Урок окружающего мира 4 класс. Тема урока: Климат и природные зоны России.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Власенко Татьяна Анатольевна

Тема урока: Климат и природные зоны России

Тип урока:  Урок постановки и решения учебной задачи

Цель:  сформировать у учащихся представления о природных  зонах  России и особенностях климатических условий, влияющих на географическое  размещение природных зон.

Задачи урока.

Предметные результаты:

1) получить представление о природных зонах России;

2) познакомиться с их географическим положением и климатическими условиями;

3) узнать способы  определения  среднегодовой  температуры и среднегодового  количества  осадков.

Метапредметные результаты

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Коммуникативные: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.

Понятия урока: Природные зоны, климат, климатические условия (среднегодовая  температура и среднегодовое  количество  осадков)

Ресурсы урока: Компьютер, экран, проектор, презентация, учебная тетрадь  «Окружающий мир» 4 класс (авторы Е.В.Чудинова, Е. Н.Букварева), контурная  карта, карточки с названиями природных зон России.

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_klimat_i_prirodnye_zony.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Климат и природные зоны России

Предмет:   Окружающий мир

Класс:    4 класс

Тип урока:  Урок постановки и решения учебной задачи

Цель:  сформировать у учащихся представления о природных  зонах  России и особенностях климатических условий, влияющих на географическое  размещение природных зон.

Задачи урока.

Предметные результаты:

1) получить представление о природных зонах России;

2) познакомиться с их географическим положением и климатическими условиями;

3) узнать способы  определения  среднегодовой  температуры и среднегодового  количества  осадков.

Метапредметные результаты

        Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Коммуникативные: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.

Понятия урока: Природные зоны, климат, климатические условия (среднегодовая  температура и среднегодовое  количество  осадков)

Ресурсы урока: Компьютер, экран, проектор, презентация, учебная тетрадь  «Окружающий мир» 4 класс (авторы Е.В.Чудинова, Е. Н.Букварева), контурная  карта, карточки с названиями природных зон России.

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Ход урока

I.  Создание ситуации успеха

- С чего начнем урок окружающего мира? (С проверки домашнего задания)

- Что было задано на дом? (Подготовить сообщение об одном из животных литорали (зоны на берегу океанов и морей, покрытой соленой водой во время прилива)

- Улыбнитесь, довольны ли  вы своей работой дома?

- Как будем работать: прослушаем все сообщения, а потом приступим к изучению новой темы? (Да)

- Сколько вам в таком случае потребуется времени для проверки домашнего задания? (Это займет почти весь урок)        

- Как же организовать работу на уроке, чтобы за короткий срок все ученики смогли услышать только самую интересную и полезную информацию? (Поработать в группах)

- Давайте уточним, что будет делать каждая группа? Какие задачи будет решать на данном этапе?  

- Сколько вам потребуется времени?

- Как и по каким критериям будете оценивать работу группы?

II. Создание ситуации «Разрыва»

- Могут ли обитатели литорали обитать в водах рек, озер и наоборот?

- Может ли бурый медведь поменяться местом жительства с белым?

- Почему?

- От чего это зависит? (От природных условий)

- Как называется такой многолетний режим погоды? (Климат)

        Обширные территории суши, отличающиеся по своим климатическим

 условиям, почвам и живым обитателям называется природными зонами.

- Перед вами карта «Природные зоны России» (слайд)

- Соответствует ли содержащаяся на карте информация своему предназначению?

- Почему нет?

- Как вы думаете, каким будет следующее задание? Правильно, обозначить на карте природные зоны. (Учитель раздает каждой группе изображение России на контурной карте)

- Почему вы не начинаете работу?

- Что еще необходимо?

- Возьмите у меня на столе те предметы, которые помогут вам выполнить задание.

- Почему вы выбрали цветные карандаши?

- Теперь у вас есть и карта и цветные карандаши. Давайте договоримся о времени. Хорошо, у вас 10 минут. (Учитель обнаруживает растерянность и затруднение у детей. Суть возникшей проблемы, фиксируется на карте вопросительным знаком.).

- В чем трудность? Какие возникли вопросы? (Каким цветом раскрашивать зоны?

Какие они по площади? Где проходят границы природных зон? Сколько природных зон проходит по территории России? и  т. д.)

- Четко сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись.

- Обозначим на карте проблему, поставив вопросительный знак.

III. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем

- Определите тему урока.

- Какую цель вы бы поставили?

- Какие задачи необходимо решить?

- Какие задания необходимо будет выполнить, чтобы решить проблему?

(Поработать с графиками, моделями, различными картами и т. д.)

1 задание

- Что это? Модель, схема, таблица или формула? ( Модель)

- Докажите.

- Ориентируясь на тему урока, предположите: перед вами модель чего может быть?

(Модель Земли)

- О чем рассказывает эта модель? ( О том, что наша планета разделена на какие-то области; может быть это природные зоны.)

- Отчасти вы правы. Это модель распределения тепла и солнечного света на Земле, влияние которых определяет климатические условия каждой природной зоны.

- Можно ли считать эту модель полной? (Нет) Почему?

- Каким способом можно обозначить области на данной модели?

