Открытый урок по окружающему миру "Женщины на троне. Екатерина Великая"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ильинова Юлия Николаевна

Открытый урок по окружающему миру "Женщины на троне. Екатерина Великая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhenshchiny_na_trone._ekaterina.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4Б

Тема урока: Женщины на троне. Екатерина Великая.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: способствовать формированию исторического мышления и мировоззрения на основе знакомства с фактом правления Екатерины Великой (II)

Задачи:

1) Предметные:

- познакомить с историческим фактом правления Екатерины Великой;

- формировать понятийный аппарат темы;

- формировать пространственно-временные представления;

2) Метапредметные:

- способствовать воспитанию юного гражданина, воспитывать чувство патриотизма;

- способствовать эстетическому воспитанию при рассказе об архитектурных сооружениях;

- прививать интерес к истории России.

3) Личностные:

- развивать речь во время ответов на вопросы;

- развивать память при закреплении и изучении нового материала;

- развивать мышление во время ответов на вопросы.

Оборудование: презентация на компьютере, экран, учебник, рабочие листы, Лента времени.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Методы: диалог, упражнения, обобщение, анализ.

                                         Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок окружающего мира. Прежде чем перейти к новой теме, вспомним ранее изученные темы. Для этого вам надо быть очень внимательными. (Слайд 1и 2)

  1.  Актуализация опорных знаний (Слайд 3)

- Поздней осенью 1725 года Петр в ледяной воде помогал стаскивать с мели бот. После чего тяжело заболел. Посмотрите на репродукцию картины И.И.Никитина «Петр I на смертном одре», на котором изображен умирающий Петр. Перед смерть Петр слабеющей рукой написал на бумаге: «Отдать все…». А кому отдать – сообщить так и не успел…

  1. Постановка проблемы (Слайд 4)

-Давайте обратимся к родословному древу Романовых, и с помощью условных значков – короны, определим претендентов на императорский престол (Екатерина I, Aнна Иоановна, Петр II, Иван VI, Елизавета).

-Назовите имя и степень родства названных вами претендентов по отношению к Петру (Екатерина I – вторая жена, Aнна Иоановна – племянница, Петр II - внук, Иван VI – внук племянницы, Елизавета - дочь).

- Догадайтесь, кто из претендентов первым взошел на престол после Петра, рассуждая следующим образом:

-Это не дочь Петра.

-Это не внук Петра

-Это была не племянница.

-Это был не внук племянницы.

-Назовите имя правителя, взошедшего на престол после смерти Петра I (Екатерина I).

-Кем она доводилась Петру?

  1. Определение темы урока и цели.

- О чем  пойдет речь на уроке? Давайте попробуем поставить цель нашего урока.

  1. Изучение нового материала.

1)Комментарий учителя. Екатерина I стала первой женщиной на царском троне. Она стала государыней, а не правительницей, как Софья, сестра Петра 1. Взойти на престол ей помогли Преображенский и Семеновский полки, которым она выделила из личных средств, недоданное за 16 месяцев жалование.

- Кто после нее взошел на престол, вы узнаете, проанализировав даты на схеме (Петр II).

-Кто после Петра II взошел на трон, вы узнаете вновь проанализировав даты на схеме (Aнна Иоановна).

2)Комментарий учителя. Если Екатерина I захватила трон с помощью Преображенского и Семеновского полков, то Анне Иоановне российская корона была предложена Верховным Тайным Советом.

-после смерти Анны Иоановны в 1740 году престол наследует трехмесячный младенец Иван VI, сын племянницы Анны Иоановны. Правительницей при императоре-младенце стала его мать Анна Леопольдовна.

3)Давайте узнаем подробности прихода к власти Елизаветы Петровны. Преображенский полк сформировал … Петр I – отец … Елизаветы Петровны. Преображенский полк поддержал во время дворцового переворота Екатерину I – мать … Елизаветы Петровны.

- Действительно, глубокой ночью Елизавета вместе с верными ей заговорщиками отправилась в казармы Преображенского полка и сказала им: « Ребята! Вы знаете, чья я дочь, так ступайте за мной».

Так , в результате дворцового переворота, Елизавета Петровна стала императрицей.

Комментарий учителя.

  • Во время правления Елизаветы были построены десятки металлургических заводов.
  • В середине 18 века случилось небывалое случилось: вечно голодная Россия стала продавать зерно за границу.
  • Перед дворцовым переворотом Елизавета Петровна дала клятву, что отменит смертную казнь, и выполнила ее.
  • В 1755 году по инициативе М.В.Ломоносова был учрежден Московский университет.
  • Наращивание морского флота.
  • Если при Анне Иоановне русские не чувствовали себя хозяевами в собственной стране, то при Елизавете  Петровне они почувствовали себя таковыми.
  1. Первичное закрепление изученного

- Послушайте высказывания. Проанализируйте их и поместите корону возле имени той императрицы, о которой говорится в каждом из высказываний.

