Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Предмет:окружающий мир

Класс: 1

Тема: Почему радуга разноцветная?

Тип урока:  урок открытия нового  знания.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный диалог, частично-

поисковый, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, индивидуальная,

парная.

Цель урока: дать учащимся первоначальное представление о природном явлении - радуга, о последовательности ее цветов, о разложении солнечного света.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:окружающий мир

Класс: 1

Тема: Почему радуга разноцветная?

Тип урока:  урок открытия нового  знания.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный диалог, частично-

поисковый, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, индивидуальная,

парная.

Цель урока: дать учащимся первоначальное представление о природном явлении - радуга, о последовательности ее цветов, о разложении солнечного света.

1.Обучающие:

- расширять знания детей о таком природном  явлении как радуга, дать представление о процессе ее образования;

- высказывать предположения о причинах возникновения радуги;

- перечислять цвета радуги в правильной последовательности с помощью мнемонического приема;

- описывать чувства, возникающие при виде радуги.

2.Развивающие:

-развивать речь, мышление, внимание, воображение, наблюдательность;

-пробуждать творческую активность учащихся;

- формировать устную речь путём объяснения высказываний, обоснований своих суждений;

- развивать умения работать в группе и выполнять задание по инструкции.

3.Воспитательные:

-воспитывать уважительное отношение к природе,интерес к изучению окружающего мира;

-воспитывать дружелюбие, толерантность, желание оказывать помощь.

Формирование УУД:

Личностные: мотивация к учебной деятельности, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения, адекватное оценивание своей деятельности, умение принимать поражение и победу (свои и товарищей), формирование мотивов достижения целей.

Регулятивные: умение определять и формулировать тему  урока, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,, определение и формирование цели игры с помощью учителя; знание последовательности действий во время игры.

Коммуникативные: умение выслушивать собеседника, высказывать своё мнение, обосновывать его, умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности в группе, предотвращение конфликтов - выявление проблемы, поиск и оценивание альтернативных способов разрешения конфликта, учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы, умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выделять необходимую информацию.

Материалы и оборудование

1.ПК

2. Мультимедийный проектор.

3.Презентация к уроку. (Методическое назначение средств ИКТ:усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности  обучаемых; усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.)

           4.Раздаточный материал с различными заданиями.

         5. Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. 2  часть.- М.: Просвещение,     2019 г.

Ход урока:

I.  Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь к гостям, улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Приглашаю вас на урок окружающего мира и думаю, что всем нам будет интересно.

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка. ( солнышко на доске)

II. Актуализация опорных знаний.

Игра “Верю – не верю”.

У каждого из вас – полоска бумаги с кружочками (бусы). Я буду задавать вопросы, а вы самостоятельно отвечаете “верю – не верю”;

Ответ “верю” –  наклеиваете кружок зелёного цвета;

Ответ “не верю” – наклеиваете кружок красного цвета.

  • Солнце – это ближайшая к Земле звезда.
  • Луна – это спутник земли
  • На Луне есть воздух.
  • Ветер – это движение воздуха.
  • Из тучи идёт дождь, потому что капли воды в ней замерзли.
  • Звуки возникают из - за дрожания, колебания предметов, которые передаются по воздуху.
  • Громкий звук вреден для ушей.
  • Сверьте свои ответы с доской
  • Поднимите руку у кого ни одной ошибки,одна, две, три

- Молодцы! Вы порадовали меня своими хорошими ответами.

- Прочитайте слова: (слова с картинками  прикреплены на доске)

   ветер   дождь  град

 - Докажите, что у этих слов есть общий признак. (Ветер, дождь, град - природные явления.)

- Объясните причину возникновения ветра. (Теплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место.)

- Объясните причину возникновения дождя. (Капли дождя, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю.)

- Объясните причину возникновения града.( капельки дождя замерзают и превращаются в льдинки)

III. Сообщение темы урока и постановка задач.

- Сегодня  у нас с вами будет красивый урок.  Явление природы о котором мы сегодня будем говорить – очень красивое.

Сказка “Радуга”

Жил на свете дождик. И был он очень грустный. Чуть что- сразу плачет. Пожалело его солнышко, выглянуло из-за туч и сказало: - эй, дождик, хватит плакать! А дождик опять: знай себе плачет. Солнышко ещё больше из-за тучки выглянуло, а дождик будто его и не заметил. Вышло тогда солнышко совсем из-за туч, протянуло к дождику свои лучики. А лучики сквозь капельки воды прошли и стали разноцветными! Встало над землёй чудо.Дождик как увидел эту красоту, сразу плакать перестал.

-Что же увидел дождик, какое чудо?

- Отгадайте загадку.

Дождь прошел.

Раздвинув тучи ,

 К нам пробился солнца лучик .

И буквально на глазах

Мост возник на небесах .

Разноцветная дуга — Это… (Радуга)

- Как вы думаете о чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? (о радуге).