(С помощью слов, знаков, символов, обозначить цветом)

- Каким способом воспользуетесь вы? (Обозначим цветом)

- И вы с этим заданием сможете справиться самостоятельно? (Да)

- Закрасьте те области планеты, которые получают больше всего солнечного света и тепла, те области, которые получают среднее количество тепла и света, и те области, которые получают их меньше всего. Я предлагаю воспользоваться тремя карандашами: красным, желтым и синим. Пяти минут хватит на выполнение задания? Время пошло. (Результаты групповых работ вывешиваются на доску)

- Посмотрите внимательно на выполненные группами работы.

- Что заметили? (Есть одинаковые и нет)

- Послушаем, как рассуждали те и другие.

2 задание

- Рассмотрите график с. 76. Что означают оси графика? О чем рассказывает этот график? Что еще определяет климатические условия каждой природной зоны? (количество осадков)

- Перечислите природные зоны.

- Если 1 августа в селе Ромашково  дневная температура была 20 градусов, а 2 августа – 25 градусов, а 3 августа- 18 градусов по Цельсию и т. д., то средняя температура августа = 20+25+18+…/310 C.

- Как узнать среднегодовую температуру и посчитать среднегодовое количество осадков?

- Обсудите в группах и запишите формулы. Достаточно ли вам будет 5 минут?

- Кто будет представлять работу первой группы?

- Как рассуждала ваша группа?

- Можно ли назвать эти записи формулами? Почему?

- Есть еще вопросы к  группе? Спасибо за работу.

- Рассмотрите внимательно формулы, записанные другими группами.

- Как вы думаете, имеет ли смысл выслушивать представителей остальных групп?

- Если у вас возникли вопросы, задайте их.

3 задание

- Определите по графику, где меньше всего осадков? Больше всего?

- Для какой природной зоны характерны среднегодовая температура 20 градусов по Цельсию и 200 мм осадков в год?

- Какие условия характерны для тайги?

- На фантастическом острове живет сухопутное животное пятиног обыкновенный. Пятиног предпочитает такой климат: средняя температура не ниже +20 0 C и не слишком влажный (не более 300 мм осадков в год).

- Может ли он обитать в природной зоне тайги?

- В каких природных зонах он мог бы обитать?

- А в условиях какой природной зоны вы бы хотели жить? Почему?

- В какой природной зоне мы с вами живем? Докажите.

4 задание

- Пользуясь результатами выполнения предыдущих заданий и картой годовых осадков (на стр. 63 в учебной тетради), определите и отметьте знаками «+» или «-» на карточке могут ли находиться природные зоны: тайга, тундра, смешанные леса, степь, пустыня, тропический лес на территории России? В вашем распоряжении не более 5 минут.

- А теперь проверьте сами, как вы выполнили это задание.

- Я покажу только один знак «+».

- Почему? (Потому что напротив всех зон надо было поставить «+», так как все, указанные в карточке природные зоны есть на территории России.)

- Оцените работу своей группы.

IV. Рефлексия

- Над какой темой работали?

- Какую цель ставили? Достигли?

- Справились с учебной задачей?

- Оцените свои знания по данной теме (ученики закрашивают зеленым карандашом еще небольшую часть «круга знаний»).

- Почему не закрасили круг полностью?

- А что нового узнали?

- Могу ли я убрать знак вопроса с контурной карты природных зон России и поставить восклицательный? (Нет! Оставим вопросительный знак, а восклицательный мы поставим тогда, когда правильно научимся находить и обозначать на контурной карте природные зоны России).

- Какую задачу поставим на следующий урок?

- А теперь оцените работу своей группы (карточки + , ± , - ) и свою работу на уроке (прием «Ладошка»: чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша на ладошке).

V. Домашнее задание

Учитель:

- Понятно, что разговор на эту тему не окончен. Он переносится на следующий урок. А чтобы не забыть то, о чем мы сегодня говорили, что на уроке было полезным, интересным и с какими трудностями столкнулись мы, опишите наш урок дома. А еще подумайте, где и когда вам в жизни могут пригодиться знания о климате и природных зонах?  

(Дети дома пишут  сочинения о том, что на уроке было полезным, интересным, с какими трудностями они столкнулись; рассуждают о том, где и когда в жизни им могут пригодиться знания о климате и природных зонах.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме «Что умеет компьютер?» (УМК «школа России», 1 класс)

Задачи урока: познакомить учащихся с составными частями компьютера, их функциями, правилами безопасного обращения с компьютером; обсудить значение и роль компьютера в нашей жизни. ...

Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.

Знакомство с географическим положением  природной зоны-Тундра, климатическими условиями,  растительным и животным миром и деятельностью человека....

Урок окружающего мира по теме «Черноморское побережье Кавказа- субтропическая зона», 4 класс

Разработка урока по окружающему миру по теме « Черноморское побережье Кавказа- субтропическая зона» ( 4 класс)Изучение природы, достопримечательностей Черноморского побережья Кавказа...

Конспект урока окружающего мира по теме "Формы земной поверхности", УМК "Школа России", 2 класс

  Урок по данной теме разработан и проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он относится к разделу "Путешествия". На уроке применялись следующие педагогические технологии...