Адаптированные рабочие программы для обучающихся с УО (вариант 1)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Безвершенко Ольга Сергеевна

Данная адаптированная программа по курсу «Мир природы и человека» в начальной школе разработана в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  определяются адаптированной образовательной программой», программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  

Адаптированная образовательная программа по курсу «Мир природы и человека» в начальной школе разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009)  с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.;
  • Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850);
  • Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы» (Пр.№1087 от 13.08.2015г.);
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МАОУ «Прогимназия «Созвездие»;
  •  Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Прогимназия «Созвездие»;
  • Учебного плана МАОУ «Прогимназия «Созвездие».

        Данная адаптированная программа по курсу «Мир природы и человека» в начальной школе разработана в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка.

        Программа предназначена для учащегося 3 «В» класса .

        Александр испытывает затруднения в обучении, нуждается в постоянной помощи и контроле. Низкий уровень мотивации к обучению. Мелкая моторика рук развита плохо, тяжело даётся выполнение заданий с использованием ручки и карандашей. Устная речь развита слабо, ребенок затрудняется в составлении предложений, отвечает односложно. Слабо развито логическое мышление, поэтому не всегда может сделать элементарные выводы. Владеет понятиями «больше», «меньше», «одинаково».

        Александр не нарушает дисциплину на уроках. Но иногда может проявить агрессию, нецензурно ругаться. С классным руководителем общение строится только наедине, в присутствии других людей молчит, не отвечает или отвечает односложно, мальчик стеснителен, но на контакт идёт. На похвалу реагирует положительно, в ситуации весёлой и смешной – улыбается, смеётся. А на критику реагирует не всегда адекватно – психует, разбрасывает вещи. Трудностей в общении со сверстниками практически не испытывает, на перемене играет с одноклассниками.

        По результатам ТПМПК (заключение № 81 от 16.09.2020 г.) подтверждён статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.  Рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).


Мир природы и человека

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        В 3 классе продолжается работа по достижению личностных и предметных результатов, начатая в 1 и 2 классах.

        Ведущее место, в силу практической направленности, принадлежит личностным результатам, как обеспечивающим обучающихся возможностью овладения различными жизненными компетенциями, необходимыми для введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Одна из основных задач уроков естествоведческого цикла в школе для детей с интеллектуальными нарушениями - научить узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках знания.  Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс. (Например, рецепт приготовления блюд, правила поведения в различных ситуациях, уход за домашними животными и т. п.).

Личностные результаты освоения программы курса «Мир природы и человека» формируются по следующим направлениям:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,
  • развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. 

        Для решения задачи социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями важнейшим направлением является овладение навыками коммуникации, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т. д.

        Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

  • умением вступать в контакт и работать в группах (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
  • умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
  • умением обращаться за помощью и принимать помощь;
  • умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в диалог с учителем и сверстниками, отстаивая свою позицию.

        Работа над развитием адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в курсе «Мир природы и человека» направлено на решение следующих задач:

  • умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке;
  • понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно;
  • умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений;
  • умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи,
  • умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения (например, приём медицинских препаратов, вакцинация, ограничения в еде, режиме физической нагрузки).

При изучении курса «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями овладевают следующими социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:

  • формирование активной позиции и укрепление веры в свои силы в овладении практическими навыками, стремления к самостоятельности и независимости на практических занятиях и помощи другим обучающимся;
  • прогресс в самостоятельности и независимости на уроках и в быту;
  • освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (приготовление еды, покупка, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей. ;
  • представления об устройстве домашней жизни;
  • умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в каких-то областях домашней жизни;
  • ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми;
  • умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
  • умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие;
  • стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий;
  • расширение круга предметов домашнего обихода, функции которых важны для ребенка, и которые он использует;
  • овладение способностью ориентироваться в своих учебных принадлежностях и самостоятельно готовиться к уроку.

        При работе над дифференциацией и осмыслением картины мира и ее временно-пространственной организации в курсе «Мир природа и человека» обучающиеся могут овладеть следующими компетенциями:

Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности

Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации

Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.

Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком

Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).

Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку

Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой

Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым деятельность.

Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.)

Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку

При работе над компетенцией «осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей» основными результатами освоения жизненных компетенций являются:

Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.

Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов

Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении

Расширение круга освоенных социальных контактов

Программа «Мир природы и человека» наряду с задачами развития жизненных компетенций имеет свои предметные учебные задачи.

Предметные результаты обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) по курсу «Мир природы и человека» определяются двумя уровнями: минимальным и достаточным.

Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:

Достаточный уровень:

правильно называть изученные объекты и явления;

сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространённых в данной местности;

сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;

соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

определять по сезонным изменениям время года;

определять направления ветра;

Минимальный уровень:

правильно называть изученные объекты и явления;

сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2—3 растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы;

сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки;

соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;

соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;

соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

        В соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) оценке подлежат предметные и личностные результаты.

        Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

        Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием курса «Мир природы и человека» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

        При прохождении программы организуется   контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся. Для этого можно использовать специальные «Карты отслеживания динамики усвоения знаний и умений» по годам обучения на класс, с указанием фамилии каждого ученика. В карте дается перечень основного содержания обучения в данном учебном году. Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. В этом случае ученику предусматриваются дополнительные занятия со специалистом – дефектологом или логопедом, для обеспечения усвоения пропущенного учебного материала.

Критерии оценивания и выставления отметок по курсу «Мир природы и человека»

        Отметка «5» ставится, если обучающийся понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы по возможности более полными распространенными предложениями. Соблюдает связность слов в предложении, приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение. Классифицирует объекты на группы по существенным признакам. Дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства. Правильно устанавливает причинно-следственные связи. В полном объеме (80%-100%) выполняет самостоятельно тестовые задания, иллюстративные материалы (рисунки, схемы, таблицы)

        Отметка «4» ставится, если обучающийся дает полные ответы, но нарушена связность слов в предложении. Существенные признаки объекта выделяет не в полном объеме, нарушена последовательность в описании объекта или явления. При выполнении практических заданий объем сохранен, но имеются неточности и исправления.

        Отметка «3» ставится, если обучающийся дает неточные и неполные ответы на поставленные вопросы, недостаточно полно и последовательно излагает программный материал, постоянно нуждается в помощи учителя. Испытывает трудности в сравнении, классификации предметов и объектов, самостоятельно не обобщает полученные сведения и не устанавливает причинно-следственные связи. Практические задания выполняет небрежно, не в полном объеме (50%-65%)

        Оценка в обучении детей с интеллектуальными нарушениями должна отражать не только уровень знаний в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех. Возможно использование критериального подхода в оценивании обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Оценочная карта усвоения навыков работы с текстовым материалом, изображением, практическими предметами

Критерии/уровень овладения

Ф. И. обучающегося

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I. работа с текстом

Осмысленное чтение текста с объяснением ключевых понятий

Понимание прочитанного текста с простейшим пересказом

Постановка вопросов к тексту

Нахождение ответов на вопросы, используя ключевые понятия текста

Умение отвечать полными развернутыми фразами

Умение дополнять предложения ключевыми словами (понятиями)

Составление рассказа об объектах живой и неживой природе по опорным схемам, таблицам

Составление рассказа о неживом объекте, растении, животном, профессии человека с опорой на ключевое слово (понятие, вопрос)

Составление описательного рассказа по иллюстрации, изображению, с использованием реального предмета

Деление текста на части по смысловой интонации

Чтение информации на продуктах питание, объяснение значения

II. работа с рисунками, иллюстрациями, схемами

Определение на схемах объектов живой и неживой природы

Нахождение на рисунках объектов живой и неживой природы

Заполнение таблицы, схемы по образцу

Нахождение нужных дат, месяцев, дней в календаре

Сравнение нескольких объектов

Составление описательного рассказа по рисунку, схеме, таблице

Дополнение рисунков собственными изображениями

Изготовление из различных материалов собственного изделия (макета, модели)

