Урок окружающего мира 4 класс. Тема урока: Климат и природные зоны России.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тема урока: Климат и природные зоны России
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи
Цель: сформировать у учащихся представления о природных зонах России и особенностях климатических условий, влияющих на географическое размещение природных зон.
Задачи урока.
Предметные результаты:
1) получить представление о природных зонах России;
2) познакомиться с их географическим положением и климатическими условиями;
3) узнать способы определения среднегодовой температуры и среднегодового количества осадков.
Метапредметные результаты
Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.
Коммуникативные: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.
Понятия урока: Природные зоны, климат, климатические условия (среднегодовая температура и среднегодовое количество осадков)
Ресурсы урока: Компьютер, экран, проектор, презентация, учебная тетрадь «Окружающий мир» 4 класс (авторы Е.В.Чудинова, Е. Н.Букварева), контурная карта, карточки с названиями природных зон России.
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_klimat_i_prirodnye_zony.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Климат и природные зоны России
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи
Цель: сформировать у учащихся представления о природных зонах России и особенностях климатических условий, влияющих на географическое размещение природных зон.
Задачи урока.
Предметные результаты:
1) получить представление о природных зонах России;
2) познакомиться с их географическим положением и климатическими условиями;
3) узнать способы определения среднегодовой температуры и среднегодового количества осадков.
Метапредметные результаты
Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.
Коммуникативные: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.
Понятия урока: Природные зоны, климат, климатические условия (среднегодовая температура и среднегодовое количество осадков)
Ресурсы урока: Компьютер, экран, проектор, презентация, учебная тетрадь «Окружающий мир» 4 класс (авторы Е.В.Чудинова, Е. Н.Букварева), контурная карта, карточки с названиями природных зон России.
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Ход урока
I. Создание ситуации успеха
- С чего начнем урок окружающего мира? (С проверки домашнего задания)
- Что было задано на дом? (Подготовить сообщение об одном из животных литорали (зоны на берегу океанов и морей, покрытой соленой водой во время прилива)
- Улыбнитесь, довольны ли вы своей работой дома?
- Как будем работать: прослушаем все сообщения, а потом приступим к изучению новой темы? (Да)
- Сколько вам в таком случае потребуется времени для проверки домашнего задания? (Это займет почти весь урок)
- Как же организовать работу на уроке, чтобы за короткий срок все ученики смогли услышать только самую интересную и полезную информацию? (Поработать в группах)
- Давайте уточним, что будет делать каждая группа? Какие задачи будет решать на данном этапе?
- Сколько вам потребуется времени?
- Как и по каким критериям будете оценивать работу группы?
II. Создание ситуации «Разрыва»
- Могут ли обитатели литорали обитать в водах рек, озер и наоборот?
- Может ли бурый медведь поменяться местом жительства с белым?
- Почему?
- От чего это зависит? (От природных условий)
- Как называется такой многолетний режим погоды? (Климат)
Обширные территории суши, отличающиеся по своим климатическим
условиям, почвам и живым обитателям называется природными зонами.
- Перед вами карта «Природные зоны России» (слайд)
- Соответствует ли содержащаяся на карте информация своему предназначению?
- Почему нет?
- Как вы думаете, каким будет следующее задание? Правильно, обозначить на карте природные зоны. (Учитель раздает каждой группе изображение России на контурной карте)
- Почему вы не начинаете работу?
- Что еще необходимо?
- Возьмите у меня на столе те предметы, которые помогут вам выполнить задание.
- Почему вы выбрали цветные карандаши?
- Теперь у вас есть и карта и цветные карандаши. Давайте договоримся о времени. Хорошо, у вас 10 минут. (Учитель обнаруживает растерянность и затруднение у детей. Суть возникшей проблемы, фиксируется на карте вопросительным знаком.).
- В чем трудность? Какие возникли вопросы? (Каким цветом раскрашивать зоны?
Какие они по площади? Где проходят границы природных зон? Сколько природных зон проходит по территории России? и т. д.)
- Четко сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись.
- Обозначим на карте проблему, поставив вопросительный знак.
III. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем
- Определите тему урока.
- Какую цель вы бы поставили?
- Какие задачи необходимо решить?
- Какие задания необходимо будет выполнить, чтобы решить проблему?
(Поработать с графиками, моделями, различными картами и т. д.)
1 задание
- Что это? Модель, схема, таблица или формула? ( Модель)
- Докажите.
- Ориентируясь на тему урока, предположите: перед вами модель чего может быть?
(Модель Земли)
- О чем рассказывает эта модель? ( О том, что наша планета разделена на какие-то области; может быть это природные зоны.)
- Отчасти вы правы. Это модель распределения тепла и солнечного света на Земле, влияние которых определяет климатические условия каждой природной зоны.
- Можно ли считать эту модель полной? (Нет) Почему?
- Каким способом можно обозначить области на данной модели?
(С помощью слов, знаков, символов, обозначить цветом)
- Каким способом воспользуетесь вы? (Обозначим цветом)
- И вы с этим заданием сможете справиться самостоятельно? (Да)
- Закрасьте те области планеты, которые получают больше всего солнечного света и тепла, те области, которые получают среднее количество тепла и света, и те области, которые получают их меньше всего. Я предлагаю воспользоваться тремя карандашами: красным, желтым и синим. Пяти минут хватит на выполнение задания? Время пошло. (Результаты групповых работ вывешиваются на доску)
- Посмотрите внимательно на выполненные группами работы.
