Тема. Наша дружная семья.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цель урока: организовать взаимодействие детей в ходе обучения, уточнить представления учащихся о семье, о традициях семьи, формировать позитивное отношение к своей семье, показать важность внимательных и заботливых отношений, взаимопомощи между членами семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_31.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Наша дружная семья.
Цель урока: организовать взаимодействие детей в ходе обучения, уточнить представления учащихся о семье, о традициях семьи, формировать позитивное отношение к своей семье, показать важность внимательных и заботливых отношений, взаимопомощи между членами семьи.
Планируемые результаты
Личностные:
- развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие осознания необходимости культуры общения в семье;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем;
- умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий,
- способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках,
- добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке,
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений,
- развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи,
- совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
- отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия,
- уметь различать родственные взаимосвязи,
- определять роль в жизни человека культуры семейного общения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: телевизор, компьютер, электронная презентация, карточки, шкатулка, клей, фломастеры.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
– Добрый день, ребята. Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьёзный урок.
II. Подготовка к введению темы урока.
1. Чтение рассказа.
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Тля пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.
– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.
– Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?
– Ребята, что загадал Толя?
– Сбылось ли его желание?
– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце?
– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?
– Какой вывод можно сделать из этого рассказа?
2. Вывод.
- Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться.
В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.
3. Загадки.
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (Мама.)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (Папа.)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (Дедушка.)
4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (Бабушка.)
5. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышлёный, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (Сын, брат.)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне … (Сестрёнка.)
7. Она все на свете помнит и знает
И бабушка мамой ее называет!
И часто приходят к ней в дом доктора
Она же мне пра…, она же мне пра… (Бабушка.)
8. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (Тётя.)
9. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой… (Дядя.)
III. Работа по теме урока.
1. Постановка учебной задачи.
– Сегодня тема урока «Наша дружная семья».
– Нам предстоит очень серьёзная работа. Мы уточним понятие «Семья», познакомимся с семьями одноклассников, узнаем правила общения и поведения в семье, посадим необычное дерево.
2. Основная часть.
– Начать наше занятие я предлагаю вам, ребята, с разгадывания ребуса.
«Семья» сколько в нём загадок, оно делится на два слова «семь» и «я» – это семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие увлечения и любимые занятия.
- В толковом словаре Ожегова С. И. записано так:
1.Семья – это группа родственников, живущих вместе.
– Ребята, а как вы считаете: что такое семья? Как вы понимаете значение этого слова?
Семья – это ... .
– Сейчас каждый из вас высказал своё мнение, как он понимает слово «семья».
– Давайте обобщим все сказанное вами.
– Ребята, а если посмотреть на нас с вами, можно ли сказать, что мы – «семья»?
– Семья – это не только группа родственников, но и мы с вами тоже «семья».
– А почему нас можно назвать семьёй?
2. Семья – единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.
– Подумайте, а кого ещё можно назвать семьёй?
В природе тоже существуют семьи. У животных есть семьи, у растений и т.д.
3. Семья – группа животных, птиц или растений одного вида.
– Семья – это дом.
Это папа и мама, дедушка и бабушка …
Это дружба и любовь. Это забота друг о друге.
Это радость и печали, которые одни на всех.
Это привычки и традиции.
А ещё – это опора во всех бедах и несчастьях.
Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь.
3. Стихотворение.
– Прослушайте стихотворение, поднимите жёлтый сигнал, если вы услышите, что дети поступают неправильно.
К дедушке и бабушке
Катя и Володя,
В гости на оладушки
в выходной приходят.
Внук Володя попросил:
– Дед, налей мне чаю.
Дед низко голову склонил,
– Плохо слышу я внучок,
не чета тебе я.
Я уже ведь старичок,
вот и слух слабеет.
Катя бабушке кричит:
– Ты не видишь, что ли,
Что солонка тут стоит,
на столе без соли?”
Кате бабушка в ответ:
– Я ведь вижу плохо,
Мне уже не мало лет,
помоги мне кроха.
– Что вам не понравилось в поступках детей?
– Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?
– Я прочитаю вам некоторые высказывания, а вы подумайте, выполняете ли вы их?
– Если вы их выполняете, то можете поднять зелёный сигнал, если нет – красный. Но у вас есть выбор, вы можете ничего не поднимать. А подумать про себя.
– Вы часто говорите маме, что любите её?
– Папа, уставший приходит с работы, и вы тут же, с порога начинаете докучать его просьбами пойти погулять.
– Ваша бабушка не живёт рядом с вами, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.
– Любимый дедушка принёс вам шоколад, вы развернули обёртку и отломили половинку дедушке.