Зарисовка рисунка, схемы, графического изображения

Узнавание и называние объекта, рисунка по прошествии времени

III. практическое овладение навыками работы с инструментами и предметами

Изготовление поделки из бумаги, картона по образцу

Изготовление поделки из природного материала по образцу

Изготовление поделки из бумаги, картона, природного материала по замыслу

Посев семян для рассады

Полив растений

Приготовление простейших блюд (чай, бутерброд, салат)

Критерии: I уровень – выполняет после первичной инструкции; II уровень – выполняет после первичной инструкции с дополнительной индивидуальной помощью: III уровень – нуждается в помощи, использует ее, но с ошибками; IV уровень- задание не понимает и не выполняет

Оценочная карта овладения личностными умениями

Личностные умения

Нет продвижения

Минимальные продвижения

Продвижения значительные

Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания ребенка в школе, представления о своих нуждах и правах в организации обучения..

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации

Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки, кресло, капельница, катетер, памперсы и др.)

Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений

Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения

Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

Владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.

Формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту

Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей

Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми

Представления об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность. Прогресс ребенка в этом направлении

Формирование желания участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными

Осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации

Адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации

Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребенка. Формирование умения ребенка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком

Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, и вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т. д.).

Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.)

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми

Умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими

Умение вступать в диалог с учителем и сверстниками, отстаивая свою позицию

Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т. д.

Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта

Основное содержание учебного предмета

В каждой теме курса «Мир природы и человека» представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции.

Упражнения и задания на развитие жизненных компетенций

задания

компетенции

Сезонные изменения в природе

Составление рассказа о сезонных признаках погоды, о своих ощущениях при этих признаках

Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве

Работа с календарем. Нахождение дат, месяцев, дней недель

Умение устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком

Приготовление простейших блюд из сезонных продуктов со взрослыми

Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в каких-то областях домашней жизни

Экскурсия в магазин, на рынок

Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей

Разучивание правил поведения при различных природных явлениях

Адекватность бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды

Наблюдение за различными природными явлениями, погодой на текущий момент

Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей

Изготовление поделок из природного материала

Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

Помощь взрослым в уборке снега (листвы)

Формирование активной позиции и укрепление веры в свои силы в овладении практическими навыками, стремления к самостоятельности и независимости на практических занятиях и помощи другим обучающимся

Выбор сезонной одежды в зависимости от погодных условий

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации

Высаживание рассады (семян для рассады)

Формирование внимания и интереса к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой

Неживая природа

Составление распорядка дня

Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию

Чтение показаний термометра, различение термометров по назначению

Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений

Слушание и рассказ прогноза погоды

Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой

Разучивание правил поведения при различных стихийных явлениях (сильный ветер, ураган)

Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности

Живая природа

Растения

Сбор лекарственных трав

Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.

Разучивание правил сбора грибов и ягод, правил поведения при отравлениях

Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве

Заваривание травяного чая вместе со взрослым

Умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, конструктивно взаимодействовать с людьми

Животные

Правила ухода за домашними животными. Практическая отработка навыков работы с инструментами

Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности

Выявление сходства и различия между домашними и дикими животными

Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы

Человек

Разучивание правил гигиены дыхания, помещений

Формирование активной позиции и укрепление веры в свои силы в овладении практическими навыками, стремления к самостоятельности и независимости на практических занятиях и помощи другим обучающимся

Практическая отработка навыков пользования термометром

Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений

Определение пульса (у себя, у товарища)

умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Чтение информации на продуктах питания (сроки хранения и дата изготовления)

Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел, понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей

Отработка навыков размещения продуктов питания (в холодильнике, в шкафу)

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации

Перечень оборудования к урокам:

        На уроках учебного курса «Мир природы и человека» следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразная природоохранная деятельность обучающихся под руководством учителя.

Перечень учебно-методического материала:

1.        Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А.

Мир природы и человека. 1-4 кл. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобр. организаций, реализующих адаптированные осн. общеобр. Программы

2.        Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др.

