проект Курская антоновка
статья по окружающему миру (2 класс)

Наталья Павловна Тутова

краткосрочный коллективный  краеведческий проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kurskaya_antonovka_dlya_pechati.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Павловна Тутова,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Курска,

Почетный работник общего образования РФ;

Светлана Олеговна Золотарёва,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Курска

Исследовательский проект «Курская антоновка»

Паспорт проекта

Название проекта: «Курская антоновка»

Руководители проекта: Наталья Павловна Тутова, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории; Светлана Олеговна Золотарёва, учитель начальных классов.

Вид проекта:  творческий, информационно – исследовательский, краткосрочный, коллективный.

Форма продукта: презентация, видеофильм.

Участники проекта: учащиеся 4 класса «Б», 3 класса «Г», учителя.

Проблема проекта:  Чем знаменита Курская антоновка.

Цель : Узнать и рассказать всё самое интересное о яблоках сорта «Антоновка».

Задачи:

1. Изучить историю появления сорта яблок «Антоновка».

2. Узнать о полезных свойствах яблок.

3. Рассмотреть, что можно приготовить из яблок.

4. Найти сказки, стихи, песни, загадки и пословицы о яблоках.

5. Прикоснуться к историческому прошлому своей страны, области.

6. Воспитание чувства прекрасного по отношению к природе родного края, трудолюбия.

7. Развитие творческого мышления, навыков исследовательской работы, коммуникативных умений

В своей работе я использовала такие методы исследования:

- изучение печатных материалов;

- изучение информации в социальных сетях;

- опрос учащихся;

- анализ и сравнение полученных данных.

Метод изучения литературных источников. Чтение и анализ печатных материалов по интересующему вопросу. Использование полученных знаний для планирования собственной исследовательской и практической деятельности.

Актуальность выбора данного проекта обусловлена двумя позициями: с одной стороны, личностный смысл для школьников, для которых важно знать историю своего края, понять и узнать некоторые традиции своей малой Родины, что повышает их познавательную мотивацию. С другой стороны, дети работают с литературными источниками информации, ресурсами интернет, и поиском нужной информации у других людей.

Ресурсы.

Источниками информации для детей являются библиотека, ресурсы интернет, опросы взрослых людей.

Аннотация проекта.

Сейчас современный ребёнок знает и нередко больше любит «заморские» фрукты – персики, бананы, ананасы, манго, пренебрегая исконно русским фруктом – яблоком. 

А ведь яблоки – древнейшие из плодов, которыми когда-либо лакомился человек.

 Мы с  вами  привыкли, что летом в садах растут яблони с яблоками. Зимой яблоки всегда можно купить в магазине. Самый первый фрукт, который пробуют дети – это яблоко.

Нам всем хорошо известно, что яблоки необходимы нашему организму, не так давно учёные-исследователи открыли все их полезные свойства.

Одной из достопримечательностей Курской области является антоновка. Ее издавна считают национальным русским яблоком, и интерес к ней всегда был особенный.

А ещё именно яблоко, а не другой фрукт, чаще всего встречается в сказках. Что кроется за этим символом? Случаен или нет этот образ?

Яблоко! Сладкое, кисло-сладкое, кисленькое, но всегда желанное и любимое! Чем же может порадовать нас оно кроме необыкновенного вкусового совершенства?

План проведения проекта

1этап – мотивационный.

Цель этапа - создать положительный мотивационный настрой.

Деятельность учителя: постановка проблемной ситуации.

  • Чем знаменита Курская антоновка? Каким образом можно другим ребятам рассказать об этом?

Деятельность учащихся:  обсуждение идей.

2 этап – планирующий.

Цель этапа - выработать план действий.

Деятельность учителя: помощь в   формулировке  задач проекта; организация поиска учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Деятельность учащихся: анализ альтернативных решений.

3 этап – аналитический.

Цель этапа - разработать план действий с указанием результатов, сроков и ответственных.

Деятельность учителя – консультативная, оказание помощи

Деятельность учащихся: источники информации, способы сбора и анализа информации,  распределение обязанностей между членами группы.

Были предложены следующие группы:

1 группа «Историки»

Сбор материала о том, кто, когда, где создал сорт яблок «курская антоновка».