– Брат (или старшая сестра) в школе получила плохую отметку. Вы не бежите к маме и папе рассказывать о случившемся. Вы подбадриваете ее, помогаете исправить ситуацию.
Физкультминутка.
– Молодцы, ребята! Давайте посмотрим на некоторые ситуации взаимоотношений в семье и обсудим их в группе.
– Конечно же, когда мы живем в семье – мы должны с уважением относится к каждому члену семьи. А вот знаем ли мы как называют членов семьи, мы сейчас вспомним? Но для этого нужно вспомнить:
1. Как можно по - другому одним словом назвать маму и папу? (Родители.)
2. Кого называют предками?
3. Кого называют потомками?
4. Игра «Проще простого».
– Расчитайтесь на 1,2,3.
– Вы команда «Родители».
– Вы команда «Предки».
– Вы команда «Потомки».
– Это ваши команды. Каждая команда должна объяснить слово. Слова написаны на листочках бумаги и лежат в шкатулке. Объяснить значение слова нужно за 20 секунд.
– Наша задача: умело объяснить значение известных слов.
(Бабушка, дедушка, дочь, сын, мама, папа, внук, дядя, тётя, племянник, племянница, кузен, кузина, прабабушка, прадедушка, брат, сестра, муж, жена.)
– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники.)
– Русская народная пословица гласит «Вся семья вместе и душа на месте». Раньше о доме, о семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость.
– Вокруг каждого из нас много родных (бабушки, дедушки, тёти, дяди и т.д.), с ними мы связаны неразрывными нитями. Многие из вас составили свою родословную.
5. Работа с рисунком.
– Если внимательно посмотреть на рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Дерево крепко держится корнями за землю. Говорят «У него крепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и чтит.
– Нет одинаковых семей, у каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения.
– А какие традиции или обычаи есть в вашей семье?
– Каждая семья – интересна по-своему. У каждой семьи есть чему поучиться.
6. Работа в парах.
– Не всегда получается всё делать правильно. Ошибаются не только дети, но и взрослые. Давайте поработаем в парах и попробуем определить ошибки, которые допустили и взрослые и дети?
– Про семью много сложено стихов, пословиц, поговорок. Ещё одну вы узнаете, выполнив задание. Работайте в паре дружно. У вас все получится.
«Собери пословицу».
– Соберите пословицу, объясните её смысл.
Первая команда. Семья – это любовь и терпение.
Первая команда. Семья – дороже золота.
Первая команда. В семье – все равны.
IV. Обобщение изученного материала.
– Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием. В конце нашего урока я приглашаю вас вместе выполнить ещё одно задание.
– Что же такое семья?
– Какую семью можно назвать дружной?
– Какие правила культурного общения вы запомнили?
Дом моей мечты.
– Постройте «Дом своей мечты». Подумайте, что должно быть обязательно в вашем счастливом доме.
– Предлагаю каждой команде из полосок, которые вы взяли, «построить» этот дом. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом:
* понимание,
* раздражение,
* взаимопомощь,
* ссора,
* радость,
* безразличие,
* уважение,
*наказание.
V. Рефлексия.
1. Ответы на вопросы.
– Что же такое семья?
– Какую семью можно назвать дружной?
– Какие правила культурного общения вы запомнили?
– Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии?
– Какое открытие вы сделали для себя сегодня?
– Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, я хочу подарить вам памятки.
– Так что же такое семья?
– Ну и как было обещано в начале занятия, урок мы завершим необычно – посадим дерево дружной семьи.
– Среди рукавичек, найти пару. На каждом пальчике ваших рукавичек напишите членов вашей семьи, а если семья большая – то на двух рукавичках. И приклейте их на наше дерево «Дружной семьи». Ведь дружная семья не только дома, но и у нас в школе.
2. Прослушивание песни «Родительский дом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Наша дружная семья"
Классный час на тему "Наша дружная семья" для обучающихся начальной школы.Цель: духовно-нравственное воспитание детей на основе семьи и семейных ценностей. Государство - это большая семья, семья - это...
Внеклассное мероприятие. Работа с родителями. Тема. Наша дружная семья.
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникае...
Классный час по теме "Наша - дружная семья"
Классный час "Наша - дружная семья"воспитывает у обучающихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью....
Конспект урока + презентация в 3 классе по окружающему миру. Тема " Наша дружная семья"
Конспект + презентация...
Классный час . Тема: «Наша дружная семья».
Цель: содействовать сплочению детского коллектива, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Для учащихся 3 класса....
презентация на тему "Наша дружная семья" Школа России 2 класс
Презентация на тему "Наша дружная семья"...
Тема: Наша дружная семья. 2 класс. Программа: Школа России.
Предмет: окружающий мирКласс: 2еТема урока: Наша дружная семьяЦели урока: – познакомиться с целями и задачами раздела...