Мир природы и человека. 3 класс. В 2 частях. Часть 1. (Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

3.        Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др.

Мир природы и человека. 3 класс. В 2 частях. Часть 2. (Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

4.        Электронная форма учебника

Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника издательства «Просвещение»


Предметное содержание курса «Мир природы и человека»

        На каждом уроке курса «Мир природы и человека» учитель последовательно раскрывает причинно-следственные связи, существующие в мире природы, обращает внимание учащихся на целесообразность многих явлений в жизни растений, животных, трудовой деятельности человека, учит анализировать, сравнивать, делать выводы. При этом необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, поставленные учителем, рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт.

Следует обращать внимание и добиваться сознательного усвоения знаний обучающимися, учить составлять небольшие рассказы о том или ином предмете или явлении природы, правильно оформлять его, использовать развернутые высказывания, соблюдать логику изложения. Однако, если в силу своих индивидуальных особенностей, ребенок не может выполнить такого задания, но демонстрирует понимание вопроса, такой ответ следует считать положительным.

Сезонные изменения

Цель: формирование представлений о временах года. Изучение признаков различных времен года. Знакомство с жизнью растений, животных, деятельностью человека в разные времена года.

        Работа строится по плану первого и второго классов, но при изучении каждого времени года добавляется наличие явлений, связанных с воздухом. Ветер (холодный, тёплый, сильный, слабый), температура воздуха в разные времена года.

Изучаются новые виды растений, животных, расширяется кругозор обучающихся, закрепляются названия месяцев. Обучающиеся знакомятся с календарем, учатся им пользоваться.

        Необходимо включение в этот раздел знаний, связанных с человеком и его деятельностью. Прежде всего, обращая внимание на игры детей, как наиболее близкое и понятное занятие, учитель соотносит их с тем или иным временем года, объясняет и фиксирует в сознании обучающихся их связь с определенным временем года. Изменения одежды по сезону, характер и содержание работ в саду и огороде объясняется с точки зрения условий сезона. Например, изучая особенности летнего периода, следует определить, какую одежду и почему носят люди в это время года, то есть для детей наполняется более ясным смыслом определения зимняя, летняя, демисезонная одежда. Для закрепления полученных знаний нужно использовать игры, практические задания. Например, при заданных погодных условиях выбрать одежду для куклы, для себя. В таких играх важно не просто правильное выполнение задания, но и объяснение своего выбора. Знание особенностей жизни растений в разные времена года позволит прогнозировать те или иные виды возможных работ в саду или огороде для каждого времени года.

Воздух

Цель: формирование представлений о воздухе, его значении в жизни растений, животных, человека. Познакомить обучающихся с прибором для измерения температуры воздуха, его использованием. Формирование элементарных представлений о ветре, направлении ветра. Учить понимать прогноз погоды, используя полученные знания.

        В процессе работы необходимо проводить опыты по обнаружению воздуха: дыхание, свист при резком взмахе палочкой, дуновение на пламя свечи. Эти практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсии. Объяснения о направлении ветра, сторонах горизонта следует проводить с учётом возможностей класса. Некоторые дети хорошо воспринимают объяснения учителя с использованием глобуса, другим обучающимся это объяснение трудно, но им доступны представления о жарких и холодных странах (сказки, мультфильмы), в этом случае определение «север – юг» условно связывается с наличием подобных стран. Иногда это определение предлагается запомнить.  

 

Растения

Цель: Закрепление представлений о строении растений, представлений о саде, огороде. Расширение знаний о растениях сада, огорода. Определение по внешним признакам (дерево, кустарник, трава). Формирование элементарных представлений о лесе, хвойных и лиственных деревьях, ягодах, грибах.