2 группа «Биологи»

Сбор материала о свойствах яблок «курская антоновка»,

Состав, полезность, способы посадки, ухода.

3 группа «Топонимисты»

Узнать, в каких словах спрятался корень или сочетание «ант».Почему курская и почему антоновка? Что означает антоновка, откуда пришло это слово.

4 группа «Лингвисты»

Найти знаменитых , великих, известных людей с именами Антон и фамилией Антонов.

5 группа «Литературоведы»

Найти, в каких литературных произведениях упоминается о курской антоновке (стихи, проза).

6 группа «Искусствоведы»

Упоминание антоновки в песнях, рисунках, скульптурах и других произведениях искусства.

  7группа «Лауреаты»

Рассказать о премии «Курская антоновка».

Кто является лауреатами, за что вручают, как и где. Как выглядит премия и приз. Самые знаменитые лауреаты.

4 этап – практический.

Цель этапа – подготовить материалы для презентации.

Деятельность учителя – наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует поступающий материал.

Деятельность учащихся – подготовка материала (индивидуальная, групповая работа), промежуточные обсуждения полученных данных в группе. При необходимости консультации с учителем.

Деятельность  родителей – мотивируют, наблюдают, следят за соблюдением временных рамок, оказывают помощь в сборе и преобразовании информации.

5 этап – презентационный.

Цель этапа – изучение возможных форм презентации, презентация проекта.

Деятельность учителя: консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации,  продумывает и реализует взаимодействие с родителями и детьми из других классов и школ; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности,  организует презентацию.

Деятельность учащихся: предлагают и  выбирают форму презентации, готовят презентацию, представляют продукт.

Деятельность родителей: оказывают помощь в подготовке презентации.

6 этап – оценочный.

Цель этапа – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.

Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения и  самоанализа.

В процессе работы над проектом дети показали умения:

 - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осуществлять поиск информации в процессе беседы с живым человеком;

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме.

Заключение

Родина пахнет хлебом и антоновкой, говорили раньше. Поговаривают…, что в стародавние времена курская антоновка доставлялась к царскому двору. В советское время антоновка была широко распространена в курских садах, активно использовалась в селекции и радовала не только курян. Нынче… на прилавках курских магазинов и рынков лидирующие позиции занимают яблоки из благодатных садов Краснодарского края, а также Молдовы, Украины, Израиля… Курскую антоновку днём с огнём не найдёшь.Курские яблочки – червячком опробованные, калибром и фасоном не впечатляющие… – согревают душу несравненным ароматом да сладостью.

Может всё-таки стоит задуматься… и возродить былую славу курских садов? И славы ради  и для народа!

Литература

1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Нач. школа – 2004 – № 2

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2003

3. Пахомова Н.Ю.Учебные проекты и их возможности //Учитель – 2000 –  № 4

4. http://ru.wikipedia.org/wiki - Яблоко - Википедия [Электронный ресурс]. – Электрон текстовые, граф дан [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери.

Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери...

«Мы наследники Курской земли» Внеурочный долгосрочный учебный проект для обучающихся 3-4 классов

Проект призван помочь воспитанию в младших школьниках чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю родной земли;дать  общее представление о месте и роли Курского края в истории Рос...

материал для проекта "Курская битва. Танковое сражение"

Это материал для создания картины танкового сражения в том виде, в каком его представляют современные дети. Из отдельных фрагментов собирали единое целое -битва....

Проект "Сохранение животного и растительного мира Курской области"

Цель проекта: привлечь внимание к вопросу сохранения и защиты растений и животных Курской области....

Конспект внеурочного занятия. «Святые места Курского края. Монастыри Курской епархии»

Тема: «Святые места Курского края. Монастыри Курской епархии»...

Познавательная игра "Сергиевский район. Антоновка"

Познавательная игра "Сергиевский район.Антоновка" состоит из исторической справки Сергиевского района, кроссворда по карте "Поселения Сергиевского района", загадок, восстановления ...

3-ий заключительный этап проекта "Курская битва глазами детей" (рефлексия)

Заданием для 3-его этапа регионального проекта "Курская битва глазами детей" было составить презентацию в виде фотографий и кратким рассказом о том, как команда искала информацию для создани...