Тех карта окр мир Полезные ископаемые
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Тема: «Наши подземные богатства».
Мотивационно-целевой этап:
Приветствует обучающихся.
У: «Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Эдуардовна, и сегодня урок проведу у вас я».
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
У: «Ребята, давайте проверим, все ли готовы к уроку, на столе у вас лежат сигнальные карточки: жёлтая и зеленая. Поднимите зелёную карточку, если вы готовы начинать, и жёлтую, если нет. Вижу, что все готовы, можем начинать».
Мотивирует обучающихся.
У: «».
Актуализация знаний.
У: «Тест
1. Хранилища воды называются:
а) низменности б) водоемы в) плато
2. Водоемы — это:
а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды
б) место обитания животных и растений в) место для купания
3. С водоемами связана жизнь следующих животных:
а) утки, лебеди, цапли б) трясогузки, совы, кукушки в) орлы, аисты, кедровки
4. Что не следует делать?
а) строить очистные сооружения б) мыть в реке мотоцикл в) расчищать родники и ручьи
Кроссворд
По вертикали: 1. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Пруд.) 3. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Озеро.) 4. Часть океана, вдающаяся в
сушу и отделенная от него островами и полуостровами. (Море.) 7. Выход подземных вод на поверхность. (Ключ.)
По горизонтали: 2. Водный поток, имеющий исток и устье. (Ручей.) 5. Огромное пространство соленой воды на Земле. (Океан.) 6. Постоянный природный водный поток. (Река.)
4. Работа в парах
- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 4 на с. 70 рабочей тетради. Какое письмо вы написали своим сверстникам? (Ученики читают друг другу письма, призывающие бережно относиться к водным богатствам.)
— Чье письмо вам понравилось? (Желающие могут зачитать свое письмо вслух.)
».
Постановка проблемной ситуации.
Организует индивидуальную работу.
У: «».
Организует самопроверку по шаблону на экране.
У: «Время вышло, проверьте по шаблону на экране правильно ли вы выполнили задание, если да – поднимите зелёный карточку, если нет – жёлтую».
Фиксирует затруднения обучающихся при выполнении задания.
У: «У нас возникла трудность, не все смогли правильно выполнить задание, как вы думаете, почему? (Высказывают свои предположения).
Формулировка темы.
У: «На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах нашего края. А какие природные богатства вы еще знаете? (Ответы детей.) Мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послушайте сказку и скажите, какие природные богатства спорили в этой сказке и почему».
У: «Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
— Я — соль Земли, — говорит соль, — без меня каши не сваришь.
- А без меня сваришь? — спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
— А на чем варить будете? — интересуется уголь. — Без топлива в этом деле не обойтись.
— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, - говорит железная руда, которая дает железо для лопат. — Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать».
У: «Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые? (Ответы детей.) Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (Высказывания учащихся.) Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются? Какова тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей) Откройте учебник стр. 111 и прочитайте её».
Формулировка цели.
У: «Какую цель мы себе поставим? Чему мы должны научиться? (научиться различать полезные ископаемые своего края).
Проектировочный этап:
Планирует совместно с обучающимися деятельность на уроке:
У: «Итак дети, что же мы должны будем сделать, чтобы достичь сегодняшней цели? (Составить план: выделить задачи). Выделим основные задачи. На доске есть план, но они не по порядку, нужно правильно их расположить:
- Узнать важнейшие полезные ископаемые своего края;
- Научиться описывать полезные ископаемые своего края;
- Узнать меры охраны полезных ископаемых своего края.
Процессуальный этап:
Организует парную работу для решения первой задачи.
У: «Какая первая задача? (узнать важнейшие полезные ископаемые своего края).
У: «Работа с картой. Откроем физическую карту России на с. 58—59 учебника. Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых. (Ученики работают в парах: читают название полезного ископаемого, находят соответствующий значок на карте.) Назовите полезные ископаемые нашего края. Выполнение заданий в рабочей тетради. Выполним задание 1 на с. 71. (Ученики подписывают названия знаков, обводят в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в родном крае.)
Организует промежуточную рефлексию.
У: «Мы выполнили первую задачу? Если вы считаете, что справились с заданием возьмите лист самооценки и поставьте напротив первой задачи себе плюсик, если нет - минус».
Не справился. | Справился. | |
1. | ||
2. | ||
3. |
Организует групповую работу для решения второй задачи.
У: «Вернемся к плану. Какая вторая задача? (Научиться описывать полезные ископаемые своего края). Как вы думаете, почему мы сидим сегодня по группам? (Высказывания детей.) Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые находятся у вас на столах. Вспомните, как они называются. Как называют людей, изучающих недра Земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи). Сегодня вы сами будете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Прочитаем задание 3 на с. 72 рабочей тетради. (У каждой группы на парте находится по 2 образца полезных ископаемых. Задача — определить полезное ископаемое, заполнить таблицу, используя атлас-определитель, физическую карту, учебник. На работу дается 10 мин. В итоге каждая группа представит отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным, кратким)».
Организует коллективную проверку.
У: «Проводится обсуждение изученного материала. Рассказы ученики сопровождают показом образцов и слайдов «Добыча полезных ископаемых»)
Организует промежуточную рефлексию.
У: «Мы выполнили вторую задачу? Если вы считаете, что справились с заданием возьмите лист самооценки и поставьте напротив второй задачи себе плюсик, если нет - минус».
Физкультминутка
Организует фронтальную работу для решения третьей задачи.
У: «Работа по учебнику С. 158 Прочитайте текст. Что вы узнали из прочитанного? (Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.) Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть, расходовать их надо экономно.) Как надо охранять подземные богатства? (Ответы детей.)
Рефлексивно-оценочный этап:
Подводит обучающихся к выводу. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
У: «Ребята, что мы сегодня должны были узнать, чему научиться (на доске):
- Узнать важнейшие полезные ископаемые своего края;
- Научиться описывать полезные ископаемые своего края;
- Узнать меры охраны полезных ископаемых своего края.
Подведение итогов:
У: «Что же мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.) В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Приведите примеры. (В твердом — гранит, в жидком — нефть, в газообразном — природный газ.) Разгадаем кроссворд. Угадайте полезные ископаемые, о которых мы сегодня говорили.
По горизонтали:
1. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
3. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел.)
4. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5. По трубе течет,
Пироги печет. (Газ.)
6. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
По вертикали:
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это. (Нефть.)
Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи... (Руда.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (Глина.)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение. (Известняк.)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф.)
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь.)
Организует самопроверку.
У: «Проверьте по шаблону на экране. Если у вас решено верно, поднимите зеленую карточку, если нет желтую».
Организует рефлексию.
У: «Мы выполнили все задачи? Достигли мы цели? Какие задания вызвали у вас больше затруднений? Что интересного и нового узнали? Где в жизни вы сможете применить эти знания?».
У: «У: «Молодцы, вы сегодня все хорошо поработали. Домашнее задание: прочитать с. 111-119, задание на с.119 на выбор, в раб. Тетради №2, 4. Спасибо за работу!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""
Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области" 4 класс. Программа Занкова....
Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....
Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии
На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...
Технологическая карта урока технологии "Полезные ископаемые" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: создание условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику».Задачи урокаДидактические:Формиро...
Технологическая карта окружающего мира "Полезные ископаемые" 3 класс (УМК: Окружающий мир. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (1-4) (система Эльконина-Давыдова))
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1)познакомить с понятием «полезные иско...