тело».
- А теперь посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину).
- Какое бы вы дали ей название?
- На самом деле она называется «грибница».
Поработайте в группах. У вас в тетради есть картинка гриба. Простым карандашом впишите названия частей гриба. Обсудите еще раз в группе этот вопрос.
- Как вы думаете какая часть самая важная в жизни гриба? (Правильно, грибница).
- Грибы растут группами, семейками. Их находят по несколько в одном месте. Как вы думаете, почему?
- Правильно, нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на её сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.
- А теперь посмотрите небольшой видеосюжет (2 мин. Прогулка по лесу).
- Вот мы с вами в лесу. Кто знает правила сбора грибов в лесу?
- Сейчас вы обсудите в группе и запишите (или зарисуете) правила сбора грибов на листочке. (Работают 4 - 5мин).
- Пожалуйста, назовите по одному правилу каждая группа. Повторять нельзя. (Учитель вывешивает таблички с правилами на доску).
Правила.
- Грибы надо срезать ножом.
- Грибы можно выкручивать из земли.
- Гриы нельзя вырывать из земли.
Объясните эти правила. Учитель дополняет ответы детей: гриб нельзя вырывать из земли, потому что мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Если будем срезать ножом, то грибницу не повредим, но на месте среза останется часть плодового тела, которая испытывает на себе внешние воздействия: дождь, солнце, ветер. Тогда грибница может загнить или высохнуть. Самый лучший способ: выкрутить гриб из земли. Тогда грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не вредит.
- Рассмотрите иллюстрации грибов в группах, подпишите названия и разберите по составу эти слова. (подберёзовик, подосиновик, опёнок, маслёнок).
- Что вы можете сказать о грибах по их названиям?
- Да, многие грибы растут под конкретными деревьями или имеют определённые особенности. Кто знает, почему так происходит?
- Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!
- А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель показывает хлеб, апельсиновую корку, покрытую плесенью). Что это?
- А плесень - это грибы. Посмотрите плесень под микроскопом. (Показ на слайде). Почему я назвала это тоже грибом?
- Видно, что плесень имеет такое же строение, как и шляпочный гриб. Назовите, из каких частей состоит плесень?
Учащиеся называют: есть плодовое тело и грибница.
- Какой части нет у плесени, а есть у подосиновика? (Шляпки).
- Можем мы назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).
- Так вот этот вид грибов называют «плесневые».
- Прочитайте рассказ в учебнике и расскажите, какую роль имеют грибы в природе?
(Пища для людей, лекарство для некоторых животных, питают деревья).
- На какие группы можно разбить грибы? Заполните схему.
- Во время сбора грибов помните важное правило: будьте внимательны и берите только те грибы, которые вам хорошо известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.
- А как вы думаете, плесневые грибы человек как-нибудь использует?
- Правильно, из них приготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово - «антибиотики»? Есть такое лекарство «пенициллин», его как раз изготавливают из плесневых грибов.
- Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о грибах.Существует даже наука, посвященная их изучению. Называется «микология». В переводе с латыни «микос» - гриб, «логос» - наука.
- Обобщение знаний.
Работа в группах. Разгадывание кроссоворда на тему «Грибы».
- Подведение итогов
- Что нового вы открыли сегодня для себя на уроке?
- Какие бывают грибы? Про какие грибы вам раньше было неизвестно?
- Как называется наука о грибах?
- Рефлексия
- У вас на парте грибочки. Выберите любой и «оживите» его, нарисовав на шляпке смайлик, который выражает ваше настроение на уроке. А теперь приклейте их на лесную полянку (изображена на доске).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Урок окружающего мира 2 класс. Грибы-особое царство природы
Презентация. Урок окружающего мира по теме: Грибы - особое царство природы. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...
Урок окружающего мира 2 класс. Тема: "Грибы-особое царство природы"
Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме : " В царстве грибов".
Конспект урока по теме "В царстве грибов"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "В царстве грибов" с ЭОР
Данный материал представляет структуру и ход урока окружающего мира с использованием ЭОР....
Урок окружающего мира 3 класс по теме:"В царстве грибов"
Данный урок тринадцатый из раздела «Эта удивительная природа», поэтому к этому моменту у уч-ся уже накопились определенные знания.Так как это урок...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....