Конспект урока "Первые шаги в из учении природы" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру "Первые шаги в из учении природы" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayuschiy_mir_3_klass.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.

Гончаренко А.

Класс:                                                

3

Тема:

Первые шаги в из учении природы

Цель:

Создание условий для формирования знаний о первых шагах в изучении природы

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

Кто такие колдуны

Понимать:

 Как доказывали ученые шарообразность Земли

Применять:

Находить в тексте главную информацию

Анализ:

Выделение главной информации из текста

Оценка:

Оценивать значимость знаний по теме

 

Метапредметные:

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

II. Актуализация знаний

«Минутка» календаря

Ребята, а сегодня по дороге в школу, вы наблюдали мир?

1. Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением

поздней осени?

2. Как они отразились на живой природе?

3. Поясните, с чем связаны эти изменения?

- Почему происходит изменение времён года? (это связано с вращением Земли вокруг Солнца)

- Только ли вокруг Солнца вращается Земля? (нет, вокруг своей оси)

- В каком направлении вращается Земля? (против часовой стрелки)

Покажите, как вы себе представляете вращение Земли вокруг своей оси.

- Что при этом происходит на Земле? (смена дня и ночи)

Исследования проводились ещё с древних времён. Одним из вопросов, который очень волновал людей - это форма Земли.

- Как вы думаете, люди всегда знали, что Земля шарообразная и вращается вокруг своей оси и Солнца?

- Как люди представляли раньше Землю? СЛАЙД

У каждого народа были свои представления о Земле.

III. Постановка темы и целей урока.

Исходя из того о чём мы с вами говорили, попробуйте догадаться, о чём будет идти речь на уроке?

Первые представления людей.

Какая Земля.

Как раньше люди представляли землю?

Тема сегодняшнего урока: «Первые шаги в изучении природы». СЛАЙД

Сегодня мы поговорим о том, как человек постигал тайны природы.

- Опираясь на тему нашего урока, определите цель.

ЦЕЛИ УРОКА.

Узнать первые представления людей в изучении природы.

Закрепить знания о форме земли.

-определить пути изучения природы древними людьми; СЛАЙД

-обобщить знания о доказательствах шарообразности Земли.

IV. Изучение нового материала

Ребята, а вы на уроках окружающего мира как изучаете мир вокруг вас?

-Если у вас возникают вопросы, где вы находите ответы?

-Сегодня вам тоже предстоит находить информацию в учебнике, делать предположения, проверять их, т.е. учится быть исследователями природы. Как это получится, проверим в конце урока.

Первые сведения о Земле люди приобрели ещё в древнейшие времена. Тогда не было никаких технических средств и для людей многое было не понятно, а неизвестность пугала их.

- Как вы думаете, к кому они могли обратиться за объяснением?

Многое чего люди не понимали они называли колдовством.

- Так к кому же они обращались? (колдунам, люди которые много знали)

- А чем занимались колдуны в племени?

Найдите в тексте ответ на вопрос и зачитайте. (стр.75-76) СЛАЙД

Колдун должен был знать повадки животных и места их обитания. Чтобы лечить, он должен был знать свойства трав и минералов и хотя бы в общих чертах оказывать необходимую помощь больным и раненым.

И сейчас среди нас живут люди, которых в древние времена назвали бы колдунами.

- Как вы думаете это люди, каких профессий? (врач и учёный)

- Скажите, а чем занимались учёные? (исследованиями, наблюдали, ставили опыты и т. д.)

Богатое научное наследие оставили нам первые древние государства.

В Греции жил знаменитый учёный Аристотель. СЛАЙД Он долго сопоставлял факты и обратил внимание на одну особенность.

Какую? Попробуйте догадаться сами. Посмотрим на экран.

Он проделал огромную работу. Вот к какому выводу он пришел:

Земля – это шар.

-Давайте выясним, какие факты в доказательство привел Аристотель.

А для этого мы воспользуемся учебником.

Факт 1

Аристотель задался вопросом:

-Почему парус корабля, который плывет к гавани, не виден весь сразу, а появляется постепенно?

- К какому выводу он пришёл? (есть изгиб незаметный человеческому глазу и земля не является плоской)


Факт 2

Аристотеля заинтересовал еще один вопрос:

-Почему во время лунных затмений край тени Земли, надвигающийся на Луну, всегда бывает дугообразным? СЛАЙД

-Какой предмет может дать круглую тень?

Такую тень может давать только круглый предмет.

-К какому выводу пришел Аристотель?

Земля – это шар.

ФИЗМИНУТКА.