        При формировании понятия о таких группах растений как деревья, кустарники, травы, опираемся на предыдущий опыт обучающихся, они уже достаточно подготовлены к восприятию этого материала. Следует обратить внимание на такую тему как «Лес», то есть изучение не отдельных представителей флоры лесов, а леса как целого природного сообщества, создает возможность для более глубокого и сознательного усвоения учебного материала. Прежде всего, обратим внимание на «этажность» леса, не вводя специальной терминологии. На доступном детям уровне возможно объяснение ярусного строения лесов с точки зрения стремления каждого растения находиться ближе к источнику света: вверху самые сильные и светолюбивые, ниже – приспособившиеся к меньшему количеству света, внизу – травы. Обучая различать лиственные и хвойные деревья, следует вспомнить уже известные детям деревья: берёзу, дуб, липу и т. д., обратить внимание на то, что все они имеют листья, оттого они называются лиственные. Сравнение этих деревьев с елью и сосной обнаружит, что у этих деревьев листья в привычном виде отсутствуют, они превратились в иголки – хвою, следовательно, такие деревья получат название хвойные.

        При формировании представлений о плодах, семенах, необходимо рассматривать процесс образования плодов и семян (в упрощенном виде). Именно это даст возможность наиболее точного и прочного усвоения знаний.

Животные

Цель: закрепление представлений о диких и домашних животных. Расширение представлений о различных животных, птицах. Развитие представлений о роли человека в жизни домашних животных. Изучение образа жизни, повадок, внешнего вида, связи со средой обитания.

        При формировании представлений о диких и домашних животных необходимо показать обучающимся, что есть животные, способные жить самостоятельно, не пользуясь заботой и уходом человека, но есть животные, которые не могут жить без этой опеки. При изучении животных нужно отметить главные условия их существования: тепло, свет, вода, воздух. При сравнении диких и домашних животных выявляется сходство во внешнем виде, питании, повадках, образе жизни. Одновременно устанавливаются и отличия внешнего вида, повадок, образа жизни, среды обитания. Для детей должна стать очевидной идея единства всего мира животных, роли человека, приручившего некоторых из них, создающего новые породы, тщательно заботящегося об их разведении и охране. Создаются две схемы работы:

домашние животные (птицы) – внешний вид, повадки, питание, уход за животными, использование их человеком.

дикие животные (птицы, рыбы, насекомые) – внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к смене времен года.

Очень важно сформировать представление о связи диких животных с окружающим их миром, каждый этап обозначенной схемы увязывать с неслучайностью признаков того или иного животного. Все сведения предлагают обучающимся в доступном для их возраста виде, в занимательной форме, используя разнообразный наглядный материал.

Человек

        Закрепление и расширение представлений о правильном питании человека, профилактике пищевых отравлений. Формирование элементарных представлений о строении и работе дыхательной системы человека, профилактика простудных заболеваний и курения. Формирование элементарных представлений о работе сердца.

        Знакомство с работой дыхательной и сердечно-сосудистой систем осуществляется с опорой на наглядный материал: таблицы, муляжи, которые можно найти в кабинете биологии. Изучаются основные части этих систем, формируются первичные представления о работе и значении этих органов. Основное внимание педагога сосредоточено на практической значимости данного материала.  

Сезонные изменения в природе (11 ч)

Сезонные изменения в неживой природе.

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа (4 ч)

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа (19 ч)

Растения (7 ч)

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные (5 ч)

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия:
кабан – свинья, заяц – кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек. Безопасное поведение (7 ч)

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

        Форма организации учебной деятельности обучающихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников с интеллектуальными нарушениями целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

творческий метод;

совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия. Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, слайдовые презентации. Ведущими методами являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность под руководством учителя.

         

        Обучение курсу «Мир природы и человека» требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения «Мир природы и человека» на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем проблемно-поисковой ситуации, которая становится основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного коммуникативного взаимодействия.    Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в практической ситуации.  

Примерные формы организации занятий:

Урок – экскурсия (в том числе виртуальная)- в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.

Урок - эксперимент

Урок-отработка практических навыков

Урок-квест

Урок-защита проектов

Урок-вернисаж (из готовых практических работ, сделанных обучающимися на уроке)

Урок предметно-практической деятельности (практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком и др.)

