Открытый урок по окружающему миру "Женщины на троне. Екатерина Великая"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Открытый урок по окружающему миру "Женщины на троне. Екатерина Великая"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhenshchiny_na_trone._ekaterina.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4Б
Тема урока: Женщины на троне. Екатерина Великая.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: способствовать формированию исторического мышления и мировоззрения на основе знакомства с фактом правления Екатерины Великой (II)
Задачи:
1) Предметные:
- познакомить с историческим фактом правления Екатерины Великой;
- формировать понятийный аппарат темы;
- формировать пространственно-временные представления;
2) Метапредметные:
- способствовать воспитанию юного гражданина, воспитывать чувство патриотизма;
- способствовать эстетическому воспитанию при рассказе об архитектурных сооружениях;
- прививать интерес к истории России.
3) Личностные:
- развивать речь во время ответов на вопросы;
- развивать память при закреплении и изучении нового материала;
- развивать мышление во время ответов на вопросы.
Оборудование: презентация на компьютере, экран, учебник, рабочие листы, Лента времени.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.
Методы: диалог, упражнения, обобщение, анализ.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок окружающего мира. Прежде чем перейти к новой теме, вспомним ранее изученные темы. Для этого вам надо быть очень внимательными. (Слайд 1и 2)
- Актуализация опорных знаний (Слайд 3)
- Поздней осенью 1725 года Петр в ледяной воде помогал стаскивать с мели бот. После чего тяжело заболел. Посмотрите на репродукцию картины И.И.Никитина «Петр I на смертном одре», на котором изображен умирающий Петр. Перед смерть Петр слабеющей рукой написал на бумаге: «Отдать все…». А кому отдать – сообщить так и не успел…
- Постановка проблемы (Слайд 4)
-Давайте обратимся к родословному древу Романовых, и с помощью условных значков – короны, определим претендентов на императорский престол (Екатерина I, Aнна Иоановна, Петр II, Иван VI, Елизавета).
-Назовите имя и степень родства названных вами претендентов по отношению к Петру (Екатерина I – вторая жена, Aнна Иоановна – племянница, Петр II - внук, Иван VI – внук племянницы, Елизавета - дочь).
- Догадайтесь, кто из претендентов первым взошел на престол после Петра, рассуждая следующим образом:
-Это не дочь Петра.
-Это не внук Петра
-Это была не племянница.
-Это был не внук племянницы.
-Назовите имя правителя, взошедшего на престол после смерти Петра I (Екатерина I).
-Кем она доводилась Петру?
- Определение темы урока и цели.
- О чем пойдет речь на уроке? Давайте попробуем поставить цель нашего урока.
- Изучение нового материала.
1)Комментарий учителя. Екатерина I стала первой женщиной на царском троне. Она стала государыней, а не правительницей, как Софья, сестра Петра 1. Взойти на престол ей помогли Преображенский и Семеновский полки, которым она выделила из личных средств, недоданное за 16 месяцев жалование.
- Кто после нее взошел на престол, вы узнаете, проанализировав даты на схеме (Петр II).
-Кто после Петра II взошел на трон, вы узнаете вновь проанализировав даты на схеме (Aнна Иоановна).
2)Комментарий учителя. Если Екатерина I захватила трон с помощью Преображенского и Семеновского полков, то Анне Иоановне российская корона была предложена Верховным Тайным Советом.
-после смерти Анны Иоановны в 1740 году престол наследует трехмесячный младенец Иван VI, сын племянницы Анны Иоановны. Правительницей при императоре-младенце стала его мать Анна Леопольдовна.
3)Давайте узнаем подробности прихода к власти Елизаветы Петровны. Преображенский полк сформировал … Петр I – отец … Елизаветы Петровны. Преображенский полк поддержал во время дворцового переворота Екатерину I – мать … Елизаветы Петровны.
- Действительно, глубокой ночью Елизавета вместе с верными ей заговорщиками отправилась в казармы Преображенского полка и сказала им: « Ребята! Вы знаете, чья я дочь, так ступайте за мной».
Так , в результате дворцового переворота, Елизавета Петровна стала императрицей.
Комментарий учителя.
- Во время правления Елизаветы были построены десятки металлургических заводов.
- В середине 18 века случилось небывалое случилось: вечно голодная Россия стала продавать зерно за границу.
- Перед дворцовым переворотом Елизавета Петровна дала клятву, что отменит смертную казнь, и выполнила ее.
- В 1755 году по инициативе М.В.Ломоносова был учрежден Московский университет.
- Наращивание морского флота.
- Если при Анне Иоановне русские не чувствовали себя хозяевами в собственной стране, то при Елизавете Петровне они почувствовали себя таковыми.
- Первичное закрепление изученного
- Послушайте высказывания. Проанализируйте их и поместите корону возле имени той императрицы, о которой говорится в каждом из высказываний.
- Эта императрица пришла к власти в результате дворцового переворота (Елизавета Петровна)
- Время ее правления называется темным десятилетием (Aнна Иоановна)
- Она стала первой императрицей в Российском государстве
(Екатерина I)
- При этой императрице был учрежден Московский университет (Елизавета Петровна).
- При этой императрице управляли иностранцы (Aнна Иоановна).