- Что заметили? (Есть одинаковые и нет)
- Послушаем, как рассуждали те и другие.
2 задание
- Рассмотрите график с. 76. Что означают оси графика? О чем рассказывает этот график? Что еще определяет климатические условия каждой природной зоны? (количество осадков)
- Перечислите природные зоны.
- Если 1 августа в селе Ромашково дневная температура была 20 градусов, а 2 августа – 25 градусов, а 3 августа- 18 градусов по Цельсию и т. д., то средняя температура августа = 20+25+18+…/310 C.
- Как узнать среднегодовую температуру и посчитать среднегодовое количество осадков?
- Обсудите в группах и запишите формулы. Достаточно ли вам будет 5 минут?
- Кто будет представлять работу первой группы?
- Как рассуждала ваша группа?
- Можно ли назвать эти записи формулами? Почему?
- Есть еще вопросы к группе? Спасибо за работу.
- Рассмотрите внимательно формулы, записанные другими группами.
- Как вы думаете, имеет ли смысл выслушивать представителей остальных групп?
- Если у вас возникли вопросы, задайте их.
3 задание
- Определите по графику, где меньше всего осадков? Больше всего?
- Для какой природной зоны характерны среднегодовая температура 20 градусов по Цельсию и 200 мм осадков в год?
- Какие условия характерны для тайги?
- На фантастическом острове живет сухопутное животное пятиног обыкновенный. Пятиног предпочитает такой климат: средняя температура не ниже +20 0 C и не слишком влажный (не более 300 мм осадков в год).
- Может ли он обитать в природной зоне тайги?
- В каких природных зонах он мог бы обитать?
- А в условиях какой природной зоны вы бы хотели жить? Почему?
- В какой природной зоне мы с вами живем? Докажите.
4 задание
- Пользуясь результатами выполнения предыдущих заданий и картой годовых осадков (на стр. 63 в учебной тетради), определите и отметьте знаками «+» или «-» на карточке могут ли находиться природные зоны: тайга, тундра, смешанные леса, степь, пустыня, тропический лес на территории России? В вашем распоряжении не более 5 минут.
- А теперь проверьте сами, как вы выполнили это задание.
- Я покажу только один знак «+».
- Почему? (Потому что напротив всех зон надо было поставить «+», так как все, указанные в карточке природные зоны есть на территории России.)
- Оцените работу своей группы.
IV. Рефлексия
- Над какой темой работали?
- Какую цель ставили? Достигли?
- Справились с учебной задачей?
- Оцените свои знания по данной теме (ученики закрашивают зеленым карандашом еще небольшую часть «круга знаний»).
- Почему не закрасили круг полностью?
- А что нового узнали?
- Могу ли я убрать знак вопроса с контурной карты природных зон России и поставить восклицательный? (Нет! Оставим вопросительный знак, а восклицательный мы поставим тогда, когда правильно научимся находить и обозначать на контурной карте природные зоны России).
- Какую задачу поставим на следующий урок?
- А теперь оцените работу своей группы (карточки + , ± , - ) и свою работу на уроке (прием «Ладошка»: чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша на ладошке).
V. Домашнее задание
Учитель:
- Понятно, что разговор на эту тему не окончен. Он переносится на следующий урок. А чтобы не забыть то, о чем мы сегодня говорили, что на уроке было полезным, интересным и с какими трудностями столкнулись мы, опишите наш урок дома. А еще подумайте, где и когда вам в жизни могут пригодиться знания о климате и природных зонах?
(Дети дома пишут сочинения о том, что на уроке было полезным, интересным, с какими трудностями они столкнулись; рассуждают о том, где и когда в жизни им могут пригодиться знания о климате и природных зонах.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме «Что умеет компьютер?» (УМК «школа России», 1 класс)
Задачи урока: познакомить учащихся с составными частями компьютера, их функциями, правилами безопасного обращения с компьютером; обсудить значение и роль компьютера в нашей жизни. ...
Урок окружающего мира по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество" 4 класс
Урок по теме "Лес - природное сообщество"...
Презентация была подготовлена к уроку окружающего мира по теме «Планеты Солнечной системы». УМК «Школа России», 4класс. Учебник: «Окружающий мир», автор: А. А. Плешаков, М.;«Просвещение», для общеобразовательных учреждений.
Тема урока: Солнечная система....
Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.
Знакомство с географическим положением природной зоны-Тундра, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека....
Конспект урока Окружающего мира на тему" Что мы знаем о народах России" 1 класс
Конспект урока по окружающему миру....
Урок окружающего мира по теме «Черноморское побережье Кавказа- субтропическая зона», 4 класс
Разработка урока по окружающему миру по теме « Черноморское побережье Кавказа- субтропическая зона» ( 4 класс)Изучение природы, достопримечательностей Черноморского побережья Кавказа...
Конспект урока окружающего мира по теме "Формы земной поверхности", УМК "Школа России", 2 класс
Урок по данной теме разработан и проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он относится к разделу "Путешествия". На уроке применялись следующие педагогические технологии...