Но много лет эти факты были лишь предположениями. Намного позже люди окончательно убедились, что Земля шарообразно.

- А кто доказал, что Земля круглая?

Фернан Магеллан - это знаменитый мореплаватель. СЛАЙД Его экспедиция вышла из порта и двигалась постоянным курсом - на закат Солнца и вернулась в тот же порт. Тем самым доказав, что Земля имеет шарообразную форму.

Мы знаем, что мир не стоит на месте, постоянно происходят открытия и изобретения в разных областях науки, медицины и техники. Так было всегда.

В той же стране жил ещё один учёный и изобретатель Архимед, который провёл немало исследований и сделал много открытий.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. СЛАЙД

Давайте поговорим об открытиях в области техники.

Как вы думаете, что изобрёл великий Архимед?

Да, действительно он изобрёл винт для подъема воды из водоёма на сушу.

Используется ли в современных механизмах архимедов винт? СЛАЙД

Да, используется, в хлебоуборочных машинах.

V. Итог

Аристотель, Архимед, Магеллан, что объединяет этих людей? (они умели наблюдать и делать открытия, а так же наблюдали за природой)

Своими открытиями они внесли огромный вклад в развитие науки.  Можно ли утверждать, что человек до конца познал природу и можно поставить точку? Почему вы так думаете? В природе много того, чего человек еще не в силах понять, но очень хочет этого. И шаг за шагом постигает  тайны природы. Может быть, впереди человечество ждет столько открытий, что знания, которые мы имеем, можно назвать первыми шагами  в изучении природы.

Давайте подведём итог. Проведём тест. (взаимопроверка)

В природе много того, чего человек еще не в силах понять, но очень хочет этого. И шаг за шагом постигает тайны природы.

Может быть, впереди человечество ждет столько открытий, что знания, которые мы имеем, можно назвать первыми шагами в изучении природы.

-Ребята, поднимите руку те, кто считает, что на уроке он учился быть исследователем. А достигли ли мы целей урока?

Мы на уроке : - определили пути изучения природы древними людьми;

-закрепили знания о доказательствах шарообразности Земли.

Как люди представляли Землю в древности

Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.  
Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира. 

Древние греки представляли себе Землю плоской. Такого мнения придерживался, например, древнегреческий философ Фалес Милетский, живший в VI веке до н.э .Землю он считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос  и совершал свой путь по небу. 

Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката. 
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. 

Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря. Таким образом, в основе представлений древних вавилонян о Земле лежали наблюдения за явлениями природы, однако ограниченность знаний не позволяла правильно их объяснить. 

Итоги урока.

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Что мы повторяли сегодня на уроке?

Фамилия, имя _______________________________________ Отметка___________

Тест. Первые шаги в изучении природы.

1.Первые сведения о Земле люди приобрели :

А) В новое время

Б) В новейшем времени

В) В древнейшие времена

2. Этим в племени занимался:

А) Шаман

Б) Фокусник

В) Колдун

3. Из сопоставления двух фактов Аристотель сделал вывод:

А) Что Земля должна быть шарообразной

Б) Иметь форму диска

В) Иметь квадратную форму

4.Доказал, что Земля круглая:

А) Аристотель

Б) Магеллан

В) Архимед

5. Винт изобрёл:

А) Аристотель

Б) Магеллан

В) Архимед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край

Условия успешной адаптации  первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей-  со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....

Конспект урока по физической культуре во 2 классе, тема: «Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, упражнения с малыми мячами».

Задачи: - образовательные: обучить лазанью по гимнастической стенке приставными шагами.- развивающие: развивать координацию тела, внимания, точности, скоростно-силовых качеств.- воспитательные: воспит...

Конспект урока по ОРКСЭ "Православное учение о человеке"

Размышление о человеке с точки зрения православной культуры....

Конспект урока по литературному чтению "Повторение - мать учения" 1 класс "Перспектива"

Данный урок используется при повторении изученного материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс обобщает знания учащихся с буквами «б», «з» согласными звуками, формирует ценн...

Конспект урока ОРКСЭ Тема Православное учение о человеке. 4 класс

Предмет: Основы православной культуры. А.В.Кураев. Урок в 4 классе. Материал содержит конспект урока, презентацию.Тема урока: Православное учение о человеке....

Конспект классного часа "Мотивация учения" (1 класс)

Цель деятельности учителя: закрепление у учащихся понятия «мотивация».Планируемые результаты:Предметные:-Повторение значения мотивов.-Развитие способностей мотивации.Личностные:-Воспитыван...