  1. Эта императрица пришла к власти в результате дворцового переворота (Елизавета Петровна)
  2. Время ее правления называется темным десятилетием (Aнна Иоановна)
  3. Она стала первой императрицей в Российском государстве

(Екатерина I)

  1. При этой императрице был учрежден Московский университет (Елизавета Петровна).
  2. При этой императрице управляли иностранцы (Aнна Иоановна).
  3. Перед дворцовым переворотом она дала клятву и выполнила ее. Что это была за клятва? (Елизавета Петровна. Отмена казни).
  1. Продолжение изучения нового материала (Екатерина Великая)

- Елизавета Петровна не имела собственных детей. Оставить после себя престол она решила молодому герцогу Голштинскому Питеру-Ульриху, привезенному в Петербург чуть ли не насильно.

-Задайте вопросы, которые у вас возникли. (Кто такой герцог Голштинский? Почему Елизавета решила оставить трон именно ему? Почему он не хотел становиться русским царем?)

Комментарий учителя. Дело в том, что Питер был родным племянником Елизаветы Петровны и по линии матери внуком Петра I, но в то же время по отцу он являлся родственником шведскому королю Карлу XII. И Петр I разбил Карла XII под Полтавой и отобрал у Швеции земли нынешней Эстонии, Латвии, Карелии и часть Финляндии. Герцог Питер-Ульрих мечтал и имел шансы стать шведским королем. Поэтому его и не обрадовала перспектива наследовать русский трон и стать Петром III. В России его женили на немецкой принцессе Софии Фредерике Августине.

-Прочитайте два текста и сравните поведение будущего Петра III и его молодой жены при дворе Елизаветы Петровны.

Принцесса с рвением принялась изучать язык своей новой родины. Ежедневно, по нескольку часов упражнялась в русской грамматике и вскоре выучила русский язык так, что современники искренне восхищались ее красноречием.

Принцесса долгое время не отказывалась от своей веры, но приняв православие и став Екатериной , глубоко его изучила и всю жизнь верила в Бога.

На многолюдных собраниях и придворных выходах Екатерина была неизменно мягкой, доброжелательной и доступной для общения с самыми разными людьми.

В разговорах с Екатериной чувствовалась ее глубокое знание русской истории и обычаев русского народа.

Будущий царь Петр III проводил большую часть времени с говорящими по- немецки голштинскими офицерами. Часто играл в солдатики со слугами, любил мучить животных.

Питер, готовясь стать русским царем, без колебаний принял православие. Однако не умел толком прочитать на русском языке ни одну религиозную книгу. В кругу немецких друзей он часто заявлял, что его сердце осталось в прежней вере.

Петр открыто издевался над «варварскими» (дикими) русскими обычаями православием. Оскорблял русскую армию, существующие в ней порядки. С русскими офицерами говорил только на немецком языке.

-Представьте себя офицером русской армии или придворной дамой и решите, кого бы вы хотели видеть на престоле после смерти Елизаветы Петровны? Обоснуйте свою позицию.

Комментарий учителя. Через несколько месяцев правления Петра III произошел дворцовый перевороти на русский престол в 1762 году взошла Екатерина II.

Работа с учебником. С.71.

-Итак, Россия в екатерининские времена, образно говоря «прихорашивалась».

Русские города преобразились широкие улицы, красивые каменные здания, строились дворцы, возводились памятники.

Выиграла войну с Турцией и присоединила Крым.

Государственные средства Екатерина 2 тратила и на открытие в в стране народных училищ, которые предназначались для обучения детей недворянского происхождения, на организацию научных путешествий ученых. Большое внимание уделяла медицине.

- В то время тысячи людей умирали от заразной болезни- оспы. Единственным спасением от нее была только что изобретенная во Франции вакцина, но русские люди отказывались делать прививки.

-Предположите, каким образом Екатерина II решила проблему борьбы с оспой:

  1. Запретила ухаживать за больными оспой.
  2. Приказала делать людям прививки насильно.
  3. Сделала прививку от оспы себе и своему сыну Павлу.

- Подходило к концу 34-летнее правление Екатерины 2. За эти годы много было сделано во благо процветания Российской империи. Екатерине II присвоены титулы Великая и Мать Отечества. И только одна несправедливость мучила Екатерину II в конце жизни. Какая? Вы поймете, прочитав текст на с.73 и определив, столкновения чьих интересов в нем показано.

  1. Закрепление изученного

-Рассмотрите следующие изображения предметов:

-Выберите те из них, которые помогут вам вспомнить о переменах В России, связанных с правлением Екатерины Великой.

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке я открыл…

Я почувствовал…

Я создал…

  1. Домашнее задание

1.Прочитать текст в учебникес.71-75 и выполнить задания в тетради с.36-39

2.Закончить оформление Ленты времени – век XVIII

3. Мини-сочинение или рассказ от первого лица о происхождении Екатерины II и приходе к власти. Начните со слов:» я немецкая принцесса…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (4 класс)

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (УМК "Школа России"). Необходимо соединить части презентации для просмотра....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация знакомит учащихся с личностью императрицы Екатерины Великой и военачальниками пери...

Открытый урок по окружающему миру ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ 4 класс

На этом уроке формируются представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II,  познакомятся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым....

Открытый урок по окружающему миру на тему "Петр Великий"

Открытый урок по окружающему миру на тему "Петр Великий"...

Конспект урока по окружающему миру по теме «Екатерина Великая» (УМК Школа России), 4 класс.

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым; формирование представлений учащихся о жизни в России времен правления Екатерины Ве...