- Перед дворцовым переворотом она дала клятву и выполнила ее. Что это была за клятва? (Елизавета Петровна. Отмена казни).
- Продолжение изучения нового материала (Екатерина Великая)
- Елизавета Петровна не имела собственных детей. Оставить после себя престол она решила молодому герцогу Голштинскому Питеру-Ульриху, привезенному в Петербург чуть ли не насильно.
-Задайте вопросы, которые у вас возникли. (Кто такой герцог Голштинский? Почему Елизавета решила оставить трон именно ему? Почему он не хотел становиться русским царем?)
Комментарий учителя. Дело в том, что Питер был родным племянником Елизаветы Петровны и по линии матери внуком Петра I, но в то же время по отцу он являлся родственником шведскому королю Карлу XII. И Петр I разбил Карла XII под Полтавой и отобрал у Швеции земли нынешней Эстонии, Латвии, Карелии и часть Финляндии. Герцог Питер-Ульрих мечтал и имел шансы стать шведским королем. Поэтому его и не обрадовала перспектива наследовать русский трон и стать Петром III. В России его женили на немецкой принцессе Софии Фредерике Августине.
-Прочитайте два текста и сравните поведение будущего Петра III и его молодой жены при дворе Елизаветы Петровны.
Принцесса с рвением принялась изучать язык своей новой родины. Ежедневно, по нескольку часов упражнялась в русской грамматике и вскоре выучила русский язык так, что современники искренне восхищались ее красноречием. Принцесса долгое время не отказывалась от своей веры, но приняв православие и став Екатериной , глубоко его изучила и всю жизнь верила в Бога. На многолюдных собраниях и придворных выходах Екатерина была неизменно мягкой, доброжелательной и доступной для общения с самыми разными людьми. В разговорах с Екатериной чувствовалась ее глубокое знание русской истории и обычаев русского народа. | Будущий царь Петр III проводил большую часть времени с говорящими по- немецки голштинскими офицерами. Часто играл в солдатики со слугами, любил мучить животных. Питер, готовясь стать русским царем, без колебаний принял православие. Однако не умел толком прочитать на русском языке ни одну религиозную книгу. В кругу немецких друзей он часто заявлял, что его сердце осталось в прежней вере. Петр открыто издевался над «варварскими» (дикими) русскими обычаями православием. Оскорблял русскую армию, существующие в ней порядки. С русскими офицерами говорил только на немецком языке. |
-Представьте себя офицером русской армии или придворной дамой и решите, кого бы вы хотели видеть на престоле после смерти Елизаветы Петровны? Обоснуйте свою позицию.
Комментарий учителя. Через несколько месяцев правления Петра III произошел дворцовый перевороти на русский престол в 1762 году взошла Екатерина II.
Работа с учебником. С.71.
-Итак, Россия в екатерининские времена, образно говоря «прихорашивалась».
Русские города преобразились широкие улицы, красивые каменные здания, строились дворцы, возводились памятники.
Выиграла войну с Турцией и присоединила Крым.
Государственные средства Екатерина 2 тратила и на открытие в в стране народных училищ, которые предназначались для обучения детей недворянского происхождения, на организацию научных путешествий ученых. Большое внимание уделяла медицине.
- В то время тысячи людей умирали от заразной болезни- оспы. Единственным спасением от нее была только что изобретенная во Франции вакцина, но русские люди отказывались делать прививки.
-Предположите, каким образом Екатерина II решила проблему борьбы с оспой:
- Запретила ухаживать за больными оспой.
- Приказала делать людям прививки насильно.
- Сделала прививку от оспы себе и своему сыну Павлу.
- Подходило к концу 34-летнее правление Екатерины 2. За эти годы много было сделано во благо процветания Российской империи. Екатерине II присвоены титулы Великая и Мать Отечества. И только одна несправедливость мучила Екатерину II в конце жизни. Какая? Вы поймете, прочитав текст на с.73 и определив, столкновения чьих интересов в нем показано.
- Закрепление изученного
-Рассмотрите следующие изображения предметов:
-Выберите те из них, которые помогут вам вспомнить о переменах В России, связанных с правлением Екатерины Великой.
- Рефлексия
Сегодня на уроке я открыл…
Я почувствовал…
Я создал…
- Домашнее задание
1.Прочитать текст в учебникес.71-75 и выполнить задания в тетради с.36-39
2.Закончить оформление Ленты времени – век XVIII
3. Мини-сочинение или рассказ от первого лица о происхождении Екатерины II и приходе к власти. Начните со слов:» я немецкая принцесса…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" для 4 класса
Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (4 класс)
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (УМК "Школа России"). Необходимо соединить части презентации для просмотра....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая". 4 класс.
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация знакомит учащихся с личностью императрицы Екатерины Великой и военачальниками пери...
Открытый урок по окружающему миру ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ 4 класс
На этом уроке формируются представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II, познакомятся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым....
Открытый урок по окружающему миру на тему "Петр Великий"
Открытый урок по окружающему миру на тему "Петр Великий"...
Конспект урока по окружающему миру по теме «Екатерина Великая» (УМК Школа России), 4 класс.
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым; формирование представлений учащихся о жизни в России времен правления Екатерины Ве...