- Почему слово радуга я прикрепила рядом со словами ветер, град, дождь?

- Что бы вы хотели узнать о радуге ? (Прикрепить вопросы Что такое радуга? Как появляется радуга? Почему радуга разноцветная? Из  каких цветов состоит радуга?)

- Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

IV. Открытие нового знания

– Дети, кто из вас видел радугу? Поднимите руки

  • Что мы уже можем сказать о радуге?

Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. И Вы обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

- Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя?

Брызги фонтана, мыльные пузыри.

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов

-Побуду и я волшебницей, попробую для вас  создать свою радугу ,ловите. (Мыльные пузыри)

С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

  • А еще вы можете увидеть радугу если откроете конверт желтого цвета.Возьмите в руки диск, поверните вправо, влево.
  • Что вы увидели? (эффект радуги)

-  Какое настроение у вас бывает, когда вы видите  радугу? (радостное)

 - От какого слова происходит слово радуга?( радость)

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

Есть довольно много примет, при появлении которых принято загадывать желания. В их число входит и радуга. Если она вдруг возникла перед глазами, то нужно вспомнить своё самое заветное желание и загадать, оно обязательно сбудется.

Мультфильм «Как возникает радуга?».

– Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?

– Кто может ответить как это происходит?

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет.

А когда на их пути встречается капля воды, она  раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.

-Почему?

Оказывается лучи солнца могут отражаться в капле не один, а два и более раз. И тогда в небе мы видим несколько радуг.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой.

Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

Человек видит радугу, если солнце у него за спиной!

– Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

Мнемотехника “Цвета радуги”

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

         В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: (Хором) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

- Сколько цветов у радуги? (семь)

- Давайте хором произнесем фразу подсказку.

Игра “Радуга”

(звучит музыка)

Я буду радугой. ( руки в стороны)

Я называю какой-либо цвет радуги , а вы находите этот цвет в одежде, в предметах, во всем что окружает и, называя где именно этот  цвет увидели, спокойно проходите под Радугой (под ее руками) и становимся как радуга руки в стороны.. Если нет нужного цвета , то вы выбываете из игры.

V. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику

- Посмотрите на картинку на с.41

- Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают)

- Как думаете, что они хотят получить? (Радугу)

- Может у них получиться радуга?

-Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

- У вас на столах белый конверт, достаньте полоски, сосчитайте их, сколько?

- Как вы думаете для чего они нам понадобятся?

Цветные полоски расположите в учебнике  так, чтобы получился кусочек радуги. Проверьте друг у друга.

Практическая работа

- Скажите, пожалуйста, а возможно ли потрогать радугу?

- А почему? (потому что это луч света, и потрогать его нельзя)

 - Жаль, что радугу можно увидеть так редко, вы бы хотели ее увидеть сейчас?

- А теперь побудете  и вы  волшебниками, закройте глаза.

  • Настоящий волшебник должен выглядеть соответствующе, наденьте волшебные колпаки.

Попробуем создать свою радугу..

– Работать будем в паре. На белом листе  отмечены  кусочки радуги.

-Давайте проговорим цвета в правильном порядке

  • Раскрасьте их

Звучит песня «Кто построил радугу»

(Дети самостоятельно раскрашивают радугу.)

У вас на столах два стаканчика с водой, опустите края радуги и подождите пол минутки.

  • Что у вас получилось?
  • Можем ли радугу мы сделать сами, без помощи природы?

Я вам говорила, что если радуга вдруг возникла перед глазами, то нужно вспомнить своё самое заветное желание.  Загадайте желание.

VI.Итог урока. Рефлексия

Игра «Микрофон».

Ответим на вопросы поставленные в начале урока

Что такое радуга?

Как появляется радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

Почему радуга разноцветная?

 Из  каких цветов состоит радуга

- Назовите их по порядку.

- Вспомним фразу – подсказку.

-Ребята, чтобы на небе сияла радуга, чтобы небо было голубым, нужно беречь нашу планету

VII.Домашнее задание

(Выбор из цветов радуги, полосок)

– Выучить фразы – подсказки. Поискать загадку о радуге.

– Выучить фразы – подсказки. Нарисовать радугу

Ребята, вы очень хорошо проявили себя на уроке окружающего мира. И вы получаете настоящие награды «Знатоки радуги».А на этом наш урок окончен, Мне было приятно с вами работать.

(вручить награды значки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему радуга разноцветная"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему  радуга  разноцветная"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему радуга разноцветная ?" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему радуга разноцветная ?" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока предназначен для урока в 1 классе по УМК "Школа России" и связан с презентацией...

КОНСПЕКТ урока Изобразительное искусство Чудо-радуга (первый урок темы) Тема Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги.

КОНСПЕКТ урокаИзобразительное искусствоЧудо-радуга (первый урок темы)Тема: Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК "ПНШ" «Почему радуга разноцветная?»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с причиной возникновения радуги, её цветами и их последовательностью....