Рекомендуемые виды практических заданий:

рисование на различные темы по образцу (по трафарету, шаблону, на заданное слово)

составление устных рассказов об объектах живой и неживой природы

раскрашивание готовых шаблонов на заданные темы,

прослушивание различных произведений на заданные темы;

рассматривание и изображение схем;

составление календаря погоды

объяснение смысла пословиц и поговорок

чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам;

рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями объектов живой и неживой природы;

экскурсии;

ознакомление с историческими объектами и сооружениями;

просмотр фильмов об объектах живой и неживой природы;  

викторины на темы курса «Мир природы и человека»;

заполнение анкет и опросников.

Программа предусматривает проведение уроков повторения. Их цель: оживить знания обучающихся, систематизировать их, создать стройную картину определенной тематики

Тематическое планирование

3 класс (34 ч)

        На третьем году обучения по курсу «Мир природы и человека» внимание учителя должно быть сосредоточено на развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения систематических знаний о природе, формировании элементов образного и аналитического мышления, развитии кругозора, обогащении словаря обучающихся, воспитании любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому.

        Третий год обучения продолжает работу, начатую в 1 и 2 классах. Основные задачи, которые решаются на этом этапе обучения, следующие:

закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;

изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения. Формирование понимания взаимосвязи человека и природы.

Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающегося

Сезонные изменения в природе

    Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер.

    Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

    Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

    Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

    Домашние животные в разное время года.

    Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

    Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Времена года. Осень

Осенние месяцы. Календарь

1

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту

Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью

Растения и животные осенью

1

Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов.

Чтение текста. Ответы на вопросы. Составление рассказа о походе в лес за грибами. Зарисовка

Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: называние объектов, классификация по общим признакам, выделение особенностей

Занятия людей осенью

Изучаем правила дорожного движения

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период. Называние по иллюстрациям объектов, классификация овощей и фруктов. Составление описания некоторых овощей и фруктов.

Экскурсия. Практическая отработка правил дорожного движения. Разучивание знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!». Рисунок знаков

Зима. Признаки зимы

Зимние месяцы

1

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды зимой. Словарная работа: вьюга, метель, оттепель. Разгадывание загадок

Растения зимой и животные зимой

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Создание поделок из природного материала

Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации. Чтение и заучивание стихотворений наизусть

Занятия людей зимой

Правила поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках)

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период.

Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил

Весна. Признаки весны

Весенние месяцы

1

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка

Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок.

Растения и животные весной

Насекомые

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения

Признаки лета. Летние месяцы

1

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Чтение текста. Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Работа над смыслом поговорки. Чтение стихотворения

Растения и животные летом

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов. Составление рассказа о жизни животных летом

Занятия людей весной и летом

1

Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний и летний период Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей летом

Неживая природа

    Закрепление представлений о влиянии Солнца на смену времен года.

    Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

    Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца

Солнце в разные времена года

Восход и заход солнца. Сон – лучшая профилактика усталости

1

Рассматривание схем, дифференциация схем, определение частей суток, времен года по схемам. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы

Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна. Дидактическая игра «Что нужно для сна»

Календарь

1

Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы. Отгадывание загадок

Воздух. Значение воздуха. Термометр

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Проведение практической работы. Отгадывание загадки. Словарная работа – термометр. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний

Ветер. Направление ветра

Поведение во время урагана

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение практической работы. Рассматривание иллюстраций. Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас

Выработка правил поведения во время урагана. Запись правил поведения в тетрадь

Живая природа

Растения

    Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

    Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

    Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

    Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

    Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

    Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

    Травы полезные и травы опасные

Сравнение растений

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние

Части растений: корни, стебли

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, дифференциация, называние. Чтение стихотворения

Части растений: листья, цветы

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка частей растения. Подпись названия частей растения

Растения сада

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление рассказа по последовательным схемам. Составление описательного рассказа

Лес. Растения леса. Травы.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание, сравнение иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа: лиственные, хвойные. Отгадывание загадок Чтение стихотворений

Плоды и семена

Лесные ягоды

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации

Зарисовка объекта природы в тетрадь

Нахождение и называние объекта природы по описанию

Грибы. Съедобные и ядовитые. Профилактика отравлений

Правила поведения в лесу

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов: съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Зарисовка. Составление рассказа о правилах сбора грибов. Разучивание названий грибов и ягод. Сравнение внешнего вида

Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации. Формулировка правил поведения. Запись в тетрадь

Животные

    Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

    Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

    Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик.

    Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

    Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

    Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок

Животные. Охрана животного мира

1

Рассматривание иллюстраций. Называние объектов. Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира.

Дикие и домашние животные

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке

Сравнение животных: свинья и кабан, кролик и заяц (по выбору). Правила ухода за домашними животными

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке, отгадывание загадок

Выработка правил ухода за домашними животными, запись правил в тетрадь

Зарисовка объекта

Птицы. Строение птиц

1

Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций

Перелетные, зимующие птицы

1

Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа (описательного, по схеме, по плану)

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений

Человек. Дыхание человека

Профилактика простудных заболеваний

2

Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков, называние объектов. Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Рассматривание схемы: показ и называние объектов. Называние и запоминание правил гигиены дыхания. Чтение стихотворений

Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды со временем года

Кровь

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное чтение. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Составление правил оказания помощи при порезах

Сердце

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы

Пульс

Поведение во время болезни. Вызов врача из поликлиники

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы. Отгадывание загадки

Практическая отработка навыков телефонных разговоров. Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники». Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь

Окружающая среда и здоровье человека

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций

Питание человека

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов


Календарно-тематическое планирование «Мир природы и человека»

для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)



(1 ч в неделю, всего 34 ч)

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

Сезонные изменения в природе (11ч)

1

Времена года. Осень. Осенние месяцы.

02.09

2

Растения и животные осенью.

09.09

3

Занятия людей осенью. Изучаем правила дорожного движения.

16.09

4

Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы.

23.09

5

Растения зимой и животные зимой.

30.09

6

Занятия людей зимой. Правила поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках)

07.10

7

Весна. Признаки весны. Весенние месяцы

14.10

8

Растения и животные весной. Насекомые.

21.10

9

Лето. Признаки лета. Летние месяцы.

28.10

10

Растения и животные летом.

11.11

11

Занятия людей весной и летом.

18.11

Неживая природа (4 ч)

12

Солнце в разные времена года. Восход и заход солнца. Сон – лучшая профилактика усталости.

25.11

13

Календарь.

02.12

14

Воздух. Значение воздуха. Термометр.

09.12

15

Ветер. Направление ветра. Поведение во время урагана.

16.12

Живая природа (19ч)

Растения (7ч)

16

Сравнение растений.

23.12

17

Части растений: корни, стебли.

13.01

18

Части растений: листья, цветы.

20.01

19

Растения сада.

27.01

20

Лес. Растения леса. Травы.

03.02

21

Плоды и семена. Лесные ягоды.

10.02

22

Грибы. Съедобные и ядовитые. Профилактика отравлений. Правила поведения в лесу

17.02

Животные (5ч)

23

Животные. Охрана животного мира.

03.03

24

Дикие и домашние животные.

10.03

25

Сравнение животных: свинья и кабан, кролик и заяц (по выбору). Правила ухода за домашними животными.

17.03

26

Птицы. Строение птиц.

24.03

27

Перелетные, зимующие птицы.

07.04

Человек (7ч)

28

Человек. Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний. Урок 1.

14.04

29

Человек. Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний. Урок 2.

21.04

30

Кровь.

28.04

31

Сердце.

05.05

32

Пульс. Поведение во время болезни. Вызов врача из поликлиники.

12.05

33

Окружающая среда и здоровье человека.

19.05

34

Питание человека.

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Русский язык"

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Русский язык Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Математика"

М.И. Моро, С.И. //Волкова. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2015...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Окружающий мир»

А.А. Плешаков. Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированные рабочие программы для обучающихся с УО (вариант 1)

Адаптированная программа по курсу «Русский язык» в начальной школе разработана в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12...